СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лето на "отлично"!

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа летнего оздоровления детей в пришкольном лагере конкурса "Лето на отлично", в номинации "Лето - это радости пора!"

Просмотр содержимого документа
«Лето на "отлично"!»

отдел образования администрации Петровского района города донецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА № 104 ГОРОДА ДОНЕЦКА»














УТВЕРЖДАЮ:

директор МОУ

«Школа № 104 г. Донецка»

_____________Е.С. Дьячнеко










( Комплексная программа досуга с дневным пребыванием. Срок 21 день.)




Автор программы:

учитель английского языка

Тишковец И.Ю.



Рекомендовано педагогическим советом

Протокол № ____ от ____________2017г.





Донецк, 2017

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков


. Пояснительная записка

Каникулы - период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность.

Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых – это время напряженной и трудной работы. И среди множества уже привычных, а так же новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.

Актуальность программы

Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Участниками лагерной смены являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.

На наш взгляд наиболее значимыми сегодня являются:

1. Возможность демократического проживания в условиях детского коллектива, что позволяет приобрести и развить такие социально значимые навыки и умения:

- навык обретать друзей, вливаться и жить в коллективе,

- навык самостоятельно принимать решение, умение высказывать и отстаивать собственное мнение,

  • навык отвечать за свои собственные дела и поступки,

  • навык видеть, чувствовать и понимать другого человека, уважать его права.

  1. Возможность самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками, взрослыми, природой.

  2. Возможность раскрыть свои собственные потенциальные возможности, проявить личную инициативу, приобрести новые навыки и интересы, а также завоевать уважение.

  3. Возможность индивидуального взросления и развития, расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире, развитие навыков самоорганизации и организации других.

Новизна программы

Родной край – частица нашей Республики. В соответствии с Концепцией Патриотического воспитания, а также закрепленным приоритетным культурно-патриотическим направлением работы МОУ «Школа № 104 г. Донецка», данная программа способствует формированию патриотизма и гражданственности. Включает в себя возрождение нравственных идеалов, народных традиций, обычаев, обрядов. В игровой форме в лагере осуществляется самое широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга.

В связи с этим возникла целесообразность в обновлении и совершенство­вании организации отдыха и оздоровления участников лагеря.

Воспитание детей – очень тонкое, сложное и ответственное дело. Оно направлено на всестороннее развитие ребёнка. Формирование личности ребёнка осуществляется в коллективе, жизнь которого строится на основе самодеятельности детей: в основе её лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, самостоятельность. Современные дети такие все разные с виду и одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других.

Цели и задачи программы

Цель:

развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина и патриота.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

2. Создание условий для развития творческих, интеллектуальных, физических способностей детей; приобретение детьми практических знаний, умений и навыков.

3. Развитие патриотических качеств, познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование интереса к различным видам деятельности.

5. Активное вовлечение ребенка в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений, способности жить в группе и соотносить личные интересы.

6. Обогащение нравственного опыта ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций (индивидуальных бесед, отрядных дел и других).

7. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.

В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.

Основная идея программы «Бригантина» - предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Формируя воспитательное пространство, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

1.    Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2.    Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3.     Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.

4.     Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

  • Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

  • Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

  • Активное участие детей во всех видах деятельности.

5.    Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.


Отличительная особенность программы

Анализ работы летнего оздоровительного лагеря прошлых лет показал, что очень эффективной является работа в форме игры, так как основным видом деятельности учеников начальных классов является игра. Ребята с удовольствием принимают участие в играх, эстафетах, соревнованиях, конкурсах. Через игру у детей развиваются качества: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложных ситуациях, умение действовать в интересах коллектива. Дети, посещающие лагерь совершенно разные по характеру, по условиям жизни, по развитию интеллекта, но есть нечто общее объединяющее всех ребят – это жажда путешествий и открытий – это общий интерес детства. Поэтому работа летнего оздоровительного лагеря построена в виде игры – путешествия.

Участники программы - дети и подростки в возрасте от 7 до 14 лет, педагогический коллектив муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 104 города Донецка». Общее количество детей – 50 человек, из них 12 – дети различных льготных категорий.

Лагерь размещается на базе МОУ «Школа № 104 г. Донецка».

Сроки реализации

Программа оздоровления и отдыха рассчитана на 21 день.

Этапы реализации программы

Подготовительный этап включает:

  • подбор кадров;

  • работу с родителями и детьми;

  • комплектование отрядов;

  • разработку документации;

  • составление штатного расписания;

  • знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями;

  • подготовка документов по ТБ для работников лагеря и детей;

  • разработка программы лагеря, мероприятий в рамках программы;

  • прохождение медосмотра, подготовка санитарных книжек;

  • осмотр помещений, территории: спортивный зал, отрядные комнаты, туалеты, спортивная площадка;

  • составление приказов об открытии лагеря, назначение ответственных лиц;

  • разработка плана работы лагеря, отрядов, творческих мастерских;

  • составление списков отрядов;

  • сбор инвентаря: фонотека, спортинвентарь, бытовые предметы, аппаратура;

  • оформление фойе, отрядных комнат;

  • оформление уголков «Пожарная безопасность», «ПДД», уголка для родителей;

  • проведение инструктажей с работниками лагеря.

Основной(практический) этап

Цель: реализация программы.

Задачи:

  • Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом.

  • Развитие творческих способностей детей.

  • Воспитание культуры поведения.

  • Создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, добросовестно относится к своему труду.

  • Формирование у школьников коммуникативных навыков.

Заключительный этап

Цель: анализ, подведение итогов деятельности реализации программы.

Задачи:

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.







Основные направления деятельности в период летних каникул

Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены.

В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, акции, выпуск листовок, мониторинговую деятельность.

Название направления

Краткое описание

Экологическое


Экскурсии в природу, экологические сказки, викторины, конкурсы, беседы о нравственности, культуре поведения.

Нравственно-эстетическое


Коллективно-творческая деятельность, игровые занятия на развитие интеллектуально - творческих способностей, работа в творческих мастерских, посещение музея, детской библиотеки, музыкальной школы, участие в районных и лагерных мероприятиях.

Трудовое

Ремонт книг школьной библиотеки, уборка и благоустройство школьной территории

Патриотическое


Посещение школьных и городского музеев, знакомство с историей страны и города, участие в мероприятиях, посвященных началу войны.

Спортивно - оздоровительное


Проведение утренней гимнастики, спортивных соревнований, витаминизация, занятия по ОБЖ. Беседы и развлекательные мероприятия, связанные с расширением знаний детей о здоровье человека. Беседы по профилактике вредных привычек.



Формы и методы обучения и воспитания

Скука - самый главный враг жизни в лагере. Для более успешной реализации программы используются различные формы работы с детьми.

Беседа – эта форма хорошо знакома детям из школьной жизни, но беседы, проводимые в лагере, отличаются тем, что они проводятся в более шутливой игровой форме.

Викторина - один из вариантов интеллектуального турнира. Суть её известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы.

Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.д.

КТД (коллективно - творческое дело) – это спланированное, исполненное и проанализированное коллективом дело. Оно может быть различным. Это и постановка представления, и оформление газеты, отрядного уголка, и т.д.

Линейка одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации.

Спортчас - форма организации физкультурно-оздоровительной работы. На спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры, различные подвижные игры и состязания.

Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью.

Эстафета форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочерёдном преодолении участниками одной группы определённых этапов. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута.

Основной формой организации является игра. Игра для детей самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – это игра.

Работа по программе предусматривает использование различных форм игры:

-физические

- интеллектуальные

- театральные

- коллективные и т.д.

Но главной остаётся сюжетно-ролевая игра. В игру дети входят, заходя в лагерь. Они получают роли, знакомятся с правилами и законами, выполняют заданные действия, получают результат.

Ожидаемые результаты программы

  1. Внедрение эффективных форм организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.

  2. Укрепление здоровья воспитанников.

  3. Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка.

  4. Воспитание любви к русским народным традициям, к родному краю, к природе.

  5. Укрепление связи между разновозрастными группами.

  6. Привитие навыков самообслуживания.

  7. Развитие чувства патриотизма, любви к своей стране.

  8. Пополнение жизни детей социокультурными событиями, расширение кругозора.

Способы определения результативности

Методы диагностикианкетирование, тестирование, опрос, наблюдение за видами и формами активности детей, экран настроения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях.


ІІ. Механизм реализации

Социально-педагогические и психолого-педагогические условия реализации программы

Важными условиями для качественной реализации программы летнего отдыха и оздоровления являются:

  • Личностно-ориентированный подход к организации коллективной жизнедеятельности лагеря, признание личности как социальной ценности;

  • Дифференциация интересов детей с учётом уровня их потребностей, социально значимая направленность деятельности;

  • Массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и формах свободного времени;

  • Участие детей в самоуправлении, ответственность за принимаемые решения;

  • Обеспечение гарантий социальной защищённости, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  • Развитие ценностных приоритетов и навыков общественно-полезной деятельности.

В основе развития лагерной смены лежит идея игры-путешествия «В поисках сокровищ». С первых дней пребывания в лагере ребёнок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены.

Попадая в лагерь, учащиеся делятся на два экипажа кораблей «Морячки» и «Пираты Карибского моря», где каждый день они могу научиться чему-то новому, проявить себя.

В начале смены каждый отряд получает контур корабля – экран успеха. Ребята оформляют его названием, девизом, эмблемой. Большую часть оставляют чистой для накопления специальных значков-жетонов, получаемых по итогам различных конкурсов, коллективных дел, соревнований. В конце смены подводятся итоги. Так как дети распределены в отряды по возрастам, для общелагерных мероприятий проводится жеребьёвка и создаются разновозрастные временные команды. Таким образом у детей появляется возможность познакомиться поближе не только со сверстниками, почувствовать себя частью большой команды.

Кроме отрядного соревнования в «Бригантине» проходит индивидуальное соревнование. На каждом мероприятии самые активные участники получают знаки отличия – мини-жетоны. В конце смены эти знаки обмениваются на дипломы различных номинаций.

С законами и заповедями лагеря дети знакомятся в течение организационного периода.

Исходя из этого, основными механизмами реализации программы являются следующие технологии:

- технология игры; понимается как форма деятельности взрослых и детей в условных ситуациях. Основные правила: добровольность, получение удовольствия, обязательное присвоение ролей и их проигрывание.

- технология психолого-педагогического сопровождения детей, предполагает непрерывную систематическую поддержку детей всеми взрослыми. Эта технология связана с выявлением проблем у детей и решение их при обязательной активности ребёнка.

Управление и самоуправление программой

Реализация содержательной части программы осуществляется педагогическим коллективом. Начальник лагеря осуществляет общее руководство сменой, формирует команду воспитателей, разрабатывает план работы, подбирает и реализует конкретные методики для осуществления программы, ведет организационную и методическую работу с педагогическим коллективом, организует и направляет работу органов детского самоуправления.

Отрядные воспитатели полностью осуществляют жизнедеятельность своих отрядов, руководствуясь программой смены, несут юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей.

В конце смены проводится педсовет по итогам работы педагогического коллектива, на котором дается анализ работы, заслушиваются и обсуждаются отчеты воспитателей и руководителей. По результатам принимаются административные решения, корректируются задачи и содержание подпрограмм следующих смен.

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Ученическое самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая:

  • развитие самостоятельности учащихся;

  • оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;

  • подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Структура самоуправления Общий сбор лагеря – высший законодательный орган смены при равном представительстве детей и взрослых. Избирается на общем собрании детей и сотрудников лагеря, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает программы, планы. Собирается 3–5 раз в смену. Совет лагеря – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей отрядов. Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отрядов в течение дня. Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.


Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Кадровое обеспечение программы

Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы.

Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Педагог-организатор проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Руководители кружков дополнительного образования: отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке общественных мероприятий.

Специальные кадры (библиотекарь, физрук) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Структура организации лагеря

Директор МОУ

«Школа № 104 г. Донецка»




Педагогический совет

(утверждает программу)





Обслуживающий персонал

Заместитель директора

по ВР







Социальные

партнеры


Руководители

кружков


Библиотекарь

Учитель физической культуры

Педагог –

организатор



Начальник лагеря

(формирует команду воспитателей, разрабатывает план работы)













Воспитатели

(работа в отрядах)

ЦДОДЮТ

ДДЮТ

Музеи и музейные комнаты

Бассейн «Витамин»

Дворец культуры





Командиры отрядов








Легенда лагеря

Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. Работа летнего оздоровительного лагеря построена в виде игры – путешествия «В поисках сокровищ». По легенде капитан Флинт спрятал свои сокровища на бескрайних морских просторах. На поиски сокровищ отправляется два корабля – «Морячки» (путешественники), а также «Пираты Карибского моря» (разбойники). По мере выполнения заданий или в зависимости от уровня участия отрядов в конкурсах и мероприятиях, члены экипажей получают значки отличия, которые размещаются на контурах кораблей в отрядных комнатах, а также кусочки карты сокровищ, с помощью которой экипажи смогут найти сокровища капитана Флинта в конце своего пути.

В течение всей игры, участники программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.

На каждом корабле осуществляется структура управления: экипаж – это отряды; матросы – дети; капитан – воспитатель, ответственный за бортовой журнал; помощники капитана – лидеры среди детей.

Каждый член корабля от матроса до капитана должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы

1. Закон добра – дари людям добро.

2. Закон заботы – позаботься о тех, кто нуждается в твоей помощи, заботе.

3. Закон милосердия – прояви милосердие, этим ты проявишь силу духа.

4. Закон мира – согрей мир своим участием и добротой.

5. Закон леса – не навреди природе.

6. Закон человека – соблюдай нравственность в общении друг с другом.

7. Закон времени – делай все вовремя.

8. Закон «закрытой двери» – не уходи никуда, не предупредив педагогов.

9. Закон моря – не тот капитан, кто впереди идет, а тот капитан, кто за собой ведет.

10. Не думай, что ты выше друзей, и нос задирать, зазнаваться не смей!

Заповеди

1. Чем больше трудностей, тем больше бодрости.

2. Получил задание - не пищи, легкой работы себе не ищи.

3. Даже если трудно, доведи начатое дело до конца.

4. Все дела делай творчески, а иначе зачем?

5. Порядок – прежде всего.

6. Один за всех и все за одного.

Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

Каждый день смены будет посвящен открытию сказочных островов, бухт, портов:

Пристань знакомства и безопасности

Город Мастеров

Причал друзей

Остров здоровья

Берег Берендея

Сказочная гавань

Спортивная регата

Музыкальный залив

Риф героев

Гавань изобретателей

На горизонте Земля: родной край

Пристань познания

Экватор. День Нептуна

Бухта юмора и веснушек

Остров бантиков

Карнавальный бриз

По ту сторону света

Порт «Морских забав»

Мыс удивительных животных

Остров капитана Флинта

Бухта прощания

Социальное партнерство лагеря



Критерии отслеживания результатов работы лагеря

В число критериев и показателей эффективности работы лагеря входят:

  • количество участников смены, вновь стремящихся попасть в лагерь;

  • количество участников, успешно реализующих намеченные в лагере планы;

При оценке эффективности программы могут быть использованы следующие показатели:

1) сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности;

2) использование приобретенных знаний и опыта;

3) укрепление (развитие) социальных связей;

4) формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело;

5) компетенции, связанные с проектной деятельностью (возникновение замысла (идеи), оформление в проект, его реализация, вовлечение в его реализацию других, продвижение этих проектов);

6) ощущение удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов, так и от последействий участия в профильной смене. Основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы

  2. Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей

  3. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат

  4. Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы

  5. Творческое сотрудничество взрослых и детей.

ІІІ. Содержание смены лагеря



Циклограмма работы лагеря









План-сетка смены



1 день


Пристань знакомства и безопасности


2 день


Город

Мастеров



3 день


Причал друзей


4 день


Остров здоровья


5 день


Берег Берендея


6 день


Сказочная гавань


7 день


Спортивная регата

8 день


Музыкальный залив


9 день


Риф героев




10 день


Гавань изобретателей


11 день


На горизонте Земля:родной край



12 день


Пристань познания


13 день


Экватор. День Нептуна


14 день


Бухта юмора и веснушек


15 день


Остров бантиков



16 день


Карнавальный бриз


17 день


По ту сторону света


18 день


Порт «Морских забав»


19 день


Мыс удивительных животных


20 день

Остров капитана Флинта



21 день


Бухта прощания


План-сетка отрядных мероприятий



1 день

Пристань знакомства и безопасности

Сюжетно-ролевая игра „Будем знакомы!”

Проведение инструктажа «Правила поведения в лагере».

Оформление отрядных комнат

Подготовка к открытию лагерной смены

2 день

Город Мастеров

Профилактическая беседа «Как избежать солнечный удар»

Конкурс поделок из природного материала

Подготовка к открытию лагерной смены

3 день

Причал друзей

Профилактическая беседа «Пищевые отравления»

Открытие лагерной смены

«Добро пожаловать на Бригантину!»

Конкурс рисунков ко дню защиты детей

4 день

Остров здоровья

Профилактическая беседа «Осторожно, ядовитые ягоды!»

Конкурс спортивных речевок

Спортивная естафета «Мы – за здоровый образ жизни»

5 день

Берег Берендея

Беседа «Береги природу!»

Экологическая тропа «Путешествие в царство Берендея»

Соревнования по бадминтону


6 день

Сказочная гавань

Профилактическая беседа «Личная гигиена»

Развлекательная программа «Сказка ложь, да в ней намёк».

Веселый футбол

7 день

Спортивная регата

Беседа по ПДД «Будь внимателен на дороге»

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»

Спортивная эстафета «Попробуй догони»

8 день

Музыкальный залив

Беседа по правилам поведения во время артобстрела

Танцевальний конкурс отрядов «Перетанцуйте нас»

Караоке «Фабрика звёзд»

9 день

Риф героев

Беседа по БЖД «Взрывоопасные предметы!»

Конкурсно- развлекательная программа «Зов джунглей»

Час общения «Это праздник со слезами на глазах»

10 день

Гавань изобретателей

Беседа по правилам поведения во время отдыха в лесу

Конкурс поделок «Ярмарка волшебства»

Спортивные соревнования «Книга рекордов»

11 день

На горизонте Земля: родной край

Беседа по предупреждению травматизма и несчастных случаев «Внимание! Открытый люк!»

Спортивно-туристическая игра «Туристический калейдоскоп»

12 день

Пристань познания

Профилактическая беседа «Осторожно, клещи!»

Брейн-ринг «Самый умный»

Видеозал «Интересно знать»

13 день

Экватор. День Нептуна

Беседа по профилактике пищевых отравлений летом

Конкурс рисунков «Море, твоим матросом хочу я стать»

Спортивная естафета «Морской бой»



14 день

Бухта юмора и веснушек

Беседа по ПДД «На дороге не место наушникам»

Юмористический калейдоскоп

15 день

Остров бантиков

Беседа по БЖД «Будь внимательным на воде»

Модный базар ярких бантиков

Дискотека «Весёлые бантики»



16 день

Карнавальный бриз

Беседа по БЖД «Осторожно, незнакомец»

Конкурс карнавальных костюмов

Парад «Яркие краски»


17 день

По ту сторону света

Профилактическая беседа «Правила поведения на детской площадке (железные конструкции)

Конкурс «Пойми меня»

Видеозал «Чудеса света»

18 день

Порт «Морских забав»

Беседа по БЖД «Бытовой газ – правила обращения»

Конкурс инсценированных сказок

19 день

Мыс удивительных животных

Беседа по БЖД «Аптечка – не место для детей»

Выставка рисунков «Эти забавные животные»

Видеозал «Мадагаскар»


20 день

Остров капитана Флинта

Профилактическая беседа «Правила поведения на солнце»

Игра «В поисках сокровищ капитана Флинта»

21 день

Бухта прощания

Беседа по БЖД «Осторожно, бродячие животные !»

Соревнование «Игры Доброй Воли»

Закрытие лагерной смены. Концерт



Тематическое планирование летнего оздоровительного лагеря основывается на педагогических принципах:

1. «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В двух отрядах по 26 человек, что является почти оптимальным для организации работ в творческих мастерских, и внутриотрядной жизни.

2. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем и ради чего они работают.

3. «Уважай личность ребёнка» - создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.

4. «Принцип открытых дверей» - все службы лагеря, доступны ребёнку (мастерские, спортивная площадка, библиотека) не имеют ограниченного режима работы в течение дня.

5. «У каждого своё дело, а вместе мы команда» - каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.








Организация кружковой работы в лагере

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Кружки организовываются с целью расширения кругозора, развития познавательных интересов и творческих способностей детей.

Во время смены работают следующие кружки: «Очумелые ручки», «Палитра», «Компьютер и я», «Почитай-ка». Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • Изучение интересов детей;

  • Презентация кружков на линейке в начале смены;

  • Ознакомление детей с режимом работы кружков;

  • Самоопределение детей и запись их в кружки;

  • Деятельность ребят в кружках;

  • Текущее отражение результатов деятельности детей;

  • Подведение итогов работы кружков в конце смены.

Режим работы лагеря

8:00 – 8:25 – Сбор детей, зарядка

8:25 – 8:30 – Линейка

8:30 – 9:00 – Завтрак

9:00 – 11:00 – Обучающие занятия. Отрядные и лагерные дела

11:00 – 12:00 – Спортчас

12:00 – 13:00 – Занятия по интересам

13:00 – 13:30 – Обед

13:30 – 13:50 – Подведение итогов

13:50 – 14:00 – Уход детей домой



План инструктажей для воспитанников лагеря

В начале лагерной смены со всеми воспитанниками летнего оздоровительного лагеря проводится вводный инструктаж, который регистрируется в журнале установленной формы с росписью воспитанника и инструктора за каждого ребенка. В программу вводного инструктажа входит следующее:

1. Общие сведения о лагере, территории.

2. Правила поведения для воспитанников.

3. Правила безопасного поведения и пребывания в лагере и за его пределами.

4. Режим дня.

5. Санитарные и гигиенические требования.

6. Правила поведения в столовой.

7. Питьевой режим и другие необходимые вопросы.

Программа общего инструктажа воспитанников на рабочем месте

Инструкция № 1. По правилам пожарной безопасности.

Инструкция № 2. По правилам электробезопасности.

Инструкция № 3. По правилам дорожно-транспортной безопасности.

Инструкция № 4. По правилам безопасности на реке и водоёмах.

Инструкция № 5. По правилам безопасности при проведении спортивных меро­приятий.

Инструкция № 6. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Инструкция № 7. По профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, до­ма, в общественных местах.

IV. Методическое обеспечение программы летнего оздоровления

Материалы для мониторинга эффективности программы

Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет мониторинговая деятельность, материалы по рефлексии мероприятий, а также отзывы детей и родителей.

Результативность и успешность реализации программы отслеживается с помощью следующих методик:

-Методика незаконченных предложений.

-Методика определения самочувствия, активности и настроения.

-Социологические опросы.

Диагностика психо-эмоциональной комфортности на начало смены

1.Хотел ли ты пойти в лагерь?

2.Ты когда-нибудь отдыхал в нашем лагере?

3. Легко ли ты находишь друзей?

4.Ты общительный человек?

5.Ты человек организованный?

6. Можешь ли ты попросить о помощи в трудной ситуации?

7. Умеешь ли ты подчиниться решению коллектива, воспитателя, вожатого?

8.Можешь ли ты сам, без посторонней помощи найти себе дело по душе?

9.У тебя чаще бывает хорошее настроение?

10. Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие?

11. Любишь ли ты спорт?

12. Уверен ли ты, что твоя жизнь в лагере пройдёт весело и интересно?

Методика «Незаконченное предложение»

  1. Когда наступают летние каникулы…

  2. В лагерь я пришёл, чтобы…

  3. Мне бывает трудно, когда…

  4. Мне бывает интересно, когда…

  5. Если меня обижают я…

  6. Когда меня хвалят я…

  7. Когда мне грустно я…

  8. Мне бывает трудно, когда я…

  9. Когда мне плохо я…

  10. Когда меня ругают…

  11. Я боюсь…

  12. В воспитателях самое главное…

  13. Весело - это когда…

  14. Счастье – это когда…

Диагностика, используемая в итоговом периоде

1. Время, проведённое в лагере, я бы оценил…

2. У меня в лагере было чаще хорошее настроение.

3. В лагере у меня появились новые друзья.

4. Я вновь хотел бы прийти в лагерь.

5. Самым трудным для меня в лагере было…

6. За время, проведенное в лагере, я научился…

7. Больше всего за смену мне понравилось, запомнилось…

8. Уходя из лагеря, я хотел бы сказать…

V. Список использованной литературы

1. Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися - М.: Просвещение, 2007

2. Красичкова А.П., Зимин Д.Н. Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Лобачёва С.И., Великородная В.А., Щиголь К.В. Загородный летний лагерь – М: ВАКО, 2008.

4. Савченко Е.В., Лобачёва О.Е., Гончарова Е.И. Летний лагерь на базе школы – М.: ВАКО, 2007.

5. Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр - М.: Новая школа, 2009.

6. Сайт infourok.ru










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!