СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Орган слуха"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чувство слуха — одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека.

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Орган слуха"»

Урок. Орган слуха

1. Строение органа слуха

Чувство слуха — одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает различные звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы — шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче.

Звук, или звуковая волна, — это чередующееся разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся во все стороны от источника звука. А источником звука может быть любое колеблющееся тело. Звуковые колебания воспринимаются нашим органом слуха.

Орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, который заканчивается барабанной перепонкой. Ушные раковины многих животных могут двигаться. Это помогает животному улавливать, откуда раздается даже самый тихий звук. Ушные раковины человека также служат для определения направления звука, хотя они и лишены подвижности. Барабанная перепонка соединяет наружное ухо со следующим отделом — средним ухом.

Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Частота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. Но если звук совсем слабый, еле слышимый, то эти колебания очень малы. Минимальная слышимость натренированного уха находится почти на границе тех колебаний, которые создаются беспорядочным движением молекул воздуха. Значит, человеческое ухо — уникальный по чувствительности слуховой прибор.

















За барабанной перепонкой лежит заполненная воздухом полость среднего уха. Эта полость соединена с носоглоткой узким проходом — слуховой евстахиевой трубой. При глотании происходит обмен воздухом между глоткой и средним ухом. Изменение давления наружного воздуха, например в самолете, вызывает неприятное ощущение — «закладывает уши». Оно объясняется прогибом барабанной перепонки из-за разницы между атмосферным давлением и давлением в полости среднего уха. При глотании слуховая труба открывается, и давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается.

В среднем ухе расположены три маленькие, последовательно связанные между собой косточки: молоточек, наковальня и стремя. Молоточек, соединенный с барабанной перепонкой, передает ее колебания сначала на наковальню, а затем усиленные колебания передаются на стремя. В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, затянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное, в него «стучится» стремя, другое — круглое. Площадь барабанной перепонки (70 мм2) значительно больше площади овального окошка (3,2 мм2), благодаря этому происходит усиление давления в 25 раз. Система рычагов слуховых косточек уменьшает амплитуду в 2 раза и, соответственно, в 2 раза происходит усиление звуковых волн. То есть среднее ухо усиливает звук примерно в 60-70 раз.

З

а средним ухом начинается внутреннее ухо. Оно расположено в глубине височной кости черепа. Внутреннее ухо состоит из перепончатого лабиринта, который находится в костном лабиринте. В лабиринте находится сразу два органа: орган слуха — улитка и орган равновесия — вестибулярный аппарат.

Улитка — эта спирально закрученный костный канал, имеющий у человека два с половиной оборота. Колебания перепонки овального окна передаются жидкости, заполняющей костный лабиринт улитки.

Костный лабиринт разделен двумя мембранами на три части, средняя — перепончатый лабиринт, на мембране которого находится кортиев орган. Верхний канал начинается от овального окошка. На вершине улитки верхний канал с помощью отверстия соединяется с нижним каналом, который заканчивается мембраной круглого окошка. Колебания жидкости верхнего канала на вершине улитки через отверстие передаются на жидкость нижнего канала и на мембрану круглого окна. Движение этих жидкостей приводят в движение жидкость, заполняющую перепончатый лабиринт, происходит возбуждение отдельных слуховых рецепторов кортиевого органа. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг. На схеме показаны все последовательные процессы превращения звуковой волны в нервную сигнализацию.

2

. Слуховое восприятие

С

луховой нерв проводит возбуждение в продолговатый мозг, затем импульс передается в промежуточный мозг и далее в кору больших полушарий. В головном мозге, в височных долях происходит различение силы, высоты и характера звука, его местоположения в пространстве. Мы слышим двумя ушами, и это имеет большое значение для определения направления звука. Если звуковые волны приходят одновременно в оба уха, то мы воспринимаем звук посередине (спереди и сзади). Если звуковые волны чуть раньше придут в одно ухо, чем в другое, то мы воспринимаем звук либо справа, либо слева.

В этом вы можете убедиться, проведя простое наблюдение. Попросите на время у школьного врача фонендоскоп, который используют для прослушивания тонов сердца. Приготовьте две дополнительные резиновые или пластиковые трубки разной длины. Вставьте концы соединительных трубок фонендоскопа в слуховые проходы. Попросите товарища, осторожно постукивая пальцем по пластмассовой мембране фонендоскопа, плавно перемещать ее справа налево и обратно. Сами при этом закройте глаза и попытайтесь каждый раз установить, в какой стороне от вас размещена мембрана. При любых ее перемещениях у вас будет возникать ощущение, что она находится посередине. Это происходит потому, что по одинаковым трубкам звуковые колебания одновременно приходят к барабанным перепонкам обоих ушей.

А теперь замените трубки фонендоскопа на приготовленные вами, но разные по длине. Повторите наблюдение. Куда бы ваш товарищ ни перемещал мембрану фонендоскопа, вам всегда будет казаться, что она находится в той стороне от вас, где соединительная трубка короче. Это впечатление создается у вас потому, что звуковые волны по короткой трубке быстрее приходят к барабанной перепонке одного уха, а по длинной трубке придут к другому уху с запозданием.

3. Гигиена слуха

Хотя орган слуха глубоко запрятан в височной кости черепа, необходимо соблюдать ряд гигиенических правил, чтобы предохранить его от вредных воздействий и проникновения инфекций.

В слуховом проходе находятся железы, выделяющие липкое вещество — ушную серу. На ней задерживаются пыль и микробы, проникающие из наружного воздуха.

Это — важное защитное приспособление органа слуха. Избыток серы удаляется во время ежедневного мытья ушей. У неопрятных людей сера может накапливаться в слуховом проходе и обра-

зовывать серные пробки. Накопление серы в ушах приводит к ослаблению слуха. Ни в коем случае нельзя извлекать серу из ушей спичкой, карандашом, булавкой. Это может привести к повреждению или даже разрыву барабанной перепонки. Тогда слух человека ослабнет. Если в ушах человека накопилась сера, он должен обратиться к врачу-специалисту, который прочистит слуховой проход.

Заболевания среднего уха могут возникать при инфекционных болезнях (грипп, ангина, корь, скарлатина и др.), когда микробы из носоглотки вместе с носовой слизью через слуховую трубу попадают в среднее ухо. Заболевания среднего уха часто возникают у детей с хроническим насморком. При этом заболевании никогда не следует сильно сморкаться. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.

Слишком громкие звуки вредны для слуха. Звук взлетающего современного реактивного самолета может вызвать боль в ухе. Если человека долго подвергать подобному воздействию, у него может повредиться слух. Поэтому обслуживающий персонал на взлетном поле аэропорта использует защитные наушники. Мощная звуковая волна, образующаяся при взрыве, настолько резко увеличивает давление на барабанную перепонку, что последняя может лопнуть.

Слабослышащие люди используют специальные слуховые протезы — микрофоны-усилители, которые вставлены либо в оправу очков, либо в специальные наушники. Потеря слуха — огромное несчастье для человека.

Большой вред органу слуха наносят сильные шумы, действующие на человека изо дня в день. Такие сильные раздражения переутомляют слуховой рецептор. Барабанная перепонка теряет свою эластичность, и слух у человека притупляется. Шум нарушает нормальную жизнедеятельность человека: у него возникает бессонница, наступает быстрая утомляемость. Длительные воздействия шума являются одной из причин возникновения язвенной и гипертонической болезней. Человек должен быть защищен от вредного воздействия шума.

На заводах и фабриках вводятся специальные приспособления, заглушающие звуки: применяются звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы, рабочие носят звуконепроницаемые наушники. В крупных городах вводятся специальные меры по снижению уличного шума: булыжные мостовые заменены асфальтовыми, троллейбус и автобус вытесняют трамвай, запрещена звуковая сигнализация, в населенных районах снижен поток грузового транспорта.


Основные термины и понятия:

Наружное ухо. Барабанная перепонка. Среднее ухо. Слуховые косточки. Овальное окошко. Круглое окошко. Внутреннее ухо. Улитка. Перепончатый лабиринт.

Карточка у доски:

  1. Из каких частей состоит наружное ухо?

  2. Перечислите структуры, которые проводят звуковые колебания от слухового прохода до жидкости канала улитки.

  3. Каковы поверхности барабанной перепонки и мембраны овального окна?

  4. Во сколько раз слуховые косточки усиливают звук?

  5. Как называется канал, который соединяет полость среднего уха с носоглоткой?

  6. Как выровнять давление в полости среднего уха с внешним давлением при подъеме самолета в воздух?

  7. На какую структуру стремечко передает звуковые колебания?

  8. Как называется лабиринт в костном канале улитке, отграниченный двумя мембранами?

  9. В какой структуре внутреннего уха находятся слуховые рецепторы?

  10. Где анализируется информация, идущая от слуховых рецепторов?

Письменные карточки:

  1. Строение наружного и среднего уха.

  2. Строение внутреннего уха.

  3. Возникновение возбуждения в слуховых рецепторах и анализ этой информации.

  4. Дайте определения или раскройте понятия: Наружное ухо. Барабанная перепонка. Среднее ухо. Слуховые косточки. Овальное окошко. Круглое окошко. Внутреннее ухо. Улитка. Перепончатый лабиринт.

Компьютерное тестирование:

**Тест 1. Из каких частей состоит наружное ухо:

  1. Наружная ушная раковина.

  2. Слуховой проход.

  3. Барабанная перепонка.

  4. Слуховые косточки.

  5. Евстахиева труба.

**Тест 2. Укажите структуры, которые проводят звуковые колебания от слухового прохода до жидкости канала улитки:

  1. Барабанная перепонка. 5. Евстахиева труба.

  2. Слуховые косточки. 6. Костный лабиринт.

  3. Мембрана круглого окошка. 7. Перепончатый лабиринт.

  4. Мембрана овального окошка. 8. Кортиев орган.

Тест 3. Каковы поверхности барабанной перепонки и мембраны овального окна:

  1. Барабанная перепонка – 30 мм2, овальное окно – 3,2 мм2.

  2. Барабанная перепонка – 70 мм2, овальное окно – 5,2 мм2.

  3. Барабанная перепонка – 40 мм2, овальное окно – 3,2 мм2.

  4. Барабанная перепонка – 70 мм2, овальное окно – 3,2 мм2.

Тест 4. Слуховые косточки усиливают звук:

  1. Не усиливают, только передают.

  2. Усиливают в10-20 раз.

  3. Усиливают в 60-70 раз.

  4. Усиливают в 80-90 раз.

Тест 5. Как называется канал, который соединяет полость среднего уха с носоглоткой:

  1. Перепончатый лабиринт.

  2. Костный лабиринт.

  3. Слуховой проход.

  4. Евстахиева труба.

Тест 6. Как выровнять давление в полости среднего уха с внешним давлением: при подъеме самолета в воздух.

  1. Широко открыть рот.

  2. Сделать глубокий вдох.

  3. Сделать глубокий выдох.

  4. Сделать несколько глотательных движений.

Тест 7. На какую структуру стремечко передает звуковые колебания.

  1. На барабанную перепонку.

  2. На мембрану круглого окна.

  3. На мембрану овального окна.

  4. На мембрану перепончатого лабиринта.

Тест 8. Как называется лабиринт в костном канале улитке, отграниченный двумя мембранами.

  1. Перепончатый лабиринт.

  2. Кортиев орган.

  3. Вестибулярный аппарат.

  4. Евстахиева труба.

Тест 9. В какой структуре внутреннего уха находятся слуховые рецепторы.

  1. В костном лабиринте.

  2. В кортиевом органе.

  3. В вестибулярном аппарате.

  4. На мембране овального окошка.

Тест 10. Где анализируется информация, идущая от слуховых рецепторов.

  1. В продолговатом мозге.

  2. В промежуточном мозге.

  3. В затылочных долях больших полушарий.

  4. В височных долях больших полушарий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!