СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучения учащихся 4 класса с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной «Чтение. 4 класс».  Учебник в 2 частях, , 2 –е издание.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению для обучения учащихся 4 класса с ОВЗ»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной «Чтение. 4 класс». Учебник в 2 частях, , 2 –е издание. 2016 г.Рабочая программа рассчитана на 34 часа. ( надомное обучение)

. Основная цель – научить читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи: 1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2. Формировать читательскую самостоятельность: развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3. Учить самостоятельно работать с книгой.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов, расширения кругозора, воспитания нравственных качеств.    

    Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности.  

Основные направления коррекционной работы:

·         развитие артикуляционной моторики;

·         формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

·         развитие высших психических функций;

·         коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

·         развитие речи, владение техникой речи;

·         расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

·         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.




Тематическое планирование

Раздел

количество часов

1

Снова в школу!

(5 часов)

2

Время листьям опадать

(8 часов)

3

Делу – время, потехе – час

(4 часа)

4

В мире животных

(6 часов)

5

Жизнь дана на добрые дела

(3 часа)

6

Зима наступила

(13 часов)

7

Весёлые истории

(5 часов)

8

Полюбуйся, весна наступает…

(6 часов)

9

В мире волшебной сказки

(5 часов)

10

Родная земля

(7 часов)

11

Лето пришло

(6 часов)


Всего:

68 часов








 

Учащиеся должны знать: наизусть 7-8 стихотворений.

Учащийся должен уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать содержание прочитанного; отличать сказку от рассказа; читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности.

Содержание программы

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о

природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что  [што],  чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение

Соблюдение знаков препинания:  короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение

Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы  на вопросы по содержанию.  Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»);  оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Межпредметные связи

Математика.Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Основные требования к знаниям и  умениям

Учащийся должен уметь:

Базовый

Минимальный

1.                  Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

2.                  Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

3.                  Активно участвовать в анализе произведения;

4.                  Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

5.                  Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

1.                   Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»);

2.                   Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение  целым словом часто встречающихся двусложных слов;

3.                   Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

4.                   Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;

Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.

 Развитие устной речи

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Чтение


Критерии и нормы оценки по чтению и развитию речи

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что  [што],  чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.


При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.


Оценка «5»ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.


Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.














Календарно – тематическое планирование урока чтения (надомное обучение 1ч. в неделю)

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

План


Дата факт

Снова в школу! (3 часоа)

1

По Н.Носову. Жил-был Учитель. Э.Мошковская. Чему учат в школе. М.Пляцковский

1



2

Поздравление. По Ю.Ермолаеву. Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу.

1



3

Шум и Шумок. По Е.Ильиной. Почему сороконожки опоздали на урок. В Орлов

1




Время листьям опадать (4 часа)




4

Жёлтой краской кто-то… Н.Антонова. Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой.

1



5

Подарки осени. Е.Благинина. Лесные подарки. По Л.Воронковой

1



6

Лес осенью. А.Твардовский (наизусть). В осеннем лесу. По В.Путилиной

1



7

Славная осень! Н.Некрасов (наизусть). Отчего Осень грустна. По Ю.Шиму.

1




Делу – время, потехе – час (3 часа)




8

Время листьям опадать…По Г.Граубину. Загадки. Проверь себя!

1



9

. Пекла кошка пирожки. Русская потешка. Сенокос. Чешская потешка.

1



10

. Карусели. По Л.Пантелееву. Прятки. По Н.Носову.

1




В мире животных (3 часа)




11

. Бодливая корова. По К. Ушинскому. Упрямый котёнок. По В.Бирюкову.

1



12

. Пушок. По В.Гаранжину. Томка. По Е.Чарушину

1



13

Охотник и собаки. По Б.Житкову. Чук заболел. По Л.Матвеевой

1




Жизнь дана на добрые дела (2 часа)




14

Миша-мастер. Г.Ладонщиков. Пичугин мост. По Е.Пермяку.

1



15

Михаськин сад. В.Хомченко. Когда люди радуются. По С.Баруздину

1




Зима наступила (5 часов)




16

Про каникулы и полезные дела. По Ю.Ермолаеву. Котёнок. Е.Благинина.

1



17

. Снег идёт. По Л.Воронковой. Снегурочка. А.Слащёв.

1



18

. Зима. И.Суриков. Декабрь. С.Маршак.

1



19

Ёлка. По В.Сутееву. Новогодние приметы Е.Благинина.

1



20

Вечер под Рождество. По Л.Клавдиной. Где лежало «спасибо»? М.Садовский.

1




Весёлые истории (2 часа)




21

. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н.Носову

1



22

. Однажды утром. М.Пляцковский.

1




Полюбуйся, весна наступает…(3 часа)




23

Март. В.Алфёров (наизусть). Народные приметы

1



24

Восьмое марта. По М.Фроловой

1



25

Забота. Е.Благинина. Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому

1




В мире волшебной сказки (2 часа)




26

Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву. Загадки. Проверь себя! В мире волшебной сказки.

1



27

Крошечка - Хаврошечка. Русская народная сказка.

1




Родная земля(4 часа)




28

Наши сказки. По В.Порудоминскому. Про. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке

1



29

. Царь-колокол. М.Ильин.

1



30

Город на Неве. С.Васильева. Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко

1



31

Сочинение на тему. С.Вербова.

1




Лето пришло (3 часа)




32

День Победы. Т.Белозёров (наизусть). Проверь себя! Лето пришло

1



33

. Ливень. С.Козлов. Тучка. Г.Граубин

1



34

Хитрый одуванчик. Н.Павлова. Одуванчик. Е.Благинина. Загадки

1