СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 5 по МДК 1.1. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаю выкладывать лекции по модулю 

Просмотр содержимого документа
«Лекция 5 по МДК 1.1. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики»



ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ


Генератор является источником электрической энергии на автомобиле при работающем двига­теле. Когда двигатель не работает, электроэнергия поступает в бортсеть от аккумуляторной ба­тареи. Таким образом, электрогенератор и аккумуляторная батарея образуют автономную бор­товую электроэнергетическую установку, которую принято называть системой электроснабже­ния автомобиля. Когда в этой системе применялся генератор постоянного тока, то она облада­ла недостаточно высокой эксплуатационной надежностью и низким качеством* вырабатывае­мого электричества. Кроме того, технология изготовления генераторов постоянного тока слож­ная и дорогостоящая. Все это привело к необходимости применения на автомобилях генерато­ров переменного тока, дооборудованных мощным полупроводниковым выпрямителем и элек­тронным регулятором напряжения. Основные сведения об автомобильных электрогенераторах нового поколения рассматриваются в данной главе.

5.1. Закон электромагнитной индукции

Принцип действия любого электрогенератора ос­нован на первом законе электромагнитной индукции.

Для одновитковой токопроводной рамки, вращаю­щейся в постоянном магнитном поле U-образного магнита, этот закон имеет вид Е = -В L V,

где Е— электродвижущая сила (ЭДС), наведен­ная в рамке; В — магнитная индукция поля постоян­ного магнита; L — длина той части рамки, которая находится в магнитном поле; V— вектор линейной скорости перемещения рамки относительно непо­движного магнитного поля.

Если рамка содержит несколько витков W, то ин­дуцированная ЭДС Ек является суммой электродви­жущих сил в этих витках и определяется как:

Ек = -W В L V. (5.1)

Знак "минус", который часто опускается, но всегда подразумевается, означает, что если под действием ЭДС Ек по рамке начнет протекать электрический ток (при подключении нагрузки), то созданное этим током магнитное поле будет противодействовать механичес­кой силе F, приводящей рамку во вращение.

Формула 5.1, отображающая закон электромаг­нитной индукции для многовитковых рамок, может быть представлена в другом виде, если линейную скорость V перемещения витков рамки L относи­тельно магнитного поля В выразить через путь dx пе­ремещения витков W по периметру окружности вра­щения с диаметром X за время dt поворота рамки на соответствующий угол. Тогда V = dx/dt, и форму­ла для ЭДС Ек несколько изменится: Ек = -W В L V = -W В L dx/dt.

Выражение В L dx соответствует изменению маг­нитного потока dO при повороте рамки на шаг dx за время dt.

Изменение магнитного потока реализуется вра­щением ротора с диаметром X в магнитопроводе ста­тора, когда площадь витка ротора (S = LX), пронизан­ная магнитным потоком Ф = BS, постоянно изменя­ется во времени t, и тогда:

Ек = -WK dO/dt. (5.2)

Эта формула является основным расчетным выра­жением для определения индуцированной электро­движущей силы еф, возникающей в фазных обмотках электрических машин переменного тока под воздей­ствием изменения магнитного потока через обмотки:

еф = -\Л/Ф dO/dt = -АЛ/ф d©m cos cot/dt = Ефт sin cot, где Фт и Ефт — амплитудные значения величин Ф и ЭДС еф.

При этом под фазной обмоткой подразумевают электропроводную катушку, в которой наводится ЭДС еф и которая в генераторах переменного тока всегда расположена на неподвижном статоре.


5.2. Модели автомобильных генераторов переменного тока

Генератор — это такая электрическая машина, которая способна непрерывно вырабатывать элект­рическую энергию из механической. Генераторы бы­вают постоянного и переменного тока.

Наиболее просто непрерывность работы генерато­ра переменного тока можно обеспечить вращением постоянного магнита в неподвижном магнитопрово­де статора, на котором размещена фазная обмотка.

На рис. 5.1, а представлена модель однофазного синхронного генератора переменного тока с возбуждением от постоянного магнита, в котором вращающийся ротор — это двухполюсный постоян­ный магнит NS, а неподвижный магнитопровод М с одной фазной обмоткой \Л/Ф — это статор. Синхрон­ным он назван потому, что электрическая частота заведенной в фазной обмотке ЭДС еф строго соот­ветствует (синхронна) частоте вращения постоян­ного магнита.

Так как в данном типе генераторов отсутствует коллекторно-щеточный механизм (КЩМ), то их то­же относят к группе бесконтактных генераторов переменного тока.

В реальных генераторах переменного тока с по­стоянными магнитами на роторе используются многополюсная система ротора (рис. 5.1, б) и многофаз­ная (чаще всего трехфазная) система обмоток на статоре (рис. 5.1, в).

При определенной конфигурации полюсных нако­нечников (на роторе и статоре) можно получить из­менение электродвижущей силы генератора по зако­ну синуса еф = Еф sin cot, где со = 2 гс f — круговая, а f — электрическая частота генератора.

Электрическая частота f генератора измеряется в герцах (1 Гц = 1/с = с-1) и связана с числом оборотов (п) ротора генератора выражением f = р п, где р — число пар полюсов постоянного магнита ротора.

Ясно, что для генератора, модель которого пока­зана на рис. 5.1, а, — число пар полюсов ротора равно единице. В таком случае fr (Гц) = nR (об/с).

Если же постоянный магнит на роторе многопо­люсный, электрическая частота генератора fr (Гц) увеличивается в число пар полюсов. Так, для генератора с тремя парами полюсов на роторе (рис. 5.1, б) электрическая частота в три раза вы­ше частоты генератора, отвечающего модели рис. 5.1а (fr = р п = 3 п).

Следует заметить, что число N полюсов у ротора с постоянными магнитами может быть только четным, т.е. N всегда равно 2р, где р — любое целое положи­тельное число (1, 2, 3...).

• Вращающийся постоянный магнит на роторе может быть и электромагнитом. Тогда на ротор поме­щается обмотка Wb возбуждения.

Вращающаяся обмотка возбуждения соединяет­ся с внешней электрической цепью при помощи контактных колец на роторе и неподвижных щеток на крышке генератора, который в таком случае на­зывается генератором переменного тока с контакт­ными кольцами. Модель такого генератора показа­на на рис. 5.2, а.

Его принципиальным отличием от предыдущего ге­нератора с постоянными магнитами является воз­можность изменения величины магнитодвижущей си­лы ротора, что позволяет регулировать величину вы­ходного напряжения генератора. Необходимость уп­равления напряжением автомобильного генератора связана с его работой в условиях непрерывно изме­няющихся оборотов ротора. Так как в генераторе с роторной обмоткой возбуждения электродвижущая сила Ег есть функция двух переменных Er = f (В, п), то увеличение электродвижущей силы при повышении оборотов (п) двигателя внутреннего сгорания можно компенсировать соответствующим уменьшением то­ка 1в возбуждения в роторной обмотке возбуждения.

Функцию управления В = f (1в) выполняет регуля­тор напряжения генератора.

• Возможен и третий вариант конструктивного исполнения автомобильного генератора переменно­го тока, когда ротором является магнитомягкая пас­сивная ферромасса (например, спрессованный на­бор тонких пластин из трансформаторного железа), а обмотка возбуждения постоянного магнита поме­щена вместе с фазной обмоткой на статоре (рис. 5.3, а).

Такие генераторы называются индукторными и в последнее время находят применение на автомобилях.

5 4. Конструктивное исполнение генераторов переменного тока

Бесконтактный генератор с возбуждением от юстоянного магнита. В генераторе, выполненном :_г.' оис. 5.1а, вращающийся ротор — это по-магнит, а фазные обмотки \Л/Ф — это ка-"аик* на неподвижном статоре. Такой генератор на-: izr~:- сесконтактным генератором переменного в: суждением от постоянного магнита, генераторе реализуется принцип £„ = -A~Gc(dFd/dt), при неизменной индукции BR ро-"са 3= = const). Он может быть однофазным или --:": газным. Генератор прост по конструкции, на-j0k6h. не боится грязи, не требует электрического ■юбуждения, не имеет трущихся электроконтактов, ::• :\_.жбы определяется высыханием изоляции явеэных обмоток. Но на современных легковых авто­нобилях генератор с возбуждением от постоянного ;--.•-= -е применяется из-за невозможности стро-■:-ливать в нем постоянное рабочее напря-шиис при изменении оборотов двигателя внутрен-- : гтсания (применяется на тракторах для пита-- - в парах).

Генератор переменного тока с клювообразным ротором и с контактными кольцами, отвечаю­щий модели рис. 5.2а, имеет многофазный статор, аналогичный вышеописанному (рис. 5.1, в), но ротор генератора имеет некоторые отличия: вместо посто­янного цилиндрического магнита NS между клювооб-разными полюсами установлена обмотка WB возбуж­дения (рис. 5.2, б). Обмотка WB своими выводами подключена к контактным кольцам К, которые в свою очередь через щетки КЩМ соединяются с внешней электрической цепью возбуждения. Таким способом клювообразный ротор становится многопо­люсным постоянным электромагнитом, магнитодви­жущая сила которого (F = WB 1в) может легко регули­роваться путем изменения тока 1в возбуждения, что очень важно для автомобильных электрогенерато­ров. Здесь реализуется принцип Еф = -Wj,Gd(dFd/dt), с управлением индукцией BR ротора (BR = var).

Генератор с клювообразным ротором и с кон­тактными кольцами имеет самое широкое примене­ние на современных легковых автомобилях. Упро­щенная конструкция такого генератора показана на рис. 5.2, в.

Индукторный генератор переменного тока. На рис. 5.3, а изображена модель индукторного генера­тора переменного тока. Основным отличием этого генератора является то, что его вращающийся ро­тор — это пассивная магнитомягкая ферромасса, а обмотка возбуждения WB установлена на неподвиж­ном статоре вместе с фазными обмотками \А/Ф. Для уменьшения магнитных потерь ферромасса ротора, как и статора, выполнена набором тонких пластин из электротехнической стали. Генератор является бес­контактным.

Работа такого генератора основана на периоди­ческом прерывании постоянного магнитного пото­ка Ф8 статора, что при вращении ротора достигает­ся периодическим изменением величины воздуш­ного зазора между статором и ротором. Ясно, что при этом магнитный поток Ф5 периодически изме­няется с частотой, кратной частоте вращения рото­ра. Таким образом, индукторный генератор являет­ся синхронным и управляется по напряжению с по­мощью изменения тока 1в возбуждения в статор-ной обмотке WB.

В индукторном генераторе реализуется принцип получения ЭДС путем изменения магнитной проводи­мости Gd в воздушном зазоре:

Еф = -WtpFatdGd/dt), при управлении величиной индукции Bs магнитного поля статора.

Соответствующим подбором конфигурации по­верхности пассивного ротора и полюсных наконечни­ков статора можно приблизить периодичность изме­нения магнитного потока Ф3 к синусоидальному зако­ну, что обеспечивает синусоидальную форму рабоче­му напряжению генератора: еф = Еф sin cot.

Индукторный генератор, как и вышеописанные типы генераторов, может быть однофазным или многофазным. Это зависит от числа фазных кату­шек на статоре, от их расположения и от способа их соединения.

На рис. 5.3, б приведена схема соединения обмо­ток и их расположения на однофазном статоре ин­дукторного генератора.

Многофазный индукторный генератор, упрощен­ная конструкция которого показана на рис. 5.3, в, обладает всеми преимуществами бесконтактных ге­нераторов, и в последнее время стал постепенно внедряться в систему электроснабжения современ­ного легкового автомобиля.

Так, Алтайский завод тракторного электрообору­дования (АЗТЭ) освоил выпуск ряда бесщеточных ин­дукторных генераторов для легковых автомобилей, которые поставляются в запчасти и имеются в про­даже. Для автомобилей ВАЗ этот завод выпускает ин­дукторный генератор с пятифазным статором.

Однако следует заметить, что по таким параметрам, как КПД, масса и габариты, индукторные генераторы пока уступают генераторам с контактными кольцами.


5.5. Выпрямители автомобильных генераторов

Любой современный автомобильный генератор переменного тока обязательно содержит мощное по­лупроводниковое выпрямительное устройство, вмон­тированное непосредственно в корпус генератора.

Выпрямитель генератора выполняет функцию преобразования синусоидального напряжения, вы­рабатываемого генератором, в постоянное напря­жение бортовой сети автомобиля.

Простейшее звено выпрямительного устройст­ва — это мощный полупроводниковый диод, который обладает односторонней проводимостью электричес­кого тока. Через такой диод одна полуволна синусои­дального напряжения проходит, а другая отсекается. Получается однополупериодное выпрямление одно­фазного синусоидального напряжения.

При выпрямлении многофазной (например, 3-х фазной) системы напряжений, которую вырабаты­вает современный автомобильный генератор, для двухполупериодной схемы на каждую фазу требует­ся по два диода.

Комбинацией полупроводниковых диодов можно создать различные схемы выпрямителей (рис. 5.4): а — однополупериодную; б — двухполупериодную; в — двухполупериодную мостовую; г — двухполупе­риодную многофазную.

Наибольшее распространение в автомобильных генераторах переменного тока получили двухполупериодные 3-х фазные выпрямители, собранные по схеме Ларионова (рис. 5.4, г). В этой схеме для каж­дой фазы генератора имеет место четырехдиодная мостовая сборка (см. красную часть схемы рис. 5.4, г). Такая схема выпрямляет оба полуперио­да в системе линейных синусоидальных напряжений:

иф1 = ut sin cot

иф2 = u2 sin (cot - 120°)

иф3 = u3 sin (cot - 240°).

По постоянному току схема Ларионова работает на одну общую нагрузку RH.

Обмотки статора генератора при этом могут быть включены как "звездой" (рис. 5.5), так и "треуголь­ником" (рис. 5.6).



Следует заметить, что когда максимальный ток в одной фазе генератора превышает допустимый ток для одного диода, то каждое плечо выпрямительного моста может содержать два параллельно включенных диода. Тогда в силовой диодной сборке на три фазы в выпрямителе Ларионова устанавливаются 12 диодов.




Все полупроводниковые диоды, которые выпуска­ются специально для автомобильных генераторов, имеют корпусную таблеточную конструкцию. Для удоб­ства сборки на радиаторной плате генератора диоды прямой полярности имеют на корпусе положительный электрод, а диоды отрицательной полярности — отри­цательный электрод.

В некоторых генераторах для питания обмотки возбуждения применяется отдельная группа из 3-х до­полнительных диодов малой мощности прямого на­правления (зеленые диоды на рис. 5.5). Это исключает оазряд аккумуляторной батареи полным током обмот­ки возбуждения при включенном зажигании, но при неработающем двигателе внутреннего сгорания. К дополнительной диодной сборке подключается и кон­трольная лампа HL генератора (рис. 5.5).

В автомобильных генераторах с обмотками стато-оа, включенными по схеме "звезда", в лучах звезды имеют место третьи гармоники синусоидальных фаз­ных напряжений. Энергия этих гармоник может быть добавлена к общей энергии генератора. Для этой це-\и между нулевой точкой "звезды" и выводами (+) (-) генератора устанавливаются два дополнительных си-\овых диода (красные диоды на рис. 5.5). Мощность пэнератора при этом увеличивается на 12...15%.

Автомобильные генераторы переменного тока со встроенным выпрямителем часто называют вентиль­ными генераторами. Многофазный выпрямитель вен­тильного генератора дает высокую частоту и малую амплитуду пульсаций выпрямленного напряжения.

На рис. 5.6, б приведены временные диаграммы фазных напряжений Uab, Ubc, Uca для 3-х фазного статора и их совместное действие на общую нагруз­ку RH со стороны постоянного напряжения генерато­ра (огибающая L).

Следует также заметить, что в современных ав­томобильных генераторах большой мощности (Рг0,9кВт) чаще применяется схема включения обмоток статора "треугольником". При этом линей­ный ток в плече выпрямителя больше тока в фазной обмотке на величину V 3, что позволяет применять более тонкий провод для фазных обмоток. Кроме то­го, значительно упрощается схема контрольной лам­пы генератора (рис. 5.6, а).

Подавляющее большинство современных авто­мобильных генераторов несут на своем корпусе ми­кроэлектронный (интегральный) регулятор напря­жения.



1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!