КАК СОВРЕМЕННЫЕ ПЕСНИ МОГУТ ПОНЯТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ?
Петрова Мария Вадимовна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Финно-угорская школа им.Элиаса Леннрота»
Аллюзии присутствуют в текстах современных исполнителей и способствуют более глубокому анализу художественной литературы.
Цель – изучить аллюзию как средство к пониманию классической литературы.
Задачи:
- Изучить понятие аллюзии
- Познакомиться с теоретической литературой
- Выявить разновидности аллюзий
- Найти аллюзии в литературных текстах и текстах современных исполнителей
- Проанализировать значение аллюзий на уроках литературы
Понятие аллюзии
Аллюзия - (от лат. allusio — шутка, намёк) в художественной литературе, ораторской и разговорной речи одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным 1 .
История появления аллюзии берет своё начало еще в Средневековье. Очень долго аллюзии не могли сформироваться, как отдельный стилистический прием, поэтому и официальное название приобрели только лишь в XVI веке.
1 Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012. Стр. 256.
Основные виды аллюзии по мнению Н.В. Никашиной 1 :
- Литературные аллюзии помогают авторам сокращать повествовательный текст произведений, добавляют глубины и яркости, при этом обращая к определённым фактам
- Библейские и мифологические аллюзии-приёмы, отсылающие читателя к религиозным текстам
- Исторические аллюзии самые конкретные, опирающиеся исключительно на реальных исторических деятелей и факты. Они высоко информативны, легкие для восприятия, но юмора и эмоциональности в них меньше, чем в других видах
- Аллюзия может быть прямой и косвенной
1 Н.В. Никашина. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Стр. 14.
Основные функции аллюзий по мнению Сластенина В.А. 1 :
- Характеризующая или оценочная применяется для создания более конкретного образа героя, с помощью его сравнения с другими персонажами или известными предметами, с целью передачи ему этих качеств
- Текстоструктурирующая используется для внесения дополнительной информации, скрепления общего вида текста
- Создание подтекста
- Предсказательная функция
1 Сластенин В.А. и др.Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. Стр. 336.
Яркие примеры использования аллюзий в литературе
Басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
«Хорошо» В.В. Маяковский
«Возмездие» А.А. Блок
Примеры использования аллюзий в виде известных выражений
«Бесстрашный, как Александр Македонский»
перейти Рубикон
Слава Герострата
Добрый самаритянин
Современные исполнители, которые используют аллюзии в своём творчестве
«Кровосток»
«25/17»
«СЛАВА КПСС»
«Oxymoron»
«БИ-2»
Анализ музыкальных произведений на наличие в них аллюзий
Поэзия русского классика
Тексты песен современных исполнителей
«Не выходи из комнаты.
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
О, пускай только комната
«Не выходи из комнаты –
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
«И выйди уже из комнаты, соверши уже эту ошибку
Тебе не понравится.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
Солнце не будет лишним, если ты куришь шибко»
( отрывок из стихотворения И.Бродского)
Не выходи из комнаты,
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Поверь, там не Франция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция»
( отрывок из песни группы «Кровосток»)
Запрись со мной»
( отрывок из стихотворения И.Бродского)
( отрывок из песни группы 25/17)
У. Шекспир
БИ-2
«Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
«Ее глаза на звезды не похожи,
Не знаю я, как шествуют богини,
В них бьется мотыльком живой огонь,
Но милая ступает по земле.»
Еще один обычный вечер прожит,
А с ней он каждый раз другой.
Ее упреки – вестники прохлады,
Как скошенная в августе трава.
И пусть в ее словах ни капли правды,
Она божественно права .»
(Отрывок из песни группы «БИ-2»
Сравнительный анализ двух литературных произведений на наличие в них аллюзий
Текст И. Бродского
Текст А.С. Пушкина
«Я вас любил. Любовь еще (возможно,
«Я вас любил: любовь еще, быть может,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
В душе моей угасла не совсем;
Я застрелиться пробовал, но сложно
Но пусть она вас больше не тревожит;
с оружием. И далее: виски:
Я не хочу печалить вас ничем.
в который вдарить? Портила не дрожь, но
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим».
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!»
Сравнение использований аллюзий раньше и сейчас
Текст «Манифеста кубофутуристов»
Текст рэп-баттла
«Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
«Ты лишь мода, как клауд-рэп
На пару сезонов. Где твой чокер, а че
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».
Ты же не хочешь выйти из моды, словно шмотки «Волчок»
Тот, кто еще год назад тебе дал мощный толчок одним твитом
Станет тем, кто тебя нынче смоет в толчок
Это ирония судьбы — не правда ли, удивительно?»
Заключение
Аллюзия – неотъемлемая часть литературных текстов, которая помогает переосмыслить большое количество произведений и выражений
Практическое значение аллюзий - привлечение внимания к художественному тексту, глубинное понимание смыла, вложенного в текст автором, взаимосвязь современности и прошлого, и, конечно, связь всего со всем в мире
Аллюзии присутствуют в текстах современных песен и способствуют более глубокому анализу художественной литературы, однозначно, мотивируют к глубинному и детальному изучению этого предмета
Список используемой литературы
1. Блок А.А. Возмездие. Петроград, 1922 год. Издательство "Алконост".
2. Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012. – 1768 стр.
3. Маяковский В.В. «Хорошо!» Полное собрание сочинений, 2016 год
4. Никашина Н.В. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение».
5. Сластенин В.А. и др.Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. Стр. 336.
6. У. Шекспир «Сонет130». Сборник с переводом С. Я. Маршака, А. М. Финкеля, М. Чайковского.
Спасибо за внимание!