Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ
_____ / Ж. М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»
Протокол №____ _______/И. А. Дремова/ _______/А. В. Серебренников/
от «___» _________ 2016г. «___» ________ 2016г. Приказ №_____
от «___» ________2016г.
Адаптированная рабочая программа
для обучающегося с рекомендациями обучения по программе специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VII вида
в условиях общеобразовательного класса
Наименование учебного предмета: Биология
Образовательная область: естествознание
Класс: 9
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 г.
Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна
Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по биологии в соответствии с государственными стандартами 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 9-го класса «Введение в общую экологию» авторов А. А. Каменского, В. В. Криксунова, В. В. Пасечника.- М.:Дрофа, 2001
Учебник: Каменский, А. А., Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебн. Для 9 кл. общеобразовател. учебных заведений. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2001.-301с.
с. Коргон, 2016 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Настоящая программа по биологии для 9 класса создана на основе следующих документов:
-Примерной программы по биологии для 9 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;
- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-11 классов (авторы В. В. Пасечник);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»
Учебно-методический комплект
- Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2000 г.;
Вклад учебного предмета в общее образование
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Цели учебного предмета «Биология»
Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Особенности обучающегося.
В 9 классе обучается один ребенок с ОВЗ (7 вид).
Ребенок на уроках биологии активен, работает с таблицами, переписывает, читает самостоятельно, при выполнении теста или во время обобщающих уроках работает самостоятельно. На более трудные вопросы консультируется с учителем и со сверстниками. На уроках проводится постоянно беседы с решением проблемных ситуаций, с поисковыми заданиями, описание. Наблюдается помощь со стороны сверстников на уроках.
Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Обязателен положительный итог работы.
Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 9 классе - 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны: знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль в физических и химических процессах в живых системах различного уровня организации; • фундаментальное понятие биологии;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
• основные области применения биологических знаний в практике СХ, в ряде отраслей промышленности при охране окружающей среды и здоровья человека.
Уметь:
− приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции;
− природных и искусственных сообществ;
− изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; − наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Перечень контрольно-измерительных материалов
Григорян, И. Р. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс. – М.:ВАКО, 2010.-112с
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 9 КЛАССЕ
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы ее использования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (10 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты и эукариоты. Автотрофы и гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрации: модели клетки, микропрепараты митоза в клетках корешков лука, микропрепараты хромосом.
Лабораторная работа:
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема: 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация: микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных, формы изменчивости организмов.
Лабораторная работа:
Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрации: гербарий, коллекции, модели, муляжи живых растений и животных.
Лабораторная работа:
Изучение морфологического критерия вида
Тема 1.5. Экосистемный уровень (4 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация: коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоцнозах, модели экосистем, пищевые цепи и сети, симбиоз, паразитизм.
Практические работы: Составление схем передачи веществ и энергии , выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме, изучение и описание экосистемы своей местности.
Экскурсия: Биогеоценоз
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация: модели-аппликации «Биосфера и человек», границы биосферы.
Тема 1.7. Эволюция (8 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных. Модели-аппликации
Лабораторная работа :
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Тема 1.8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)
Тема 1.9. Организм и среда (4 часа)
Тема 1.10. Биосфера и человек (4 часа)
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Введение | 3 | |
2 | Молекулярный уровень | 9 | 1 |
3 | Клеточный уровень | 10 | 1 |
4 | Организменный уровень | 14 | 1 |
5 | Популяционно-видовой уровень | 3 | |
6 | Экосистемный уровень | 4 | |
7 | Биосферный уровень | 4 | 1 |
8 | Основы учения об эволюции | 8 | 1 |
9 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 | 1 |
10 | Организм и среда | 4 | |
11 | Биосфера и человек | 4 | 2 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п (№ урока в теме) | Кол-во часов | Тема урока Тип урока | Результат обучения | Формы контроля | Домашнее задание | Дата по плану |
По факту |
ВВЕДЕНИЕ (3 часа) |
1 (1) | 1 | Биология - наука о жизни. Инструктаж по ТБ. | Знать: что современная биология — комплексная наука; уровни организации жизни приводить примеры; о роли биотехнологии | Вводная беседа | Прочитать § 1 | 02.09 |
|
2 (2) | 1 | Методы исследования в биологии | Знать: основные методы изучения живой природы, приводить примеры; основополагающий принцип в науке Иметь представление об основных этапах научного исследования | Устный журнал | § 2 Ответить на вопросы с. 9 | 05.09 |
|
3 (3) | 1 | Сущность жизни и свойства живого | Знать: современные научные представления о сущности жизни; общие признаки живого организма. Приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук. Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 3 | 09.09 |
|
ГЛАВА 1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ (9 часов) |
4 (1) | 1 | Молекулярный уровень. Общая характеристика | Уметь: называть элементы, преобладающие в составе живых организмов , перечислять их свойства и значение. Знать: процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне | Беседа с элементами поисковой работы | § 1.1. Ответить на вопросы с. 18 | 12.09 |
|
5 (2) | 1 | Углеводы | Знать и называть вещества, входящие в состав углеводов. Знать их основные функции в организме; классификацию; общую формулу углеводов. Уметь приводить примеры | Урок презентация | Прочитать § 1.2. Приготовить сообщение «Значение липидов» | 16.09 |
|
6 (3) | 1 | Липиды | Иметь представление о составе, строении липидов. Знать их функции | Рассказ с демонстрацией | Прочитать § 1.3. | 19.09 |
|
7 (4) | 1 | Состав и строение белков. Функции белков | Знать состав и строение, уровни организации белковой молекулы, свойства белковых молекул, функции белков в организме. Обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения | Рассказ с демонстрацией | Прочитать § 1.4. 1.5, сделать модель молекулы белка | 23.09 |
|
8 (5) | 1 | Нуклеиновые кислоты | Знать типы нуклеиновых кислот, функции ДНК и РНК, типы РНК и строение нуклеотидов. Обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения | Рассказ с демонстрацией опытов | Ответить на вопросы с. 32 § 1.6. | 26.09 |
|
9 (6) | 1 | АТФ и другие органические соединения клетки | Иметь представление о строении молекулы АТФ, ее функции; о роли витаминов в организме Знать классификацию витаминов; приводить примеры авитаминозов | Рассказ с демонстрацией опытов | Прочитать § 1.7. | 30.09 |
|
10 (7) | 1 | Биологические катализаторы | Знать свойства ферментов и механизм катализа. Объяснять роль ферментов в организме. Иметь представление о коферменте | Рассказ с демонстрацией опытов | § 1.8. Приготовить сообщение про вирусные болезни | 03.10 |
|
11 (8) | 1 | Вирусы | Знать особенности строения и функционирования вирусов; способы борьбы со СПИДом; об особенностях различных вирусных заболеваний | Рассказ с демонстрацией опытов | Прочитать § 1.9. | 07.10 |
|
12 (9) | 1 | Обобщающий урок по теме:«Молекулярный уровень организации живой природы» | Знать особенности молекулярного уровня жизни | Обобщающая беседа | Изучить краткое содержание главы | 10.10 |
ГЛАВА 2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (10 часов) |
13 (1) | 1 | Основные положения клеточной теории | Знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариот и эукариот | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 2.1. | 14.10 |
|
14 (2) | 1 | Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки | Знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Знать строение и функции ядра; механизм фаго- и и пиноцитоза, объяснять их значение | Беседа с решением проблемных ситуаций | Прочитать § 2.2 2.3. Ответить на вопросы с. 49 | 17.10 |
|
15 (3) | 1 | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. | Знать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, перечислять их функции Знать виды пластид. Уметь: обосновывать наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами | Беседа с решением проблемных ситуаций | Прочитать § 2.4. 2.5. | 21.10 |
|
16 (4) | 1 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот | Иметь представление о строении клеточного центра и органоидов движения Знать функции клеточного центра и органоидов движения, их отличия | Беседа с решением проблемных ситуаций | Выписать новые понятия § 2.6 2.7, заполнить таблицу | 24.10 |
|
17 (5) | 1 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке | Уметь описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке; знать этапы энергетического обмена Иметь представление об образовании АТФ в ходе энергетического в клетке | Беседа с решением проблемных ситуаций | Прочитать § 2.8 2.9 Ответить на вопросы с. 61, 64 | 28.10 |
|
18 (6) | 1 | Типы питания клетки | Знать характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания; особенности процессов фото- и хемосинтеза; о способах питания. Объяснять роль световой и темновой фаз фотосинтеза | Рассказ – описание | Прочитать § 2.10. 2.11. 2.12, таблица | 31.10 |
19-20 (7-8) | 2 | Синтез белков в клетке | Иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции. Уметь обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода | Рассказ – описание | Прочитать § 2.13. Ответить на вопросы с. 76 | 11.11 14.11 |
|
21 (9) | 1 | Деление клетки. Митоз | Знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки. Обосновывать биологический смысл митоза | Рассказ – описание | Прочитать § 2.14. | 18.11 |
|
22 (10) | 1 | Урок обобщение по теме «Клеточный уровень организации живого» | Знать особенности клеточного уровня живого | Обобщающая беседа | Прочитать краткое содержание главы | 21.11 |
|
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (14 часов) |
23 (1) | 1 | Размножение организмов | Знать виды бесполого размножения, биологическую роль размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Уметь осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения | Рассказ – описание | Изучить § 3.1. | 25.11 |
|
24 (2) | 1 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | Иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза; сущность процесса оплодотворения. Уметь находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. | Беседа с поисковыми заданиями | Изучить § 3.2. 3.3 Изучить схему с. 47 | 28.11 |
|
25 (3) | 1 | Индивидуальное развитие организмов Биогенетический закон | Знать периоды онтогенеза. Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Уметь формулировать биогенетический закон; обосновывать значение биогенетического закона | Беседа с поисковыми заданиями | Изучить § 3.4. Ответить на вопросы с. 99 | 02.12 |
|
26 (4) | 1 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. | Знать предмет изучения генетики; генети ческие символы, понятия; суть правила единообразия гибридов 1-го поколения. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования. Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 3.5. Ответить на вопросы с. 104 | 05.12 |
27 (5) | 1 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | Знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Уметь обосновать практическое значение применения метода анализирующего скрещивания; решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание | Беседа с практическими заданиями | Изучить § 3.6., решить задачу | 09.12 |
|
28 (6) | 1 | Дигибридное скрещивание | Знать генетические термины и понятия. Уметь объяснять, что гибридное скрещивание является материальным носителем наследственности. Иметь представление о независимом наследовании признаков. Уметь решать задачи на дигибридное скрещивание | Беседа с практическими заданиями | Прочитать § 3.7. Решение задач | 12.12 |
|
29 (7) | 1 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана | Знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана. Уметь обосновывать биологическое значение перекреста хромосом; обосновывать механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины. | Беседа с практическими заданиями | Прочитать § 3.8. Ответить на вопросы с. 112 | 16.12 |
|
30 (8) | 1 | Взаимодействие генов | Знать законы наследственности, иметь представление о различных видах взаимодействия. Уметь решать задачи на различного вида взаимодействия неаллельных генов | Беседа с практическими заданиями | Изучить § 3.9. | 19.12 |
|
31 (9) | 1 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Знать группы хромосом механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Уметь приводить примеры признаков, сцепленных с полом; решать задачи | Беседа с практическими заданиями | Прочитать § 3.10 | 23.12 |
|
32 (10) | 1 | Модификационная изменчивость | Знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Иметь представление о норме реакции организма на внешние условия | Беседа с практическими заданиями | Прочитать § 3.11. | 26.12 |
|
33 (11) | 1 | Мутационная изменчивость | Знать формы изменчивости; виды мутаций Уметь выделять основные различия между модификациями и мутациями; сравнивать мутации различных видов | Беседа с практическими заданиями | Прочитать § 3.12. | 13.01 |
|
34 (12) | 1 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова | Знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных. Уметь приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. | Беседа описание | Ответить на вопросы с. 126 § 3.13. | 16.01 |
|
35 (13) | 1 | Основные методы селекции растений, животных | Знать основные методы селекции. Уметь обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса. Иметь представление о методике, позволяющей преодолеть стерильность межвидовых гибридов. Приводить примеры селекционных работ | Беседа с моделированием объектов и ситуаций | Повторить § 3.14. таблица | 20.01 |
|
36 (14) | 1 | Урок обобщение по теме «Организменный уровень организации живого» | Знать особенности организменного уровня | Тестирование | Изучить краткое содержание главы | 23.01 |
|
ГЛАВА 4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ (3 часа) |
37 (1) | 1 | Вид. Критерии вида. | Знать основную систематическую единицу в биологии , определение понятия «вид». Определять критерии вида. Уметь обосновывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами. | Рассказ – описание с составлением характеристики объекта по плану | Прочитать § 4.1 | 27.01 |
|
38 (2) | 1 | Популяция - форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций. | Знать элементарную единицу эволюции (популяцию). Уметь обосновывать роль популяций в экологических системах; проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы | Самостоятельная работа | Ответить на вопросы с. 141 § 4.2. | 30.01 |
|
39 (3) | 1 | Биологическая классификация | Знать основные систематические категории; признаки царств живой природы. Уметь определять таксономическую принадлежность растений и животных | Текущий кон Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 4.3. | 03.02 |
ГЛАВА 5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ (4 часа) |
40 (1) | 1 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Знать природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию, границы биогеоценоза. Уметь объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы | Беседа с поисковыми заданиями | Ответить на вопросы с. 149 § 5.1 | 06.02 |
|
41 (2) | 1 | Состав и структура сообщества | Знать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов. Иметь представление о связи биогеоценозов с географической зональностью | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 5.2., задание в тетради | 10.02 |
|
42 (3) | 1 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | Знать характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах, количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. Уметь обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. | Беседа с поисковыми заданиями | Ответить на вопросы с. 163 § 5.3, 5.4. | 13.02 |
|
43 (4) | 1 | Саморазвитие экосистема | Знать характеристику экологической сукцессии , ее природы и механизмов; стадии сукцессии. Уметь находить сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Иметь представление об общем дыхании сообщества | Беседа с поисковыми заданиями | Ответить на вопросы с. 170 § 5.5 | 17.02 |
|
ГЛАВА 6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ (4 часа) |
44 (1) | 1 | Биосфера. Среды жизни. | Знать среды жизни живых организмов; особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной среде. | Рассказ – описание с составлением характеристики объекта по плану | Изучить § 6.1. | 20.02 |
|
45 (2) | 1 | Средообразующая деятельность организмов | Знать особенности воздействия живых организмов на среду обитания. Уметь приводить примеры | Рассказ – описание с составлением характеристики объекта по плану | Ответить на вопросы с. 180 § 6.2. | 24.02 |
46 (3) | 1 | Круговорот веществ в биосфере | Знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере. Уметь обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Тесамостоятельная работа | Прочитать § 6.3. | 27.02 |
|
47 (4) | 1 | Урок обобщение по теме «Биосферный уровень организации живого» | Знать особенности биосферного уровня жизни | Тестирование | Приготовить сообщение про Ж.Б.Ломарка, Ч. Дарвина | 03.03 |
|
ГЛАВА 7. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (8 часов) |
48 (1) | 1 | Развитие эволюционного учения | Знать основные положения теории Ч. Дарвина. Уметь обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, выделять основную заслугу Ч.Дарвина. | Беседа с поисковыми заданиями | Ответить на вопросы с. 193 § 7.1 | 06.03 |
|
49 (2) | 1 | Изменчивость организмов | Знать основную характеристику различных видов изменчивости, и их роли в эволюции. Иметь представление о генофонде популяции; о дрейфе генов | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 7.2. | 10.03 |
|
50 (3) | 1 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения | Знать какие гены называются рецессивными, а какие доминантными. | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 7.3. | 13.03 |
|
51 (4) | 1 | Борьба за существование. Естественный отбор | Знать характеристику борьбы за существование, их формы, роль естественного отбора и его формы. Уметь обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 7.4 7.5. | 17.03 |
|
52 (5) | 1 | Видообразование | Знать характеристику понятия «микроэволюция», основные формы видообразования, приводить примеры. Знать формы отбора. Умение приводить примеры различных видов растений и животных , возникающих в результате хромосомных перестроек | Беседа с поисковыми заданиями | Ответить на вопросы с. 217 § 7.6. 7.7 | 20.03 |
53 (6) | 1 | Макроэволюция | Знать основные таксономические группы, что такое макроэволюция; процессы являющиеся движущими силами макроэволюции. Иметь представления о главных направлениях эволюции | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 7.8. | 31.03 |
|
54 (7) | 1 | Основные закономерности эволюции | Знать типы эволюционных изменений; главные линии эволюции. Уметь обосновывать разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции | Беседа с поисковыми заданиями | Прочитать § 7.9 | 03.04 |
|
55 (8) | 1 | Семинарское занятие по теме «Основы учения об эволюции» | Знать особенности учения об эволюции | Обобщающая беседа | Прочитать краткое содержание главы | 07.04 |
|
ГЛАВА 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов) |
56 (1) | 1 | Гипотезы возникновения жизни | Знать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции) | Устный журнал | Ответить на вопросы с. 232 Сообщения «Гипотезы происхождения жизни» § 8.1. | 10.04 |
|
57 (2) | 1 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблем | Знать гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение. Знать основные этапы зарождения жизни на Земле | Устный журнал | Прочитать § 8.2.- 8.4. | 14.04 |
|
58 (3) | 1 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое | Иметь представление о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Знать характеристику состояния органического мира на протяжении архейской эры | Беседа с практическими упражнениями | Прочитать § 8.5. 8.6. | 17.04 |
|
59 (4) | 1 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Знать характеристику состояния органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни в кайнозое Уметь обосновать и приводить примеры сменам господствующих групп растений и животных | Беседа с практическими упражнениями | Прочитать § 8.7. 8.8. | 21.04 |
|
60 (5) | 1 | Обобщающий урок по теме возникновение и развитие жизни на Земле | Знать особенности возникновения жизни на Земле | Тестирование | Прочитать § 8.9. | 24.04 |
|
ГЛАВА 9. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4 часа) |
61 (1) | 1 | Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организма | Знать особенности абиотических, биотических и антропогенных факторов; их влияние на живые организмы. Основные понятия: толерантность, экотипы, лимитирующие факторы. Уметь называть загрязняющие вещества. Приводить примеры влияния факторов на живые организмы | Беседа с решением проблемных ситуаций | Ответить на вопросы с. 267 § 9.2. § 9.1. | 28.04 |
|
62 (2) | 1 | Экологические ресурсы. | Уметь объяснять, что представляет собой экологические ресурсы, энергетические ресурсы, пищевые ресурсы. Определять жизненные формы организмов. Знать морфологические приспособления к жизни у различных организмов | Беседа с решением проблемных ситуаций | Ответить на вопросы с. 272 § 9.3. | 01.05 |
|
63 (3) | 1 | Адаптация организмов к различным условиям существования | Беседа с решением проблемных ситуаций | Ответить на вопросы § 9.4. | 05.05 |
|
64 (4) | 1 | Межвидовые отношения организмов | Знать понятия: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм | Беседа с решением проблемных ситуаций | Прочитать § 9.5. | 08.05 |
|
ГЛАВА 10. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 часа) |
65 (1) | 1 | Эволюция биосферы | Уметь объяснять вклад В.И. Вернадского в развитие биологии .Знать роль человека в биосфере | Самостоятельная работа | Ответить на вопросы с. 293 § 10.1. | 12.05 |
66 (2) | 1 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования | Знать глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством; природные ресурсы Уметь объяснять влияние человека на природу. Знать возобновимые и невозобновимые ресурсы | Беседа с решением проблемных ситуаций | Ответить на вопросы с. 299 § 10.2. § 10.3. | 15.05 |
|
67 (3) | 1 | Зачет по темам «Организм и среда», «Биосфера и человек » | Тестирование | Тестирование | Подготовка к итоговому уроку | 19.05 |
|
68 (4) | 1 | Обобщение и систематизация знаний за курс биологии 9 класса | Итоговое тестирование | Итоговое тестирование | | 22.05 |
|
4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
- Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9.-Изд. 4-е.- Ростов н/Д:Легион, 2013.-320с.
- Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно-метод. Пособие. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 80с.
Информационно-методическое обеспечение
- Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для общеобразовательных учреждений. Каменский, А.А., Криксунова, Е.А., Пасечник, В.В., Дрофа, 2006 г.
- Рабочая тетрадь к учебнику. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Пасечник, В.В., Швецов, Г.Г., Дрофа, 2006 г.
Наглядные пособия:
- Таблицы: Строение ДНК И РНК, строение клетки, типы скрещивания, биосфера
Электронные ресурсы
- http://xn--e1aybc9b.hoplas.ru/ тесты по различным темам
- http://bio.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/ решу ЕГЭ (ОГЭ). По биологии. онлайн
- http://biouroki.ru/test/12.html тесты по биологии
- http://distant-lessons.ru/katalog-zadanij-ege-po-temam тесты по биологии по темам
- http://www.youtube.com/watch?v=RpYIty-UUFk&download=dm видео о мароэволюции
- https://olimpiada.ru/activity/77/tasks олимпиада по биологии
- http://www.youtube.com/watch?v=DP2xA_om9x0 видео уроки