СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

23.04.2020 Учебная группа ДО - 181с

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Методические основы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи" - 3 часа. Определено задание и указан адрес обратной связи

Просмотр содержимого документа
«23.04.2020 Учебная группа ДО - 181с»

Методические основы обучения детей с нарушениями речи

Данная категория детей крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Прежде всего это дети с выраженными (тяжелыми) нарушениями устной речи.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическими строй. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии нарушается произносительная (экспрессивная) сторона речи. При сенсорной алалии у ребенка страдает понимание обращенной к нему речи.

Афазия - полная или частичная утрата сформированной речи. Человек не в состоянии пользоваться языковыми средствами при сохранных функциях артикуляционного аппарата и слуха. Выделяют две основные формы афазии: моторная и сенсорная.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи. Проявляется в нечетком произношении отдельных звуков, прерывистости речи.

Заикание - это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями её темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата. Наблюдаются непроизвольные запинки, повторения отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи (в возрасте от 2 до 5 лет), чаще у легко возбудимых детей. Выделяют три формы: клоническое заикание (повторение отдельных звуков и слогов обусловлено кратковременными судорожными сокращениями мышц), тоническое (сильное длительное сокращение мышц артикуляционного аппарата вызывает задержку речи) и смешанная форма заикания.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная.

Нарушения письменной речи, подразделяются на две группы в зависимости от того, какой её вид нарушен - продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).

1.Дисграфия - специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в неустойчивости оптико-пространственных образов, искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом слова.

2.Дислексия - специфическое нарушение процесса чтения, связанное с поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Проявляется в затруднении распознавания и узнавания букв, их слиянии в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему чтению, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искаженному пониманию простейшего текста.

Наиболее ярко расстройства психической деятельности, обусловленные тем или иным речевым нарушением проявляются к концу дошкольного возраста. У детей наблюдается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, активный словарь беден, преобладают слова обиходно-бытовой тематики, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление значительно доминирует над абстрактно-логическим. Дети отличаются малой психической и коммуникативной активностью, слабостью побуждений, повышенной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказываются от выполнения заданий, требующих от них интеллектуального напряжения.


I. Система комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи определена рядом нормативных документов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании,

2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них,

3. Учебные планы специального образования,

4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР,

5. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи,

6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь,

7. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в ../.. учебном году»,

8. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в ../.. учебном году» и др.


II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.


III. Комплектование групп, классов, ПКПП осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и пункта 8 Положения о ПКПП.


IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании, Положения о ПКПП.


V. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275 Кодекса об образовании, Статья 99 Кодекса об образовании определяет Документы об обучении.


VI. Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.






Задание:

  1. На основании материалов лекции и Кодекса об образовании составить «Информацию для родителей» об оказании образовательной и коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.

  2. Прислать работу мне на электронную почту [email protected]

до 25.04.