С це н а рий з а ня т и я
Как создать крепкую СЕМЬЮ
ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ
10 –11 классы
к ре пкая се м ья
21 о к т ября 2 02 4 г .
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10–11 классов по теме
«КАК СОЗДАТЬ КРЕПКУЮ СЕМЬЮ. ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ»
Цель занятия: расширение представлений о крепкой семье как ценности для каждого человека, осознание особой роли родителей в жизни каждого члена семьи, формирование знаний о важности собственного участия в создании доверительных отношений в семье, воспитание уважительного отношения к матери и отцу.
Формирующиеся ценности: крепкая семья.
Основные смыслы: семья – это ценность для каждого человека. Крепкая семья – одна из традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Крепкая семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Семья – это ответственность за благополучие своих близких.
Особая роль родителей – формирование у детей чувства безопасности, уверенности в себе и завтрашнем дне.
Па р т н ёр за н яти я : Ф Г Б ОУ В О « М ос к о вс к ий психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru .
Продолжительность занятия: 30 минут.
государственный
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Полины Айнутдиновой.
Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим разговор о взрослости и одном из важнейших её этапов – создании семьи. Уверен(а), что большинство людей, вступая в брак, мечтают о счастливой, дружной, сплочённой и крепкой семье, в которой царит любовь и взаимопонимание.
Учитель. К семейным парам, прожившим вместе более 30 лет, обратились с вопросом: «В чём секрет семейного счастья и долголетия?». Как вы думаете, какие ответы были самые популярные?
Ответы обучающихся.
Интерактивное задание «Крепкая семья».
Механика интерактивного задания. На экране шесть плашек, при нажатии на которые, открывается вариант ответа.
любить, поддерживать друг друга, заботиться друг о друге
принимать, уважать интересы и чувства друг друга
понимать и прощать друг друга
быть ответственным друг за друга
«смотреть в одну сторону» (общность взглядов и интересов)
иметь чувство юмора
Учитель просит обучающихся сделать свои предположения, а затем открывает в любом порядке ответы, представленные в интерактивном задании, и организовывает их обсуждение:
- Что объединяет ответы, которые мы видим на экране?
- Какой из названных секретов семейного счастья, на ваш взгляд, самый важный? Почему?
- Достаточно ли только одной из этих составляющих для того, чтобы отношения в семье были крепкими?
- Как вы думаете, если лишь некоторые члены семьи готовы поддерживать, заботиться, нести ответственность и т. д., будет ли такая семья крепкой?
- В чём может проявляться ваш вклад в крепкие семейные отношения?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий. Важно обратить внимание обучающихся, что главные составляющие семейного счастья – это гармоничные взаимоотношения, а, следовательно, крепкой и счастливой может быть любая семья – и большая, и маленькая, и неважно, какой у неё состав, материальное положение, живёт она в городе или селе и т. п.
Часть 2. Основная
Учитель. На прошлом занятии я просил(а) вас подумать над тем, какие
«взрослые» и какие «детские» качества помогают семье быть крепкой и дружной. Давайте обсудим этот вопрос.
- Без сформированности каких «взрослых» качеств, на ваш взгляд, не стоит
торопиться создавать семью?
- Как такие «детские» качества, как способность радоваться мелочам, удивляться, с интересом познавать мир, находить удовольствие в простых вещах могут способствовать укреплению семейных отношений?
Обсуждение, обмен мнениями.
Учитель. Ребята, давайте вспомним сказку про Лису и Журавля, как они, подружившись, ходили друг к другу в гости на обед.
Каждый из них предлагал угощение в той посуде, из которой удобно и
привычно было есть самому. В итоге ни Журавль в гостях у Лисы не смог
поесть каши из плоской тарелки, ни Лиса в гостях у Журавля не смогла отведать окрошки из кувшина с узким горлышком.
Никто из них не попросил у другого удобную для себя посуду, был
обижен таким невнимательным отношением к себе, но виду не подал, даже поблагодарил с укоризной: спасибо и на этом. С той поры их дружба врозь.
Каких качеств не хватило Лисе и Журавлю для сохранения и поддержки дружеских отношений?
Стре м и л ись л и г е р о и ска з ки по ня т ь др у г д ру г а? У ч и т ы ва л и л и особенности другого?
Необходимы ли эти качества для построения крепкой семьи?
Обсуждение, обмен мнениями.
Учитель, подводя итоги обсуждения. Умение замечать чувства и переживания другого человека, привычка уточнять желания и потребности родных и близких людей, с одной стороны, а с другой стороны, озвучивание своих чувств, проговаривание своих переживаний – очень важные составляющие семейных отношений. Ведь мы все очень разные, и иногда сами до конца не можем разобраться в собственных желаниях и эмоциях, а другому
человеку крайне сложно угадать, что с нами происходит. В семье, где принято за правило прислушиваться друг к другу, не бояться делиться эмоциями и переживаниями (в том числе и неприятными), слышать и уважать чувства друг друга, формируются крепкие отношения, устойчивые к любым сложным ситуациям.
Учитель. Мы обсудили общие принципы построения крепкой семьи, но кирпичики семейного счастья у каждой семьи свои, особые. И складываются они в общую, надёжную и устойчивую основу не сразу и не всегда легко. Важно помнить, что счастливая семья – это большой каждодневный труд, но результаты этого труда бесценны.
Демонстрация видеообращения федеральных спикеров.
Учитель. Какой вы представляете свою будущую семью? Сколько детей в вашей семье? Какие традиции вы бы хотели сохранить, а может быть и заложить в своей будущей семье?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий. Важно, чтобы представлениями о своей будущей семье поделились с классом только желающие.
Учитель. Как вы думаете, сложно ли быть родителями? Почему?
Обсуждение, обмен мнениями.
Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть фрагмент короткометражного фильма Движения Первых «День отца».
Демонстрация фрагмента короткометражного фильма «День отца».
Учитель. Попробуйте описать эмоциональное состояние Пети в тот момент, когда он понял, что папа не сможет прийти на игру? А что почувствовал папа Пети, узнав, что финал игры сына совпал с датой крайне важного для его работы архитектурного совета?
Как бы вы поступили на месте папы Пети? Предположите финал фильма?
Ответы обучающихся.
Учитель. Предлагаю вам дома посмотреть продолжение фильма и узнать, совпало ли оно с вашими предположениями.
Полная версия фильма представлена в дополнительных материалах к
занятию.
Учитель. Ребята, пройдёт совсем немного лет, и вы создадите свои семьи,
станете мамами и папами.
Какими родителями вы хотели бы стать для своих будущих детей?
Методический комментарий. Можно предложить желающим озвучить свои представления. Можно попросить ребят написать письмо себе в будущее, которое будет начинаться со слов «Когда я стану мамой (папой) …» и предложить сохранить это письмо для себя, чтобы вернуться к нему, когда у ребят будут семьи.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Вчера в нашей стране был один из важных семейных праздников – День отца, ежегодно он отмечается каждое третье воскресенье октября, а в последнее воскресенье ноября мы празднуем День матери.
Быть родителями – самая нужная и важная работа в жизни мужчины и женщины. Научить, рассказать, объяснить, защитить нас и сделать это всё с любовью и терпением – под силу только самым близким и любимым для нас людям – родителям.
Мы благодарны своим родителям за очень многое – за жизнь, за любовь, за мудрость … продолжите … за что вам хочется сказать спасибо своим родителям?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, такие прекрасные слова благодарности! Пусть они звучат в ваших семьях всегда, а не только по праздникам, это, кстати, ещё один из секретов крепкой и счастливой семьи.
Учитель. Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал, что крепкая, дружная семья, в которой растут счастливые дети – это и есть будущее России.
Крепкая семья входит в число традиционных российских ценностей. А 2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи. Всё это говорит о важности и ценности семьи не только для каждого из нас, но и для страны в целом.
Завершить наш разговор мне хотелось бы гимном Года семьи.
Демонстрация видеоролика «Гимн Года семьи». ПОСТРАЗГОВОР
Просмотр короткометражного фильма Движения Первых «День Отца».
Фотовыставка «Наш семейный альбом» (с рассказами о членах семьи на фотографиях).
Коллаж семейных традиций.
Создание копилки игр для всей семьи.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература: И. С. Тургенев роман «Отцы и дети», Л. Н. Толстой «Мысль семейная» в романе «Война и мир»: Ростовы и Болконские, Борис Екимов,
рассказы «Говори, мама, говори…», «Родня», «Как рассказать...».
История: идеология и культура в годы Гражданской войны (в т. ч. по материалам семейной истории). Великая Отечественная война. 1941–1945 гг. (история семьи, гражданско-патриотические инициативы – «Бессмертный
полк» и др.).
Обществознание: семья и брак, функции и типы семьи. Семья как
важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь
государства многодетным семьям.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы Президентской библиотеки «О семейных традициях народов России», https://www.prlib.ru/news/1334905 .
Всероссийский семейный форум «Родные – Любимые», https://vk.com/rodnye_lybimye .
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность родителям, бабушкам, дедушкам за любовь, заботу, внимание и поддержку, за пример крепких семейных отношений.