Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников к школе»
Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школьной жизни, но и со сложным переходом ребенка от статуса дошкольника к статусу школьника; от ученика начальных классов – к ученику среднего звена. В обоих случаях большинство родителей накрывают психологические и социальные проблемы, связанные с новым этапом жизни их детей — адаптацией к школе и адаптацией к новым условиям привычной школы.
Что такое адаптационный период?
В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более. Почему же у детей так разнится длительность этого процесса? Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребенка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д.
Адаптация первоклассника
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом учебном году она в основном обеспечивается взрослыми (родители, учителя). От того, как взрослые реагируют на попытки первоклассников освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
С какими трудностями сталкиваются первоклассники
Новая роль первоклассника подразумевает новые обязанности, например:
рано вставать;
собирать ранец;
носить школьную форму;
находить общий язык с учителем;
выполнять все школьные требования;
ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков.
По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью это звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребенка. Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе.
Из психологических особенностей у первоклассника наблюдаются повышенная тревожность, внутреннее напряжение, заниженная самооценка. Роль учителя для первоклассника огромна. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимание на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает психологическую специфику данного периода, это может привести ребенка к сильному стрессу.
Если у родителя появилось сомнение, что у его ребенка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.).
Во многом адаптация ребенка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику в классе комфортно и интересно – это облегчает процесс адаптации.