ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ
Генератор является источником электрической энергии на автомобиле при работающем двигателе. Когда двигатель не работает, электроэнергия поступает в бортсеть от аккумуляторной батареи. Таким образом, электрогенератор и аккумуляторная батарея образуют автономную бортовую электроэнергетическую установку, которую принято называть системой электроснабжения автомобиля. Когда в этой системе применялся генератор постоянного тока, то она обладала недостаточно высокой эксплуатационной надежностью и низким качеством* вырабатываемого электричества. Кроме того, технология изготовления генераторов постоянного тока сложная и дорогостоящая. Все это привело к необходимости применения на автомобилях генераторов переменного тока, дооборудованных мощным полупроводниковым выпрямителем и электронным регулятором напряжения. Основные сведения об автомобильных электрогенераторах нового поколения рассматриваются в данной главе.
5.1. Закон электромагнитной индукции
Принцип действия любого электрогенератора основан на первом законе электромагнитной индукции.
Для одновитковой токопроводной рамки, вращающейся в постоянном магнитном поле U-образного магнита, этот закон имеет вид Е = -В L V,
где Е— электродвижущая сила (ЭДС), наведенная в рамке; В — магнитная индукция поля постоянного магнита; L — длина той части рамки, которая находится в магнитном поле; V— вектор линейной скорости перемещения рамки относительно неподвижного магнитного поля.
Если рамка содержит несколько витков W, то индуцированная ЭДС Ек является суммой электродвижущих сил в этих витках и определяется как:
Ек = -W В L V. (5.1)
Знак "минус", который часто опускается, но всегда подразумевается, означает, что если под действием ЭДС Ек по рамке начнет протекать электрический ток (при подключении нагрузки), то созданное этим током магнитное поле будет противодействовать механической силе F, приводящей рамку во вращение.
Формула 5.1, отображающая закон электромагнитной индукции для многовитковых рамок, может быть представлена в другом виде, если линейную скорость V перемещения витков рамки L относительно магнитного поля В выразить через путь dx перемещения витков W по периметру окружности вращения с диаметром X за время dt поворота рамки на соответствующий угол. Тогда V = dx/dt, и формула для ЭДС Ек несколько изменится: Ек = -W В L V = -W В L dx/dt.
Выражение В L dx соответствует изменению магнитного потока dO при повороте рамки на шаг dx за время dt.
Изменение магнитного потока реализуется вращением ротора с диаметром X в магнитопроводе статора, когда площадь витка ротора (S = LX), пронизанная магнитным потоком Ф = BS, постоянно изменяется во времени t, и тогда:
Ек = -WK dO/dt. (5.2)
Эта формула является основным расчетным выражением для определения индуцированной электродвижущей силы еф, возникающей в фазных обмотках электрических машин переменного тока под воздействием изменения магнитного потока через обмотки:
еф = -\Л/Ф dO/dt = -АЛ/ф d©m cos cot/dt = Ефт sin cot, где Фт и Ефт — амплитудные значения величин Ф и ЭДС еф.
При этом под фазной обмоткой подразумевают электропроводную катушку, в которой наводится ЭДС еф и которая в генераторах переменного тока всегда расположена на неподвижном статоре.
5.2. Модели автомобильных генераторов переменного тока
Генератор — это такая электрическая машина, которая способна непрерывно вырабатывать электрическую энергию из механической. Генераторы бывают постоянного и переменного тока.
Наиболее просто непрерывность работы генератора переменного тока можно обеспечить вращением постоянного магнита в неподвижном магнитопроводе статора, на котором размещена фазная обмотка.

На рис. 5.1, а представлена модель однофазного синхронного генератора переменного тока с возбуждением от постоянного магнита, в котором вращающийся ротор — это двухполюсный постоянный магнит NS, а неподвижный магнитопровод М с одной фазной обмоткой \Л/Ф — это статор. Синхронным он назван потому, что электрическая частота заведенной в фазной обмотке ЭДС еф строго соответствует (синхронна) частоте вращения постоянного магнита.
Так как в данном типе генераторов отсутствует коллекторно-щеточный механизм (КЩМ), то их тоже относят к группе бесконтактных генераторов переменного тока.
В реальных генераторах переменного тока с постоянными магнитами на роторе используются многополюсная система ротора (рис. 5.1, б) и многофазная (чаще всего трехфазная) система обмоток на статоре (рис. 5.1, в).


При определенной конфигурации полюсных наконечников (на роторе и статоре) можно получить изменение электродвижущей силы генератора по закону синуса еф = Еф sin cot, где со = 2 гс f — круговая, а f — электрическая частота генератора.
Электрическая частота f генератора измеряется в герцах (1 Гц = 1/с = с-1) и связана с числом оборотов (п) ротора генератора выражением f = р п, где р — число пар полюсов постоянного магнита ротора.
Ясно, что для генератора, модель которого показана на рис. 5.1, а, — число пар полюсов ротора равно единице. В таком случае fr (Гц) = nR (об/с).
Если же постоянный магнит на роторе многополюсный, электрическая частота генератора fr (Гц) увеличивается в число пар полюсов. Так, для генератора с тремя парами полюсов на роторе (рис. 5.1, б) электрическая частота в три раза выше частоты генератора, отвечающего модели рис. 5.1а (fr = р п = 3 п).
Следует заметить, что число N полюсов у ротора с постоянными магнитами может быть только четным, т.е. N всегда равно 2р, где р — любое целое положительное число (1, 2, 3...).
• Вращающийся постоянный магнит на роторе может быть и электромагнитом. Тогда на ротор помещается обмотка Wb возбуждения.
Вращающаяся обмотка возбуждения соединяется с внешней электрической цепью при помощи контактных колец на роторе и неподвижных щеток на крышке генератора, который в таком случае называется генератором переменного тока с контактными кольцами. Модель такого генератора показана на рис. 5.2, а.
Его принципиальным отличием от предыдущего генератора с постоянными магнитами является возможность изменения величины магнитодвижущей силы ротора, что позволяет регулировать величину выходного напряжения генератора. Необходимость управления напряжением автомобильного генератора связана с его работой в условиях непрерывно изменяющихся оборотов ротора. Так как в генераторе с роторной обмоткой возбуждения электродвижущая сила Ег есть функция двух переменных Er = f (В, п), то увеличение электродвижущей силы при повышении оборотов (п) двигателя внутреннего сгорания можно компенсировать соответствующим уменьшением тока 1в возбуждения в роторной обмотке возбуждения.
Функцию управления В = f (1в) выполняет регулятор напряжения генератора.
• Возможен и третий вариант конструктивного исполнения автомобильного генератора переменного тока, когда ротором является магнитомягкая пассивная ферромасса (например, спрессованный набор тонких пластин из трансформаторного железа), а обмотка возбуждения постоянного магнита помещена вместе с фазной обмоткой на статоре (рис. 5.3, а).
Такие генераторы называются индукторными и в последнее время находят применение на автомобилях.
5 4. Конструктивное исполнение генераторов переменного тока
• Бесконтактный генератор с возбуждением от юстоянного магнита. В генераторе, выполненном :_г.' оис. 5.1а, вращающийся ротор — это по-магнит, а фазные обмотки \Л/Ф — это ка-"аик* на неподвижном статоре. Такой генератор на-: izr~:- сесконтактным генератором переменного в: суждением от постоянного магнита, генераторе реализуется принцип £„ = -A~Gc(dFd/dt), при неизменной индукции BR ро-"са 3= = const). Он может быть однофазным или --:": газным. Генератор прост по конструкции, на-j0k6h. не боится грязи, не требует электрического ■юбуждения, не имеет трущихся электроконтактов, ::• :\_.жбы определяется высыханием изоляции явеэных обмоток. Но на современных легковых автонобилях генератор с возбуждением от постоянного ;--.•-= -е применяется из-за невозможности стро-■:-ливать в нем постоянное рабочее напря-шиис при изменении оборотов двигателя внутрен-- : гтсания (применяется на тракторах для пита-- - в парах).
• Генератор переменного тока с клювообразным ротором и с контактными кольцами, отвечающий модели рис. 5.2а, имеет многофазный статор, аналогичный вышеописанному (рис. 5.1, в), но ротор генератора имеет некоторые отличия: вместо постоянного цилиндрического магнита NS между клювооб-разными полюсами установлена обмотка WB возбуждения (рис. 5.2, б). Обмотка WB своими выводами подключена к контактным кольцам К, которые в свою очередь через щетки КЩМ соединяются с внешней электрической цепью возбуждения. Таким способом клювообразный ротор становится многополюсным постоянным электромагнитом, магнитодвижущая сила которого (F = WB 1в) может легко регулироваться путем изменения тока 1в возбуждения, что очень важно для автомобильных электрогенераторов. Здесь реализуется принцип Еф = -Wj,Gd(dFd/dt), с управлением индукцией BR ротора (BR = var).
Генератор с клювообразным ротором и с контактными кольцами имеет самое широкое применение на современных легковых автомобилях. Упрощенная конструкция такого генератора показана на рис. 5.2, в.
• Индукторный генератор переменного тока. На рис. 5.3, а изображена модель индукторного генератора переменного тока. Основным отличием этого генератора является то, что его вращающийся ротор — это пассивная магнитомягкая ферромасса, а обмотка возбуждения WB установлена на неподвижном статоре вместе с фазными обмотками \А/Ф. Для уменьшения магнитных потерь ферромасса ротора, как и статора, выполнена набором тонких пластин из электротехнической стали. Генератор является бесконтактным.
Работа такого генератора основана на периодическом прерывании постоянного магнитного потока Ф8 статора, что при вращении ротора достигается периодическим изменением величины воздушного зазора между статором и ротором. Ясно, что при этом магнитный поток Ф5 периодически изменяется с частотой, кратной частоте вращения ротора. Таким образом, индукторный генератор является синхронным и управляется по напряжению с помощью изменения тока 1в возбуждения в статор-ной обмотке WB.
В индукторном генераторе реализуется принцип получения ЭДС путем изменения магнитной проводимости Gd в воздушном зазоре:
Еф = -WtpFatdGd/dt), при управлении величиной индукции Bs магнитного поля статора.
Соответствующим подбором конфигурации поверхности пассивного ротора и полюсных наконечников статора можно приблизить периодичность изменения магнитного потока Ф3 к синусоидальному закону, что обеспечивает синусоидальную форму рабочему напряжению генератора: еф = Еф sin cot.
Индукторный генератор, как и вышеописанные типы генераторов, может быть однофазным или многофазным. Это зависит от числа фазных катушек на статоре, от их расположения и от способа их соединения.
На рис. 5.3, б приведена схема соединения обмоток и их расположения на однофазном статоре индукторного генератора.
Многофазный индукторный генератор, упрощенная конструкция которого показана на рис. 5.3, в, обладает всеми преимуществами бесконтактных генераторов, и в последнее время стал постепенно внедряться в систему электроснабжения современного легкового автомобиля.
Так, Алтайский завод тракторного электрооборудования (АЗТЭ) освоил выпуск ряда бесщеточных индукторных генераторов для легковых автомобилей, которые поставляются в запчасти и имеются в продаже. Для автомобилей ВАЗ этот завод выпускает индукторный генератор с пятифазным статором.
Однако следует заметить, что по таким параметрам, как КПД, масса и габариты, индукторные генераторы пока уступают генераторам с контактными кольцами.
5.5. Выпрямители автомобильных генераторов
Любой современный автомобильный генератор переменного тока обязательно содержит мощное полупроводниковое выпрямительное устройство, вмонтированное непосредственно в корпус генератора.
Выпрямитель генератора выполняет функцию преобразования синусоидального напряжения, вырабатываемого генератором, в постоянное напряжение бортовой сети автомобиля.
Простейшее звено выпрямительного устройства — это мощный полупроводниковый диод, который обладает односторонней проводимостью электрического тока. Через такой диод одна полуволна синусоидального напряжения проходит, а другая отсекается. Получается однополупериодное выпрямление однофазного синусоидального напряжения.
При выпрямлении многофазной (например, 3-х фазной) системы напряжений, которую вырабатывает современный автомобильный генератор, для двухполупериодной схемы на каждую фазу требуется по два диода.
Комбинацией полупроводниковых диодов можно создать различные схемы выпрямителей (рис. 5.4): а — однополупериодную; б — двухполупериодную; в — двухполупериодную мостовую; г — двухполупериодную многофазную.

Наибольшее распространение в автомобильных генераторах переменного тока получили двухполупериодные 3-х фазные выпрямители, собранные по схеме Ларионова (рис. 5.4, г). В этой схеме для каждой фазы генератора имеет место четырехдиодная мостовая сборка (см. красную часть схемы рис. 5.4, г). Такая схема выпрямляет оба полупериода в системе линейных синусоидальных напряжений:
иф1 = ut sin cot
иф2 = u2 sin (cot - 120°)
иф3 = u3 sin (cot - 240°).
По постоянному току схема Ларионова работает на одну общую нагрузку RH.
Обмотки статора генератора при этом могут быть включены как "звездой" (рис. 5.5), так и "треугольником" (рис. 5.6).

Следует заметить, что когда максимальный ток в одной фазе генератора превышает допустимый ток для одного диода, то каждое плечо выпрямительного моста может содержать два параллельно включенных диода. Тогда в силовой диодной сборке на три фазы в выпрямителе Ларионова устанавливаются 12 диодов.

Все полупроводниковые диоды, которые выпускаются специально для автомобильных генераторов, имеют корпусную таблеточную конструкцию. Для удобства сборки на радиаторной плате генератора диоды прямой полярности имеют на корпусе положительный электрод, а диоды отрицательной полярности — отрицательный электрод.
В некоторых генераторах для питания обмотки возбуждения применяется отдельная группа из 3-х дополнительных диодов малой мощности прямого направления (зеленые диоды на рис. 5.5). Это исключает оазряд аккумуляторной батареи полным током обмотки возбуждения при включенном зажигании, но при неработающем двигателе внутреннего сгорания. К дополнительной диодной сборке подключается и контрольная лампа HL генератора (рис. 5.5).
В автомобильных генераторах с обмотками стато-оа, включенными по схеме "звезда", в лучах звезды имеют место третьи гармоники синусоидальных фазных напряжений. Энергия этих гармоник может быть добавлена к общей энергии генератора. Для этой це-\и между нулевой точкой "звезды" и выводами (+) (-) генератора устанавливаются два дополнительных си-\овых диода (красные диоды на рис. 5.5). Мощность пэнератора при этом увеличивается на 12...15%.
Автомобильные генераторы переменного тока со встроенным выпрямителем часто называют вентильными генераторами. Многофазный выпрямитель вентильного генератора дает высокую частоту и малую амплитуду пульсаций выпрямленного напряжения.
На рис. 5.6, б приведены временные диаграммы фазных напряжений Uab, Ubc, Uca для 3-х фазного статора и их совместное действие на общую нагрузку RH со стороны постоянного напряжения генератора (огибающая L).
Следует также заметить, что в современных автомобильных генераторах большой мощности (Рг0,9кВт) чаще применяется схема включения обмоток статора "треугольником". При этом линейный ток в плече выпрямителя больше тока в фазной обмотке на величину V 3, что позволяет применять более тонкий провод для фазных обмоток. Кроме того, значительно упрощается схема контрольной лампы генератора (рис. 5.6, а).
Подавляющее большинство современных автомобильных генераторов несут на своем корпусе микроэлектронный (интегральный) регулятор напряжения.
1