Глава 6
КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ
Данная глава посвящена рассмотрению конструкций современных автомобильных электрогенераторов импортного [6] и отечественного производства. Приведены требования к техническому обслуживанию автомобильных генераторов и способы их ремонта.
Фирма BOSCH выпускает автомобильные генераторы с 1913 года. Ею освоены все стадии совершенствования этого изделия, и в настоящее время она является передовой фирмой на мировом рынке автомобильных генераторов.
Генераторы фирмы BOSCH обладают исключительно высокой надежностью и техническим совершенством. При правильной технической эксплуатации они работают не менее 300 тыс. км пробега. По лицензиям и образцам этой фирмы изготавливается подавляющее большинство автомобильных электрогенераторов нового поколения во всех европейских странах.

• Генератор KC14V45/80A фирмы BOSCH, показанный на рис. 6.1, является новой разработкой фирмы и относится к компактным автомобильным генераторам (Compact Generator). Основные его отличия от традиционного генератора следующие:
а — на валу ротора генератора установлены две крыльчатки вентилятора, которые теперь расположены внутри корпуса генератора с обеих сторон от ротора. Это значительно увеличило воздушный поток охлаждения, и при сохранении габаритов генератора его мощность увеличилась на 10...12%;
5
б — контактные кольца ротора и щеткодержатель вместе с выпрямительным блоком вынесены за периферию тыльной крышки генератора, что позволило уменьшить габариты корпуса генератора, контакт-
ные кольца уменьшить в диаметре, а подшипник — перенести в воздушный поток охлаждения. Это обеспечило уменьшение износа контактных колец и щеток КЩМ и увеличило срок безотказной работы подшипников;
в — привод компактного генератора осуществляется посредством эластичного клинового (или поликлинового) ремня через проточенный приводной шкив уменьшенного диаметра. Передаточное отношение привода увеличено до 3,5. Это позволяет получать ток заряда аккумуляторной батареи уже при холостых оборотах двигателя внутреннего сгорания.
• Генератор K114V23/55A фирмы BOSCH показан на рис. 6.2. Он относится к генераторам традиционной конструкции, которая включает в себя трехфазный статор, включенный "треугольником", клю-вообразный ротор с контактными кольцами и с обмоткой возбуждения в виде монолитной катушки, шестидиодный силовой вентильный выпрямитель и дополнительные диоды. На валу ротора со стороны привода установлена крыльчатка вентилятора с приводным шкивом под зубчато-клиновый ремень.
Такая конструкция вентильного генератора переменного тока уже давно стала классической, и подавляющее большинство современных легковых автомобилей, как зарубежных, так и отечественных, оборудованы такими генератороми.
Комплектующие детали генератора и их взаимное расположение в генераторе показаны на конструктивном чертеже (рис. 6.3). Здесь же приведена электрическая схема генератора.

6.2. Автомобильный генератор 955.3701 (АЗТЭ)
Общая характеристика. Отечественный генератор 955.3701 (рис. 6.4) Алтайского завода тракторного оборудования выпускается как альтернативная запасная часть к легковым автомобилям ВАЗ.

Этот генератор является бесщеточным (бесконтактным) индукторным генератором переменного тока с неподвижной аксиально-продольной катушкой 11 возбуждения в передней корпусной крышке генератора. Ранее такие генераторы на легковых автомобилях не применялись.
Генератор оборудован пятифазной обмоткой 5 на статоре 6, шестилучевым ротором 8 и пятифазным выпрямителем 4, собранным по схеме Ларионова (применен выпрямительный блок БПВ62-100). Имеется также дополнительная диодная сборка. Силовые диоды рассчитаны на ток 20 А, а дополнительные — на 2 А.
На задней корпусной крышке 19 генератора (снаружи) расположен интегральный регулятор 21 напряжения Я112Б с подстроечным резистором 24, включение которого обеспечивается специальным переключателем посезонной регулировки. Здесь же расположен помехоподавляющий конденсатор 25 емкостью 2,2 мкФ, который на современных генераторах переменного тока является обязательной деталью.
?wq^ 8, TOwa^sto^a выполнен в виде шестилуче-вой звезды, набранной из тонких листов электротехнической стали (из магнитомягкого материала). Во впадинах звезды расположены постоянные магниты 7, которые способствуют началу самовозбуждения генератора и несколько повышают его мощность.
На передней крышке 18 (изнутри) располагается индуктор с магнитопроводом 10 и с втулкой 12, на которую намотана обмотка возбуждения 11. Назначение индуктора — создавать на статоре главное магнитное поле генератора. Поскольку рассматриваемый генератор имеет смешанное возбуждение (от постоянных магнитов и от индукторной обмотки возбуждения), то для расширения рабочего диапазона регулирования тока возбуждения на индукторную втулку 12, кроме основной обмотки возбуждения 11, намотана встречно ей включенная размагничивающая обмотка Wp, нейтрализующая действие постоянных магнитов на высоких оборотах ротора генератора.
Магнитные цепи и ЭДС генератора. Магнитные цепи индукторного генератора 955.3701 показаны на рис. 6.4, б.
Обмотка статора расположена на десяти зубцах статорного магнитопровода (зубцовый шаг 36°) и разбита на пять фазных секций по две зубцовых катушки в каждой секции. Зубцовые катушки одной и той же фазной секции разнесены друг от друга по периметру внутренней окружности статора на 180 угловых градусов. Таким образом, 10-ти катушечная статорная обмотка является пятифазной. Фазные секции соединены между собой в пятиугольник.
Возможны и другие варианты исполнения статора.
Ротор генератора представляет собой шестилуче-вую звезду Z из магнитомягкого материала.
Таким образом, в магнитные цепи генератора входят: 10-ти зубцовый магнитопровод статора 6, магнитопроводная шестилучевая звезда ротора 8 и индукторная втулка 12.
При вращении звезды Z под каждым зубцом статора перемещается то зубец, то впадина звезды Z, и процесс повторяется через 60° поворота ротора. При этом меняется воздушный зазор между статором и ротором, а, следовательно, и магнитное сопротивление Rd зазора (см. рис. 5.3 в главе 5). В результате магнитный поток в воздушном зазоре индукторного генератора изменяется от максимальной величины Фтах до минимальной Фтт без изменения направления (рис. 6.5). Пульсирующий магнитный поток имеет постоянную Ф0 и переменную Ф^ составляющие Ф = Ф0 + Ф~ = Ф0 + Фт COS COt.
Постоянная составляющая магнитного потока Фо = (Фтах + ®min)/2 в наведении ЭДС в статорной обмотке не участвует и бесполезно намагничивает магнитопровод статора генератора. Как следствие, магнитопровод статора в индукторном генераторе более массивный, чем в синхронных генераторах с контактными кольцами. Этим объясняется более широкое применение индукторных генераторов на грузовых автомобилях.
Переменная составляющая Ф_ магнитного потока с амплитудой Фт # (Фтах - Фгшп)/2 наводит ЭДС в катушках статорной обмотки:
ек = -W d©/dt = -W с1Фт cos cot/dt = Ет sin 2jtft, где W — число витков в катушке; Ет — амплитудное значение ЭДС ек. Как видно из рис. 6.4, б, в индукторном генераторе зубец и впадина ротора образуют пару полюсов, поэтому число пар полюсов ротора равно числу зубцов ротора р = Z. Тогда частота переменного тока в
:~аторной обмотке, выраженная в Гц, равна = Z х п/60 (п — число оборотов ротора в об/мин).
Таким образом, при вращении ротора индукторного генератора в витках катушек обмотки статора индуцируется переменная (пульсирующая) ЭДС, по эорме близкая к синусоиде, с частотой, синхронной -ропорциональной) частоте вращения ротора.
Индукторные генераторы характеризуются коэффициентом Кф использования магнитного потока, который определяется как:
Кф = Фиг/Фсг = 0,5 (1 - Фт|п/Фтах),
где Фсг = Фтах cos cot для традиционного генера---ра с контактными кольцами,
Фиг = 0,5 (Фтах - Фт1п) cos с01 для индукторного
-енератора.
В идеальном случае, когда Фт|п = 0, коэффициент -.- = 0,5. В реальных индукторных генераторах
--./Фтах = 0,3...0,4 и
~си одинаковой мощности индукторные генераторы
На расширение диапазона изменения магнитного -стока работают постоянные магниты, которые уста-^свлены во впадинах звезды ротора (полярность их 'с vocob, обращенных к статору, противоположна по-•=оности зубцов ротора, см. рис. 6.4, б). При этом минимальная величина Фт|П магнитного потока в воз-л._.-юм зазоре может быть значительно понижена км. рис. 6.5), а отдаваемая генератором мощность •=е\ичена, что приближает индукторный генератор к "е-ератору с клювообразным ротором (в последнем •имеет место знакопеременный магнитный поток).

Электрическая схема генератора. В отличие от "гдиционных автомобильных генераторов, индук--гсные генераторы могут иметь как трехфазный, так в многофазный статор. Генераторы мощностью бо-■ее 700 Вт выполняются с пятифазной или семифаз--с* обмоткой статора, причем фазные секции стато-:а соединены в многоугольник.
Электрическая схема генератора 955.3701 приведена на рис. 6.6.
Пять фазных секций статора соединены в пятиугольник с последовательностью включения 1-4-2-5-3-1. Эта последовательность подчиняется определенной логике. Дело в том, что при кольцевом соединении фаз статорной обмотки в ней, помимо пяти фазных напряжений, наводится пять междуфазных: Uac, Uce, Ueb, Ubd, Uda (см. рис. 6.6). А так как пространственный угол сдвига между пятью фазными секциями по периметру статора меньше 120°, то фазные напряжения становятся меньше междуфазных и выпрямитель начинает выпрямлять междуфазные напряжения. При этом энергетика генератора нарушается, т.е. падает мощность и коэффициент полезного действия (КПД). Чтобы этого не происходило, выбирают такой порядок соединения катушек, чтобы электрический угол ф сдвига фаз между пульсирующими напряжениями, которые поочередно подаются на выпрямитель, был бы близким к 120°.
В общем случае для этой цели конец первой фазной секции соединяется с началом той фазной секции, номер которой на число К больше, и так далее по кругу статора.
Число К называется шагом включения фаз и определяется как:
К = [m/n] + 1, где m — число фазных секций в статоре, п — число катушек в одной фазе (из дроби т/3 берется только целая часть).
Тогда для пятифазного статора с двумя катушками в фазной секции К = 3, о = 108°, и последовательность включения катушек получается такой: 1-4-2-5-3-1. Порядок включения трехкатушечной секции для 5-ти фазного статора будет другим: 1-3-5-2-4-1 (К = 2; ф = 144°).

Выпрямление системы пятифазных пульсирующих напряжений, по форме близких к синусоиде:
реализуется с помощью пятифазной выпрямительной схемы Ларионова, в которой силовые вентильные диоды работают попарно с чередованием порядка пропускания тока по фазным плечам выпрямителя:
Ul — VD1, VD9; U3 — VD3, VD6; U5 — VD5, VD8; U2 — VD2, VD10; U4 — VD4, VD7.
Таким образом, в любой момент времени на нагрузку генератора RH работают только два диода: один — прямой, другой — обратной полярности. В любой многофазной системе статора, собранной по схеме многоугольника, фазные токи всегда меньше линейных (выпрямляемых) на величину корня из т, что позволяет выполнять катушки фазных обмоток более тонким проводом. Именно поэтому в индукторных генераторах большой мощности (Рг 1,0 кВт) число фаз на статоре делают увеличенным (5, 7, 9), и тогда общий ток в нагрузке генератора формируется поочередной отдачей энергии от нескольких линейных токов 1г, каждый из которых равен 1г/т.
При этом частота пульсаций fn выпрямленного напряжения будет несколько выше, чем в трехфазном генераторе.
6.3. Техническое обслуживание генераторов
Современный генератор является надежным изделием автомобильного электрооборудования. Его техническое обслуживание в эксплуатации сведено к минимуму.
• Работы по проверке текущего технического состояния и обслуживанию генератора проводятся через 50...80 тыс. км пробега, но не реже одного раза в два года. Прежде всего проверяется надежность крепления генератора к двигателю и натяжение приводного ремня. На рис. 6.7 показаны основные детали стандартного крепления генератора к двигателю. Натяжная рейка 4 крепления генератора имеет продолговатую прорезь под фиксирующий болт 3, что позволяет натягивать приводной ремень генератора до требуемой нормы (8...15 мм). Кронштейн 1 должен быть надежно привернут к двигателю, а болт 5, проходящий через кронштейн 1 и поворотную втулку генератора, после регулировки натяжения ремня крепко затянут. Недостаточно жесткое крепление генератора к двигателю приводит к излому натяжной рейки 4 и других деталей крепления. Слабо натянутый ремень 2 проскальзывает по шкиву 6, что способствует ускоренному износу ремня и шкива, а также снижению частоты вращения ротора генератора под нагрузкой и уменьшению напряжения на его выводах. Аккумуляторная батарея при этом не дозаряжается. Превышение усилия натяжения ремня приводит к перегрузке подшипников, их перегреву и выходу из строя. Правильность натяжения проверяется по прогибу ремня в средней части нажатием на него торцом динамометра (или пальцем) с усилием 3...10 кГс (в зависимости от типа автомобиля). Прогиб А ремня (см. рис. 6.7) должен соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля (как правило, величина прогиба лежит в пределах 8...15 мм).
• Периодически целесообразно проверять нормальную работоспособность генераторной установки. Контрольная лампа на щитке приборов не фиксирует неисправность в системе электроснабжения в случае повышения выходного напряжения генератора. Поэтому бортовым вольтметром, а при его отсутствии вольтметром, подключенным к клеммам аккумуляторной батареи, необходимо замерить величину бортового напряжения, установив среднюю частоту вращения коленчатого вала двигателя (2600...3000 мин-1) и включив дальний свет фар. V исправно работающей генераторной установки напряжение должно находиться в пределах 13,5...14,8 В. Оно не должно повышаться при увеличении частоты вращения или снижаться при включении других потребителей, например стеклоочистителя, более чем на +0,1 В.

При сезонном техническом обслуживании генераторной установки, содержащей переключатель посезонной регулировки на регуляторе напряжения (см. рис. 6.4 поз. 21 и 24), весной этот переключатель переводится в положение "Лето", осенью — в положение "Зима". Посезонная корректировка регулируемого напряжения обеспечивает оптимальный заряд аккумуляторной батареи, что благоприятно сказывается на ее сроке службы.
При каждом очередном снятии генератора с автомобиля (через 100... 150 тыс. км пробега) для профилактики необходимо провести осмотр щеток (рис. 6.8) и контактных колец (рис. 6.9). Минимально допустимое выступание щеток из щеткодержателя указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если выступание К щеток (см. рис. 6.8) менее 4...5 мм, их следует заменить. Контактные кольца можно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой. Если износ колец ротора более 0,5 мм по диаметру, необходимо разобрать генератор и на роторе в сборе проточить кольца.
Подшипники ротора (см. рис. 6.9) закрытого типа и не требуют смазки в течение гарантийного срока службы генератора. Но при ремонте генератора подшипники необходимо набить густой смазкой защитные крышки легко снимаются шилом и легко устанавливаются обратно).
6.4. Ремонт генератора
Автомобильный генератор может иметь как механические, так и электрические повреждения.
К механическим повреждениям относятся: перетирание шкива генератора приводным ремнем, разрушение подшипников ротора и износ деталей крепления. При значительном износе подшипников может иметь место соударение ротора со статором. Все эти неисправности, как правило, являются следствием нарушения технических условий эксплуатации генератора. Их устранение связано с заменой зышедших деталей из строя.
Электрические неисправности связаны с нарушением целостности электрических цепей в генераторе или с их коротким замыканием.
Информацию об электрических неисправностях 'енератора можно получить по осциллограммам выпрямленного напряжения (рис. 6.10), не прибегая к его снятию с автомобиля. Для этого используется мотор-тестер с осциллоскопом, фирменный сканер или обычный осциллограф. Для генератора, снятого с автомобиля, данная проверка осуществляется на кон--рольно-диагностическом стенде или с помощью цифрового мультиметра.

К часто встречающимся электрическим неисправностям генератора относятся: перегорание с обрывом или короткое замыкание диодов выпрямительного блока; нарушение контакта в месте пайки выводов обмотки возбуждения к контактным кольцам; обрыв, межвитковое замыкание или замыкание на "массу" обмоток статора и обмотки возбуждения.
Неисправный генератор после мойки керосином или соляркой и просушки подлежит разборке на составные узлы и проверке их работоспособности. Для выявления электрических неисправностей необходимо иметь мультиметр (тестер).
Фирмы-изготовители поставляют в запчасти такие узлы, как ротор в сборе, статор в сборе, выпрямительный блок, щеткодержатель с регулятором напряжения в сборе. Однако в некоторых случаях приходится самостоятельно восстанавливать отказавшие узлы. Для этого генератор необходимо полностью разобрать на отдельные составные части.
Выпрямительный блок. При стандартном исполнении выпрямительного блока (рис. 6.11) в нем используются серийно выпускаемые полупроводниковые диоды таблеточной конструкции. Выпрессовку поврежденного таблеточного диода следует проводить с помощью ручного пресса, а не молотком, чтобы не повредить посадочное отверстие в радиаторной плате. В крайнем случае диод можно выдавить из гнезда с помощью тисков через оправку. V силовых диодов отечественного производства, которые поставляются в запчасти, диаметр корпуса увеличен на 0,5 мм по сравнению со стандартным, поэтому отверстие под запрессовку необходимо несколько развернуть (до диаметра 13,12 мм). Следует обратить внимание на полярность нового диода, которая должна соответствовать полярности заменяемого. Полярность диода обозначается на его корпусе либо краской, либо знаком ("+" — красный цвет; "—" — черный цвет).

Усилие при запрессовке диода должно прикладываться вертикально, возрастать плавно и не превышать 50 кГс. При соблюдении осторожности запрессовку можно выполнить через оправку и с помощью обычных тисков. После запрессовки диод припаивают к соединительной шине. Продолжительность пайки не должна превышать 15 сек паяльником мощностью 60...100 Вт.
Фазные обмотки статора. Если устранить неисправность в обмотке статора (рис. 6.12) без перемотки не представляется возможным, то проводится замена статора или перемотка обмотки. Прежде чем удалять из пазов статора поврежденную обмотку, необходимо определить ее тип ("звезда" или "треугольник"), схему соединения секций, диаметр провода, число витков в катушках и их распределение по слоям. Для того чтобы легко снять обмотку, статор помещают в электропечь, где при температуре 500...600°С в течение 5 ч происходит тепловое разрушение изоляции обмотки. После охлаждения обмотка без труда извлекается из пазов статора. Очистив статор от следов старой изоляции, в его пазы укладывают пленкоэлектрокартон ПЭК толщиной 0,27...0,32 мм или полиэтилентерефталатную пленку ПЭТФ толщиной 0,2 мм. В крайнем случае можно применить тонкую стеклоткань. Новая обмотка может быть намотана проводом ПЭТ-200, ПЭТД-180, ПЭВ-2, ПЭСВ-3 или ПЭТВМ. Витки катушек обмотки укладываются плотно друг к другу, их число и распределение в ряду должно соответствовать удаленной обмотке. После окончания намотки в пазы забивают клинья и проводят пропитку обмотки любым жидким электротехническим лаком. Применяются пропиточные лаки МЛ-92 или ГФ-95 с добавлением 15% смолы К-421-02, а также компаунды КП50, ЭД-20. Режим сушки указывается на этикетке тары используемого электролака. Применять случайные лаки (например, мебельный нитролак) не следует.
Обмотка возбуждения. Проверку целостности обмотки возбуждения выполняют с помощью тестера без разборки роторного узла, внешний вид которого показан на рис. 6.9. Чаще всего обрыв обмотки возбуждения связан с некачественной пайкой ее выводов к контактным кольцам. При проверке необходимо с помощью иглы пошевелить выводы обмотки в местах пайки. Если электрический контакт то появляется, то исчезает — выводы обмотки следует пропаять.
Если соединения выводов с контактными кольцами надежны, а проверка тестером показывает обрыв обмотки, то необходимо определить место обрыва.
При обрыве обмотки возбуждения в верхних витках катушки ее иногда можно восстановить без разборки ротора. При наличии внутреннего обрыва, вызванного проворотом каркаса обмотки возбуждения, при коротком замыкании обмотки на массу генератора (проверяется тестером между корпусом и кольцами), а также в случае почернения и осыпания изоляции с проводов обмотки, требуется ее перемотка. Для перемотки разбирают ротор с помощью съемника или пресса, предварительно отпаяв выводы обмотки от контактных колец, затем удаляют с каркаса дефектную обмотку и наматывают новую. Рекомендуются обмоточные провода: ПЭТД-180, ПЭТ-200, ПЭТ-155, ПЭТВ-1, ПЭТВ-2. При намотке каркас должен быть надет на втулку. Число витков наматываемой обмотки и диаметр провода должны соответствовать прежним данным. После окончания намотки и сборки ротор пропитывают электротехническим лаком и просушивают так же, как и обмотку статора.
Для некоторых конструкций современных генераторов напрессовка полюсных половин на вал выполнена таким образом, что их снятие с вала становится невозможным. В этом случае при выходе из строя обмотки возбуждения заменяют ротор в сборе.
Интегральный регулятор напряжения. Современные автомобильные генераторы переменного тока содержат в своем конструктивном составе интегральный регулятор напряжения (ИРН). Такой регулятор имеет малые габариты, не перегревается, достаточно надежен в работе и, как правило, монтируется совместно с щеткодержателем КЩМ в едином блоке (см. рис. 6.8).
Электрическая схема ИРН в процессе эксплуатации крайне редко выходит из строя. Однако, так как она составляет единую деталь со щеткодержателем и со щетками, а щетки КЩМ требуют замены в среднем через 200...250 тыс. км пробега, то весь узел вместе с пригодной ИРН приходится утилизировать из-за выхода щеток и щеткодержателя из строя.
Однако следует заметить, что в ряде случаев истертые щетки КЩМ можно заменить на новые, если в узле предусмотрен доступ к местам пайки (или сварки) медных жгутиков от щеток. В таком случае щетки следует извлечь из гнезд, зачистить места пайки (или сварки) от остатков старых жгутиков и запаять с применением теплоотвода новые щетки. Сама электронная схема ИРН ремонту не подлежит. Но в некоторых конструкциях генераторов ИРН монтируется на щеткодержателе (см. рис. 6.8) или непосредственно на корпусе генератора (см. рис. 6.4, б) ; самостоятельная конструктивная деталь. В таком ovvae ее замена не вызывает проблем.
Подшипники ротора. Уже отмечалось, что под-1ШГ.НИКИ ротора — закрытого типа. Они набиты гус-смазкой при изготовлении и специального ухода ■ж ~эебуют. Однако при случайном попадании в подшипник жидкого растворителя (например, бензина) нею'стенция смазки нарушается, тогда подшипник выгтэо выходит из строя. Учитывая сказанное, опус--= снятые с генератора подшипники в любую мою-рцв жидкость не следует.
Лругой причиной разрушения подшипников может вгъ -еретяжка приводного ремня генератора. Лсстоверным признаком выхода подшипника из :оя является характерный шум (свист) в генерато-* старый исчезает при снятии приводного ремня. Ш s двигателях с наружной водяной помпой аналойный шум могут издавать и неисправные подшип-■й)у помпы. В таком случае шум можно локализовать тассшиванием с помощью медицинского стетоско-рвдои с помощью длинной пластмассовой трубки.
Л\я замены роторных подшипников, пришедших 1 -негодность, генератор требуется снять с двигателя » -с -.-остью разобрать. Передний подшипник с вала вгесатора следует снимать вместе с корпусной |_-,ой винтовым съемником (рис. 6.13). При сби-подшипников можно значительно повредить вала генератора. Заменять подшипники мож-— *ько на абсолютно аналогичные. Иногда под-икс одинаковым номером отличается наличием с-сутствием защитной крышки для смазки. Поляки открытого типа в автомобильных генерато-■ лтанавливать не следует. 5 заключение отметим, что генератор импортно-эЕгомобиля, не подлежащий ремонту, можно за-гнг-ъ на отечественный, если последний подходит в электрическим параметрам.
Детали крепления генератора к двигателю в таком случае приходится изготавливать самостоятельно с их подгонкой по месту, что для квалифицированного ремонтника не представляет трудностей.
6.5. Маркировка генераторов
• Обозначение (маркировка) отечественных автомобильных генераторов производится по схеме хххх.3701 или хххх.3771. Согласно ГОСТу 3701 и 3771 — это типовые подгруппы "Генератор". На месте знаков "х" в обозначении ставятся цифры от О до 9. Первые две цифры, начиная с 11, обозначают порядковый номер модели, третья цифра — модификацию изделия, четвертая цифра — исполнение. Предусмотрены следующие виды исполнения генераторов: 1 — для холодного климата, 2 — общеклиматическое исполнение, 3 — для умеренного и тропического климата, 6 — экспортное исполнение, 7 — экспортное исполнение для тропического климата, 8 — экспортное исполнение для стран с холодным климатом, 9 — общеклиматическое экспортное исполнение. Цифры до точки, кроме первых двух, могут опускаться. Если изделие имеет несколько вариантов исполнения одной и той же модификации, то такой вариант также обозначается цифрами, проставленными справа от основного обозначения через тире. Например, вариант генератора 583.3701 со встроенным регулятором напряжения Я112В1, поставляемый в запчасти для автомобилей ВАЗ-2108, -2109 имеет условное обозначение 583.3701-20, что следует читать так: 58-я модель третьей модификации генератора 3701 в 20-м варианте конструктивного исполнения (т.е. с Я112В1).
Кроме того, отечественной промышленностью по-прежнему выпускается ряд изделий с буквенно-цифровым обозначением, например Г221-А, где Г — генератор, 221 — номер модели, А — модификация (см. табл. 6.1).
• Иной подход к маркировке генераторов принят у иностранных фирм-изготовителей. Как правило, в обозначении отражен базовый размер генератора (наружный диаметр статора) и его основные электрические параметры.
Рассмотрим условные обозначения генераторов фирмы BOSCH (Германия), которые устанавливаются на легковых автомобилях.
Генераторы традиционной конструкции (см. рис. 6.2) имеют фирменную маркировку, которая содержит буквенное обозначение предельных размеров для наружного диаметра статора: G-100...109 мм, К-120...129 мм, N-130...139 мм. Цифра после буквы обозначает тип системы возбуждения: 1 — клювообразные полюса, 2 — явно выраженные полюса, 3 — неподвижная обмотка возбуждения (бесконтактное исполнение). Далее указываются номинальное напряжение и два значения тока, разделенных косой чертой (при частотах вращения ротора 1500 и 6000 мин-1). Частота вращения 1500 мин"1 примерно соответствует частоте вращения коленчатого вала автомобильного двигателя в режиме холостого хода, а частота 6000 мин-1 — режиму максимального тока отдачи генератора.
Маркировка вентильного генератора фирмы BOSCH с клювообразными полюсами, с наружным диаметром статора 125 мм, с номинальным напряжением 14 В и с токами отдачи 23 и 55 А при частотах вращения ротора 1500 и 6000 мин"1 (соответственно) имеет следующий вид: K114V23/55A.
Ранее фирма BOSCH указывала после номинального напряжения максимальный ток отдачи генератора и число, в 100 раз меньшее частоты вращения ротора, при которой генератор отдает ток, равный 2/3 максимального. Например, маркировку K114V55A20 следует читать так: 55 А — максимальный ток 1махг генератора при п = 6000 мин"1, 20 — число, соответствующее частоте вращения ротора 2000 мин"1, при которой генератор отдает ток, равный 0,67 1махг = 55 х 0,67 = 37 А.

Буквенное обозначение наружного диаметра статора также изменено G-116 мм, К-125 мм, N-138 или 142 мм.
В отличие от генераторов традиционной конструкции, компактные генераторы рассчитаны на более высокое передаточное отношение привода, поэтому в режиме холостого хода двигателя внутреннего сгорания частота вращения ротора генератора выше и составляет 1800 вместо 1500 мин"1.
Например, маркировка KC14V45/80A обозначает: вентильный генератор компактной конструкции с клювообразным ротором, наружным диаметром статора 125 мм, номинальным напряжением 14 В, максимальным током отдачи 80 А и током отдачи 45 А при п = 1800 мин"1.
Кроме того, фирма BOSCH после обозначения типа генератора указывает десятизначное число, так называемый каталожный номер, который отображает специальную информацию об особенностях той или иной модификации (присоединительные размеры, расположение выводов, способы защиты от попадания воды, пыли, грязи; уровень регулируемого напряжения, наличие силовых стабилитронов и др.). Такая информация является достоянием фирменных каталогов.
=
2