Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Алтайский государственный музыкальный колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Анализ музыкальных форм»
ДВЕ СКАЗКИ ор. 8 Н.К Метнера
Выполнил(а): студент(ка) __IV_курса
специальности «Теория музыки»
Никонова Т.В .
Преподаватель:
Островская И.И .
Барнаул, 2018
Творчество Николая Карловича Метнера – композитора и пианиста – одно из интереснейших явлений в музыкальном искусстве конца XX века. Наряду с С.Рахманиновым и А.Скрябиным Метнер принадлежит к ведущим фигурам русской музыкальной культуры. Часто его называют последователем С.Танеева.
Творческое наследие композитора значительно - оно содержит свыше шестидесяти опусов. Перу Н.Метнера принадлежат три фортепианных концерта, фортепианный квинтет, три цикла характерных пьес « Забытые мотивы», четырнадцать фортепианных и три скрипичные сонаты, около ста романсов и песен, а также около сорока «Сказок», которые разносторонне отражают особенности его творческого склада.
Созданный Метнером жанр «сказки» стал одним из любимейших видов фортепианного творчества композитора. Музыкальные критики обычно сходились во мнении, что все лучшие специфические черты композиторского облика Метнера до конца раскрываются именно в его поэтических сказках.
Написанные в различные периоды творчества, сказки отражают особенности этих периодов, косвенно повествуя о жизни самого композитора. Но не только о себе говорит Метнер в сказках. В них и девичья печаль, и суровые поэтичные легенды прошлого, и радостное дыхание весны, и безудержная стихия танца. И обо всем этом рассказано просто и мудро, иногда с улыбкой, иногда с затаенной грустью.
По жанру сказки примыкают к группе пьес малой формы, таких, как прелюдии, музыкальные моменты, новелетты, экспромты. Ряд черт указывает и на определенную связь сказок с жанром баллады в ее вокальном и инструментальном вариантах.
В сказках Метнера, подобно балладам (народным и профессиональным), на первый план выступает образная антитеза реального и фантастического, которая раскрывается в противопоставлении образов в неторопливом эпическом повествовании. С другой стороны, между сказками и балладами как жанром существует и определенное различие. В балладах часто преобладает конкретная сюжетность. В вокальных балладах она связана с огромной ролью текстовой стороны и принципом последовательного раскрытия основного содержания. Сказки, в отличие от баллад, не всегда сюжетны, для них более типична обобщенная программность. Однако само название «сказка», которое так широко используется только Метнером, подчеркивает и индивидуальность метнеровской трактовки жанра миниатюр, и обобщенный подход к нему. В сказках своеобразно претворена одна из характернейших сторон романтизма — тесная связь литературы и народной поэзии с музыкальным искусством. Программные произведения, бравшие начало от рассказа или повествования, составили в эпоху расцвета романтизма значительное направление.
Разделение сказок на группы условно и относительно: размеренность сказа зачастую уступает место танцевальному началу, повествовательно-речитативный характер сменяется песенностью, часто связанной с фольклорной основой. Метнер всегда объединял сказки в циклы. Всего им создано десять циклов сказок. Циклы обычно небольшие — от двух до шести сказок. Большую и самую известную часть своих сказок Метнер создал до отъезда из России (семь циклов); за рубежом им были написаны лишь несколько поздних циклов.
Предметом нашего рассмотрения стал цикл «Две сказки» ор. 8 c-moll. Произведение имеет посвящение: «Моим дорогим родителям». Несмотря на то, что оно написано в 1904-1905 году и является хронологически первым среди сказок, музыка художественно зрелая и отражает некоторые общие черты формообразования, характерные для произведений этого жанра и стиля композитора в целом. Сказки Метнера можно рассмотреть как собственный синтезирующий жанр программного рода, в котором картинность вступает в контакт с сюжетностью, характерной для поэмы и противопоказанной музыкальной картине.
Сказки op.8 различаются масштабом, степенью и динамикой развития. Первая – лирическая, непритязательная, с песенно-танцевальной основной темой. Закруглённость начальных фраз придаёт музыке некий налёт салонности. Вторая – масштабное динамичное скерцо, в котором темы проносятся, чередуясь и взаимодействуя в волшебной кутерьме. В то же время, они представляют настоящий цикл с единым замыслом и множеством объединяющих моментов. Это и единая тональность c-moll, и наличие темы, объединяющей цикл. Это таинственная аккордовая тема: VI7-DDVII7с пониженной терцией- DD9- D7без квинты-T. Тема, напоминающая аккордовой фактурой и гармонией сказочные образы из Детского альбома П.И.Чайковского (Нянина сказка, Баба Яга). Конечно, связь с этими образами, влияние их на Метнера несомненны. Тема появляется как таинственное вступление – зачин в первой сказке, она же её завершает, обрамляя. Звучание её –на sf и ppp. Эта же тема обрамляет и вторую сказку, но звучание совершенно иное: грозное f pesante, sff. Это совершенно иная грозная сущность того же образа. Данная тема, прозвучав во второй сказке четырежды, станет важнейшим формообразующим элементом рондообразной композиции.
1 сказка написана в простой 3х-частной форме с развивающей серединой и динамической (по зеркалбному типу) репризой. Есть вступление и кода. Первая сказка начинается с небольшого вступления, (которое обрамляет начало и конец пьесы). Об его гармонических особенностях сказано выше. Звучание этой важной для цикла темы в первой сказке носит лирический характер.
Первый тема сказки напоминает русскую народную мелодию, написана в форме однотонального сложного 16тактового периода сквозного развития. Ритмическое сходство больших предложений придаёт общность всей теме в целом. Все предложения по 4 тактов. Первое предложение звучит на тоническом органном пункте. Характер этой темы сдержанный, повествовательный. Мелодия волнообразная. Сходство закруглённых мелодических оборотов первых мотивов, их завершённость, тонический органный пункт придают началу сказки некоторые черты галантности и салонности, напоминая пьесы такого рода Ребикова и Чайковского.
Вторая часть - развивающая середина - звучит взволнованно благодаря секвенционному развитию. Первые 8 тактов - типичное развитие, далее из первой темы естественно вырастает новый яркий тематический материал в тональности As-dur. Его порявление напоминает продолженные середины (термин Л.Мазеля) Шопеновских трёхчастных форм.
В развивающем этапе середины в секвенцях можно увидеть сочетание разных метров (полиметрия)- трехдольных и четырехдольных размеров. ПРИМЕР ВСТАВЬ!!!!!!!!
Дальше можно наблюдать секвентность в развитии, тема звучит в синкопированном ритме со смещением акцента. Хроматическое движение в нижнем голосе придает неустойчивость. ПРИМЕРЫ!!!!!!!Тема, написанная в тональности As- dur, звучит просветленно. В этой теме выравнивается метрическое единство. В мелодии присутствует синкопированный ритм, хроматическое движение в верхнем (восходящее движение) и нижнем (нисходящее движение) голосах. В эту тему вклинивается короткий мотив из 2 темы.
Реприза ( варьированная) построена на мотиве первой темы в тональности с-moll, с элементами подголосочной???????????? имитации.
Кода построена на мотиве развивающего раздела.
Пьеса заканчивается мотивом вступления (звучит неустойчиво).
Хочется отметить огромную роль ритма как средства обновления и развития при неизменной тематической основе. Велика роль ритма как средства формообразования: ритмическая схожесть больших предложений при сквозном развитии тематизма создаёт ощущение периода, "держит" форму. Простота гармонии (ясность тональности, типичные для своего времени обороты с гармониями DD, N) сочетается с обилием несложных эллипсисов (например, в отклонеии в Es dur УКАЖИ ТАКТЫ!!!!!!!!!!!!!). Необходимо отметить большое значение хроматического движения в разных голосах (в развитии и на вершине развития) как организующего приёма, имеющего большое выразительное значение ("устрашающая" краска).
Важным средством музыкальной выразительности является полифонизация фактуры в развивающем и репризном разделах. Фактура меняется от
уплотнённой аккордикой мелодии с сопровождением в начале к мелодизированному расслоению на прослушиваемые пласты во 2 предложении. Чрезвычайно выразительна имитация перед репризой.
Вторая сказка написана в сложной 3х частной форме с развернутой серединой и динамической репризой.????????????????МЫ НЕ ТАК РАЗБИРАЛИ ФОРМУ!!!!!!!!!!!!!!!!! Масштабное динамичное скерцо, в котором темы проносятся, чередуясь и взаимодействуя в волшебной кутерьме. Написано в тональности с-moll. Начинается с мотива вступления (А) что объединят эти 2 сказки в общих цикл.
Во второй теме присутствует элемент колыбельной, мотив укачивания (Мусоргский « Сиротка») написана в форме неквадратного периода. Тема отличается необычным размером ( 2 3 2 1-группировка восьмыми), закладывается переменный размер акцентов, что придает идею метроритмической свободы.
Третья тема развивающая имитация, в размере 4/4 написана в форме периода (8т) тема модулирующая из тональности с-moll в g-moll.
Четвертая тема написана в тональности g-moll, имеет сходство с первой темой(А). Тема яркая, мелодическая, построена на интервале тритона, придает сказочный, волшебный характер. Также присутствует хроматический спуск по полутонам.
Появляется тема вступления( А1) в тональности g-moll.
Далее вторая и четвертая темы ( В и С) звучат в контрапункте, присутствует сочетание разных метров (полиметрия) 8/8 и 4/4 звучит взволнованно.
Далее снова возвращается вторая тема (В), на мотиве этой темы звучит развитие. Варьируется только к окончанию. Тема В и С - имитация контраста. Затем звучит новая тем (D)- имитационный раздел сочетающий в себе темы D и C . В этой теме можно увидеть прием бесконечного канона, имитации в увеличении, гамму Римского-Корсакого восходящем и нисходящем движении.
Снова повторятся четвертая тема (С) в основной тональности, представляя собой варьированную репризу.
Затем повторяется небольшой кусочек темы В.
Далее тема В и тема С звучат в контрапункте в тональности c – moll.
За ними в контрапункте звучат темы А(вступление) и В также в тональности C- moll.
Кода излагается в нисходящем (нижний голос) и восходящем ( верхний голос) хроматическом движении, звучит уверенно, утвердительно.
Сказка заканчивается мотивом вступления, которое обрамляет начало и конец пьесы.
НЕТ СВОЕГО !АНАЛИЗА " СКАЗКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Сказка в музыке—очень интересный, оригинальный жанр, обязанный своим утверждением русской музыкальной культуре.
ВЫВОДЫ.
НАПИШИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМЫ В ЦЕЛОМ, ЗНАЧЕНИИ РИТМА, ГАРМОНИИ, ,ФАКТУРЫ.
НАПИШИ, О ВЛИЯНИИ РИМСКОГО - КОРВСАКОВА (ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ-ОПЕРЫ, Ш-ЗАДА), МУСОРГВСКОГО (НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ, КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ), ЧАЙКОВСКОГО (ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ),, В ЧЁМ ВЛИЯНИЕ КАЖДОГО, РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ И НОВИЗНА. ВЛИЯНИЕ РАХМАНИНОВА (ОЩУЩЕНИЕ ФАКТУРЫ, МОТИВНАЯ ЦЕПЛЯЕМОСТЬ КАК СРЕДСТВО развития, секвентное обновление мотивов, и развитие).