СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Летопись родных краев

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящается 90-летию с. Псыншоко. Она подготовлена моей ученицей Хабиловой Мариной на республиканский конкурс. "Летопись родных краев". Эта работа заняла третье место.

Просмотр содержимого документа
«Летопись родных краев»

18




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Псыншоко

Прохладненского муниципального района КБР»






Республиканский конкурс

«Летопись родных краев»

«История моего села Псыншоко»


Номинация: Летопись родных краев

Хабилова Марина

Феликсовна

ученица 8 класса

МКОУ «СОШ с. Псыншоко»



Руководитель: Хапачева Мадина Салиховна

учитель истории

МКОУ «СОШ с. Псыншоко»



2016 г.

Содержание



  1. Введение 3

  2. Географическое расположение села. 4-5

  3. История основания села Псыншоко. 6-7

  4. Переименование села Псыншоко. 8

  5. Известные люди села Псыншоко. 9

  6. Моя Малая Родина на современном этапе. 10-12

  7. Заключение. 13 - 14

  8. Литература. 15
























1.Введение

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с нею одной жизнью. И знать ее историю нужно каждому.

Знать историю своей малой Родины должен каждый, начиная с детства.

Цель исследовательской работы:

Меня всегда интересовала история, особенно история моего села: когда оно появилось, почему так называется, какие люди жили тут, чем прославились. Это стало целью моей работы.

Для достижения цели были поставлены задачи исследования:

  • изучить архивные документы;

  • проследить историю возникновения села;

  • изучить этапы становления и развития;

  • рассказать об известных людях нашего села.

Гипотеза:

Предполагаю:

- проявится интерес к изучению истории села

- обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родном селе и его людях.

Мои исследования:

предположила, если я не буду знать, если он не будет знать ничего о нашем селе, то никто ничего не узнает о селе

В результате моей работы, смею предположить, изменится:

- моё отношение к прошлому малой Родины

-изменится отношение моих одноклассников

-обогатятся знания не только у меня и у моих сверстников о родном селе и его людях.

Актуальность темы заключается в том, что в этом году отмечается 90 лет со дня основания села Псыншоко. Это объясняет выбор темы исследования. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.





2.Географическое расположение села Псыншоко.












Открываю любимую книгу,

Так я мир для себя познаю.

Нахожу на карте России-

Я мое небольшое село.

Вижу словно во сне чудесном

Чистоту и обилие твоих родников

Не могу передать словами

Красоту плодородных полей.

Для меня нет родней и милее

Родины милой моей!

Псыншоко мое дорогое

Ты в сердце у нас навсегда.

Во Вселенной мириады звёзд, но самая близкая – Солнце. Солнце – это звезда, которая дала начало всему живому на нашей планете. Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. У каждого на огромной планете есть маленький уголок, самый лучший, самый любимый, самый родной. Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда. Малая родина занимает почётное место в сердце человека. Так, наверное, скажет каждый, описывая свой родной край, и равнодушных здесь, пожалуй, не будет. Для меня таким островком покоя и уюта является село Псыншоко. Здесь я родилась, пошла в детский сад, поступила учиться в школу. Здесь меня окружают родные люди.


Псыншоко (кабард. - черк. Псыншокъуэ — «безводная долина»). Селение расположено в западной части Прохладненского района. Находится в 20 км к западу от районного центра Прохладный и в 57 км к северо-востоку от города Нальчик. Граничит с землями населённых пунктов: Карагач на северо-востоке, Советское на востоке, Баксанёнок на юго-западе и Кременчуг-Константиновское на северо-западе.

Населённый пункт расположен на Кабардинской равнине, в переходной от предгорной в равнинную, зоне республики. Средние высоты на территории сельского поселения составляют 308 метров над уровнем моря. Рельеф местности представляет собой в основном волнистые предгорные равнины, с общим уклоном с юго-запада на северо-восток. К востоку от села тянутся малые лесистые возвышенности.

Гидрографическая сеть на территории муниципального образования представлена речкой Псыншоко, родниковыми источниками и оросительными каналами.

Климат умеренный. Лето тёплое, со средними температурами июля около +28°С. Зима прохладная, со средними температурами января -5°С. Среднегодовая температура воздуха составляет — +9.6°С. Среднегодовое количество осадков составляет около 500 мм. Основное количество осадков выпадает в период с апреля по июнь. Снежный покров в основном лежит в период с середины декабря до начала марта. Однако зимой часты оттепели и даже в январе температуры могут подняться до +10°...+15°С.

















3.История основания села.

Село основано в 1926 году переселенцами из села Карагач. Документально, история нашего села начинается 30 мая 1925 года, когда в областное земельное Управление Кабардино-Балкарской Автономной области поступило заявление уполномоченных от 81 двора граждан селения Карагачево Прималкинского округа Хапаши Машуковича Хамукова и Шао Чаримовича Курдугова.

05.07.1925 года на общем собрании членов земельного общества селении Карагачево было внесено решение о предоставлении им земли на реке Псыншоко по руководством колхоза им. Чапаева и образовался колхоз им. Крупской. В 1929 году к началу учебного года, было построено небольшое, из трех комнат, здание школы для начальных классов.

В первые годы своего существования в селе проживало 40 семей. Его развитие происходило в годы советской власти и особых событий здесь не произошло. Все жители села добровольно вошли в колхоз. Первым председателем был Хуранов Амдулах Мухамедович. В первые годы коллективного труда члены колхоза для выполнения сельскохозяйственных работ использовали рабочий скот, но постепенно переходят на технику, которой их обеспечивали органы власти. Вначале это молотилки, примитивные плуги, бороны, а затем более современные. Перед Великой Отечественной войной колхоз имел два трактора, грузовую автомашину «Полуторка», которую колхоз приобрел на собственные средства. В то время это могли себе позволить только самые успешные и богатые колхозы. По всем отраслям без исключения колхоз им. Крупской был на уровне передовых в республике. В 1941 году он стал участником ВДНХ и за высокие показатели был награжден грузовой автомашиной. Получить ее помешала война, которая не обошла стороной и село Псыншоко. Во время Великой Отечественной войны село сильно пострадало от оккупации, продолжавшейся около 3 месяцев. Селение освобождено в начале января 1943 года в ходе Северо-Кавказской военной операции.

В период послевоенного восстановления колхоз вновь начал добиваться отличных успехов. Но в конце 50-х годов в селе начались разногласия и конфликты между руководством колхоза и отдельными молодыми людьми. Трудовая дисциплина была подорвана и колхоз начинает сдавать свои позиции по экономическим показателям и его присоединяют к колхозу им. Чапаева, расположенного в с. Карагач. Объединение колхозов произошло в 1950 году. В течение 17 лет село как производственная бригада находилась в его составе. Отсутствие руководства на месте и слабое внимание к нуждам жителей Псыншоко со стороны сельского совета, правления колхоза, не могло не сказаться на дальнейшем развитии села. Начался отток населения, уезжали и те, кто родился и прожил здесь десятки лет.

За 17 лет колхоз миллионер, в копилку которого попадала весомая доля псыншоковцев с закрепленных за ними 1700га, не построил здесь даже примитивную баню. За любой мелочью надо было отправляться в Карагач в контору колхоза, сельский совет, на почту, на мельницу и т.д. в большинстве случаев пешком, в лучшем случае с попутной подводой или трактором. Одним словом, вся та же масса неудобств и лишений, что и в начале существования села.

Наконец в 1967 году произошло разукрепления колхозов и Псыншоко вновь стало самостоятельным колхозом в составе Карагачского сельского совета.

Последующее десятилетие было периодом, когда сообразительные руководители, пользуясь щедрыми государственными дотациями укрепляли экономику своих хозяйств, строили жилье, Дома культуры, школы, т.е. все, в чем нуждались колхозники. В Псыншоко руководство колхоза, на которое жители села, да и районное руководство, возлагали большие надежды, не оправдал их, и в 1977 году произошло вторичное присоединение к Карагачу. Через три года новое руководство колхоза, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение, в буквальном смысле слова продало Псыншоко с его землями богатому Солдатскому консервному заводу. Прошло еще три года и Псыншоко стало самостоятельным совхозом овощеводческого направления.

С 1988 года здесь сменилось 6 руководителей хозяйства, а с 1991 года во главе созданной в том году администрации села уже третий руководитель. Такая частая смена руководителей происходит не от хорошей жизни и имеет негативные последствия для жителей села.















4.Переименование села Псыншоко.

05.07.1925 года на общем собрании членов земельного общества селении Карагачево было внесено решение о предоставлении им земли на реке Псыншоко по руководством колхоза им. Чапаева и образовался колхоз им. Крупской 27.12.1967 года на основании Решения № 28 от 26.12. 1967 г.

Колхоз им. Крупской присоединили к колхозу им. Чапаева на основании Решения правления колхоза № 4 от 24.12.1975 г.

15.05.1981 г. на основании Решения правления колхоза № 17 функции колхоза им.Чапаева и им.Крупской были разделены и колхоз им. Крупской присоединили к совхоз- заводу «Солдатский». Приказ № 97 от 17.05.1981 г.

На основании приказа № 274 от 22.11.1983г. плодоовощесовхоза в результате разукрепления совхоз-завод «Солдатский» образовался овощесовхоз «Псыншоко».

Овощесовхоз «Псыншоко» был переименован СХПК «Псыншоко» Решением общего собрания № 2 от 12.06.1998 г.

За этот период в с. Псыншоко построены животноводческая ферма, административное здание, средняя школа, д/сад, установлены водонапорные башни, закончена газификация села, электрификация села.

СХПК «Псыншоко» был реорганизован на основании Постановления Правительства КБР № 521- ПП от 14.12.2002г. и Решением №3 от 30.04.2003гв ЗАО р «НП» Псыншоко».

ООО СХП «Псыншоко» организовано от 21.12.2006 года № 1173 на основании положениями статей 346.2 и 346.3. Налогового кодекса Российской Федерации.

Администрация с. Псыншоко был переименована в Администрацию сельского поселения Псыншоко Прохладненского муниципального района 06.02. 2006 года на основании Решение № 38/2 от 06.02.2006 года. 23 декабря 2009 года ликвидирован ЗАО р «НП»Псыншоко в соответствии со статьей 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.12.2002г. № 127 - ФЗ.

Администрация сельского поселения Псыншоко переименована в «местную администрацию сельского поселения Псыншоко Прохладненского муниципального района 16.11. 2009 года на основании Решение № 14 от 16.11. 2009 года. В настоящее время и.о. главы местной администрации является Хамуков З.А..

В истории муниципального образования с. Псыншоко наиболее значимым событием является открытие новой, современной школы в 1996 году, в котором присутствовали руководство Прохладненского района и первый Президент Кабардино-Балкарской Республики Валерий Мухамедович Коков.

5. Известные люди села.

Пришлось пережить нашему селу трудные годы, но оно не пришло в упадок. Пусть некоторые предприятия закрылись, но потенциал для восстановления остался. В наших руках возобновить их работу. Узнав об истории своего села, я ещё больше стала его любить. Всё что происходило тут – в этом заслуга людей.

До 1960 года школа в с. Псыншоко была семилетней, а потом стала восьмилетней. В разное время ею руководили: Фицежева Зариля, Пшемурзов Хотокшуко, Бижоев Бисултан, Емишев Анатолий и др. Из выпускников школы многие стали поступать в средние учебные заведения, по окончании которых наиболее способные продолжали учебу в высших учебных заведениях. Наиболее известными из них стали Хуранов Мухаммед Батырбекович, в течение десяти лет, проработавший вторым секретарем Прохладненского ГК КПСС. Затем он был назначен министром лесного хозяйства, несколько лет был начальником отдела цен при Совмине, затем возглавил областной комитет профсоюза работников сельского хозяйства. С этой должности он ушел на заслуженный отдых.

Тхакахов Хасан Хамзетович окончил престижную с/х академию им. Тимирязева и длительное время готовил специалистов в КБГУ.

Тхакахов Чафли Хазретович, окончил КБГУ, много труда вложил в развитие хозяйства в селе, руководил колхозом, а затем совхозом около 20 лет.

Хабилов Хадис Алхасович окончил высшую партийную школу, руководил парторганизацией в колхозе, возглавлял общество «Знание» в районе, десять работал директором школы, после чего ушел на залуженный отдых.










6.Моя Малая Родина на современном этапе.

  Родина – это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги,

Пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных, например, как у меня. А еще это место, где человек стал Человеком, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, любить, где услышал  первые добрые слова и песни…

У каждого из нас есть еще и ''малая родина''. Нет дороже места, где ты родился и вырос. Для меня – это мое родное село.

Здесь родились мои родители, здесь жили их родители, родилась я и живу вот уже 15 лет. Каждый день хожу через все село в школу. Каждый раз, проходя этот путь, с большим огорчением вижу полуразрушенное здание клуба. А ведь в наших силах сделать наше село краше и лучше.

Когда наступает весна, забываешь обо всех горестях, связанных с обустройством села. Как оно прекрасно в это время года! Кажется, ты попадаешь просто в другой мир. Ранней весной и летом я люблю наблюдать восход и закат солнца. Представьте себе: весна, я сижу возле большой яблони. Аромат цветущих яблонь манит своим запахом. А солнце скрывается за небольшим водоемом. Последние его лучи окрасили в красно-желтые цвета и воду, и траву, и лесок.        

И все это, вся эта прекрасная природа находится у нас, в моем дорогом селе. Хочу всем этим поделиться с вами, и поэтому приглашаю Вас на заочную прогулку по нашему селу. Не могу оставить без внимания наш сад. Сколько здесь прекрасных яблочных деревьев! Есть здесь и яблони-долгожители. А вот прилетели мои знакомые – совы. Я их считаю хранителями моего дорогого сада. В саду можно гулять вечно, но нас ждут другие замечательные места. На пути два небольших водоема. Рыбы весело плещутся на поверхности воды, хлопая своими серебристыми хвостами о воду. Хочу отдохнуть,  и сажусь на берег. Вокруг обычный весенний день, со своим весенним шумом. Стрекочут стрекозы, пролетая мимо. Весело порхают бабочки. Среди этой красоты невольно задумываешься о том, что все это могло быть лучше, краше. Хочется, чтоб эти водоемы были с прозрачной, чистой водой и никогда не пересыхали! Сидя на берегу, замечаю, что в камышах кто-то есть. Приглядевшись, вижу, что это дикая утка, а вокруг нее какие-то комочки – это утята. Это нередко, когда к нам прилетают дикие птицы. Вот мы на первой улице нашего села. По обеим сторонам улицы стоят маленькие, аккуратные, ничем непримечательные домики.  А вокруг, каждого дома развернулся маленький садик, в котором множество разных цветов. Каждый житель села хочет, чтоб его дом был красивым и уютным. Цветы завораживают своей пестротой, но нам нужно идти дальше.

А у нас впереди школа. Школа… Сколько чудесных моментов моей жизни связано с тобой! Всех их не перечислить. Я уверена, что школа еще не один  год будет по утрам встречать неугомонную ребятню, а по вечерам скучать и ждать утра. А главное то, что школа является центром нашего села.

На территории школы стоит памятник жителям села, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Цена их жизни – наша мирная жизнь сегодня. У нас, жителей села Псыншоко, это единственный памятник, и мы должны его беречь и уважать. Я считаю, нам нужно уделять больше внимания таким историческим достояниям села.









Памятник погибшим односельчанам в селе Псыншоко открыт 9 мая 1998 года. Автор проекта архитектор И. И. Гончарова. На мраморных плитах высечены имена 26 жителей села, погибших, защищая Родину от фашистов.

У Псыншоко, действительно, много красивых мест. А сколько их было раньше! Как бы сейчас хотелось рассказать о местном доме культуры. К сожалению, искра его жизни погасла, но так хочется, чтобы искра превратилась в яркое пламя. Ведь это необходимо для сельской молодежи. И так важно нам, сельской молодежи, чтобы он работал, чтобы жители села могли прийти после тяжелого трудового дня и отдохнуть, пообщаться со своими односельчанами.

Как хорошо здесь дышится! Воздух чистый, с  горьким полынным запахом земли. Земли, которая стала родной вот уже много десятков лет для моих земляков. За много лет жизни все эти люди стали родными. Это люди очень милы, готовы в любое время прийти на помощь. И добрые, чуткие, отзывчивые сердца. А как гостеприимны мои односельчане! Зайдите в любой дом и вам тут же накроют прекрасный стол. Вот что такое люди моей «малой Родины»! А что нужно этим людям? Ведь нужно – то им совсем немного: чтобы была работа, вовремя зарплата, чтобы дети учились и были рядом с родителями. Верю в то, что в скором будущем жителей нашего села станет больше. Ведь жизнь в селе становится лучше. Не знаю, быть может мне это только кажется. Но я верю, что придет время, когда о моем селе узнают все. Я думаю, что сельская молодежь станет гордостью нашего села.

         Наша прогулка заканчивается. На улицу уже спустились густые сумерки. Село затихло. Поднимаю глаза к небу, а оно как всегда прекрасно. Небо моей Родины. Нигде в мире нет такого неба, как у нас в селе. Доброе, бездонное, только луна своим светом освещает путь.

         Я знаю, что куда бы не забросила меня судьба, я навсегда буду связана незримыми нитями со своей «малой Родиной». Частичка ее будет всегда со мной. Я, как деревце, буду питаться ее силой. Думаю, что люди, которые хотя бы раз побывали в наших местах, не забудут их никогда. Не забудут наши бесконечные степи.




















7. Заключение.

Всякий раз, выйдя из дома, человек обнаруживает вокруг себя множество явлений окружающего мира. Вот, например, стоят различные по внешнему виду дома. Дома образуют собой улицу. Улица имеет определенное название. Неподалеку протекает речка. Вдоль нее растет кустарник, и оттуда слышится пение птиц. Можно, конечно, идти своей дорогой и не замечать ничего по сторонам. А можно задуматься обо всем, что видишь, и даже задать вопросы самому себе. Например, что означает рисунок на деревянном наличнике дома, и почему знак солнца расположен на нем и вверху и внизу? Отчего возникло название нашей улицы, села или города, и сколько лет нашему селу? Правда ли, что "улица" - это "у лица домов"? Где истоки, а где устье нашей реки, как велика ее длина? Что за травы растут по берегу реки? Все эти и им подобные вопросы образуют область знаний, которую называют краеведением. Как наука, краеведение требует от исследователя-ученого тщательного отбора и анализа фактов, поиска неизвестных или забытых документов и, конечно, глубокой личной заинтересованности. Однако, в отличие от большинства других наук, краеведение хотя бы в небольшой мере доступно и человеку, не имеющему специальной подготовки. Ведь каждый знает названия местных рек и озер, соседних городов и деревень, может что-то рассказать об их прошлом.

Долг человека - накапливать в себе подобные знания, быть любопытным ко всему, что его окружает. Каждый из нас, если хочет соответствовать имени гражданина, должен уметь провести, хотя бы небольшую экскурсию по своему городу, селу или деревне, должен знать, когда они образовались и почему так названы, чем знамениты их жители. Тогда к человеку приходит сознание, что он не песчинка на дороге, а существо, в котором отражается прошлое его народа и след которого будет заметен для будущих поколений.

Изучая историю Родины, родного края, не обязательно выискивать в ней одни лишь славные страницы. Не менее любопытными, чем боевые сражения или древние замки, являются "мелочи" самой обыкновенной жизни, самых обыкновенных людей: их быт, помыслы, чувства. В этом отношении незнакомая деревушка в родной округе может оказаться несравненно интереснее, чем целый город в далекой и чуждой стране. Вспомним, к каким мыслям привело Евгения Онегина его долгое путешествие по чужим и поначалу казавшимся такими необыкновенными странами.

Моя исследовательская работа направлена на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего села, о предках, о великих традициях родной земли – нашего села, поближе познакомиться со знаменитыми людьми села.


Ах, Псыншоко, дорогое,

Мое любимое село

В степной дали кусочек рая

Цветком весенним расцвело.

























8. Литература


1. Историческая справка сельского поселения Псыншоко Прохладненского

муниципального района КБР.

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

3.Личный архив Хабилова Хадиса Алхасовича.

4. Архивные материалы местной администрации с.п. Псыншоко.

















































Памятник погибшим односельчанам в селе Псыншоко открыт 9 мая 1998 года. Автор проекта архитектор И. И. Гончарова. На мраморных плитах высечены имена 26 жителей села, погибших, защищая Родину от фашистов.






















Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Псыншоко»






Хабилова Марина Феликсовна, ученица 9 класса МКОУ «СОШ с. Псыншоко», проживает по адресу: с. Псыншоко ул. Западная,12, 21.08.2002 года рождения.

Мать – Хабилова Марита Хабиевна – младший воспитатель СПДО МКОУ «СОШ с. Псыншоко».

Отец – Хабилов Феликс Хадисович – оператор котельной МКОУ «СОШ с. Псыншоко».

Марина является старостой класса, увлекается гуманитарными науками. Решила принять участие в данной конференции по причине того, что ей хотелось продолжить дело своего дедушки Хабилова Хадиса Алхасовича, который начал писать историю села, но не успел докончить, так как рано ушел из жизни. Марина также принимала участие в конкурсе «Черкесский мир» в ноябре 2015 года и стала обладателем диплома третьей степени.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!