СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция №1 .

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории

экологии.

Просмотр содержимого документа
«Лекция №1 .»

Лекция № 1

Тема: Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории

экологии.

План лекции

1.1.Понятие экологии.

1.2.Структура экологии.

1.3.Методы экологических исследований.

1.4. Связь экологии с другими дисциплинами

1.5. История становления и развития экологии как науки.

  1. Организационный момент (знакомство с аудиторией, отметка отсутствующих);

Сегодня мы с вами начинаем изучать дисциплину, которая называется «Экология». Экология как наука, безусловно, не является для вас абсолютно новой, многое вам известно.

Каждый день мы сталкиваемся с экологией, ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению окружающей среды;

В современном сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человека.

В связи с этим возникла необходимость формирования у любой личности высокого уровня экологической культуры и экологических знаний.

Давайте мы сейчас подумаем, и попробуем ответить на вопросы:

  1. Что такое экология?

  2. Может ли человек существовать без экологии?

Перед вами картинки, посмотрите на них изучите, проанализируйте и дайте ответы на следующие вопросы: (картинки или слайды)

  1. Что вы видите на картинке? (живые организмы)

  2. Что делают (что возникает) между живые организмы (взаимоотношения)

  3. Картинка с тигром (и со средой обитания);

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания.

На сегодняшний день существует более 140 определений науки Экология.

Вот лишь некоторые из них:

«Экология – одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания»;

«Экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы»;

«Экология – наука о структуре природы, характеризующаяся энергетическим подходом к исследования природных явлений» - Е. Одум (1963);

Сам же термин «экология» впервые ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Само слово восходит от двух к греческих слов «ойкос» - дом, жилище, и «логос» - наука, учение.

Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме.

Для одних видов дом – это крошечный участок среды, как, например (чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других – широкое пространство материков или океанов. Для современного человечества – домам является вся Земля;

Главной целью современной экологии: вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто все жизненные потребности нынешнего поколения без лишения такой возможности бедующих поколений.

Предметом экологии - является совокупность связей между средой и организмами.

Объектом экологии – единые природные комплексы (экосистемы), образованны живыми организмами и средой обитания.

Общие задачи экологии:

1) Управление процессами, протекающими в биосфере.

2) Сохранение среды обитания человека.

3) Регуляция численности популяции.

4) Разработка систем мероприятий по экологической индикации загрязн. природной среды.

5) Восстановление нарушенных природных систем.

6) Сохранение заповедных участков биосферы.

7) Создание устойчивого развития общества.

8) Прогнозирование изменений в природе возникающее под влиянием хозяйственной деятельности человека;

В экологии можно выделить следующие разделы (уровни экологии):

Основной частью экологии является – общая Экология.



Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе экологического мира

Любые системы поддаются моделированию т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие.

Системный подход – основой изучения проблем экологии сочетание нескольких методов)

Методы исследований — это пути и способы изучения экологических явлений.

Экология давно уже перестала быть чисто описательной дисциплиной, сейчас в ней преобладают количественные методы - измерения, расчеты, математический анализ.

Основными методами исследования в экологии являются:

Первостепенное значение для эколога имеют полевые исследования, т. е. изучение популяций в естественной обстановке, непосредственно в природе. Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определенного комплекса экологических факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.

Однако наблюдения в естественной обстановке не могут дать точного ответа на некоторые вопросы, например, какой конкретно фактор среды определяет характер жизнедеятельности особи, популяции, сообщества, как он влияет на их функционирование.

На эти вопросы можно ответить с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе явлений, взаимосвязей и взаимоотношений. В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер.

  1. метод наблюдения и описания, используемый для сбора и описания изучаемых факторов;

2.сравнительный метод, основанный на анализе сходства и различий изучаемых объектов;

3. метод эксперимента для изучения явлений природы в определенных условиях;

В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений, т. е. имитация в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой природе..

В настоящее время все шире используется компьютерное моделирование экологических ситуаций.

4.метод моделирования для описания сложных природных явлений на относительно простых моделях

Связь Экологии с другими науками

Экологию ошибочно считают наукой в составе биологии, такое мнение в корне неверно. Сегодня экология перестала быть чисто естественной биологической наукой – это комплексная междисциплинарная наука. В её предмет практически вовлечены все стороны жизнедеятельности человека.

История становления и развития экологии как науки.

Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно.

Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384— 322 до н. э.), Плиния Старшего (23—79 н. э.), Р. Бойля (1627— 1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом.

В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.

Первый этап - зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Элементы экологического подхода содержались в исследованиях русских ученых И.И. Лепехина, А.Ф. Миддендорфа, С.П. Крашенинникова, французского учёного Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К. Линнея, немецкого ученого Г. Йегера и др.

В этот же период Ж.-Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К.Ф. Рулье (1814— 1858), Н.А. Северцова (1827—1885), В.В. Докучаева (1846— 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.

Неслучайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В.В. Докучаева одним из основоположников экологии.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.

Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии, и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создает первую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.

Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...» (Реймерс, 1994).

Современная экология

Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей.

Самая страшное из грозящих катастроф говорил Шлейдер: «Это не атомная или тепловая или др. варианты физического уничтожения человечества на Земле» - сколько уничтожение Человеческого – в человеке!

Как вы думаете, что является одной из главных причин экологических бедствий?

(Безразличие, не осведомлённость, без грамотность людей);

Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов, преодоления экологических проблем.

Экологическое воспитание - формирование у людей, сознательного отношения к окружающей среде;

Экологическое образование дает не только научные знание в области «экологии», а является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей среде. Он будет бороться против экологического варварства, если в нашей стране таких людей станет больше, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам.

Человек должен понимать, что является частью природы и ее сохранение это путь к полноценной жизни.

Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник!

Закрепление знаний

  1. что изучает экология?

Ответ: .Природные условия жизни организмов

Климат и природные ресурсы определяют структуру, количественный и качественный состав биологических сообществ.

Природные катастрофы нарушают сформировавшееся течение жизни. Иногда жизнь начинает развиваться в другом направлении.

2.Взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и со средой обитания

В природе устанавливается равновесие между различными видами живых организмов, например, между травоядными животными и растениями, хищниками и травоядными.

3.Изменения условий жизни под влиянием антропогенных факторов

Человек вырубает леса, распахивает землю, возводит плотины на реках, строит заводы...

Подобная деятельность резко изменяет природные условия жизни и загрязняет окружающую среду.

Это пагубно отражается на всех живых организмах, в том числе и на человеке.

1. Раздел экологии, изучающий взаимоотношение особей (организмов) с окружающей средой называется:

2. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций с окружающей средой называется:

3. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения сообществ и экосистем называется:

Домашняя работа:

Написание эссе: ««Почему необходимо изучать экологию?"

Может ли существовать человек вне экологии?

Подобрать несколько пословиц об «экологии»