СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекции по обществознанию по разделу: "Человек".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекции по обществознанию по разделу: "Человек" и закрепляющие их тесты помогут подготовить учащихся к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Лекции по обществознанию по разделу: "Человек".»

ЧЕЛОВЕК

человек

существо биологическое (инстинкты) существо социальное (только в обществе)


существо биосоциальное

Антропогенез – теория происхождения человека, изучение процесса его возникновения и развития.

Социогенез – процесс развития человека от рождения до смерти.

Теории происхождения человека:

религиозная

теория палеовизита

естественно-научные (материалистические)

Ч.Дарвин (19 в.), создатель эволюционной теории

Ф.Энгельс (19 в.)

божественное происхождение, душа – источник человеческого в человеке

человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

человек, как биологический вид, имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Основные социальные отличия человека от животного:

  1. обладает мышлением

  2. обладает речью

  3. способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности

  4. в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность

  5. способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ

  6. воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности



ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ЧЕЛОВЕК»

1. Человек в отличие от животного способен:

  1. совершать привычные действия;

  2. предварительно обдумывать своё поведение;

  3. проявлять эмоции;

  4. заботиться о потомстве.


2. В отличие от животного человек способен:

  1. реагировать с помощью чувств;

  2. вырабатывать условные рефлексы;

  3. удовлетворять потребности;

  4. прогнозировать результаты действий.


2. Что свойственно и человеку, и животному?

  1. преобразование мира;

  2. накопление знаний;

  3. необходимость отдыха;

  4. стремление к прекрасному.


28. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек – биосоциальное существо». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ПОТРЕБНОСТИ


Потребность – нужда человека в чём-либо, необходимом для существования.

Виды потребностей:

  • биологические (органические, материальные) – в пище, одежде, жилище;

  • социальные – в общении с другими людьми;

  • духовные (идеальные, познавательные).

Виды потребностей по А.Маслоу:

  1. первичные (врождённые):

  • физиологические - в воспроизводстве рода, в пище, дыхании, одежде, жилище;

  • экзистенциальные - в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне;

  1. вторичные (приобретённые):

  • социальные – в социальных связях, общении, привязанности, участии в совместной деятельности;

  • престижные – в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха, служебном росте;

  • духовные – в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Разумные потребности – стремление к истине, знаниям, желание приносить добро, ложные потребности – в курении.

Потребности интересы, склонности.

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности (предмету).

Виды:

  1. по носителю интересов – индивидуальные, групповые, всего общества;

  2. по направленности – экономические, социальные, политические, духовные.

Склонность – направленность на определённую деятельность.

Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.




ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПОТРЕБНОСТИ»


1. И человеку, и животному свойственны потребности в:

  1. самореализации;

  2. самосохранении;

  3. самопознании;

  4. самообразовании.


2. К социальным потребностям человека относится потребность:

  1. дышать;

  2. питаться;

  3. спать;

  4. общаться.


1. Какое слово пропущено в схеме?

……


Биологические экзистенциальные социальные престижные духовные


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Деятельность – преобразование и подчинение внешнего мира целям человека.

Основные компоненты деятельности:

  • субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, общество);

  • объект – то, на что направлена деятельность (предмет, процесс);

  • мотив – условия, вызывающие активность субъекта и определяющие направленность деятельности (идеалы, убеждения, эмоции);

  • цель – осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека;

  • действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели;

  • методы и средства;

  • процесс;

  • результат (продукт).

Характеристики деятельности:

  1. сознательный характер – сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результатов;

  2. продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

  3. преобразующий характер – изменение окружающего мира и самого человека;

  4. общественный характер – вступление в процессе деятельности в разнообразные отношения с другими людьми.

Социогенез – процесс развития человека от рождения до смерти

1. Виды деятельности в процессе социогенеза:

  1. Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты:

  • происходит в условной ситуации;

  • используются замещающие предметы;

  • нацелена на удовлетворение интереса её участников;

  • способствует развитию личности.

  1. Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Структура общения:

  • субъект – инициатор общения;

  • цель – ради чего общение;

  • содержание – передающаяся информация;

  • средства – способы передачи, переработки и расшифровки информации;

  • получатель информации.

Функции общения:

  1. социализации – введение человека через общение в общество;

  2. познавательная – познание людьми друг друга;

  3. психологическая – осуществление воздействия на психическое состояние человека;

  4. организационная – организация совместной деятельности людей.

Классификация общения:

А. по используемым средствам общения:

  • непосредственное – с помощью естественных органов – рук, голосовых связок;

  • опосредованное – с помощью специально приспособленных или изобретённых средств – газета, компакт-диск, след на земле;

  • прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;

  • косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Б. по субъектам общения:

  • между реальными субъектами;

  • между реальным субъектом и иллюзорным партнёром, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (игрушки, домашние животные);

  • между реальным субъектом и воображаемым партнёром («внутренний голос», диалог с образом другого человека);

  • между воображаемыми партнёрами – художественными образами произведений.

  1. Учение – вид деятельности, цель которого – приобрести знания, умения, навыки.

Виды учения:

  1. организованное – осуществляется в ОУ;

  2. неорганизованное – осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат;

3. самообразование – получение знаний самостоятельно.

  1. Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Характеристики труда:

  1. целесообразность;

  2. нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов;

  3. наличие мастерства, умений, знаний;

  4. практическая полезность;

  5. получение результата;

  6. развитие личности;

  7. преобразование внешней среды обитания человека.

2. Классификация деятельности:

  • по объектам и результатам (продуктам) деятельности:

А. материальная (практическая) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей:

  • материально-производственная – преобразование природы;

  • социально-преобразовательная – преобразование общества.

Б. духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей:

  • познавательная – отражение действительности в художественной и научной формах, мифах, религиозных учениях;

  • ценностно-ориентировочная – формирование мировоззрения людей, их положительного или отрицательного отношения к явлениям окружающего мира;

  • прогностическая – планирование или предвидение возможных изменений действительности.

  • по субъекту деятельности:

А. индивидуальная;

Б. коллективная.

  • по характеру самостоятельной деятельности:

А. репродуктивная – по образцу;

Б. творческая – с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов.

Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Механизмы осуществления творческой деятельности:

  • комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний;

  • воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;

  • фантазия – способность создавать представления и образы, характеризующиеся особой силой, яркостью и необычностью;

  • интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.

  • по соответствию правовым нормам:

  • законная (легальная);

  • незаконная (нелегальная).

  • по соответствию моральным нормам:

  • моральная;

  • аморальная.

  • по соотношению с общественным прогрессом:

  • прогрессивная;

  • реакционная.

  • в зависимости от сфер общественной жизни:

  • экономическая;

  • социальная;

  • духовная;

  • политическая.

  • по особенностям проявления человеческой активности:

  • внешняя (движения, мышечная активность);

  • внутренняя (умственные действия).





ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


1. Субъектами детской игры в дочки-матери являются:

  1. правила игры;

  2. игровые сюжеты;

  3. игрушки;

  4. дети.


2. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?

  1. материально-производственной;

  2. социально-преобразовательной;

  3. духовно-практической;

  4. духовно-теоретической.


2. Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Субъектом этой деятельности являются:

  1. декорации;

  2. исполнители;

  3. музыкальные инструменты;

  4. зрители.


5. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

проявления

виды деятельности

А. создание художественных ценностей

1. материальная

Б. осуществление научного открытия

В. осуществление глобального моделирования

Г. проведение реформ в обществе

2. духовная

Д. совершенствование технологий производства


А

Б

В

Г

Д






СОЦИАЛИЗАЦИЯ


Социализация – общественный процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Этапы социализации:

  1. начальный – воспитание в семье;

  2. средний – обучение в школе;

  3. завершающий – социализация взрослого человека: роль супруга, дедушки.

Институты социализации – кто обеспечивает социализацию:

  • семья;

  • детский сад;

  • школа;

  • армия;

  • средние учебные заведения и вузы;

  • общество;

  • государство.

Агенты социализации – что влияет на социализацию:

  • национальные традиции и обычаи;

  • государственная политика;

  • СМИ;

  • социальное окружение;

  • образование;

  • самовоспитание.




ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»


С 5. Раскройте смысл понятия «социализация». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации.


С 7. Назовите три института социализации и охарактеризуйте примером каждый из них.




















ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ


Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов – отдельная особь среди других людей – Юля для будущих людей как представитель женского пола, жившего в 20 в. – определённый размер мозга, типичные потребности и т.д.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, исключительность, многосторонность, естественность его деятельности с учётом личных особенностей – характер, манера поведения, внешний облик – Юля обладает индивидуальными чертами, только ей присущими: внешность, характер.

Личность – человеческий индивид, субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых свойств, черт и качеств, которые он реализует в общественной жизни – человек с социально значимыми качествами – Юля как лидер волонтёров, депутат.

Структура личности:

  1. социальный статус – место человека в системе общественных отношений;

  2. социальная роль – ожидаемая и соответствующая социальному статусу модель поведения;

  3. направленность – потребности, взгляды, мотивы поведения, идеалы.






ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ»


1. Главным проявлением личности человека является(-ются)

1) участие в жизни общества

2) характер протекания психических процессов

3) генетически наследуемые качества

4) особенности мышления и памяти


2. Какой признак отражает качества человека как личности?

1) принадлежность к человеческому роду

2) генетически наследуемые качества

3) проявления чувств и эмоций

4) ориентация на определенные ценности


3. Какой признак отражает качества человека как личности?

1) принадлежность к человеческому роду

2) генетически наследуемые качества

3) проявления чувств и эмоций

4) ориентация на определенные ценности


2 7. Термины «личность животного», «личность новорожденного» с научной точки зрения ошибочны. Объясните, почему. Какой термин следует употреблять вместо названных? Почему?





МЫШЛЕНИЕ

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.

головной мозг

язык побуждения

представление мышление реакция

образ знак

законы

Типы мышления:

  1. образное – задача дана наглядно, в конкретной форме. Решение – практическое действие (первобытный человек, люди первых земных цивилизаций) – охота на мамонта;

  2. понятийное (теоретическое) – теоретическая задача. Решение – использование абстрактных понятий, теоретических знаний (современный человек) – решение тестов по обществознанию;

  3. знаковое – обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук с искусственными, знаковыми языками. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.



ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «МЫШЛЕНИЕ»

В 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «мышление». Укажите лишние два термина:

  1. Образ, 2. язык, 3. наследственность, 4. представление, 5. темперамент, 6. знак.





ПОВЕДЕНИЕ


Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период.

1 человек поведение 1 (поступки)

деятельность (действия)

2 человек поведение 2 (поступки)

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом. образцы, принятые в обществе нравы – типичные, повторяемые множеством людей

реакции на определённые события.

обычаи – форма интуитивного поведения человека

в определённой ситуации.

Виды социального поведения:

  1. массовое – активность масс, не имеющая определённой цели и организованности (мода, паника, политические движения);

  2. групповое – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов;

  3. просоциальное – поведение человека, в основе которого лежат мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.


ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПОВЕДЕНИЕ»

А 1. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны





ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА


Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека:

  • познание – потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни, формирует

  • интеллект – совокупность умственных способностей, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется;

  • эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности – удивление, страх, радость;

  • чувства – эмоциональные состояния, более длительные, чем эмоции, имеют чётко выраженный предметный характер:

  • нравственные – любовь;

  • эстетические – отвращение, восторг;

  • интеллектуальные – любопытство.

  • мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – формирует

  • направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности;

  • менталитет – склад ума: совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Структура мировоззрения:

  • знания;

  • духовные ценности;

  • принципы;

  • идеалы;

  • убеждения;

  • идеи.

Особенности мировоззрения:

- историчность – зависит от стадии развития общества и его проблем;

- связь с убеждениями - устойчивыми взглядами на мир.

Пути формирования мировоззрения:

  • стихийный – под влиянием жизненных условий, под воздействием обыденного опыта;

  • осознанный – посредством целенаправленной теоретической разработки идей, принципов.

Типы мировоззрения:

  1. обыденно-практическое (житейское) – порождение повседневной жизни людей;

  2. религиозное (мифологическое)– связано с признанием сверхъестественного начала;

  3. научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.



ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»

С 6. Назовите любые три типа мировоззрения.





СМЫСЛ ЖИЗНИ

Цель жизни – мысленный ориентир, к которому устремляются поступки и дела человека.

Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Концепции смысла жизни:

  1. аскетизм – отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов – отшельники, монахи;

  2. гедонизм – стремление к наслаждению;

  3. прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства её достижения;

  4. утилитаризм – из всего извлекать пользу;

  5. эвдемонизм – стремление к счастью как подлинному назначению человека;

  6. этика долга – самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.




ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СМЫСЛ ЖИЗНИ»


В 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

(А) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (Б) Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации. (В) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (Г) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (Д) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.

А

Б

В

Г

Д