Казенное общеобразовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Адаптивная школа – интернат № 5»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________ /Орлова О.Б./ Протокол № ______ от «____»___________ 2020 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/Маланина Н.А/ «____» ____________ 2020 г. | «Утверждаю» Директор ____________ /Пузанов Е.А./ Приказ № ______ от «___»__________ 2020 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
для обучающихся 5 «Б» класса (2 вариант)
на 2020 – 2021 учебный год
Учитель: ОРЛОВА О.Б.
Омск, 2020
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Адаптивная рабочая программа по физической культуре составлена на основе программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, издательство М., «Владос», 2011г.
Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям, реализации, планируемым результатам освоения АООП в:
1. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральном государственном образовательном стандарте (Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Проекте примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Актуальность данной программы объясняется несколькими причинами:
– в настоящее время имеющиеся программы по физической культуре для детей с отклонениями в состоянии здоровья не соответствуют современным нормам и требованиям;
– физическое развитие детей с отклонениями в развитии, особенно младшего школьного возраста, становится все более важной проблемой, так как именно в этом возрасте деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма.
Цель программы:
Укрепление психического и физического здоровья обучающихся, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия средств адаптивной физической культуры.
Задачи программы:
повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки и гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование и совершенствование двигательных и прикладных, жизненно важных умений и навыков;
увеличение двигательной активности и обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
коррекция нарушений физического развития и психомоторики;
обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре, и ее значение в жизни человека;
формирование достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Методы и формы организации физической культуры
обучающихся с ТМНР
• Метод индивидуального дозирования физических нагрузок;
• методы наглядного восприятия (показ, звуковой сигнал, демонстрация);
• методы использования слова (описание, объяснение, команда, подсчет);
практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный).
индивидуальный, групповой, фронтальный и коллективный способы организации учебных действий.
Реализация уроков осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Уроки по физической культуре проводятся в помещении, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Средства, используемые при реализации программы:
физические упражнения;
корригирующие упражнения;
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
наглядные средства обучения.
Специфика предмета
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Адаптивная физическая культура для детей с ТМНР – это новое направление, как в специальной педагогике, так и в адаптивной физической культуре, включающие в себя ряд коррекционных задач, определяющих целенаправленный и специфический процесс преодоления недостатков физического развития и осуществления взаимосвязи с лечебно-оздоровительной и коррекционно-компенсаторной работы.
Занятия АФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей, сердечно – сосудистых заболеваний, нарушений зрения);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Общая характеристика учебного предмета
«Адаптивная физическая культура»
Специфичность понятия «Адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.
Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем.
Программный материал по адаптивной физической культуре предусматривает обучение школьников элементарным жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.
Материал программы состоит из следующих разделов: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Лыжная прогулка, игры на свежем воздухе», «Велосипедная подготовка».
Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» входит в обязательную часть учебного плана организации. Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю (18 часов – 1 четверть, 14 час – 2 четверть, 20 часов – 3 четверть и 16 часов – 4 четверть). Общее количество 68 часов в год. Продолжительность одного урока – 35-40 минут.
Распределение учебного материала
Раздел программы | Количество часов |
Физическая подготовка | 36 |
Коррекционные подвижные игры | 16 |
Лыжная прогулка | 8 |
Велосипедная подготовка | 8 |
Каждый из четырех разделов программы предполагает освоение двигательных навыков на одном из доступных уровней:
минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы постоянную ассистентскую помощь взрослого;
достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений, игры с соблюдением правил и пр.).
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.
Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и другие.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Предполагаемые результаты освоения программы в 5 классе
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Раздел «Физическая подготовка»:
Может научиться:
- выполнять команду «Становись»
- строиться в шеренгу, в колонну;
- чередовать ходьбу с бегом;
- ходить в колонне по одному;
- подпрыгивать на одной и двух ногах;
- метать мячи одной рукой с места;
- мягко приземляться при прыжках;
- выполнять инструкции и команды учителя;
- ходить по гимнастической скамейке;
- лазить по наклонной гимнастической скамейке и гимнастической стенке;
- выполнять ОРУ с предметами и без них.
Получит возможность научиться:
- прыгать в длину с места;
- прыгать вверх с доставанием предметов;
- прыгать на скакалке;
- выполнять упражнения в парах;
- бегать на короткие дистанции.
Раздел «Коррекционные подвижные игры»:
Может научиться:
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;
- броскам мяча;
- ловле мяча;
- передаче мяча.
Получит возможность научиться:
- элементам спортивной игры «бочче»;
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
Раздел «Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе»
Может научиться:
- выполнять строевые упражнения с лыжами;
- передвигаться на лыжах ступающим шагом.
Получит возможность научиться:
- взаимодействовать с партнерами в подвижных играх на свежем воздухе.
Раздел «Велосипедная подготовка»:
Может научиться:
- удерживать позу с помощью во время работы на велотренажере;
- узнавать составные части велотренажера;
- вращать педали с фиксацией ног.
Получит возможность научиться:
- последовательности действий при посадке на велотренажер.
Основное содержание учебного предмета
Содержание программы по предмету «Адаптивная физическая культура» направлено на целостное обучение с последующим усложнением, углублением и совершенствованием упражнений. Рабочая программа предполагает выработать у обучающихся прочный двигательный стереотип в основных упражнениях различных разделов учебной программы. Достигается это постоянным повторением и совершенствованием ранее изученного учебного материала из урока в урок, из года в год. Обучение осуществляется посредством специально отобранных упражнений и игр. Применяются общеразвивающие, имитационные подготовительные и специальные упражнения, общеразвивающие и специальные игры, направленные на развитие двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации.
Физическая подготовка. Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне. Выполнение строевых команд.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, приставным шагом, широким шагом. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия. Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза. Развитие физических качеств.
Корригирующие упражнения:
Упражнения на дыхание: правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию: «понюхать цветок» - вдох; «дуем на кашу» - выдох.
Упражнения на осанку: упражнения в движении, имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения у г/стенки; удерживание мешочка на голове, стоя у стенки.
Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «хождение на носках», хождение на пятках», «серп»); ходьба приставными шагами по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на общую и мелкую моторику: с массажными мячами- ежиками большого размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками (скольжения, переставления рук, повороты); со
средними мячами (перекатывание партнеру сидя, катание вдоль гимнастической скамейки, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, удары в стену; удары об пол).
Коррекционные подвижные игры. Игры с элементами общеразвивающих упражнений, с мячами, с бегом, с прыжками, с метанием и бросками. Подвижные игры «Паровоз», «На праздник», «Возьми ленточки», «Беги ко мне», «Перепрыгни через ручеек» и другие.
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол: удержание мяча в руках в течение пяти секунд с поддержкой, захват и отпускание мяча с поддержкой, толчок мяча от груди/тела по направлению цели с поддержкой, захват и удержание мяча в течение пяти секунд без поддержки, захват и удержание мяча продолжительное время, захват и толчок мяча от груди/тела по направлению цели без поддержки, передача мяча по кругу с поддержкой.
Пионербол: касание рукой подвешенного мяча с помощью взрослого; удар рукой по подвешенному мячу с помощью взрослого, броски волейбольного мяча в сторону сетки без поддержки.
Футбол: отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения лежа, сидя, стоя с помощью взрослого, удар ногой по мячу из различных исходных положений с помощью взрослого.
Бочче: катание малого и больших шаров на различные расстояния, в указанную цель.
Лыжная прогулка. Организующие команды и приемы. Переноска лыж. Передвижение ступающим шагом без палок. Подвижные игры на санках, со снежками.
Велосипедная подготовка. Работа на велотренажере.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ в 5 «А» классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
план | факт |
Раздел программы: Физическая подготовка - 16 часов |
1 | Построения и перестроения | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег. ОРУ. Основные упражнения: - Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!». - Размыкание на вытянутые руки вперед с помощью учителя. - Повороты по ориентирам. - Перестроение в круг, взявшись за руки. - Передвижение по кругу, взявшись за руки в правую и левую сторону. Корригирующие упражнения: Круговые движения в лучезапястных суставах. | | |
2 | Основные движения рук, ног, туловища | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег. ОРУ. Основные упражнения: - Положение рук вперед, вверх, в стороны, за голову. - То же, но во время ходьбы. - Движения правой (левой) ногой вперед, в сторону, назад. - Сгибание ног в коленном суставе вперед, назад. - Наклоны туловища вперед, назад, вправо-влево. - Повороты туловища направо-налево. Корригирующие упражнения: Круговые движения в лучезапястных суставах. | | |
3 | Ходьба с изменением направления и темпа | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках; приставным шагом. Бег в медленном темпе. ОРУ. Основные упражнения: - Начало движения и остановка по звуковому сигналу. - Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе («елочка», «змейка», зигзагом и т.д.). - Ходьба парами, взявшись за руки, за учителем. - Ходьба в чередовании с бегом. Подвижная игра «Беги ко мне» Корригирующие упражнения: Одновременное сгибание пальцев на одной руке и разгибание на другой. | | |
4 | Бег с остановками по сигналу | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой на носках, пятках, внешних сводах стопы, с поочередным выносом прямых ног вперед. ОРУ. Основные упражнения: - Ходьба с остановками по слуховому и зрительному сигналу. - Согласование ходьбы с хлопками. - Ходьба с изменением темпа за учителем. - Бег в чередовании с ходьбой (15 м бег, 10 м ходьба). Игра «Беги ко мне». Корригирующие упражнения: Руки через стороны вверх - подтянуться - вдох, руки вниз - расслабиться - выдох. | | |
5 | Преодоление препятствий при ходьбе | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой с различными движениями рук; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Бег по прямой и к ориентирам. ОРУ с ленточками. Основные упражнения: Задания выполнять при передвижении в колонне по одному по кругу: - ходьба по кирпичикам; перепрыгнуть через «ров» (ширина 30 – 40 см); - перешагнуть через гимнастические скамейки, установленные параллельно друг другу; - перепрыгнуть из обруча в обруч, лежащие рядом друг с другом. Подвижная игра «Хвостики». Корригирующие упражнения: Свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот). | | |
6 | Ходьба и бег на короткие отрезки | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, пятках, внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе, меняя положение рук: на поясе, за спиной, к плечам. Основные упражнения: - Ходьба и бег по прямой (S=15-20 м) по сигналу учителя. - Пробегание коротких отрезков из разных и.п. (привычных и непривычных). - Челночный бег. - Переноска 3-х кубиков из обруча в обруч. Корригирующие упражнения: Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) | | |
7 8 | Прыжки | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе. ОРУ. Основные упражнения: - Прыжки на месте на двух ногах. - Прыжки вперед через рейки лесенки координации. - Прыжки из обруча в обруч. - Прыжки в длину с места толчком двух, с приземлением на гимн/мат. Подвижная игра «Перепрыгни через ручеек». Корригирующие упражнения: Дыхательные упражнения по подражанию «понюхать цветок» | | |
9 | Разновидности ходьбы | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Основные упражнения: - Ходьба по линиям: прямо, правым и левым боком. - Ходьба спиной вперед. - Ходьба «змейкой». - Ходьба с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Игра «Аист ходит по болоту» Корригирующие упражнения: Круговые движения в голеностопных суставах | | |
10 | Прыжки на одной ноге на месте и с продвижением вперед | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Бег с остановками по звуковому сигналу. ОРУ в движении. Основные упражнения: - Прыжки на месте на двух, одной ноге. - Прыжки на одной (правой, левой) ноге вперед-назад; с поворотами направо-налево, кругом. - Прыжки с продвижением вперед по ориентирам (к кубикам, набивным мячам). Игра «Прыг-скок». Корригирующие упражнения: Свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот). | | |
11 | Упражнения на развитие общей моторики | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Основные упражнения: - "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону. - "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону. - И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях. - И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот. - Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. Корригирующие упражнения: Дыхательное упражнение | | |
12 13 | Прыжки на двух ногах с продвижением вперед | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, приставными шагами. Бег по разметке волейбольной площадки. Поднять руки вверх – потянуться. Основные упражнения: - Прыжки на двух ногах на месте с хлопками перед собой и над головой. - Упражнение «Зайка»: прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. - Прыжки вперед, перепрыгивая через небольшие «кирпичики». Игра «Прыг-скок». Корригирующие упражнения: Сопоставление пальцев поочередно на правой руке, затем на левой. | | |
14 | Метание мяча в цель | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Основные упражнения: - Метание теннисного мяча в обруч, лежащий на полу. - Метание теннисного мяча в вертикальную цель. - Метание в цель, стоя на одном колене. Игра «Попади в мяч». Корригирующие упражнения: Круговые движения в лучезапястных суставах. | | |
15 16 | Броски мяча в парах | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег в медленном темпе по разметке волейбольной площадки. ОРУ. Основные упражнения: - Первый катит мяч второму, второй бросает мяч первому. - Бросок мяча от груди, ловля перед грудью. - Броски двумя руками снизу. - Броски двумя руками из-за головы. - Бросок одной рукой от плеча, ловля двумя руками. - Броски двумя руками через один удар о пол. - Броски через волейбольную сетку (высота 150 см). Подвижная игра «Мяч среднему» Корригирующие упражнения: Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке | | |
Раздел программы: Коррекционные подвижные игры - 14 часов |
17 18 | Подвижные игры с элементами ОРУ | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег с изменением направления (за учителем). Основные упражнения: Отведение рук в стороны, вверх; движения прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны, назад держась за опору. Наклоны головы и туловища. Игры «Сбор овощей», «Повтори, не ошибись». Корригирующие упражнения: сгибания-разгибания в голеностопных суставах (самостоятельно или с помощью) | | |
19 20 | Подвижные игры с бегом | 2 | Разминка: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, бег с остановкой по сигналу. ОРУ. Подготовительные упражнения: Ходьба, перешагивая из обруча в обруч (малого диаметра); ходьба зигзагом к ориентирам. Основные упражнения: Челночный бег с переноской кубиков. Подвижные игры «Беги к флажку», «Возьми ленточки». Корригирующие упражнения: Взмахи ногой вперед, назад. | | |
21 22 | Подвижные игры с мячом. | 2 | Разминка: Ходьба с движениями рук (мяч в руках). Бег в медленном темпе. ОРУ. Подводящие упражнения: - Броски волейбольного мяча в стену двумя руками снизу; из-за головы. - Броски мяча в пол с отскоком в стену. - «Соберём мячи в корзину». Основные упражнения: - Касание рукой подвешенного мяча и удар по подвешенному мячу с помощью взрослого. - Броски волейбольного мяча в сетку. Подвижные игры «Беги к флажку», «Быстрее лови». Корригирующие упражнения: Дыхание по подражанию: «понюхать цветок». | | |
23 | Подвижные игры с прыжками | 1 | Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. ОРУ со скакалкой. Подводящие упражнения: - Прыжки вверх. - Прыжки с продвижением вперед Основные упражнения: Подвижные игры «Удочка», «Прыгающие воробушки» Корригирующие упражнения: Круговые движения в голеностопных суставах. | | |
24 | Подвижные игры с метанием мяча. | 1 | Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. ОРУ со скакалкой. Подводящие упражнения: - Метание мяча в стену правой, левой рукой. Основные упражнения: Подвижные игры «На линии огня», «Кто дальше?» Корригирующие упражнения: Круговые движения в голеностопных суставах. | | |
25 26 | Элементы спортивных игр (пионербол): броски мяча | 2 | Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. ОРУ с мячом. Подводящие упражнения: - Касание рукой подвешенного мяча с помощью взрослого. - Удар рукой по подвешенному мячу с помощью взрослого. Основные упражнения: - Броски волейбольного мяча в сторону сетки без поддержки. - Броски через сетку в парах. Корригирующие упражнения: Расслабление (потряхивание) рук. | | |
27 28 | Элементы спортивных игр (баскетбол): передача мяча | 2 | Разминка: ходьба, бег по линиям баскетбольной площадки за учителем. ОРУ. Подводящие упражнения: - Прыжки на двух и одной ноге, стоя на месте; с продвижением до предмета (местоположение можно менять). Основные упражнения: - Удержание баскетбольного мяча в течение 5 секунд с поддержкой и отпускание мяча. - То же, но без поддержки. Захват и толчок мяча от груди по направлению цели. - Передача мяча по кругу (помощь учителя индивидуально). Корригирующие упражнения: Захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов | | |
29 30 | Элементы спортивных игр (футбол): удар по мячу | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. ОРУ. Бег между набивными мячами; с обеганием стоек. Основные упражнения: - Отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения сидя, стоя, лежа. -Удар ногой по мячу из различных и.п. с помощью взрослого. - Удар ногой по воротам. Корригирующие упражнения: Разведение и сведение пальцев рук | | |
31 32 | Бочче: броски и катание шаров | 2 | Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. Упражнения для рук. Подводящие упражнения: - Перекатывание мяча в парах. - То же, но между параллельно лежащими гимн/палками. Основные упражнения: - Катание шаров «паллино» и «бочче» на различные расстояния; в указанную цель. - Броски шара бочче, стараясь сбить кеглю. Броски шара паллино. - Поочередные броски бочче к паллино. Корригирующие упражнения: Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | | |
Раздел программы: Лыжная прогулка - 8 часов |
33 34 35 36 37 38 39 40 | Лыжная прогулка | 8 | Ознакомление. Переноска лыж. Выход на площадку. Начальное разучивание: - Построение на лыжах. - Передвижение ступающим и шагом без палок с помощью учителя и самостоятельно. - Передвижение скользящим шагом без палок. - Повороты на месте переступанием. Очистка лыж. Углубленное разучивание. Повторение. (содержание предыдущих уроков) | | |
Раздел программы: Велосипедная подготовка – 8 часов |
43 44 45 46 47 48 49 50 | Работа на велотренажере | 8 | Подводящие упражнения: Имитация езды на велосипеде, сидя на полу (стуле). Основные упражнения: Вращение педалей с фиксацией ног. Дополнительное задание: ходьба и медленный бег на беговой дорожке (со страховкой учителя). Корригирующие упражнения: Сгибание – разгибание ног в голеностопных суставах. | | |
Раздел программы: Физическая подготовка - 20 часов |
51 52 | Броски мяча в стену двумя руками | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег в медленном темпе. ОРУ для рук. Основные упражнения: - Подбрасывание мяча перед собой и ловля двумя руками. - Броски снизу двумя руками. - Броски двумя руками от груди; из-за головы. - Броски мяча двумя руками в пол с отскоком о стену, ловля двумя руками. - Броски в стену двумя руками из-за головы и ловля после отскока от пола. - Броски из-за спины и ловля перед собой. Корригирующие упражнения: И.п. – полунаклон вперед. Расслабление мышц рук. | | |
53 | Сбивание предметов | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Движения руками во время ходьбы. Основные упражнения: - Метание теннисного мяча в катящийся большой мяч (фитбол). - Сбивание кеглей («Кегельбан») - Сбивание баскетбольных мячей, установленных на гимнастической скамейке. Корригирующие упражнения: Дыхательное упражнение | | |
54 55 | Прыжки вверх | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках; приставным шагом; скрестным шагом; спиной вперед. ОРУ с мячами. Основные упражнения: - Прыжки вверх из полуприседа. - Прыжки вверх, держась руками на уровне плеч. - Прыжки 1 – 2 рейку гимн/стенки, держась руками на уровне головы. - Прыжки через натянутый шнур (h=10-15 см). - Подпрыгивание и доставание предметов (подвешенный мяч) Корригирующие упражнения: Сгибание фаланг пальцев. | | |
56 57 | Равновесие | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба по линии, нарисованной на полу; перешагивание через гимн/палки. Основные упражнения: Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3-4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), боком приставными шагами, по наклонной скамейке. Ходьба с мешочком на голове. Корригирующие упражнения: Перекатывание малого массажного мяча на ладони вправо-влево | | |
58 59 | Лазанье по наклонной г/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с резиновыми мячами. Основные упражнения: Ходьба по наклонной гимн/скамейке вверх и спуститься вниз по гимн/скамейке (помощь учителя индивидуально). Лазанье по наклонной гимн/скамейке в приседе; в упоре стоя на коленях; в упоре согнувшись. Лазанье по двум параллельным скамейкам. Лазанье по наклонной гимн/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами. Корригирующие упражнения: Из положения сидя лечь, сесть. | | |
60 61 | Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с гимнастическими палками. Основные упражнения: Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз. Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и спуститься по ней произвольным способом. Лазанье по гимн/стенке в сторону приставными шагами; вверх по диагонали. Корригирующие упражнения: Дыхательные упражнения по подражанию «согреть руки» | | |
62 63 | Прыжки через предметы | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег в медленном темпе по разметке волейбольной площадки. ОРУ с резиновыми мячами. Основные упражнения: - Прыжки через линию. - Прыжки через гимнастические палки, лежащие на полу через 50 см. - Прыжки через «кирпичики». - Прыжки через натянутый резиновый жгут на высоте 20-30 см. Корригирующие упражнения: Ходьба в медленном темпе | | |
64 65 | Спрыгивание с высоты | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с большими мячами. Основные упражнения: Спрыгивание с гимн/скамейки на гимн/мат, руки в стороны. Спрыгивание с 1-й рейки гимн/стенки. Игра «Лягушка». Корригирующие упражнения: Дыхательные упражнения по подражанию «надуй шарик» | | |
66 | Передача большого мяча в колонне | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, с поочередным выносом прямой ноги вперед, с высоким подниманием бедра. Бег. Основные упражнения: Перекладывание волейбольного мяча из руки в руку. Подбрасывание и ловля мяча перед собой. Стоя в колонне по одному: передача волейбольного мяча за голову; передача снизу между ногами; передача баскетбольного мяча справа, слева с поворотом туловища. Корригирующие упражнения: Сохранение правильной осанки в положении сидя до 5 сек. | | |
67 | Метание теннисного мяча на дальность | 1 | Подводящие упражнения: Перекатывание теннисного мяча между ладонями; сжимание-разжимание массажного малого мяча. Основные упражнения: - Броски теннисного мяча в стену правой (левой) рукой. - Броски в стену на дальность отскока. - Метание теннисного мяча на дальность с места. Подвижная игра «Движущаяся мишень». Корригирующие упражнения: Поочередное сгибание пальцев рук на одной (двух) руках | | |
68 | Бег на короткие отрезки | 1 | Подводящие упражнения: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. ОРУ без предмета Основные упражнения: - Ходьба «змейкой». - Бег в колонне по одному. - Бег до ориентира по сигналу учителя. - Бег в парах. Корригирующие упражнения: Дыхательное упражнение | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий.
2. Флажки.
3. Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см),
4. Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.).
5. Координационная лесенка.
6. Кубики, кегли и шары пластмассовые.
7. Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов.
8. Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см).
9. Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые).
10. Гимнастические маты.
11. Резиновый жгут.
12. Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г).
13. Набор для игры в «Бочче».
14. Обручи разных размеров.
15. Гимнастическая стенка.
16. Гимнастические скамейки.
17. Набор для игры в «Бочче».
18. Лыжи, лыжные палки.
19. Велотренажер.
20. Беговая дорожка.
В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.
Методические и учебные пособия
1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
2. Баряева Л.Б. Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.
3. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, Издательство М., «Владос», 2011.
4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002.
5. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.:Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.
6. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб. - Союз художников, 2007.
7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
7