СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Лето на отлично"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленност«Лето на  отлично».

 

Возраст обучающихся: 6,6 – 17 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа "Лето на отлично"»

30


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21

с. Архиповского Буденновского района»





ПРИНЯТА:

с изменениями на методическом совете МОУ СОШ№21 с. Архиповского

Протокол № 3 от 04.04.2022 года



УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МОУ СОШ№ 21

с. Архиповского

_________Ю.А. Жилина


Приказ № 101ОД от 05.04.2022 года





Модульная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Лето на отлично».


Возраст обучающихся: 6,6 – 17 лет

Срок реализации программы: 2 месяца




Составитель:

Заместитель директора по ВР Фролова Н.Г.


















С. Архиповское

2022 год





Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка (характеристика)………………………………………4

Актуальность программы………………………………………………………..4

Новизна программы………………………………………………………………4

Отличительные особенности программы……………………………………….5

Направленность…………………………………………………………………...5

Нормативные документы, на основе которых проектирована программа……5

Адресат…………………………………………………………………………….6

Формы и методы обучения……………………………………………………….7

Объем и срок освоения программы……………………………………………...8

Режим занятий…………………………………………………………………….8

Цель и задачи программы………………………………………………………...8

Модуль 1 «Школа волонтерства и лидерства» ……………………………. 8

Модуль 2 «Я -гражданин!» …………………………………………………….. 8

Модуль 3 «Юные исследователи»……………………………………………… 8

Планируемые результаты………………………………………………………... 8

Модуль 1 «Школа волонтерства и лидерства» ……………………………. 8

Модуль 2 «Я -гражданин!» …………………………………………………….. 8

Модуль 3 «Юные исследователи»……………………………………………… 8

Календарный учебный график…………………………………………..………. 9

Учебный план …………………………………………………………………......10

Модуль 1 «Школа волонтерства и лидерства» ……………………………. 11

Модуль 2 «Я -гражданин!» …………………………………………………….. 12

Модуль 3 «Юные исследователи»……………………………………………… 14

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации

Формы аттестации и оценочные материалы………………………………….. 18-21

Модуль 1 «Школа волонтерства и лидерства» ……………………………. 18

Модуль 2 «Я -гражданин!» …………………………………………………….. 19

Модуль 3 «Юные исследователи»……………………………………………… 20

Методические материалы………………………………………………………... 21-22

Модуль 1 «Каникулярная Школа Безопасности» ……………………………. 21

Модуль 2 «Я -гражданин!» …………………………………………………….. 21

Модуль 3 «Юные исследователи»……………………………………………… 22

Планируемые результаты………………………………………………………... 23

Условия реализации программы………………………………………………… 23-25

Используемые источники………………………………………………………… 25-26

Литература для педагога…………………………………………………………. 27

Литература для учащихся………………………………………………………… 28

Литература для родителей……………………………………………………….. 29







Информационная карта модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лето на отлично».


1.

Учреждение

Полное наименование программы

2.

Полное название программы

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Лето на отлично»

3.

Направленность программы

социально-гуманитарная

4.

Составитель программы

Заместитель директора по ВР Фролова Н.Г.

5.

Сведения о программе

Программа ориентирована на развитие и становление высоконравственного, духовного, творческого и компетентного гражданина России

5.1.

Срок реализации

С 01.06.2022г по 16.07

5.2.

Адресат программы

Программа ориентирована на детей 6,6 – 17лет;

Состав групп – постоянный. Количество учащихся в группе не более 20 человек.


5.3.

Характеристика программы:

тип программы



Тип – модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

5.4.

Цель программы

Создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения. Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.

6.

Формы и методы используемые

в образовательной деятельности

Формы: построены по модульному принципу

Методы: Словесные, наглядные, эвристические, практические

7.

Формы мониторинга результативности освоения программы

Промежуточная аттестация теоретических знаний и умений проводится по каждому модулю отдельно: указать месяц год.

Формы: тесты, карта наблюдения, мониторинг результатов обучения.

8.

Результативность реализации программы

Результаты мониторинга освоения программы ___________



Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04 №170-ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей».



Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей

Актуальность данной программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек со­ставляет сущность нравственного воспитания.

Новизна предложенной программы строится на модульной основе. Разнообразие модулей по деятельной направленности и возможность выбора позволяют сделать программу личностно-ориентированной и привлекательной для учащихся. Программа сочетает в себе различные виды деятельности, включает в себя принципы рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. Объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря.







Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы заключается в том, что она ориентирована на формирование и развитие у обучающихся духовности, нравственности, патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, готовности отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства

Направленность программы – духовно- нравственная



Нормативно-правовые основания для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.)

3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573;

5.Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);

6.Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

8.Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006;

9.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

12. Приказ УО АБМО № 201 ОД т 04.04.2022г. «Об организации работы по реализации муниципального проекта «Карта успешного лета»

13 Приказ МОУ СОШ №21 с. Архиповского «Об организации работы по реализации муниципального проекта «Карта успешного лета» в МОУ СОШ №21 с. Архиповского № 101 ОД от 05.04.2022г


Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05)



Адресат программы

Программа рассчитана на детей и подростков возраста 6, 6 –17 лет, универсальна и может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа составлена с учетом интересов, индивидуальных способностей и психолого-возрастных особенностей детей и подростков.



Формы обучения – очная

Методы обучения:

1.Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

2.Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы);

3.Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

4.Практические (решение теоретических и практических задач, соревнования, викторины, игры).

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 месяца (6 недель; 54 ч.)


Формы проведения занятий построены по модульному принципу

Режим занятий

9 часов в неделю по 40 мин



Цель и задачи программы


Модуль 1 «Школа волонтерства и лидерства»

Цель: социализация детей, развитие лидерских качеств, формирование милосердия и толерантности

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся представления об отечественных и мировых традициях волонтерского движения;

Развивающие: формирование у обучающихся опыта и навыков для реализации собственных идей, и проектов в социальной сфере;

Воспитательные: воспитание осознания ответственности за настоящее и будущее своей страны, формирование у них активной жизненной позиции;



Планируемые результаты

Модуль 1 «Школа волонтерства и лидерства»

По окончанию первого модуля обучения ребенок

будет знать:

-историю волонтёрского движения в России и в мире;

-права и обязанности волонтёров;

- основные направления деятельности волонтёрских отрядов;

-основные формы работы волонтёров;

будут уметь:

-организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий людей;

-проводить мероприятия, направленные на формирование здоровых привычек;

-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

-аргументированно отстаивать свою позицию.

будут владеть:

-коммуникативными способностями;

-эстетическим отношением к окружающей среде и труду

- самостоятельностью в приобретении знаний


Личностные результаты освоения программы:

· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

 

Метапредметные результаты освоения программы «Отряд волонтёров» проявляются в:

-расширении  круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.




Модуль 2 «Я -гражданин!»

Цель: формирование представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми, воспитание гражданина демократического общества.

Задачи программы.

Образовательные: получить знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях и достижениях.

Развивающие: развитие и совершенствование психологических качеств личности учащихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Воспитательные: Воспитывать у обучающихся уважение к культурному и историческому прошлому России, к истории и традициям родного края уважение к общечеловеческим ценностям, потребность их утверждения в обществе


Планируемые результаты

По окончанию второго модуля обучения ребенок

будет знать: что такое права и обязанности, закон и конституция, государство и гражданин, символику нашего государства

будет уметь: анализировать свои поступки, поступки окружающих, ориентироваться в ситуации, где необходимо постоять за себя и других, уметь высказывать и отстаивать свое мнение

будет владеть нравственными нормами поведения; культурой общения в коллективе; потребностью в труде; способностью рационально организовывать деятельность; способностью к сотрудничеству

Личностные результаты:

 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные результаты:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Предметные: обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.





Модуль 3 «Юные исследователи»

Цель: Расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.

Задачи программы.

Образовательные: расширять экологические знания, полученные при изучении школьных предметов;

Развивающие: развивать творческие и коммуникативные способности детей, эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;

Воспитательные:  воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;

Планируемые результаты

По окончанию третьего модуля обучения ребенок:

будет знать: структуру учебно-исследовательской деятельности; способы получения и обработки информации, основные источники информации; способы презентации исследования.

будет уметь: правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; выделять главное и второстепенное в собранном материале;

классифицировать предметы, процессы, явления и события; работать в группе, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями.

будет владеть: Обучающийся сможет самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

Личностные результаты: предполагают способность учащихся к самоопределению, формируют у них нравственную и гражданскую экологическую позицию, ценностное отношение к окружающей среде, здоровью человека, безопасности жизни. К личностным результатам относятся правовые и этические нормы, регулирующие взаимодействие ребёнка с окружающей средой.


Метапредметные результаты: предполагают способность учащихся ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Предметные: предполагают способность учащихся выделять отличительные признаки живых организмов; определять роль биологии в практической деятельности человека; умение сравнивать биологические объекты и процессы

овладения методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных

заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;


Календарный учебный график


Год обучения

№ группы

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1

1

01.06.2022

16.07.2022

6

54

9ч. в неделю

1

2

01.06.2022

16.07.2022

6

54

9ч. в неделю


Модуль 1 «Школа волонтерства и лидерства»

Понедельник, Среда, Пятница. (3 ч. в неделю)


Модуль 2 «Я -гражданин!»

Вторник, Среда, Четверг. (3ч. в неделю)


Модуль 3 «Юные исследователи»

Понедельник, Вторник, Пятница (3 ч. в неделю)


Учебный план


№п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Модуль 1

«Школа волонтерства и лидерства»

18

6

12

тестирование

2

Модуль 2

«Я -гражданин!»

18

8

10

тестирование

3

Модуль 3

«Юные исследователи»

18

9

9

тестирование


Всего часов

54

23

31







Учебно–тематический план

Модуль 1 «Школа волонтерства и лидерства»



№ п/п

Практическое занятие

Теория


I. Модуль «Делай добро»

8

1.

Игровая программа

«День именинника»


1

2.

Конкурс плакатов «С нами мир добрее».


1

3.

Игровая программа

«Давайте смеяться вместе»


1

4.


Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях.

«Легко ли быть добрым?»

1

5.

Акция «Мы разные, но мы вместе»


1

6.

Уроки доброты и милосердия.

Знакомство с нравственными понятиями «доброта», «милосердие».

1

7.

Конкурс рисунков «Мы разные, но вместе»

«Страна толерантности» Знакомство с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.

1

8.

Акция «Нити Добра»


1

II. Модуль «Со всей благодарностью»

3

9

«Самый любимый человек». Изготовление творческого подарка.


1

10.

Изготовление подарка для друга «Тайный друг»


1

11.

Акция «Большое дело-малышам помогать»


«Собери цветы благодарности»

1

III. Модуль «Я лидер»

7

12.


Игры и упражнения «Разбуди в себе лидера»


1

13.

Акция «Мы здоровье сбережем».


1

14.

«Права ребенка в сказках»


1

15.


«Лидер -класс»

1

16.

Самопрезентация «Я лидер»


«На шаг впереди»

1

17.

Акция «Ромашковое счастье»


1

18.

тестирование


1

ИТОГО

18



Учебно–тематический план

МОДУЛЬ- 2 «Я гражданин!»


№ п/п

Практическое занятие

Теория


Блок I. «Я и Я».


5

1.

Конкурс рисунков «Это Я»

«Познай себя»

Беседа на тему «познай себя»

1

2.

«Мой взгляд…» Конкурс плакатов, посвященных здоровому образу жизни


1

3.

Суд над наркоманией (ролевая игра).


Курить или жить? (беседа с элементами тренинга).


1

4.


Мы за безопасную жизнь (правила дорожного движения).

1

5.


Кто такой гражданин? (беседа).

Путешествие в Законию

1

Блок II. «Я и культура».


4

6

«Мир моих увлечений»

презентация своих работ

Рассказ о своем увлечении, хобби.

1

7.

«Мои любимые книги»

Конкурс рисунков «По дорогам сказок».

Беседа о любимых произведениях.

1

8

«День дружбы»

Конкурсная программа

Беседа о друзьях, об их значимости в жизни человека.

1

9

Юмористическая викторина «Веселого Вам смеха»

«Смех и его роль в жизни человека»

1

Блок III. «Я и школа».


3

10.

Выполнение коллективного рисунка на тему «Наша школа в будущем»

Беседа «Школа – наш второй дом»

1

11.


«Правила поведения в школе»

Беседа «Мы за безопасную жизнь», «Наши классные обязанности».

1

12.

«Школьная символика» Придумать и нарисовать герб, гимн, флаг школы, украсить территорию школы.


1


Блок IV. «Я и мое Отечество».


4

13.

День МЧС

Интеллектуальная игра «Спасатели МЧС»


Беседа о значимости данной профессии в жизни человека.

1

14.

Наше государство – Россия

Акция «Нарисуй нашу страну»


Беседа с детьми


1

15.

«Обязанности человека»

Игра-викторина


1

16.


«Я, ты, он, она – вместе целая страна!»

Беседа о значимости каждого человека.

1

Блок IV. «Я и планета».


2

17

«Береги природу – наш дом»

Конкурс рисунков

«Мы в ответе за тех, кого приручили» Рассказы детей, беседы.

1

18

«Земля наш дом – пусть чисто будет в нём»

Облагораживание площадки лагеря.


1

ИТОГО

18



Учебно–тематический план

МОДУЛЬ – 3 «Юные исследователи»


№ п/п

Практическое занятие

Теория

Количество часов

1.

Знакомство с лагерем.

Экскурсия в лето

1

2.

Игра «Расскажите всем о своём самом интересном летнем впечатлении.».

Исследование в парке - «Поэзия цветочного мира»


1

3.

Научно-практический мастер – класс «Соберем альбом из фотографий цветущих растений и стихов о них»


Исследование «Народные названия растений»

1

4.

Научно-практический мастер-класс «Выпуск экологической газеты»

Исследование

«Лесная кухня»

1

5.

Викторина «Флора и фауна Прикумья»

Мини-проект «Занимательная ботаника: деревья»

1

6.

Станционные игры:

- станция «Лесные тайны»

- станция «Радужный калейдоскоп»

- станция «Остров везения»

Исследование «Календарь народных примет»

1

7.

Игра викторина «Экологическое лото»


Исследование «Дождик, дождик, посильней!»

1

9.

Игра «Предскажи различные погодные явления и природные события»

Исследования «Сеголетки»

1

10.

Поле чудес: «Весна с летом встретились».

Экологический ликбез «Организм среда. Среды жизни»

1

11.

Станционные игры:

- станция «Лесные тайны»

- станция «Радужный калейдоскоп»

- станция «Остров везения»

Мини-проект «Проверяем народные приметы»

1

12.

Конкурс «Следопыт»


Мини-проект «Чудесная пора цветения»

1

13.

Экологический фестиваль «Мир в твоих ладошках»

Исследование «Вот и лето прошло.»

1

14.

Экологическая акция «Салатовая лента»

Исследование «Необычные места гнездования птиц»

1

15.

Интеллектуальная игра «Слабое звено»

Экскурсия в парковую зону «Правила поведения в лесу.»

1

16.

Игра «Красная книга»

Мастер – класс:- Как «жить» в полевых условиях?

1

17.

Игра-конкурс «Костровой».


Исследование «Проверяем народные приметы»

1

18.

Экологический ликбез “Организм среда. Среды жизни”

Трудовой десант «Экологические зоны объектов»

1

ИТОГО

18




Содержание учебно – тематического плана


Модуль 1«Школа волонтерства и лидерства»

Теоретические сведения.

-Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях.

-Знакомство с нравственными понятиями «доброта», «милосердие», «толерантность», с основными чертами толерантной личности.

- Знакомство с качествами лидера: искусство общения, умение управлять собой, умение решать проблемы, умение добиваться результатов, умение работать группой, вести за собой

Практическая работа.

-Проведение и изучение на свежем воздухе игровых программ. Участие в добровольческих акциях.

-Изготовление творческих подарков для близких и друзей в виде песни, танца, открытки, стихотворений

- Проведение акций на развитие практических навыков позитивных отношений, духовной культуры учащихся.


Модуль 2 «Я -гражданин!»

Теоретические сведения.

- Беседы направленные на формирование высокого уровня самопознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию

- Рассказы о своем увлечении, хобби, презентации своих работ. Беседы о любимых произведениях.

- Беседы о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, о значимости профессии МЧС в жизни человека;


Практическая работа.

- Конкурсы направленные на формирование высокого уровня самопознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию

- Конкурс рисунков формирующие умения видеть прекрасное в окружающей жизни, правильно себя вести в культурных местах.

- Придумать и нарисовать герб, гимн, флаг школы, украсить территорию школы. Беседы по правилам поведения в школе.


Модуль 3 «Юные исследователи»

Практическая работа.


- Игра «Расскажите всем о своём самом интересном летнем впечатлении.».

- Научно-практические мастер – классы «Соберем альбом из фотографий цветущих растений и стихов о них», «Выпуск экологической газеты»

- Викторина «Флора и фауна Прикумья»

- Станционные игры: «Лесные тайны», «Радужный калейдоскоп», «Остров везения»

- Конкурс «Следопыт»

- Экологический фестиваль «Мир в твоих ладошках»

- Экологическая акция «Салатовая лента»

- Интеллектуальные игры «Слабое звено», «Красная книга», Игра-конкурс «Костровой», «Экологическое лото», «Предскажи различные погодные явления и природные события», Поле чудес: «Весна с летом встретились».

- Экскурсия в парковую зону «Правила поведения в лесу.»

- Трудовой десант «Экологические зоны объектов»


Теоретические сведения

-Исследования: «Поэзия цветочного мира», «Народные названия растений»,

«Лесная кухня», «Календарь народных примет», «Дождик, дождик, посильней!», «Сеголетки», «Вот и лето прошло.», «Необычные места гнездования птиц», «Проверяем народные приметы»

- Мини-проекты: «Занимательная ботаника: деревья», «Проверяем народные приметы», «Чудесная пора цветения»

- Экологический ликбез «Организм среда. Среды жизни»

Мастер – класс:- Как «жить» в полевых условиях?



Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


Формы аттестации и оценочные материалы

Модуль 1 «Каникулярная Школа Безопасности»

Проверочный тест.


Критерии оценки знаний учащихся.


Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;



1.Закончи поговорку: "Доброе слово и кошке…" 

А) Занятно Б) Вкусно В) Приятно

2.Назовите одним словом сочетание ДОБРОТА ДУШИ 

А) Духота Б) Добродушие В) Доброта

3.Вежливое обращение утром – приветствие 

А) Здравствуйте! Б) Будьте здоровы! В) Доброе утро!

4.Как называется буква «Д» в славянской азбуке-кириллице?

А) Добро Б) Дело В) Дерево

5.Закончи пословицу: "Добро творить - себя..."

А) Уважать Б) Веселить В) Благодарить

6.Добрая героиня, подарившая Золушке платье и карету

А) Фея Б) Мачеха В) Принцесса

7.Кот, который делал только добрые дела, призывая всех жить в дружбе

А) Кот в сапогах Б) Леопольд В) Матроскин

8.Как звали злую старушку, которая пела: «Кто людям помогает, тот тратит время зря»?

А) Снежная королева Б) Фрекен Бок В) Шапокляк

9.Добрым можно назвать человека, который:

А) Ждёт, когда его позовут на помощь Б) Делает что-то полезное для людей

В) Заберёт обратно подаренную вещь

10.Что считается добрым поступком?

А) Помочь соседу по парте разобрать задачу Б) Опоздать на интересную встречу

В) Дать списать домашнее задание




11.Доброе качество человека

А) Грубость Б) Жестокость В) Отзывчивость

12.Как совершают добрые дела?

А) Бескорыстно и сознательно Б) Чтобы избежать наказания В) В надежде на похвалу







Модуль 2 «Я -гражданин!»


Проверочный тест.


Критерии оценки знаний учащихся.


Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.



Тест

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Омск; г) Новосибирск.


3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мер; г) президент.


4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.


5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….


6. Раскрась российский флаг в его цвета:


7. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.


8. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?




12. Соедини линиями дату и название праздника:


23 февраля День согласия и примирения


1 мая День защитника Отечества


4 ноября День России


12 июня  День солидарности трудящихся




Модуль 3 «Юные исследователи»


Проверочный тест


Критерии оценки знаний учащихся.


Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.-1б; 2.-5б;3.- 3б; 4.-4б; 5- 3б; 6.-5б; 6.-3б; 7.-2б.

Максимальная сумма баллов – 26.

23-26 баллов – курс усвоен практически полностью;

15-22 баллов – курс в целом усвоен хорошо;

10-14 баллов - курс усвоен удовлетворительно;



  1. Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;

в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;

д) Наука, изучающая живые организмы в природе.

  1. Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные пары.

  1. Подчеркни то, что загрязняет воду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

  1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-«.

    • Растения способствуют разрушению почвы.

    • Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.

    • Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.

    • Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.

    • Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.

    • Осенью следует сжигать опавшие листья.

    • Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.

    • Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.

    • Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.

    • Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.

  1. Определи, что правильно, а что неправильно.

  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.

  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!

  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через повреждённую кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.

  • Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!



  1. Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

(9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)

7. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак  -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути. )


  1. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)


Условия реализации программы

    1. Нормативно-правовые условия:


  • Закон «Об образовании РФ»

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

  • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

  • Устав МОУ «СОШ №21»


  • Положение о лагере дневного пребывания.

  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  • Приказы Управления образования.

  • Должностные инструкции работников.

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  • Заявления от родителей.

  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

  • Акт приемки лагеря.

  • Планы работы.

    1. Материально-технические условия предусматривают:




Применение

Источник финансирования и материальная база


Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты, комната психологической разгрузки

Материальная база школы на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

Зал (фойе 1 этаж)

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский работник школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Фонд социального страхования

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Старший воспитатель

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья ног, сушилки для полотенец, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал


    1. Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря, заместитель директора по ВР;

  • педагог-психолог,

  • социальный педагог;

  • музыкальный работник.

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

  • вожатые (из числа актива школы)

Руководители творческих мастерских

  • из числа педагогов

    1. Методические условия предусматривают:


  • наличие необходимой документации, программы, плана;

  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

  • коллективные творческие дела

  • творческие мастерские

  • индивидуальная работа

  • тренинги

  • деловые и ролевые игры






Используемые источники и литература


Модуль 1 «Каникулярная Школа Безопасности»


1.Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – М., 2010 г.

2.Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

3.Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.

4.Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.

5.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.

6.Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.

Интернет –ресурсы

  1. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/

  2. Дагаева Е. Лидерство без прикрас [Электронный ресурс] / Елена Дагаева:веб-страница интернет- сайта Клуба проактивных людей. – Режим доступа:http://proactiveclub.ru/index.php/home/66--4. - Загл. с экрана.

  3. Лидер и командообразование [Электронный ресурс]: интернет-сайт тренингового агентства.– Режим доступа: http://www.masterlass.spb.ru/artleadership_2_14/#show2_14.– Загл. с экрана.



Модуль 2 «Я -гражданин!»

  1. Конвенция о правах ребенка

  2. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  4. Федеральный закон «Об образовании»

  5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  6. Астахов П. Я и государство. М.: НП ЮКЦ «РЭНАСТ», 2009г.

  7. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении (Серия «Организация правового образования»; выпуск 1). - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002.

8. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.

9. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.

10. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.

11. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.

12. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.

13. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.

14. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г



Модуль 3 «Юные исследователи»

Литература для педагога

  1. Благовещенская Н.В. Программа экологического воспитания для школьников.

  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность школьников. М., 2012.

  3. Вострухина Т.Н., Кодрыкинская JI.A. Знакомим с окружающим миром детей 10 лет. М., Сфера, 2011.

  4. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе». - М.: Просвещение, 1986.

  5. Колбовский Е.Ю. «Изучаем природу в городе» Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития. 2006. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).

  6. Коростелёв Н.Б. «Воспитание здорового школьника»: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.

  7. Кузнецова М.А. «Сказания о лекарственных растениях»: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.

  8. Литвинова Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников»: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.

  9. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия с детьми школьного возраста. Интеграция художественной и познавательной деятельности школьника. М., Сфера, 2011.

  10. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания школьника.

  11. Ушакова О.Д. «Загадки и пословицы о природе и погоде», Санкт - Петербург,ИД «Литера», 2006.

  12. Хасанов А.Г. «Занимательная биология». Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.

  13. Чередниченко И.П. «Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность», Волгоград, «Учитель», 2010.

  14. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. - М.: Просвещение, 1986

  15. Школенко Ю.А.. «Эта хрупкая планета». М., Мысль, 1988 г.

  16. Щетинская, А. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей [Текст] / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. - 491 с.

  17. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2000. - 113 с.

Литература для обучающихся и родителей:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М., 2005.

  2. Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.

  3. Большая книга поделок. Фигурки и игрушки. Цветы и сувениры. Аксессуары и украшения. – М.: Академия развития, 2010.

  4. Волкова Н. В. 100 замечательных поделок из всякой всячины. – М., 2008.

  5. Гахаева Б. Большая энциклопедия поделок. М.: «Эксмо», 2013.

  6. Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.

  7. Плешаков, А.А. Зеленые страницы: учебн. пособие / А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2008.

  8. Плешаков, А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики: учебн. пособие / А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2009.

  9. Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1991.

  10. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.

  11. Энциклопедия для детей. Биология, под ред. М.Д. Аксёновой - М., Аванта, 2001

Ссылки на образовательные Интернет-ресурсы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ

  1. Телеканал "Карусель" - http://www.karusel-tv.ru/.

  2. Детский семейный образовательный телеканал "Радость моя" - http://www.radostmoya.ru/project/.

  3. Телеканал "Просвещение" - http://www.prosveshenie.tv/tvshows.

  4. Первый образовательный общероссийский канал - http://www.sgutv.ru/telecasts.htmhttp://www.youtube.com/user/1educationtv.

  5. Школьник TV - http://www.tvshkolnik.ru/show.

  6. Семейный телеканал "Знание" - http://www.znanietv.ru/.

  7. Каталог видео канала "Россия" по теме "Образование" - http://rutv.ru/brand/brandlist/block id/101.

  8. Телевизионная развлекательно-познавательная программа канала СТС "Галилео" - http://www.galileo-tv.ru/glossary.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!