Тема: Самооценка.
Я расскажу вам одну сказку.
На поляне около дома вырос красивый белый цветок. Он был так
прекрасен. Что пролетавшая мимо белая бабочка не удержалась и села на
его лепесток.
- Полетим со мной. Здесь недалеко есть поляна, на которой много таких же
цветов как ты, - говорит она.
- Нет, что ты, я не могу, - отвечает цветок.
- Почему? Ведь ты такой же, как я!
- Нет, я стеблем привязан к земле.
- Попробуй, у тебя получится! - настаивала бабочка.
- Цветок взмахнул своими лепестками. Оторвался от стебля и упал на
землю.
- Надо же, он и правда не умеет летать! - сказала бабочка и улетела одна на
красивую поляну.
Вот так и люди совершают ошибки, переоценивая себя или недооценивая
свои возможности. Очень важно, чтобы в жизни человек оценивал себя
адекватно. Зная свои плюсы и минусы.
Роль самооценки.
-Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Начинает она
формироваться в раннем детстве и продолжает видоизменяться на протяжении всей
жизни.
Я предлагаю вам проверить свою самооценку.
Отвечая на вопросы, указывайте. Как часты для вас перечисленные ниже состояния по
такой шкале:
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4 Я беспокоюсь за своё будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая - нибудь неприятность.
11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15 Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по
утверждениям. А теперь посчитайте, сколько получиться в сумме.
Если меньше 10. вам надо избавиться от чувства превосходства над
окружающими. Зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая
конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли
разжечь.
Если сумма превышает 30, то вы себя недооцениваете.
Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о
психологической зрелости. Которая проявляется прежде всего в адекватности
самовыражения, т.е. реалистической оценке своих сил. Возможностей, внешности. Вам
по плечу серьёзные дела. Дерзайте!
- Я хочу остановиться на этой теме, поскольку трудности многих неуспевающих
детей являются не следствием их умственной неполноценности, а заниженной
самооценки.
-Если ребёнок не чувствует уверенности в себе, в своих силах, то он вероятнее всего
потерпит неудачу.
-С этим я столкнулась, когда начала работать с детьми 1 класса. Поэтому необходимо
было выявить уровень самооценки у детей. Для этого я воспользовалась методикой
А.В.Захаровой, которая включает подбор тестов.
1 тест: Таблица - что ребёнок знает о себе.
2 тест: Отношение ребёнка к себе, к своим близким.
По итогам диагностики 36% детей в моём классе имели заниженную самооценку
Факторы, влияющие на формирование самооценки:
Выясняя причины неадекватной самооценки, прочитав дополнительную литературу, я
выделила факторы, влияющие на формирование самооценки:
А) завышенной - ребёнок - кумир в семье.
Б) заниженной - не доверяет родителям, бесконтрольность, ущемлённое самолюбие,
негативная критика
В) адекватной - внимание + требовательность.
Начала вести работу с родителями: лекции, на которых учились выстраивать стиль
общения с детьми, формирование самостоятельности, инициативности.
Наличие навыков учебной деятельности, оценка учителя.
-да, я это умею, и поэтому могу двигаться дальше;
-этот способ я ещё не освоил и мне необходимо поработать ещё.
Оценка товарищей.
Собственный жизненный опыт.
Развитие самостоятельности.
Развитию самооценки способствует:
Культура общения педагога с учеником, родителей с учеником.
Никогда не говорить ученику о его плохих результатах.
Сообщать ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности
его результат был средним.
Безотметочная система:
На уроке создаётся ситуация успеха.
Необходимо закрепить положительные впечатления о достигнутых результатах,
предложив более лёгкое задание.
Отношение между учениками:
Учитель должен стараться, чтобы к каждому ученику одноклассники относились
одинаково.
Формирование оценочной самостоятельности:
А) рассказ учителя о внешних критериях оценки;
Б) коллективная работа по выработке эталонов;
В) самостоятельное сравнение результата работы с эталоном.
Итог.
В результате к концу 2 класса повысилось количество детей с адекватной самооценкой и
24% осталось с заниженной самооценкой.
Дети стали более уверенными в себе, умеют высказывать своё мнение и отстаивать его.