СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 4 по МДК 1.1. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решил выложить лекции для линивых студентов.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 4 по МДК 1.1. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики»



СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ


Предыдущие главы по автомобильным аккумуляторам, вторая и третья, представляют собой краткое учебное пособие для самостоятельной подготовки магистра, имеющего желание углубить свои теоретические познания. Настоящая глава завершает тему практическими рекомендациями по техническому обслуживанию аккумуляторных батарей в условиях автосервиса.

4.1. Общие сведения

Современные автомобильные аккумуляторные ба­тареи (АКБ) имеют малообслуживаемую или полно­стью необслуживаемую конструкцию и, в отличие от прежних, ремонту с разборкой не подлежат.

Тогда эксплуатационно-технические мероприятия по сервисному обслуживанию АКБ нового поколения сводятся к следующему:

  • Хранение новых батарей, сухозаряженных или залитых.

  • Первичная заливка малообслуживаемых сухо-заряженных АКБ.

  • Снятие АКБ с автомобиля на временное хра­нение.

  • Профилактический подзаряд АКБ.

  • Восстановительно-ремонтный (уравнительный) заряд АКБ.

  • Контрольно-тренировочный зарядно-разряд-ный цикл.

  • Сезонное обслуживание АКБ.

Сервисное обслуживание предполагает проведе­ние работ в условиях аккумуляторного участка на станции технического обслуживания или на авто­транспортном предприятии. Если имеются необходи­мые технические средства, то перечисленные меро­приятия могут проводиться и в условиях частного ав­тосервиса. В этом случае необходимо иметь набор следующих технических средств:

а) Специально отведенное место, поближе к вытяжке или к свежему воздуху, где следует оборудовать небольшой аккумуляторный стенд. На стенде
в неприспособленном под аккумуляторный участок помещении можно проводить техническое обслуживание только одной аккумуляторной батареи.
Приготовление электролита в таких условиях проводить не следует.

б) Зарядно-разрядное устройство с сетевым трансформатором ТС мощностью не менее 300...400 ВА, с комплектом измерительных приборов V, А и реостатом R (рис. 4.1).

в) Набор аксессуаров, в который входят: часы t со звуковым сигналом; аэрометр у (денсиметр), или поплавковый плотномер; лабораторный термометр Т (Ю...50)°С; нагрузочная вилка НВ с удлиненным гибким проводом; три аптечные бутыли с притерты­ми пробками из толстого стекла разных оттенков емкостью не более 2...3 литров (для хранения дис­тиллированной воды, доливочного и готового к упо­треблению электролита); мерная посуда М и лейки Л из пластмассы; захватные щипцы Щ для переноса АКБ (рис. 4.2).

г) Комплект индивидуальных средств защиты от кислотных ожогов и отравления: фартук, резиновые перчатки, защитные очки и респиратор, мыло и ем­кость (8... 10 л) с питьевой водой (рис. 4.3).


4.2. Хранение батарей

Срок хранения до начала эксплуатации и условия оанения малообслуживаемых сухих и необслуживае­мых залитых АКБ, как правило, указаны в сервисной -,'жке или в прилагаемой инструкции.

Стандартные условия хранения следующие:

а) Не следует вскрывать заводскую целлофановуюупаковку батареи до начала эксплуатации. Упаковка предохраняет АКБ от прямого контакта с атмосферным воздухом, кислород и влага которого ускоряют «старение» активных реагентов и токовых выводов аккумуляторной батареи. Герметично упакованная сухозаряженная АКБ может храниться до 3-х лет.

б) В летнее время хранить АКБ лучше в прохладном помещении, защищенном от прямых солнечных лучей. Зимой температура в хранилище может быть минусовой. При этом следует иметь ввиду, что АКБ с плотностью электролита у

в) Умеренно пониженные температуры благоприятны для хранения АКБ, залитых электролитом (необслуживаемых и снятых с эксплуатации), так как при этом резко ограничивается саморазряд АКБ.

г) Общего тока саморазряда для всех аккумуляторов в АКБ быть не может, так как саморазряду подвергается каждый аккумулятор в отдельности. Если при этом в один из них случайно попадает частица грязи или металла, процесс саморазряда в этом аккумуляторе заметно ускоряется. Как следствие, в АКБ, снятой с эксплуатации после длительного ее хранения без подзаряда, наблюдается неравномерность плотности электролита, а значит, и степени разряженности аккумуляторов в разных банках. Если такую АКБ не подвергнуть уравнительному заряду, она быстро выходит из строя.

д) Саморазряд проходит медленнее при понижении температуры. Так, если заряженная АКБ хранится при температуре 0°С, то она разряжается на 0,5% за 8-9 месяцев. При температуре +15°С саморазряд протекает в 4 раза быстрее. При хранении АКБ без подзаряда в жарких регионах она полностью разрядится за один год и придет в негодность.

Из сказанного ясно, что хранить любую аккумуля­торную батарею лучше при пониженной температуре.

е) Хранение снятых с эксплуатации АКБ более трех месяцев, а необслуживаемых более шести месяцев в обычных условиях без подзаряда может стать причиной заметного снижения их емкости и ускоренного старения. Подзарядка новых необслуживаемых АКБ при хранении не разрешена заводом-изготовителем. Поэтому срок хранения новых залитых электролитом необслуживаемых батарей не может
быть более полугода. При покупке новой необслуживаемой АКБ это надо иметь в виду.

ж) Снятые с эксплуатации АКБ для хранения в обычных условиях должны быть сразу полностью заряжены и в дальнейшем регулярно подвергаться профилактическому подзаряду не реже одного раза в 3 месяца.

4.3. Первичная заливка аккумуляторной батареи

При первичной заливке аккумуляторов стартер­ной батареи в условиях автосервиса следует придер­живаться следующих правил:

а) Нельзя приготавливать электролит из концентрированной серной кислоты в неприспособленном для этого помещении. В крайнем случае можно приготавливать электролит на открытом воздухе с соблюдением всех мер предосторожности.

б) Приготовление электролита реализуется вливанием серной кислоты в дистиллированную воду. Обратное вливание является грубейшим нарушением технической безопасности, так как может иметь место интенсивное вскипание и разбрызгивание кислоты.

в) Приготавливать и заливать электролит в АКБ следует при температуре 15...25°С. Плотность электролита, измеренная при приготовлении и заливке,
приводится к температуре 25°С по формуле Y25 = Ут + 0,0007 (T - 25), где ут — плотность эле­ктролита при температуре измерения Т.

г) Сначала приготавливают электролит с плотностью у25 = 1,40 г/см3, для чего в 650 объемных частей дистиллированной воды вливают 423 части концентрированной 94%-ной аккумуляторной серной кислоты. Использование технической серной кислоты недопустимо. При растворении серной кислоты в воде выделяется большое количество теплоты. Заливать в АКБ можно только остывший электролит
(15 э

д) Нормы расхода компонентов для приготовления 1 дм3 (л) электролита приведены в табл. 4.1 [5].

е) При заливке электролита в АКБ приведенная плотность у25 электролита обязательно указывается в сопроводительном документе на батарею — это необходимо для определения степени разряженности в дальнейшем.

ж) Плотность электролита при первичной заливке должна соответствовать климатической зоне эксплуатации АКБ, а для влажных и холодных регионов так-
же и времени года.

и) Для предполярных и полярных широт необходи­мо учитывать возможность замерзания электролита в зимний период (см. табл. 4.2). Из таблицы видно, что увеличение плотности электролита выше значе­ния 1,31 г/см3 приводит к повышению температуры замерзания.

к) Для точной подгонки плотности электролита при его заливке в батарею необходимо иметь дистиллиро­ванную воду и электролит с повышенной плотностью 1,4 г/см3. Если приготовленный электролит имеет плотность ниже требуемой, то в него доливается не аккумуляторная кислота, а электролит с повышен­ной плотностью. При необходимости понизить плот­ность в электролит доливают дистиллированную воду.

л) Для удобства составления электролита с требуе­мой плотностью приведена табл. 4.3 [5].


4.4. Способы заряда батарей

Одной из главных процедур сервисного обслужи­вания аккумуляторной батареи является ее заряд в стационарных условиях.

Для заряда аккумуляторной батареи в условиях частного автосервиса необходимо иметь источник постоянного тока с регулируемым выходным напря­жением UB. Обычно это мощный полупроводниковый выпрямитель с сетевым трансформатором, которые совместно образуют зарядное устройство 3V (рис. 4.1, а).

Для заряда одной АКБ максимальное выходное напряжение 3V без нагрузки должно быть не менее 25...30 В, а под нагрузкой 10 А — не менее 17 В. С помощью такого зарядного устройства можно эф­фективно и быстро заряжать батареи с номинальной емкостью до 100 А.ч, т.е. батарею любого современ­ного легкового автомобиля.

Следует иметь ввиду, что зарядное устройство и аккумуляторная батарея включаются встречно-парал­лельно («+» с «+»; «-» с «-»), и ток заряда будет иметь место только при соблюдении условия UB U63. При UB = ибз ток заряда 13 = О, а при UB U63 батарея начнет разряжаться на зарядное устройство.

Существует несколько способов заряда аккумуля­торных батарей [2].

Первые два из них основные и на их основе воз­можны комбинации:

а) Заряд при номинальном постоянном токе 13 = 0,1 Сн или 13 = 0,05 Сн (рис. 4.4, а).

б) Заряд при постоянном напряжении U63 = 14,5 ± 0,1 В (рис. 4.4, б).

в) Ступенчатый заряд при постоянном токе на каждой ступеньке, обычно двухступенчатый заряд при 1з1 = 0,1 Сн и 1з2 = 0,05 Сн (рис. 4.4, в).

г) Смешанный заряд, сначала при постоянном токе 13 = 0,1 Сн, а затем при постоянном напряжении U63 = 14,5 ±0,1 В (рис. 4.4, г).

д) Ускоренный заряд (быстрый подзаряд в экстремальных случаях) при увеличенном постоянном токе:

  • при 30-минутном заряде 13= 0,7 Сн, С3 = 0,35 Сн;

  • при 45-минутном заряде 13 = 0,5 Сн, С3 = 0,37 Сн;

  • при 90-минутном заряде 13 = 0,3 Сн, С3 = 0,45 Сн.

Для батарей, находящихся в длительной эксплуа­тации, ускоренный заряд проводить не рекомендует­ся. Это может стать причиной их выхода из строя.

е) Уравнительный заряд при постоянном токе — это длительный (не менее 10 часов) заряд током 13=0,1 Сн под обязательным контролем плотности, температуры и напряжения в каждой аккумуляторной банке. Он проводится как профилактический перед зимней эксплуатацией, или как восстановительно-ремонтный для сильно разряженной батареи в зарядно-разрядном тренировочном цикле. Уравнительный заряд обязательно предусматривает 2...3-х часовой перезаряд, в процессе которого плотность электролита и напряжение заряда в каждом аккумуляторе исправной и полностью заряженной батареи становятся одинаковыми.

ж) Перезаряд — это уравнительный заряд батареи (при 13 = const; U3 = const; уэ = const) в течение 2...3-х часов после того, как плотность электролита и
напряжение заряда перестают возрастать под действием постоянного тока заряда.

и) В отличие от заряда в стационарных условиях, заряд АКБ на борту автомобиля может быть реализован от генераторной установки только при постоянном напряжении (U3 = 14,5 В), но при ограничении макси­мального тока заряда, который не должен быть более 13 = 0,3 Сн. Это достигается подбором генератора и его регулятора напряжения к данному типу батареи и сезонной подстройкой регулятора. Из сказанного сле­дует, что батарея, регулятор напряжения и автомо­бильный электрогенератор должны быть совместимы.


4.5. Контроль параметров при заряде

Проводя заряд аккумуляторной батареи, надо по­мнить следующее:

а) Перезаряд в течение более 3-х часов небезопасен для целостности активных масс на электродных пластинах аккумулятора.

б) Температура электролита при перезаряде не должна превышать 45°С.

в) Нагрев электролита при заряде АКБ свыше +45°С может стать причиной разрушения аккумуляторных электродов. Так, при температуре +60°С активные массы теряют адгезию с решетками и начинают отслаиваться и осыпаться. Это приводит к короткому замыканию в аккумуляторах. (Осыпание активных масс может иметь место и после оттаивания замерзшего в аккумуляторе электролита.)

г) Если температура электролита в одной из средних банок станет выше +45°С, заряд АКБ необходимо временно прекратить.

д) Заряд АКБ при отрицательных температурах малоэффективен. Номинальным диапазоном температур для заряда АКБ является +15°С э

е) После окончания заряда можно оценить текущее состояние генераторной установки автомобиля, на котором работала данная АКБ.

Для этого необходимо контролировать и постоян­но регистрировать напряжение U3 заряда, ток 13 за­ряда, температуру Тэ электролита и время t3 заряда. По значениям этих параметров проводится расчет степени разряженное™ батареи, а по степени раз­ряженное™ судят о генераторной установке.


4.6. Принудительный разряд батареи

При сервисном обслуживании АКБ помимо заряда очень часто приходится проводить ее принудитель­ный разряд. Это делается в процессе контрольно-тре­нировочного цикла с целью «раскачки» батареи, а также с целью определения ее рабочей емкости (С6), которой батарея обладает в данном техническом со­стоянии (на данном этапе срока службы).

Процесс разряда следует проводить под контро­лем тока 1р разряда и времени tp разряда до конеч­ного напряжения U6p разряда.

Номинальными токами разряда для всех типов свинцово-кислотных аккумуляторов (при Т = 15...25°С) являются значения номинальных то­ков заряда 1з1 = 0,05 Сн и 1з2 = 0,1 Сн. В этих услови­ях батарея разряжается более равномерно, т.е. с бо­лее полным участием глубинных активных масс в об­разовании тока разряда.

Время разряда определяется конечным напряже­нием разряда (10,2 В при Т = 25°С).

Для определения разрядной емкости батареи СбР = 1Р tp ток разряда 1р необходимо поддержи­вать постоянным, что легко реализовать с помо­щью стандартного зарядно-разрядного устройства (см. рис. 4.1).

В тех случаях, когда такого устройства нет, раз­ряд батареи с целью раскачки емкости проводит­ся с применением неконтролируемого разряда. Это когда к предварительно заряженной батарее подключают лампу от автомобильной фары (12 В х 55 Вт) на десять часов и в конце разряда измеряют напряжение батареи, которое при Т = 20...25°С должно быть не менее 10,5 В (для батареи со стандартной емкостью 45...55 А-ч). Разряжать батарею до напряжения менее 10 В не следует.

Затем батарею снова заряжают и вновь разряжа­ют на ту же лампу (tp = 10 ч). Если конечное напря­жение разряда при втором разряде будет не менее первого, то батарея исправна и ее следует снова полностью зарядить. Если батарея не выдерживает тренировки, ее можно попытаться восстановить трехчасовым перезарядом или контрольно-трениро­вочным зарядно-разрядным циклом.


4.7. Контрольно-тренировочный цикл

Процедуры контрольно-тренировочного зарядно-разрядного цикла (КТЦ) выполняются на снятой с ав­томобиля батарее и сводятся к следующему:

  • снятию батареи с автомобиля и проверке ее пригодности к дальнейшей эксплуатации;

  • приведению работоспособной батареи к нор­мальному внешнему виду;

  • проведению полного цикла заряда номиналь­ным постоянным током 13 = 0,1 Сн с целью оп­ределения состояния разряженное™ батареи;

  • проведению полного цикла разряда с целью тренировки батареи под нагрузкой в освети­тельном режиме (1р = 0,1 Сн);

  • проведению повторного цикла заряда номи­нальным током 13 = 0,05 Сн с целью определе­ния рабочей (остаточной) емкости батареи и остаточного срока службы;

  • проведению выравнивания плотности электро­лита и его уровня по всем банкам в батарее;

  • проведению трехчасового перезаряда батареи с целью полного восстановления активности хи­мических реагентов в порах электродных масс;

  • аттестации батареи и ее установки на авто­мобиль.

• КТЦ начинается с проверки пригодности бата­реи к дальнейшей работе на автомобиле. Для этого проводится измерение ЭДС и разрядного напряже­ния на клеммах каждого аккумулятора или батареи в целом с помощью аккумуляторного пробника, кото­рый иногда называют нагрузочной вилкой.

Если ЭДС батареи меньше 6 В (менее 1 В на ак­кумуляторе), а напряжение разряда батареи на но­минальную нагрузку аккумуляторного пробника не более 3 В (0,5 В на аккумуляторе) в конце 5-ой сек разряда, то, скорее всего, АКБ к дальнейшей эксплу­атации не пригодна.

  • Работоспособную АКБ промывают снаружи теп­лой проточной водой со щеткой и удаляют затвердев­шие пятна грязи (предварительно заклеив липкой лентой, например скотчем, все вентиляционные от­верстия). Во время мойки батарея не должна пере­ворачиваться или наклоняться более чем на 45 угло­вых градусов. После высыхания корпуса батареи его необходимо внимательно осмотреть.

  • Если на корпусе мало проработавшей батареи обнаружатся места протечек электролита (короткие трещины, сколы, протертости), их можно устранить, за­лив повреждения эпоксидной смолой, армированной обрезками ниток стеклоткани. Залить электролит об­ратно в аккумулятор необслуживаемой батареи можно через просверленное сверху аккумулятора отверстие, которое после заливки электролита надо заделать.

Работы по устранению протечек хотя и относятся к мелкому ремонту, но без соответствующего опыта проводить их не следует, результат будет отрицатель­ный. Ремонт батареи с ее разборкой для замены от­дельных аккумуляторов в рамках сервисного обслу­живания не практикуется.

  • Затем проводят зачистку клемм АКБ крупной наждачной бумагой и проверку уровня, а также плот­ности электролита во всех банках. Для этого все пробки выворачивают из аккумуляторов. Аккумулято­ры, уровень электролита в которых ниже электродов, обязательно доливают дистиллированной водой. Плотность электролита в банках на этом этапе вы­равнивать не следует, но ее и температуру электро­лита необходимо зафиксировать до начала заряда.

  • Далее аккумуляторную батарею надо поставить под заряд ступенчатым током с контролем и регист­рацией времени заряда и температуры. Начальный ток заряда устанавливают равным 0,1 С20 А, и заря­жают батарею до напряжения 14,4+0,1 В постоян­ным током. Затем ток заряда уменьшают до 0,05 С20 А и, поддерживая его постоянным, продол­жают заряд до состояния полной заряженности.

Это состояние у обслуживаемой батареи проявляет­ся началом интенсивного газовыделения, примерным равенством и неизменностью плотности электролита в банках и достижением напряжения на аккумуляторах величины 2,65...2,7 В или 15,9...16,2 В на батарее.

  • Далее необходимо зафиксировать время заря­да и продолжать заряд АКБ еще два часа (при посто­янных токе 13 заряда, напряжении U3 заряда и плот­ности у электролита). За эти два часа происходит вос­становительный переразряд батареи, при котором сульфат свинца растворяется в самых тонких и глубо­ких канальцах активных масс. По истечении двух ча­сов перезаряда, не прерывая тока заряда, необходи­мо провести окончательную коррекцию плотности и уровня электролита по банкам и продолжать переза­ряд еще в течение одного часа. После коррекции за один час перезаряда аккумуляторы в исправной ба­тарее становятся идентичными по всем параметрам.

  • На протяжении всего времени заряда надо сле­дить за тем, чтобы температура электролита в одной из средних банок не стала выше 45°С. Если это про­изойдет, заряд надо временно прекратить.

После окончания 3-х часового перезаряда бата­рею необходимо обесточить и дать ей остыть до тем­пературы в помещении 17...25°С.

  • Количество электричества С3, которое получит батарея за время ступенчатого заряда, можно рас­считать по формуле: С3 = l3it3l + 1з2132, где t3l,t з2 — продолжительности заряда током 1з1 = 0,1 Сн и током 1з2 = 0,05 Сн (в часах). Время перезаряда в продол­жительность t32 не включается.

  • Теперь АКБ необходимо поставить на трениро­вочный разряд током 0,05 Сн А и зафиксировать время начала разряда, а также начальную темпера­туру разряда. Поддерживая ток разряда постоянным и записывая через 2...3 часа температуру электроли­та, надо не пропустить тот момент, когда напряже­ние разряда на батарее станет равным 10,5+0,1 В или 1,75 В на отдельном аккумуляторе. Это напряже­ние является конечным напряжением разряда и ука­зывает на то, что АКБ полностью разрядилась.

  • Емкость С, отданная батареей при разря­де, определяется следующим образом:

Сбр = 0,05 Сн t р/[1 + 0,01 (Тср - 25)], где Сн — паспортная (номинальная) емкость бата­реи в ампер-часах, указанная на заводской этикет­ке; tp — продолжительность разряда в часах;

ТСР — (Ti + Т2 +...+ Тп)/п — средняя температура электролита в °С за время разряда; п — число и но­мер измерений.

• Величина С, измеренная и рассчитанная опи­санным способом, называется рабочей (остаточной) емкостью батареи. Она должна быть не менее 50% от Сн, чтобы батарея могла еще некоторое время по­работать на борту автомобиля. Батарею, еще пригод­ную для последующей эксплуатации с С 0,5 CHj снова полностью заряжают постоянным током 13 = 0,05 С2о А в течение 20-ти часов.

• Если батарея имеет остаточную емкость менее 0,8 С20, ее заряд током 13 = 0,05 С20 до состояния пол­ной заряженности будет продолжаться менее 20-ти часов, но трехчасовой перезаряд и в этом случае не­обходимо выполнить.

Состояние полной заряженности аккумуляторной батареи определяют так же, как и при первом трени­ровочном заряде.


4.8. Тренировка необслуживаемых батарей

Что касается необслуживаемых и монолитных АКБ, то их сервисное обслуживание отличается только в части процедуры заряда. Их заряжают в основном при постоянном напряжении U3 = 14,5±1 В. Однако, если батарея сильно разряже­на, ее заряжают смешанным способом. Началь­ный ток заряда устанавливают не более 0,1 С„ А и поддерживают его постоянным до тех пор, пока зарядное напряжение на батарее не станет рав­ным 13,5±0,1 В при температуре в зарядном по­мещении 25±5°С. После этого батарею заряжают не менее 20-ти часов при постоянном напряже­нии. Далее напряжение заряда устанавливают 14,5 В и поддерживают его постоянным на протя­жении десяти часов заряда. Полная заряженность необслуживаемой и монолитной батарей проявля­ется по резкому падению тока заряда почти до ну­ля (при постоянном напряжении заряда 14,5 В). Временные зарядные характеристики для случая смешанного заряда необслуживаемой АКБ приве­дены на рис. 4.4, г.

Если напряжение на АКБ не превысит значения 14,5 В (что иногда имеет место при заряде на борту автомобиля от генератора с неисправным регулято­ром напряжения), то перезаряда в необслуживае­мых батареях не происходит. По этой причине даже для батарей с малой остаточной емкостью увеличе­ние продолжительности заряда до 30-ти часов не представляет опасности. Остаточная емкость необ­служиваемых и монолитных батарей определяется в режиме тренировочного разряда так же, как и для обычных АКБ. Но так как температура электролита в аккумуляторах, не имеющих пробок, измерена быть не может, в формулу для расчета С вместо средней температуры Тср электролита подставляют среднее значение температуры в зарядном помещении и при­бавляют к нему 10°С на самопрогрев АКБ при заря­де. Тогда

С = 0,05 С20 tp / [1 + 0,001 (Т - 25)], где Т = Тк + 10°С; Тк — температура в помещении (20...30°С).

4.9. Определение остаточного срока службы батареи

Степень разряженности батареи, определенная сразу после ее снятия с автомобиля, служит важным показателем технического состояния автомобильной бортовой системы электроснабжения.

Так, если после проведения контрольно-трениро­вочного цикла выясняется, что АКБ поступила на сер­висное обслуживание со степенью разряженности более 10% от остаточной емкости С, то это говорит о том, что батарея постоянно недозаряжалась авто­мобильным генератором. Недозарядка, как и пере­зарядка, понижает срок службы АКБ.

Причинами недозаряда чаще всего являются:

  • слабое натяжение ремня генератора;

  • несоответствие климатической зоне эксплуата­ции автомобиля рабочего диапазона регулиро­вания напряжения генератора;

  • низкая плотность электролита в АКБ зимой;

— скрытая неисправность в генераторе. Основной причиной перезаряда АКБ на автомоби­ле является повышенное напряжение генератора. Перезаряд, полученный батареей от автомобильного генератора, проконтролирован быть не может.

Экспериментально установлено, что по остаточ­ной емкости СбР можно ориентировочно определить ее остаточный срок службы КоСТ (в месяцах):

К^ = Кб [(2 С / С20) - 1],

где Кб — номинальный срок службы батареи при соблюдении правил эксплуатации. Данная эмпириче­ская формула хорошо согласуется с практикой. Из этой формулы следует, что аккумуляторная батарея с остаточной емкостью менее 50% от номинальной ем­кости Сн не имеет остаточного срока службы. Одна­ко такую батарею можно использовать на автомоби­ле летом до полной выработки ресурса.

Практика показала, что даже глубоко разряжен­ную батарею иногда можно привести в рабочее со­стояние специальными тренировками. Кроме того, нормально работающую батарею на втором-третьем году работы перед зимней эксплуатацией, необходи­мо подвергать профилактической тренировке.

Для проведения тренировок помимо зарядного ус­тройства необходимо иметь устройство для разряда батареи (см. рис. 4.1).

На таком устройстве можно проводить все виды зарядно-разрядных работ, в том числе и контрольно-тренировочный цикл.


4.10. Рекомендации

Специалисту автосервиса, занятому техническим обслуживанием автомобильных аккумуляторных ба­тарей, следует иметь в виду:

  • новая малообслуживаемая сухозаряженная ба­тарея до начала эксплуатации должна храниться в герметичной целлофановой упаковке;

  • срок хранения новой сухозаряженной АКБ до продажи не должен превышать 12 месяцев со времени выпуска;

  • не следует покупать новую необслуживаемую залитую электролитом батарею, если вмонтиро­ванный в нее указатель степени заряженности указывает на разряженное состояние батареи;

  • при самостоятельной заливке батареи электро­литом необходимо строго соблюдать правила приготовления электролита и техники безопасно­сти при работе с серной кислотой и ее раствора­ми. Применение индивидуальных средств защи­ты обязательно;

  • после заливки и зарядки батареи необходимо откорректировать приведенную плотность уэлектролита под условия эксплуатации батареи в данном регионе и зафиксировать плотность у25 в сопроводительном документе на АКБ;

  • хранить АКБ следует только в заряженном состо­янии и при пониженной температуре, летом в прохладном помещении, зимой — при темпера­туре не ниже -20°С;

  • снятую с автомобиля АКБ для хранения следует подзаряжать не реже одного раза в 3 месяца (в теплых регионах) и не реже одного раза в 6 ме­сяцев (в холодных регионах);

  • после 2.. .3-х лет эксплуатации батарею необходи­мо подвергать ежегодному профилактическому контрольно-тренировочному зарядно-разрядному циклу;

  • номинальная (паспортная) емкость Сн батареи является ее рабочим параметром только для но­минальных условий эксплуатации (Т = 15...30°С). При отрицательных температурах рабочая ем­кость полностью заряженной батареи значитель­но ниже паспортной;

  • отдача по емкости исправной и полностью заря­женной АКБ прежде всего зависит от температу­ры и тока разряда. В осветительном режиме (когда 1р = 0,05 Сн при Т 15°С) отдача может составить 95% от Сн. В режиме тока холодной прокрутки (1р = 3 Сн при Т = -18°С) отдача не превышает 8. ..10% от Сн.



1