СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Изобразительного искусства» 1-й год обучения

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная образовательная программа АООП НОО для обучающихся  с задержкой психического развития (вариант 7.1)

Авторская программа основного общего образования по изобразительному искусству для 1классов М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного курса «Изобразительного искусства» 1-й год обучения»

2.Пояснительная записка


показатели

1

Тип программы

Адаптированная

2

Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Изобразительного искусства»

3

Нормативные документы(если есть авторская программа указать исходные данные программы, издательство, год или электронный вариант с сайта)

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;

  2. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г № 1598);

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2019 №345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

  4. Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 76 п. Гигант (утв. 24.05.2016 №115)

5) Адаптированная основная образовательная программа АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)МБОУ СОШ №76 п. Гигант на (приказ № 145 от 28.08.2020)

6) Авторская программа основного общего образования по изобразительному искусству для 1классов М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

4

Категория обучающихся

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1))

5

Сроки освоения программы

2020-2021 учебный год

6

Общее количество часов в год по программе/ по учебному плану

33ч

7

Количество часов в неделю

8

Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой

В классе на изучение предмета «Изобразительного искусства» отводится 33 часа из расчета 1 час в неделю (33 учебных недели). В соответствии с учебным планом, расписанием занятий МБОУ СОШ №76 п. Гигант на 2020-2021 учебный год данная программа будет реализована за 33часа.

9

Аргументация использования резервных часов:


10

Форма обучения

Индивидуальное

11

Дистанционная форма обучения

"Учи.ру"

3. Планируемые результаты

Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:

  • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

  • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

  • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

  • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

  • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

  • стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

  • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

  • стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.



Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV класс):

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разнообразных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны уметь:

-организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

-ориентироваться на плоскости листа бумаги;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

-различать и называть цвета;

-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

4.Содержание учебного предмета

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим - работа над понятиями "середина листа", "край листа".

Формирование умения учитывать:

  • горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;

  • размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы.

Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.

Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора). Использование в этой работе вырезанных силуэтных изображений.

Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.

Примерные задания.

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Трибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки аквариуме", "Листопад" - по выбору учителя).

Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек").

Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опор­ных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. - по выбору учителя.

Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»

Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в строении (конструкции) объектов изображения, признаков их формы (обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо расчленённых предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей умению выделять признаки предметов (осо­бенности формы, величину, пропорции частей, конструкцию предметов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составление изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изображения на доске), 4) самостоятельное изображение предмета сходного с натурой или образцом, равного по величине и рядом - боль­шего и меньшего по величине.

Формирование графического образа дерева (представления и способа изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания детей на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток - к их концу.

Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч).

Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании видов работ: аппликация, рисунок - "графический диктант", возможно использование точек; самостоятельное изображение).

Примерные задания

Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок.

Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").

Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треуголь­ников (с дорисовыванием окон и др. карандашом, фломастером).

Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.

Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппликаций ("Дом", "Снеговик" и т.п. - по выбору учителя).

Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в запоминании) с использованием игровой формы проведения занятия ("Кто лучше запомнил?").

Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»

Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения; называть изображенные действия, признаки предметов.

Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена, В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского ; И. Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь", "Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.

Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»

Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работав красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, использу­емыми в народной росписи Дымкова и Городца (точки, дужки, штри­хи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти.

Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в уз­навании и назывании локального цвета предметов.

Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмо­циональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги).

Примерные задания.

Рисование сразу кистью - "Радуга".

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске).

Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений иг­рушек, вырезанных учителем из бумаги.

Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком".

Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромашка", "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") - "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фризом - травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п.

Речевой материал

Слова, словосочетания, фразы:

Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон;

рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник, картина;

рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать,

(На предыдущем занятии, на котором учитель поставил задачу изучить детей различать и изображать форму предметов, они нарисовали контуры перечисленных объектов.

Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми словами, словосочетаниями и фразами на протяжении обучения детей (1-1V класс) вымыть, вытереть; красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; черный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький (не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине) туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, ветки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома).

Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.

Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо рисовать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется?

Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи кисть вот так (вертикально) - демонстрация приемов. Скачала нарисую..., потом нарисую...

Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка. Слепи голову... и т.д.

5.Тематическое планирование

п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

9

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

10

4.

Обучение восприятию произведений искусства

4


За год:

33 ч.















6. Календарно-тематическое планирование предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе в 2020-2021 уч.г. по АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)


п/п

урока

Дата

ИО

Тема раздела / урока

Кол-во часов

1

1

04.09

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

1

2

2

11.09

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

1

3

3

18.09

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

4

4

25.09

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

1

5

5

02.10

Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

6

6

09.10

Изображаем лист сирени. Рисование

1

7

7

16.10

Лепим лист сирени

1

8

8

23.10

Лепим. Матрешка

1

9

9

30.10

Рисуем куклу-неваляшку

1

10

10

13.11

Деревянный дом в деревне. Лепка

1

11

11

20.11

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация.

1

12

12

27.11

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

1

13

13

04.12.

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка.

1

14

14

11.12.

Новогодняя ёлка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация.

1

15

15

18.12

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека

1

16

16

25.12

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй

1

17

17

15.01

Рассматривание картин художников

1

18

18

22.01

Пирамидка. Рыбка. Аппликация

1

19

19

29.01

Ваза с цветами. Аппликация

1

20

20

05.02

Колобок. Нарисуй картинку

1

21

21

12.02

Дома в городе. Аппликация

1

22

22

26.02

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

1

23

23

05.03

Многоэтажный дом. Аппликация

1

24

24

12.03

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

1

25

25

19.03

Весна. Почки на деревьях. Рисование

1

26

26

02.04

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование

1

27

27

09.04

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

1

28

28

16.04

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

1

29

29

23.04

Весна. Праздник. Хоровод. Аппликация

1

30

30

30.04

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование.

1

31

31

07.05

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация.

1

32

32

17.05

Придумай свой рисунок. Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование.

1

33

33

21.05

Выставка работ

1







7.Лист корректировки рабочей программы предмета «Изобразительное искусство» в 2020-2021 уч.г.

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем























































18