СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Актуальные проблемы преподавания технологии»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Актуальные проблемы преподавания технологии»»











Доклад

Тема: «Актуальные проблемы преподавания технологии»

































Все сферы че­ло­ве­че­ской жизни за­тра­ги­ва­ет время, к этому числу от­но­сит­ся и об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое тре­бу­ет пе­ри­о­ди­че­ско­го об­нов­ле­ния. Те­перь уже всем по­нят­но: в «новое» время со ста­ры­ми «стан­дар­та­ми» войти нель­зя. Вве­де­ние ФГОС вто­ро­го по­ко­ле­ния кар­ди­наль­но из­ме­ни­ло пред­став­ле­ние пе­да­го­гов о том, ка­ки­ми долж­ны быть со­дер­жа­ние   ос­нов­но­го об­ра­зо­ва­ния и его об­ра­зо­ва­тель­ный результат. Вве­де­ние фе­де­раль­ных го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов вто­ро­го по­ко­ле­ния – новый шаг в об­ра­зо­вании.

Фе­де­раль­ные го­су­дар­ствен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты пред­став­ля­ют собой со­во­куп­ность тре­бо­ва­ний, обя­за­тель­ных при ре­а­ли­за­ции ос­нов­ных об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм об­ра­зо­ва­тель­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, име­ю­щи­ми го­су­дар­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию. Поставленные задачи правительством, требуют перехода к системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения. Внедрение новых информационных технологий это переход от традиционного к современному уроку, который позволяет устранить однообразие и монотонность процесса обучения, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью но­во­го стан­дар­та яв­ля­ет­ся его си­стем­но - деятельностный ха­рак­тер, ста­вя­щий глав­ной целью раз­ви­тие лич­но­сти уча­ще­го­ся. Перед   со­вре­мен­ным че­ло­ве­ком стоит мно­же­ство про­блем, ко­то­рые он не может ре­шить про­стым на­коп­ле­ни­ем зна­ний и на­вы­ков по­ве­де­ния, фор­му­ли­ров­ки стан­дар­та ука­зы­ва­ют на ре­аль­ные виды де­я­тель­но­сти, ко­то­ры­ми уча­щий­ся дол­жен овла­деть к концу обу­че­ния. На со­вре­мен­ном рынке труда вос­тре­бо­ва­на лич­ность са­мо­сто­я­тель­ная и ини­ци­а­тив­ная, гиб­кая и легко адап­ти­ру­ю­ща­я­ся к из­ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям, спо­соб­ная учиться,  раз­ви­вать­ся, вы­би­рать и от­ве­чать за свой выбор, са­мо­со­вер­шен­ство­вать­ся и твор­че­ски от­но­сить­ся к лю­бо­му делу.

Воз­мож­но­сти со­вре­мен­ной тех­но­ло­гии так рас­ши­ри­лись, что ещё несколь­ко де­сят­ков лет назад труд­но было пред­ста­вить себе, ка­ки­ми ги­гант­ски­ми ша­га­ми пой­дёт раз­ви­тие этой об­ла­сти пре­об­ра­зо­ва­ния ма­те­ри­а­лов, ин­фор­ма­ции и энер­гии.

Ос­нов­ным пред­на­зна­че­ни­ем об­ра­зо­ва­тель­ной об­ла­сти «Тех­но­ло­гия» в си­сте­ме об­ще­го об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го ми­ро­воз­зре­ния и тех­но­ло­ги­че­ской куль­ту­ры, вос­пи­та­ние тру­до­вых, граж­дан­ских и пат­ри­о­ти­че­ских ка­честв школь­ни­ка, про­фес­си­о­наль­ное са­мо­опре­де­ле­ние в усло­ви­ях рынка труда, фор­ми­ро­ва­ние гу­ма­ни­сти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­но­го ми­ро­воз­зре­ния. В рам­ках "Тех­но­ло­гии" про­ис­хо­дит зна­ком­ство с миром про­фес­сий, осу­ществ­ля­ет­ся профори­ен­та­ция школь­ни­ков на ра­бо­ту в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства. Тем самым нема­ло­важ­ной осо­бен­но­стью курса яв­ля­ет­ся обес­пе­че­ние пре­ем­ствен­но­сти  пе­ре­хо­да от об­ще­го к про­фес­си­о­наль­но­му об­ра­зо­ва­нию и тру­до­вой де­я­тель­но­сти. В связи с этим необ­хо­ди­мо ме­нять тех­но­ло­гию ра­бо­ты учи­те­ля, так как тре­бо­ва­ния  новых стан­дар­тов со­сто­ят в пе­ре­хо­де от тра­ди­ци­он­ных тех­но­ло­гий к тех­но­ло­ги­ям раз­ви­ва­ю­ще­го обу­че­ния, ко­то­рые носят лич­ност­но-ори­ен­ти­ро­ванн­ный ха­рак­тер, ва­ри­а­тив­ны, по­вы­ша­ют от­вет­ствен­ность школь­ни­ков за  ре­зуль­та­ты   обу­че­ния.    

Каким же дол­жен быть учи­тель но­во­го по­ко­ле­ния? Чтобы вы­рас­тить новое по­ко­ле­ние детей, учи­тель дол­жен быть дру­гой фор­ма­ции. Впер­вые в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства по­ко­ле­ние «уче­ни­ков» пре­взо­шло по­ко­ле­ние «пре­по­да­ва­те­лей» в ско­ро­сти и спо­со­бах овла­де­ния ин­фор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми: дети легче осваивают компьютер, гаджиты, смартфоны.

Задачей учителя становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с каждым. Теперь учитель одновременно и играющий тренер и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении, и ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности. Учитель и ученик должны стать союзниками.

Одна из глав­ных со­став­ля­ю­щих стан­дар­та, без ко­то­ро­го невоз­мож­но успеш­ное внед­ре­ние ФГОС в школе, - под­го­тов­ка кад­ров. В со­от­вет­ствии с ФГОС ме­ня­ет­ся ха­рак­тер пе­да­го­ги­че­ской де­я­тель­но­сти. Ре­а­ли­зу­е­мые ос­но­вы обу­че­ния тре­бу­ют от пе­да­го­гов уме­ния учить детей спо­со­бам до­бы­ва­ния зна­ний, фор­ми­ро­вать учеб­ную де­я­тель­ность и мыш­ле­ние школь­ни­ков. Со­вре­мен­ная пе­да­го­ги­че­ская си­ту­а­ция ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем и ди­на­миз­мом, и учи­тель дол­жен умело адап­ти­ро­вать­ся к непре­рыв­но про­ис­хо­дя­щим из­ме­не­ни­ям в со­дер­жа­нии обу­че­ния. . Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Целью учителя становится овладение новыми различными методами и формами преподавания. Современное компьютеризированное рабочее место позволяет сделать уроки высоко эстетичными, наглядными, увлекательными. Требованием времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, «учить детей так, чтобы даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик».

Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной жизни, позволит реализовать «Технология»:

·  умение ставить цель и добиваться её,

·  умение адаптироваться к ситуации,

·  умение общаться,

·  умение ориентироваться в мире,

·  самостоятельно добывать и применять знания,

·  уметь заботиться о других, быть нравственным человеком,

·  сохранить здоровье.

  В школе всё начинается с урока. Устаревшая система вбивания в ученика как можно больше знаний слабо отвечает современным требованиям. Сейчас должны использовать систему «научи, как учиться». Поэтому меняется и типология современного урока:

·  урок открытия нового,

·  урок общеметодологической направленности,

·  урок развивающего контроля,

·  урок рефлексии.

Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно, если мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять универсальными операциями: решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные УУД); позитивно общаться (коммуникативные УУД); управлять потоками информации (познавательные УУД); управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные УУД); изобретать (познавательные УУД).



      «Учитель — это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование на новые технологии в обучении детей разных уровней подготовки.



Пер­вая труд­ность с ко­то­рой чаще всего стал­ки­ва­ет­ся учи­тель, по­жа­луй, со­сто­ит в со­став­ле­нии ра­бо­чей про­грам­мы и ка­лен­дар­но-те­ма­ти­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го рас­пре­де­ле­ние часов как на осво­е­ние пред­мет­но­го со­дер­жа­ния, так и на фор­ми­ро­ва­ние уни­вер­саль­ных учеб­ных дей­ствий (УУД) и уме­ний уча­щих­ся. Необ­хо­ди­мо осо­знать, что осво­е­ние уче­ни­ком пред­ме­та и фор­ми­ро­ва­ние УУД - эти две по­зи­ции не ис­клю­ча­ют друг друга, а тесно вза­и­мо­свя­за­ны. И за­да­ча учи­те­ля - вы­стро­ить учеб­ный про­цесс, на­прав­лен­ный на раз­ви­тие лич­но­сти. В этом и за­клю­ча­ет­ся его роль и ко­ор­ди­на­то­ра, и ор­га­ни­за­то­ра про­дук­тив­ной учеб­ной де­я­тель­но­сти на уроке и на вне­уроч­ных за­ня­ти­ях.

Ре­зуль­та­том це­ле­на­прав­лен­ной ра­бо­ты учи­те­ля по ор­га­ни­за­ции учеб­ной де­я­тель­но­сти обу­ча­ю­щих­ся долж­на стать по­сле­до­ва­тель­но при­об­ре­та­е­мая школь­ни­ка­ми спо­соб­ность са­мо­сто­я­тель­но и осо­знан­но ор­га­ни­зо­вы­вать все ком­по­нен­ты де­я­тель­но­сти, т.е. ста­но­вит­ся субъ­ек­том де­я­тель­но­сти, са­мо­сто­я­тель­ной лич­но­стью, ко­то­рая:

Ста­вит цель на оче­ред­ной этап ра­бо­ты,

Осмыс­ли­ва­ет мо­ти­вы де­я­тель­но­сти.

Вы­би­ра­ет адек­ват­ные цели сред­ства ее осу­ществ­ле­ния.

Са­мо­сто­я­тель­но со­вер­ша­ет дей­ствия (даже если они оши­боч­ны).

До­сти­га­ет ре­зуль­та­та (цели).

Про­из­во­дит са­мо­оцен­ку, ре­флек­сию.

Вто­рая труд­ность: Материально – техническая база.

Устой­чи­вая ме­то­ди­ка про­ве­де­ния урока еще тор­мо­зит внед­ре­ние новых форм и тех­но­ло­гий; от­сут­ствие ди­а­гно­сти­че­ских ма­те­ри­а­лов для оцен­ки осво­е­ния   ме­та­пред­мет­ных дей­ствий ослож­ня­ет де­я­тель­ность учи­те­ля; необес­пе­чен­ность ра­бо­чи­ми ме­ста­ми уча­щих­ся, обо­ру­до­ва­ни­ем, ин­стру­мен­та­ми, ма­те­ри­а­ла­ми, нет ка­би­не­тов и ма­стер­ских. Кроме того, необходимо ежегодно вносить в планы развития школы и кабинетов постепенное насыщение мастерских инструментом и материалом для введения полноценного учебного процесса и выделять на это соответствующее финансирование. Тре­бу­ет­ся со­вер­шен­ство­ва­ние ре­сурс­но­го по­тен­ци­а­ла - неуме­ние вклю­чать в учеб­ный ма­те­ри­ал циф­ро­вые об­ра­зо­ва­тель­ные ре­сур­сы; него­тов­ность пе­ре­стра­и­вать про­цесс обу­че­ния на ис­поль­зо­ва­ние ИКТ; от­сут­ствие ком­пью­те­ров и муль­ти­ме­дий­ной ап­па­ра­ту­ры в ка­би­не­тах; недо­ста­ток или от­сут­ствие ли­цен­зи­он­ных при­клад­ных про­грамм по тех­но­ло­гии.

Третья трудность: Сокращение учебного времени на изучение предмета.

Выполнение новых требований ФГОС подразумевает использование: технологии проблемного обучения. Под проблемным обучение понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными компетенциями. Проблемное обучение не всегда удается реализовать если на изучение предмета отводится один час в неделю.

Четвертая трудность: Престижность предмета.

Нужен ли предмет технология в школе? Как выяснилось у каждого ребенка и взрослого свой ответ на этот вопрос. Называя предмет «технология», моему поколению сразу вспоминается привычное название «труд», от слова трудиться , трудиться как умственно так и физически, каждому вспомнится школьная мастерская с верстаками и конечно же каждый вспомнит свое рабочее место, инструменты и приспособления, запах опилок и даже поделок, которые удалось или не совсем удалось изготовить, а может некоторые из них хранятся еще дома. Какие воспоминая всплывут у каждого в душе: старый, добрый учитель трудового обучения, в халате, фартуке и очках, со штангенциркулем в руках. Нас совсем не возмущало то, что девочки занимались тем же что и мальчики: пилили, строгали, работали молотком и напильниками. В отличие от других предметов урок трудового обучения давал работу творческую. И у каждого получалось по-своему. И сейчас понимаю, что нас учили трудиться всех и всех одинаково, на совесть, выполнять работу до конца, не лениться.

Время не стоит на месте и предмет «труды» теперь называется «технология». Идея модернизации подразумевает обеспечение условий для индивидуального развития учащихся. А в школьной мастерской инструменты и приспособления не называются по другому, станки так же имеют старое название, только изменилось отношение к этому предмету.

Последние годы сложилось неверное отношение к предмету «Технология» не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что « технический труд – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применять различные технологии изготовления изделий и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «технический труд».

Пятая трудность:

Среди обучающихся заметно снижение мотивации к активному обучению.

« Все наши замыслы, все поиски и построения

Превращаются в прах, если у ученика нет

Желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Мотивация к активному изучению предмета ослаблена по несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом, в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной занимательной,   и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы  и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.



Ре­ше­ние про­блем:

  1. Про­дол­жить осна­ще­ние учеб­ных ка­би­не­тов необ­хо­ди­мым обо­ру­до­ва­ни­ем в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми ФГОС.

  2. Раз­ра­бо­тать це­лост­ную про­грам­му ра­бо­ты с пе­да­го­ги­че­ски­ми кад­ра­ми, обес­пе­чи­ва­ю­щей ре­а­ли­за­цию об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти с по­зи­ции тре­бо­ва­ний об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов и спо­соб­ству­ю­щей по­вы­ше­нию уров­ня ком­пе­тент­но­сти пе­да­го­гов в об­ла­сти обу­че­ния и вос­пи­та­ния.

  3. При­нять и при­ме­нять новые кри­те­рии си­сте­мы оце­ни­ва­ния уча­щих­ся.

  4. Обес­пе­чить учи­те­лей ин­фор­ма­ци­он­но-ме­то­ди­че­ски­ми ре­сур­са­ми в со­от­вет­ствии с пла­ни­ру­е­мы­ми ре­зуль­та­та­ми осво­е­ния про­грамм ос­нов­но­го об­ра­зо­ва­ния.

  5. Со­вер­шен­ство­вать банк по ди­а­гно­сти­че­ско­му ин­стру­мен­та­рию.

Се­год­ня, мно­гие  спо­рят  о том, нужен ли пред­мет «Тех­но­ло­гия» в со­вре­мен­ной школе. Сокращаются часы на преподавание предмета. Более того, в неко­то­рых шко­лах его про­сто боль­ше не су­ще­ству­ет или, в луч­шем слу­чае, он за­ме­нен ин­фор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Без­услов­но, из­ме­не­ния в сфере об­ра­зо­ва­ния, в связи с  вве­де­ни­ем новых стан­дар­тов, со­вре­мен­ных  при­о­ри­те­тов со­ци­аль­но­го раз­ви­тия об­ще­ства сме­ща­ют ак­цен­ты  тру­до­во­го обу­че­ния. Но неза­ви­си­мо от типа эко­но­ми­ки труд был, есть и будет глав­ным усло­ви­ем жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка, важ­ней­шим сред­ством са­мо­утвер­жде­ния и са­мо­вы­ра­же­ния его как лич­но­сти. По­это­му пред­мет «Тех­но­ло­гия» необ­хо­дим в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе.