СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 6 по МДК 1.1. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаю выкладывать лекции по модулю 

Просмотр содержимого документа
«Лекция 6 по МДК 1.1. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики»

Глава 6

КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ


Данная глава посвящена рассмотрению конструкций современных автомобильных электрогенераторов импортного [6] и отечественного производства. Приведены тре­бования к техническому обслуживанию автомобильных генераторов и способы их ремонта.



Фирма BOSCH выпускает автомобильные генера­торы с 1913 года. Ею освоены все стадии совершен­ствования этого изделия, и в настоящее время она является передовой фирмой на мировом рынке авто­мобильных генераторов.

Генераторы фирмы BOSCH обладают исключитель­но высокой надежностью и техническим совершенст­вом. При правильной технической эксплуатации они работают не менее 300 тыс. км пробега. По лицензи­ям и образцам этой фирмы изготавливается подавля­ющее большинство автомобильных электрогенерато­ров нового поколения во всех европейских странах.



Генератор KC14V45/80A фирмы BOSCH, пока­занный на рис. 6.1, является новой разработкой фирмы и относится к компактным автомобильным ге­нераторам (Compact Generator). Основные его отли­чия от традиционного генератора следующие:

а — на валу ротора генератора установлены две крыльчатки вентилятора, которые теперь расположе­ны внутри корпуса генератора с обеих сторон от ро­тора. Это значительно увеличило воздушный поток охлаждения, и при сохранении габаритов генератора его мощность увеличилась на 10...12%;

5


б — контактные кольца ротора и щеткодержатель вместе с выпрямительным блоком вынесены за пе­риферию тыльной крышки генератора, что позволи­ло уменьшить габариты корпуса генератора, контакт-

ные кольца уменьшить в диаметре, а подшипник — перенести в воздушный поток охлаждения. Это обес­печило уменьшение износа контактных колец и ще­ток КЩМ и увеличило срок безотказной работы под­шипников;

в — привод компактного генератора осуществля­ется посредством эластичного клинового (или поли­клинового) ремня через проточенный приводной шкив уменьшенного диаметра. Передаточное отно­шение привода увеличено до 3,5. Это позволяет по­лучать ток заряда аккумуляторной батареи уже при холостых оборотах двигателя внутреннего сгорания.

Генератор K114V23/55A фирмы BOSCH пока­зан на рис. 6.2. Он относится к генераторам тради­ционной конструкции, которая включает в себя трех­фазный статор, включенный "треугольником", клю-вообразный ротор с контактными кольцами и с об­моткой возбуждения в виде монолитной катушки, шестидиодный силовой вентильный выпрямитель и дополнительные диоды. На валу ротора со стороны привода установлена крыльчатка вентилятора с при­водным шкивом под зубчато-клиновый ремень.

Такая конструкция вентильного генератора пере­менного тока уже давно стала классической, и по­давляющее большинство современных легковых ав­томобилей, как зарубежных, так и отечественных, оборудованы такими генератороми.

Комплектующие детали генератора и их взаимное расположение в генераторе показаны на конструк­тивном чертеже (рис. 6.3). Здесь же приведена эле­ктрическая схема генератора.

6.2. Автомобильный генератор 955.3701 (АЗТЭ)

Общая характеристика. Отечественный генера­тор 955.3701 (рис. 6.4) Алтайского завода трактор­ного оборудования выпускается как альтернативная запасная часть к легковым автомобилям ВАЗ.

Этот генератор является бесщеточным (бескон­тактным) индукторным генератором переменного то­ка с неподвижной аксиально-продольной катушкой 11 возбуждения в передней корпусной крышке гене­ратора. Ранее такие генераторы на легковых автомо­билях не применялись.

Генератор оборудован пятифазной обмоткой 5 на статоре 6, шестилучевым ротором 8 и пятифазным выпрямителем 4, собранным по схеме Ларионова (применен выпрямительный блок БПВ62-100). Име­ется также дополнительная диодная сборка. Сило­вые диоды рассчитаны на ток 20 А, а дополнитель­ные — на 2 А.

На задней корпусной крышке 19 генератора (снаружи) расположен интегральный регулятор 21 напряжения Я112Б с подстроечным резистором 24, включение которого обеспечивается специаль­ным переключателем посезонной регулировки. Здесь же расположен помехоподавляющий конден­сатор 25 емкостью 2,2 мкФ, который на современ­ных генераторах переменного тока является обяза­тельной деталью.

?wq^ 8, TOwa^sto^a выполнен в виде шестилуче-вой звезды, набранной из тонких листов электротех­нической стали (из магнитомягкого материала). Во впадинах звезды расположены постоянные магниты 7, которые способствуют началу самовозбуждения генератора и несколько повышают его мощность.

На передней крышке 18 (изнутри) располагает­ся индуктор с магнитопроводом 10 и с втулкой 12, на которую намотана обмотка возбуждения 11. На­значение индуктора — создавать на статоре глав­ное магнитное поле генератора. Поскольку рассма­триваемый генератор имеет смешанное возбужде­ние (от постоянных магнитов и от индукторной об­мотки возбуждения), то для расширения рабочего диапазона регулирования тока возбуждения на ин­дукторную втулку 12, кроме основной обмотки воз­буждения 11, намотана встречно ей включенная размагничивающая обмотка Wp, нейтрализующая действие постоянных магнитов на высоких оборо­тах ротора генератора.

Магнитные цепи и ЭДС генератора. Магнитные цепи индукторного генератора 955.3701 показаны на рис. 6.4, б.

Обмотка статора расположена на десяти зубцах статорного магнитопровода (зубцовый шаг 36°) и разбита на пять фазных секций по две зубцовых ка­тушки в каждой секции. Зубцовые катушки одной и той же фазной секции разнесены друг от друга по периметру внутренней окружности статора на 180 уг­ловых градусов. Таким образом, 10-ти катушечная статорная обмотка является пятифазной. Фазные секции соединены между собой в пятиугольник.

Возможны и другие варианты исполнения статора.

Ротор генератора представляет собой шестилуче-вую звезду Z из магнитомягкого материала.

Таким образом, в магнитные цепи генератора входят: 10-ти зубцовый магнитопровод статора 6, магнитопроводная шестилучевая звезда ротора 8 и индукторная втулка 12.

При вращении звезды Z под каждым зубцом ста­тора перемещается то зубец, то впадина звезды Z, и процесс повторяется через 60° поворота ротора. При этом меняется воздушный зазор между стато­ром и ротором, а, следовательно, и магнитное сопро­тивление Rd зазора (см. рис. 5.3 в главе 5). В резуль­тате магнитный поток в воздушном зазоре индуктор­ного генератора изменяется от максимальной вели­чины Фтах до минимальной Фтт без изменения на­правления (рис. 6.5). Пульсирующий магнитный по­ток имеет постоянную Ф0 и переменную Ф^ состав­ляющие Ф = Ф0 + Ф~ = Ф0 + Фт COS COt.

Постоянная составляющая магнитного потока Фо = (Фтах + ®min)/2 в наведении ЭДС в статорной обмотке не участвует и бесполезно намагничивает магнитопровод статора генератора. Как следствие, магнитопровод статора в индукторном генераторе более массивный, чем в синхронных генераторах с контактными кольцами. Этим объясняется более ши­рокое применение индукторных генераторов на гру­зовых автомобилях.

Переменная составляющая Ф_ магнитного пото­ка с амплитудой Фт # (Фтах - Фгшп)/2 наводит ЭДС в катушках статорной обмотки:

ек = -W d©/dt = -W с1Фт cos cot/dt = Ет sin 2jtft, где W — число витков в катушке; Ет — амплитудное значение ЭДС ек. Как видно из рис. 6.4, б, в индукторном генерато­ре зубец и впадина ротора образуют пару полюсов, поэтому число пар полюсов ротора равно числу зуб­цов ротора р = Z. Тогда частота переменного тока в

:~аторной обмотке, выраженная в Гц, равна = Z х п/60 (п — число оборотов ротора в об/мин).


Таким образом, при вращении ротора индуктор­ного генератора в витках катушек обмотки статора индуцируется переменная (пульсирующая) ЭДС, по эорме близкая к синусоиде, с частотой, синхронной -ропорциональной) частоте вращения ротора.

Индукторные генераторы характеризуются коэф­фициентом Кф использования магнитного потока, ко­торый определяется как:

Кф = Фигсг = 0,5 (1 - Фт|птах),

где Фсг = Фтах cos cot для традиционного генера---ра с контактными кольцами,

Фиг = 0,5 тах - Фт1п) cos с01 для индукторного

-енератора.

В идеальном случае, когда Фт|п = 0, коэффициент -.- = 0,5. В реальных индукторных генераторах

--./Фтах = 0,3...0,4 и

~си одинаковой мощности индукторные генераторы

На расширение диапазона изменения магнитного -стока работают постоянные магниты, которые уста-^свлены во впадинах звезды ротора (полярность их vocob, обращенных к статору, противоположна по-•=оности зубцов ротора, см. рис. 6.4, б). При этом ми­нимальная величина Фт|П магнитного потока в воз-л._.-юм зазоре может быть значительно понижена км. рис. 6.5), а отдаваемая генератором мощность •=е\ичена, что приближает индукторный генератор к "е-ератору с клювообразным ротором (в последнем •имеет место знакопеременный магнитный поток).

Электрическая схема генератора. В отличие от "гдиционных автомобильных генераторов, индук--гсные генераторы могут иметь как трехфазный, так в многофазный статор. Генераторы мощностью бо-■ее 700 Вт выполняются с пятифазной или семифаз--с* обмоткой статора, причем фазные секции стато-соединены в многоугольник.

Электрическая схема генератора 955.3701 при­ведена на рис. 6.6.

Пять фазных секций статора соединены в пяти­угольник с последовательностью включения 1-4-2-5-3-1. Эта последовательность подчиняется опреде­ленной логике. Дело в том, что при кольцевом со­единении фаз статорной обмотки в ней, помимо пя­ти фазных напряжений, наводится пять междуфаз­ных: Uac, Uce, Ueb, Ubd, Uda (см. рис. 6.6). А так как пространственный угол сдвига между пятью фазными секциями по периметру статора меньше 120°, то фазные напряжения становятся меньше междуфазных и выпрямитель начинает выпрямлять междуфазные напряжения. При этом энергетика генератора нарушается, т.е. падает мощность и ко­эффициент полезного действия (КПД). Чтобы этого не происходило, выбирают такой порядок соедине­ния катушек, чтобы электрический угол ф сдвига фаз между пульсирующими напряжениями, кото­рые поочередно подаются на выпрямитель, был бы близким к 120°.

В общем случае для этой цели конец первой фаз­ной секции соединяется с началом той фазной сек­ции, номер которой на число К больше, и так далее по кругу статора.

Число К называется шагом включения фаз и оп­ределяется как:

К = [m/n] + 1, где m — число фазных секций в статоре, п — число катушек в одной фазе (из дроби т/3 берется только целая часть).

Тогда для пятифазного статора с двумя катушками в фазной секции К = 3, о = 108°, и последователь­ность включения катушек получается такой: 1-4-2-5-3-1. Порядок включения трехкатушечной секции для 5-ти фазного статора будет другим: 1-3-5-2-4-1 (К = 2; ф = 144°).

Выпрямление системы пятифазных пульсирующих напряжений, по форме близких к синусоиде:



реализуется с помощью пятифазной выпрямительной схемы Ларионова, в которой силовые вентильные ди­оды работают попарно с чередованием порядка про­пускания тока по фазным плечам выпрямителя:

Ul — VD1, VD9; U3 — VD3, VD6; U5 — VD5, VD8; U2 — VD2, VD10; U4 — VD4, VD7.

Таким образом, в любой момент времени на на­грузку генератора RH работают только два диода: один — прямой, другой — обратной полярности. В любой многофазной системе статора, собранной по схеме многоугольника, фазные токи всегда меньше линейных (выпрямляемых) на величину корня из т, что позволяет выполнять катушки фазных обмоток более тонким проводом. Именно поэтому в индуктор­ных генераторах большой мощности (Рг 1,0 кВт) число фаз на статоре делают увеличенным (5, 7, 9), и тогда общий ток в нагрузке генератора формирует­ся поочередной отдачей энергии от нескольких ли­нейных токов 1г, каждый из которых равен 1г/т.

При этом частота пульсаций fn выпрямленного на­пряжения будет несколько выше, чем в трехфазном генераторе.


6.3. Техническое обслуживание генераторов

Современный генератор является надежным из­делием автомобильного электрооборудования. Его техническое обслуживание в эксплуатации сведено к минимуму.

• Работы по проверке текущего технического со­стояния и обслуживанию генератора проводятся че­рез 50...80 тыс. км пробега, но не реже одного ра­за в два года. Прежде всего проверяется надеж­ность крепления генератора к двигателю и натяже­ние приводного ремня. На рис. 6.7 показаны основ­ные детали стандартного крепления генератора к двигателю. Натяжная рейка 4 крепления генератора имеет продолговатую прорезь под фиксирующий болт 3, что позволяет натягивать приводной ремень генератора до требуемой нормы (8...15 мм). Крон­штейн 1 должен быть надежно привернут к двигате­лю, а болт 5, проходящий через кронштейн 1 и пово­ротную втулку генератора, после регулировки натя­жения ремня крепко затянут. Недостаточно жесткое крепление генератора к двигателю приводит к изло­му натяжной рейки 4 и других деталей крепления. Слабо натянутый ремень 2 проскальзывает по шкиву 6, что способствует ускоренному износу ремня и шкива, а также снижению частоты вращения ротора генератора под нагрузкой и уменьшению напряже­ния на его выводах. Аккумуляторная батарея при этом не дозаряжается. Превышение усилия натяже­ния ремня приводит к перегрузке подшипников, их перегреву и выходу из строя. Правильность натяже­ния проверяется по прогибу ремня в средней части нажатием на него торцом динамометра (или паль­цем) с усилием 3...10 кГс (в зависимости от типа ав­томобиля). Прогиб А ремня (см. рис. 6.7) должен со­ответствовать требованиям инструкции по эксплуата­ции конкретного автомобиля (как правило, величина прогиба лежит в пределах 8...15 мм).

• Периодически целесообразно проверять нор­мальную работоспособность генераторной установки. Контрольная лампа на щитке приборов не фиксирует неисправность в системе электроснабжения в случае повышения выходного напряжения генератора. По­этому бортовым вольтметром, а при его отсутствии вольтметром, подключенным к клеммам аккумулятор­ной батареи, необходимо замерить величину борто­вого напряжения, установив среднюю частоту враще­ния коленчатого вала двигателя (2600...3000 мин-1) и включив дальний свет фар. V исправно работаю­щей генераторной установки напряжение должно на­ходиться в пределах 13,5...14,8 В. Оно не должно по­вышаться при увеличении частоты вращения или снижаться при включении других потребителей, напри­мер стеклоочистителя, более чем на +0,1 В.

  • При сезонном техническом обслуживании гене­раторной установки, содержащей переключатель по­сезонной регулировки на регуляторе напряжения (см. рис. 6.4 поз. 21 и 24), весной этот переключа­тель переводится в положение "Лето", осенью — в положение "Зима". Посезонная корректировка регу­лируемого напряжения обеспечивает оптимальный заряд аккумуляторной батареи, что благоприятно сказывается на ее сроке службы.

  • При каждом очередном снятии генератора с автомобиля (через 100... 150 тыс. км пробега) для профилактики необходимо провести осмотр щеток (рис. 6.8) и контактных колец (рис. 6.9). Минимально допустимое выступание щеток из щеткодержателя указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если выступание К щеток (см. рис. 6.8) менее 4...5 мм, их следует заменить. Контактные кольца можно зачистить мелкозернистой наждачной бума­гой. Если износ колец ротора более 0,5 мм по диаме­тру, необходимо разобрать генератор и на роторе в сборе проточить кольца.

  • Подшипники ротора (см. рис. 6.9) закрытого типа и не требуют смазки в течение гарантийного срока службы генератора. Но при ремонте генерато­ра подшипники необходимо набить густой смазкой защитные крышки легко снимаются шилом и легко устанавливаются обратно).


6.4. Ремонт генератора

Автомобильный генератор может иметь как меха­нические, так и электрические повреждения.

  • К механическим повреждениям относятся: пе­ретирание шкива генератора приводным ремнем, разрушение подшипников ротора и износ деталей крепления. При значительном износе подшипников может иметь место соударение ротора со статором. Все эти неисправности, как правило, являются след­ствием нарушения технических условий эксплуата­ции генератора. Их устранение связано с заменой зышедших деталей из строя.

  • Электрические неисправности связаны с нару­шением целостности электрических цепей в генера­торе или с их коротким замыканием.

Информацию об электрических неисправностях 'енератора можно получить по осциллограммам вы­прямленного напряжения (рис. 6.10), не прибегая к его снятию с автомобиля. Для этого используется мо­тор-тестер с осциллоскопом, фирменный сканер или обычный осциллограф. Для генератора, снятого с ав­томобиля, данная проверка осуществляется на кон--рольно-диагностическом стенде или с помощью ци­фрового мультиметра.

  • К часто встречающимся электрическим неис­правностям генератора относятся: перегорание с об­рывом или короткое замыкание диодов выпрямитель­ного блока; нарушение контакта в месте пайки выво­дов обмотки возбуждения к контактным кольцам; об­рыв, межвитковое замыкание или замыкание на "массу" обмоток статора и обмотки возбуждения.

  • Неисправный генератор после мойки кероси­ном или соляркой и просушки подлежит разборке на составные узлы и проверке их работоспособности. Для выявления электрических неисправностей необ­ходимо иметь мультиметр (тестер).

Фирмы-изготовители поставляют в запчасти та­кие узлы, как ротор в сборе, статор в сборе, выпря­мительный блок, щеткодержатель с регулятором на­пряжения в сборе. Однако в некоторых случаях при­ходится самостоятельно восстанавливать отказав­шие узлы. Для этого генератор необходимо полно­стью разобрать на отдельные составные части.

Выпрямительный блок. При стандартном испол­нении выпрямительного блока (рис. 6.11) в нем ис­пользуются серийно выпускаемые полупроводнико­вые диоды таблеточной конструкции. Выпрессовку поврежденного таблеточного диода следует прово­дить с помощью ручного пресса, а не молотком, что­бы не повредить посадочное отверстие в радиатор­ной плате. В крайнем случае диод можно выдавить из гнезда с помощью тисков через оправку. V сило­вых диодов отечественного производства, которые поставляются в запчасти, диаметр корпуса увеличен на 0,5 мм по сравнению со стандартным, поэтому от­верстие под запрессовку необходимо несколько развернуть (до диаметра 13,12 мм). Следует обратить внимание на полярность нового диода, которая должна соответствовать полярности заменяемого. Полярность диода обозначается на его корпусе либо краской, либо знаком ("+" — красный цвет; "—" — черный цвет).

Усилие при запрессовке диода должно приклады­ваться вертикально, возрастать плавно и не превы­шать 50 кГс. При соблюдении осторожности запрес­совку можно выполнить через оправку и с помощью обычных тисков. После запрессовки диод припаива­ют к соединительной шине. Продолжительность пай­ки не должна превышать 15 сек паяльником мощно­стью 60...100 Вт.

Фазные обмотки статора. Если устранить неис­правность в обмотке статора (рис. 6.12) без пере­мотки не представляется возможным, то проводится замена статора или перемотка обмотки. Прежде чем удалять из пазов статора поврежденную обмотку, не­обходимо определить ее тип ("звезда" или "треуголь­ник"), схему соединения секций, диаметр провода, число витков в катушках и их распределение по сло­ям. Для того чтобы легко снять обмотку, статор поме­щают в электропечь, где при температуре 500...600°С в течение 5 ч происходит тепловое раз­рушение изоляции обмотки. После охлаждения об­мотка без труда извлекается из пазов статора. Очи­стив статор от следов старой изоляции, в его пазы укладывают пленкоэлектрокартон ПЭК толщиной 0,27...0,32 мм или полиэтилентерефталатную пленку ПЭТФ толщиной 0,2 мм. В крайнем случае можно применить тонкую стеклоткань. Новая обмотка мо­жет быть намотана проводом ПЭТ-200, ПЭТД-180, ПЭВ-2, ПЭСВ-3 или ПЭТВМ. Витки катушек обмотки укладываются плотно друг к другу, их число и распре­деление в ряду должно соответствовать удаленной обмотке. После окончания намотки в пазы забивают клинья и проводят пропитку обмотки любым жидким электротехническим лаком. Применяются пропиточ­ные лаки МЛ-92 или ГФ-95 с добавлением 15% смолы К-421-02, а также компаунды КП50, ЭД-20. Режим сушки указывается на этикетке тары используемого электролака. Применять случайные лаки (например, мебельный нитролак) не следует.

Обмотка возбуждения. Проверку целостности об­мотки возбуждения выполняют с помощью тестера без разборки роторного узла, внешний вид которого показан на рис. 6.9. Чаще всего обрыв обмотки воз­буждения связан с некачественной пайкой ее выво­дов к контактным кольцам. При проверке необходимо с помощью иглы пошевелить выводы обмотки в мес­тах пайки. Если электрический контакт то появляется, то исчезает — выводы обмотки следует пропаять.

Если соединения выводов с контактными кольца­ми надежны, а проверка тестером показывает обрыв обмотки, то необходимо определить место обрыва.

При обрыве обмотки возбуждения в верхних вит­ках катушки ее иногда можно восстановить без раз­борки ротора. При наличии внутреннего обрыва, вы­званного проворотом каркаса обмотки возбуждения, при коротком замыкании обмотки на массу генерато­ра (проверяется тестером между корпусом и кольца­ми), а также в случае почернения и осыпания изоля­ции с проводов обмотки, требуется ее перемотка. Для перемотки разбирают ротор с помощью съемника или пресса, предварительно отпаяв выводы обмотки от контактных колец, затем удаляют с каркаса дефект­ную обмотку и наматывают новую. Рекомендуются об­моточные провода: ПЭТД-180, ПЭТ-200, ПЭТ-155, ПЭТВ-1, ПЭТВ-2. При намотке каркас должен быть на­дет на втулку. Число витков наматываемой обмотки и диаметр провода должны соответствовать прежним данным. После окончания намотки и сборки ротор пропитывают электротехническим лаком и просуши­вают так же, как и обмотку статора.

Для некоторых конструкций современных генера­торов напрессовка полюсных половин на вал выпол­нена таким образом, что их снятие с вала становит­ся невозможным. В этом случае при выходе из строя обмотки возбуждения заменяют ротор в сборе.

Интегральный регулятор напряжения. Современ­ные автомобильные генераторы переменного тока содержат в своем конструктивном составе интег­ральный регулятор напряжения (ИРН). Такой регуля­тор имеет малые габариты, не перегревается, доста­точно надежен в работе и, как правило, монтируется совместно с щеткодержателем КЩМ в едином блоке (см. рис. 6.8).

Электрическая схема ИРН в процессе эксплуата­ции крайне редко выходит из строя. Однако, так как она составляет единую деталь со щеткодержа­телем и со щетками, а щетки КЩМ требуют замены в среднем через 200...250 тыс. км пробега, то весь узел вместе с пригодной ИРН приходится ути­лизировать из-за выхода щеток и щеткодержателя из строя.

Однако следует заметить, что в ряде случаев истер­тые щетки КЩМ можно заменить на новые, если в уз­ле предусмотрен доступ к местам пайки (или свар­ки) медных жгутиков от щеток. В таком случае щетки следует извлечь из гнезд, зачистить мес­та пайки (или сварки) от остатков старых жгути­ков и запаять с примене­нием теплоотвода новые щетки. Сама электрон­ная схема ИРН ремонту не подлежит. Но в неко­торых конструкциях гене­раторов ИРН монтирует­ся на щеткодержателе (см. рис. 6.8) или непосредственно на корпусе генератора (см. рис. 6.4, б) ; самостоятельная конструктивная деталь. В таком ovvae ее замена не вызывает проблем.

Подшипники ротора. Уже отмечалось, что под-1ШГ.НИКИ ротора — закрытого типа. Они набиты гус-смазкой при изготовлении и специального ухода ■ж ~эебуют. Однако при случайном попадании в под­шипник жидкого растворителя (например, бензина) нею'стенция смазки нарушается, тогда подшипник выгтэо выходит из строя. Учитывая сказанное, опус--= снятые с генератора подшипники в любую мою-рцв жидкость не следует.

Лругой причиной разрушения подшипников может вгъ -еретяжка приводного ремня генератора. Лсстоверным признаком выхода подшипника из :оя является характерный шум (свист) в генерато-* старый исчезает при снятии приводного ремня. Ш s двигателях с наружной водяной помпой анало­йный шум могут издавать и неисправные подшип-■й)у помпы. В таком случае шум можно локализовать тассшиванием с помощью медицинского стетоско-рвдои с помощью длинной пластмассовой трубки.

Л\я замены роторных подшипников, пришедших 1 -негодность, генератор требуется снять с двигателя » -с -.-остью разобрать. Передний подшипник с вала вгесатора следует снимать вместе с корпусной |_-,ой винтовым съемником (рис. 6.13). При сби-подшипников можно значительно повредить вала генератора. Заменять подшипники мож-— *ько на абсолютно аналогичные. Иногда под-икс одинаковым номером отличается наличием с-сутствием защитной крышки для смазки. Пол­яки открытого типа в автомобильных генерато-■ лтанавливать не следует. 5 заключение отметим, что генератор импортно-эЕгомобиля, не подлежащий ремонту, можно за-гнг-ъ на отечественный, если последний подходит в электрическим параметрам.

Детали крепления генератора к двигателю в та­ком случае приходится изготавливать самостоятель­но с их подгонкой по месту, что для квалифицирован­ного ремонтника не представляет трудностей.


6.5. Маркировка генераторов

• Обозначение (маркировка) отечественных ав­томобильных генераторов производится по схеме хххх.3701 или хххх.3771. Согласно ГОСТу 3701 и 3771 — это типовые подгруппы "Генератор". На ме­сте знаков "х" в обозначении ставятся цифры от О до 9. Первые две цифры, начиная с 11, обозначают порядковый номер модели, третья цифра — модифи­кацию изделия, четвертая цифра — исполнение. Предусмотрены следующие виды исполнения генера­торов: 1 — для холодного климата, 2 — общеклима­тическое исполнение, 3 — для умеренного и тропиче­ского климата, 6 — экспортное исполнение, 7 — экс­портное исполнение для тропического климата, 8 — экспортное исполнение для стран с холодным клима­том, 9 — общеклиматическое экспортное исполне­ние. Цифры до точки, кроме первых двух, могут опу­скаться. Если изделие имеет несколько вариантов исполнения одной и той же модификации, то такой вариант также обозначается цифрами, проставлен­ными справа от основного обозначения через тире. Например, вариант генератора 583.3701 со встро­енным регулятором напряжения Я112В1, поставляе­мый в запчасти для автомобилей ВАЗ-2108, -2109 имеет условное обозначение 583.3701-20, что сле­дует читать так: 58-я модель третьей модификации генератора 3701 в 20-м варианте конструктивного исполнения (т.е. с Я112В1).

Кроме того, отечественной промышленностью по-прежнему выпускается ряд изделий с буквенно-циф­ровым обозначением, например Г221-А, где Г — ге­нератор, 221 — номер модели, А — модификация (см. табл. 6.1).

• Иной подход к маркировке генераторов принят у иностранных фирм-изготовителей. Как правило, в обозначении отражен базовый размер генератора (наружный диаметр статора) и его основные электри­ческие параметры.

Рассмотрим условные обозначения генераторов фирмы BOSCH (Германия), которые устанавливаются на легковых автомобилях.

Генераторы традиционной конструкции (см. рис. 6.2) имеют фирменную маркировку, которая со­держит буквенное обозначение предельных разме­ров для наружного диаметра статора: G-100...109 мм, К-120...129 мм, N-130...139 мм. Циф­ра после буквы обозначает тип системы возбужде­ния: 1 — клювообразные полюса, 2 — явно выраженные полюса, 3 — неподвижная обмотка возбуж­дения (бесконтактное исполнение). Далее указыва­ются номинальное напряжение и два значения тока, разделенных косой чертой (при частотах вращения ротора 1500 и 6000 мин-1). Частота вращения 1500 мин"1 примерно соответствует частоте враще­ния коленчатого вала автомобильного двигателя в режиме холостого хода, а частота 6000 мин-1 — ре­жиму максимального тока отдачи генератора.

Маркировка вентильного генератора фирмы BOSCH с клювообразными полюсами, с наружным диаметром статора 125 мм, с номинальным напря­жением 14 В и с токами отдачи 23 и 55 А при часто­тах вращения ротора 1500 и 6000 мин"1 (соответст­венно) имеет следующий вид: K114V23/55A.

  • Ранее фирма BOSCH указывала после номи­нального напряжения максимальный ток отдачи ге­нератора и число, в 100 раз меньшее частоты вра­щения ротора, при которой генератор отдает ток, равный 2/3 максимального. Например, маркировку K114V55A20 следует читать так: 55 А — максималь­ный ток 1махг генератора при п = 6000 мин"1, 20 — число, соответствующее частоте вращения ротора 2000 мин"1, при которой генератор отдает ток, рав­ный 0,67 1махг = 55 х 0,67 = 37 А.

  • Генераторы компактной конструкции обознача­ются по несколько иной схеме, когда обозначение типа системы возбуждения (цифра после первой бук­вы) заменена буквой С — Compact-Generator (ком­пактное исполнение).

Буквенное обозначение наружного диаметра ста­тора также изменено G-116 мм, К-125 мм, N-138 или 142 мм.

В отличие от генераторов традиционной конструк­ции, компактные генераторы рассчитаны на более высокое передаточное отношение привода, поэтому в режиме холостого хода двигателя внутреннего сго­рания частота вращения ротора генератора выше и составляет 1800 вместо 1500 мин"1.

Например, маркировка KC14V45/80A обознача­ет: вентильный генератор компактной конструкции с клювообразным ротором, наружным диаметром ста­тора 125 мм, номинальным напряжением 14 В, мак­симальным током отдачи 80 А и током отдачи 45 А при п = 1800 мин"1.

Кроме того, фирма BOSCH после обозначения ти­па генератора указывает десятизначное число, так называемый каталожный номер, который отобража­ет специальную информацию об особенностях той или иной модификации (присоединительные разме­ры, расположение выводов, способы защиты от по­падания воды, пыли, грязи; уровень регулируемого напряжения, наличие силовых стабилитронов и др.). Такая информация является достоянием фирменных каталогов.

=



2