Лесостепи и степи

Категория: География

Копспект пригодится для изучения Природных зон России

Просмотр содержимого документа
«Лесостепи и степи»

План конспект урока по теме:

«Лесостепи и степи»

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с физико-географическим положением, границами природной зоны и характерными чертами данного природного комплекса;

продолжить формирование понятия – природно-хозяйственная зона;

изучить особенности зоны лесостепи и степи;

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Развивающие: формировать умение сравнивать характеристики компонентов лесостепи и степи;

Адаптационные: способствовать адаптации изучаемого материала через личность учащихся.

Вид урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ

Оборудование: физическая карта России, атласы «География России 8 класс», учебник географии 8 класс, карта природных зон России, компьютер, фильм

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня мы познакомимся со следующей природной зоной – лесостепь и степь. Но сначала мы напишем географический диктант, потом перейдем к изучению ново темы, а в конце урока посмотрим фильм про животный мир степи.


Приветствуют учителя. Готовиться к уроку.

II.проверка изученного материала



Географический диктант.

Задание: определите к какой зоне (тайга или смешанный широколиственный лес) относятся следующие признаки.

  1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.

  2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав

  3. Средняя температура января достигает до -40°С

  4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.

  5. Почвы подзолистые.

  6. В природной зоне деревья образуют один ярус

  7. Мало певчих птиц

  8. Деревья более холодоустойчивые

  9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц.

  10. В зоне много болот

  11. Условия зоны более благоприятны для земледелия

  12. Эта зона отсутствует в Сибири

  13. Средняя температура января изменяется от -4 до -16°С

  14. Хищники зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница


Пишут географический диктант







III. Изучение нового материала

-Сегодня мы познакомимся со следующей природной зоной – лесостепь и степь.

Записываем тему урока в тетрадь.




-В южной зоне России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и лесостепи.

Рисуем таблицу в тетрадь


-Лесостепная и степная зона протягивается широкой непрерывной полосой от западных границ России до Алтайских гор. Они занимают юг Восточно-Европейской равнины, Предкавказье, Южный Урал и юг Западной Сибири. Показываю на карте природных зон


Записываем ГП в таблицу.


- Лесостепная и степная зоны расположены в умеренном климатическом поясе. Но в отличие от зоны лесов здесь выше среднегодовые температуры и меньше осадков. С севера на юг увеличивается засушливость климата.


Открываем стр. 183.читаем природные условия лесостепи. Записываем в таблицу климат лесостепи.


-Далее рассмотрим климат степей. Годовое количество осадков меняется то 400-500 мм на западе, до 250-350 мм на востоке. Осадки летом выпадают в виде ливневых дождей. Когда в степях длительное время не бывает дождей, развиваются засухи.

Записываем в таблицу климат степей.


-Открываем атлас и определяем, в каком климатическом поясе расположена зона лесостепи и степей. (Лесостепная и степная зоны расположены в умеренном климатическом поясе).


-Сейчас мы, посмотрим небольшой фильм про растительность и животный мир степи и лесостепи, и вы запишите в таблицу растительность и животных, а потом нам продиктует что записали.


-Далее для определения почвы открываем атлас на стр24-25 и определяем почву лесостепи и степи.


-Деятельность человека заполните дома. На следующем уроке проверю таблицу.

Компоненты природной зоны

Лесостепь

Степь

ГП

Узкая полоса между лесной и степной зонами. От западных границ до гор Южной Сибири.


Юг европейской части страны и Западной Сибири.


Климат



t- янв. = -8 -16С

t- июля = +20


О = 500 мм.


t- янв. = - 8С

t- июля = +21-23С


Осадки = 300-400 мм.


Природные явления:

характерны

засухи, суховеи.

Растительность

Дубравы,

Берёзовые колки, ленточные реликтовые боры (ель, сосна, лиственница)

сосново-берёзовые рощи,

растения- степняки(типчак, ковыль),

брусника, душица обыкновенная, зверобой и др.

Ковыль, типчак, злаки,

Полынь, солодка.

Эфемеры-растения с коротким сроком вегетации(тюльпаны, пионы, ирисы, сон-трава.

Животный мир

Волк, лисица, степной хорь, барсук, косуля,

Заяц, суслик и др.

Пернатые: глухарь, тетерев, серая куропатка, серый журавль и др.

Сайгак, сурки,

Светлый хорь,

Суслики, дрофа, тушканчики, хомяки, полёвки

Почвы

Серые-лесные,

чернозёмы

чернозёмы


Деятельность человека

Растениеводство: пшеница,

Кукуруза,

Сахарная свёкла,

Овёс.

Животноводство: молочное мясное животноводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство

Растениеводство: пшеница,

Кукуруза,

Сахарная свёкла,

Бахчевые, подсолнечник, плодовые культуры.

Животноводство: молочное мясное животноводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство





Записывают тему урока в тетрадь



Слушают учителя.



Рисуют таблицу.


Записывают ГП в таблицу

















Читают природные условия лесостепи и записывают климат в таблицу.


Записывают климат степи в таблицу.






Работают с атласом. Определяют климат лесостепи и степи.





Смотрят фильм, записывают животных и растения в таблицу.





Работа с атласом. Определяют почву.



Записывают задание.

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос

  1. 1.Покажите на карте природных зон границу лесостепи. Границу степей.

  2. 2.Какие растения можно увидеть в степи весной?

  3. 3.Почему почвы степей обладают высоким плодородием?

  4. 4. Почему в степи не растут деревья?

  5. 5. Где в степи можно увидеть деревья?



1.Показывают на карте




2. Эфемеры – тюльпаны, пионы, ирисы, сон-трава.


3. Они содержат много гумуса, который улучшает структуру почвы.


4. В степи дефицит влаги, деревья более влаголюбивые растения, чем травы

5. В долинах рек, в балках, где ближе расположены грунтовые воды

V. задание на дом

Параграф 31, закончить таблицу.



Записывают домашнее задание в дневник




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас