Тема: «Музыка души»
Цели урока:
- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
- Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
- М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
Тема года: «В чём сила музыки». Тема урока: «Музыка души»
- Работа по теме урока.
- Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
- Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала?
(Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)
Запись на доске:
«Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь, ты непроста,
Как жизнь, непостижима,
Музыка!..»
К. Кулиев
|
В чём сила музыки?
Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос.
Почему музыка волнует и трогает?
Почему к ней, как к солнечному свету, тянуться не только люди, но и животные, и даже растения?
И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая выразить высшую прелесть мира, он говорит: «музыка природы», «музыка души»?..
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие. Дитя
Лишь обладает её в совершенстве.
В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души» предстаёт как особый внутренний свет, чистый и незамутнённый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности.
Задумайтесь: может быть, в том, что музыку мы носим прежде всего в себе, и заключается секрет нашей отзывчивости на музыкальные звучания, отзывчивости, которая тем сильнее, чем больше бережём мы этот дар изначальной искренности и чистоты? Всё, что нам приходится делать – ходить по улицам, общаться с людьми, учить уроки – всё непременно окрашивается нашим эмоциональным отношением к окружающему миру. Тысячи неуловимых обстоятельств заставляют нас волноваться почти непрестанно: рассветы и закаты, времена года, встречи и расставания; даже простые будничные вещи могут вызвать поток самых разнообразных чувств, которые подчас и выразить невозможно. В самом деле, как объяснить, почему что-то мы любим и принимаем, а что-то отвергаем и почему эта эмоциональность восприятия является неизменной спутницей человека? Вот одна из загадок человеческой жизни – и одновременно одно из доказательств того, что не всё в этой жизни подчинено рассудку и логике, не всё предполагает однозначный и ясный ответ. Есть в мире и такие явления, которые не выразишь словами, не изобразишь, их стихия – музыка с её текучестью, переменчивостью, игрой красок и состояний, музыка то бурная, то созерцательная. Не случайно говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.
Однако мы попытаемся ответить на эти вопросы, попробуем лучше узнать не только музыку, но и самих себя: ведь музыка не живет вне человека, она всегда несёт в себе частицу его души. И какова музыка, волнующая нас, таковы и мы сами: сколь бы различны ни были наши характеры, привычки, внешний облик, в главном мы можем оказаться не такими уж непохожими. Все мы умеем любить, радоваться и восхищаться. Как раз об этом – о нашей похожести друг на друга – и напоминает музыка. И та, что живёт в душе каждого из нас, и та, которая, пробуждая уснувшие чувства, возвращает человека к самому себе. Сила подлинной музыки поистине безгранична. Она способна пробуждать лучшее, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, полные безграничного богатства, – миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.
Вокально-хоровая работа.
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
- Итог урока.
Мы начали разговор о том, в чём сила музыки? Музыка способна пробуждать лучшее, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, полные безграничного богатства, – миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.
- Домашнее задание.
Выучить песню.
Выполненное домашнее задание смотрите в галереи.
Просмотр содержимого документа
«1 занятие средняя группа»
Тема урока: «Музыка души»
В чем сила музыки?
1000 лет существует музыка на земле, и 1000 лет люди снова и снова пытаются ответить на такие вопросы.
Почему музыка волнует и трогает до глубины души?
Почему к ней тянутся как к солнцу, и растения, и животные?
Почему именно с музыкой связаны все представления о прекрасном?
Стихотворение Е. Винокуровой
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине,
Светя порой в случайном слове,
в слабом жесте.
Дитя лишь обладает ею в совершенстве.
Где живет музыка?
Музыку мы носим в себе, в этом и секрет отзывчивости души на музыкальное звучание.
Когда мы идем по улице, то слышим звуки машин, птиц, природу.
Музыка так же существует и в рассвете и закате, во временах года и так далее.
Есть в мире такие явления, которые не выразишь словами, не изобразишь. Их стихия – музыка с её текучестью, переменчивостью, игрой красок и состояний, музыка то бурная, то спокойная, мечтательная.
В чем состоит воздействие музыки на душу человека?
Почему музыка то радует, то печалит,
возвышает или остается равнодушной?
Музыка не живет в не человека, она всегда несёт в себе частицу души человека.
Сила подлинной музыки поистине
безгранична.
Музыка способна пробуждать лучшее, что есть в человеке- это любовь, созидание, стремление к красоте и т.д.
Музыка открывает миры полные бесконечного богатства, миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.
Послушаем музыкальное произведение
Е. Доги «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Вопросы
- Как вы понимаете выражение «музыка души»?
- Согласны ли вы что музыка воздействует на человека своим настроением? Почему?
Физминутка
«Школьные годы»
В первый погожий сентябрьский денёк Робко входил я под светлые своды. Первый учебник и первый урок - Так начинаются школьные годы. Школьные годы чудесные, С дружбою, с книгою, с песнею, Как они быстро летят! Их не воротишь назад. Разве они пролетят без следа? Нет, не забудет никто никогда Школьные годы. Вот на груди алый галстук расцвёл, Юность бушует, как вешние воды. Скоро мы будем вступать в комсомол - Так продолжаются школьные годы. Жизнь - это самый серьёзный предмет. Радость найдём, одолеем невзгоды. Красная площадь, весенний рассвет - Вот и кончаются школьные годы. Нет, не забудет никто никогда Школьные годы.
+
-