СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Английский язык в рамках обновления содержания среднего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновление содержания образования предполагает  отход  от традиционной организации учебного процесса, когда, прежде всего, определялось содержание образования, отражаемое в учебных программах  (при этом каждый из разработчиков старался охватить как можно больше теоретического материала), и базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям и отражают деятельностный аспект, т.е.  учащиеся  «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».

Просмотр содержимого документа
«Английский язык в рамках обновления содержания среднего образования»

Обновление содержания образования предполагает  отход  от традиционной организации учебного процесса, когда, прежде всего, определялось содержание образования, отражаемое в учебных программах  (при этом каждый из разработчиков старался охватить как можно больше теоретического материала), и базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям и отражают деятельностный аспект, т.е.  учащиеся  «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».

В типовых учебных планах, разработанных в соответствии с ГОС НО, введено изучение учебных предметов «Естествознание» (основы естественных наук) (1-4 классы), «Познание мира» (основы общественно-гуманитарных наук) (1-4 классы), «Информационно-коммуникационные технологии» (3-4 классы), уровневое обучение языкам «Казахский язык (Т2)», «Русский язык (Я2)», «Английский язык» (1-4 классы).

Национальной академией образования им. И.Алтынсарина и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» в помощь учителям пилотных школ разработан комплекс  специальной методической литературы, системно-методический комплекс на электронных носителях, разработана методология проведения мониторинга процесса апробации.

Обновляемые типовые учебные планы и программы усиливаются с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ».

Особенностью обновленных учебных программ является новая структура, включающая 10 разделов:

1) Важность предмета

2) Цели учебной программы по предмету

3) Реализация политики трехъязычия

4) Организационные требования к процессу преподавания  предмета

5) Педагогические подходы к обучению предмету

6) Формирование уважения к разнообразию культур и мнений

7) Компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий

8) Развитие коммуникативных навыков учащихся

9) Подходы к оцениванию результатов изучения предмета

10) Содержание, организация и последовательность разделов  программы по предмету.

Указанные разделы учебной программы содержат учебный материал по уровням образования. К учебной программе прилагается учебный план рекомендательного характера, состоящий из долгосрочного и среднесрочного планов. В планах, базирующихся на системе целей и подходах к обучению, даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, организации учащихся на уроках, а также включены учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.).

Содержательным отличием обновленных учебных программ являются:

– принцип спиральности к проектированию содержания предмета;

– иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания  и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций;

– педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и реализация межпредметных связей;

– соответствие содержания разделов и тем предметов духу времени, акцент на формирование социальных навыков;

– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

При обучении языкам будет усилен коммуникативный подход, направленный на развитие четырех навыков речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Грамматика изучается в рамках предложенных речевых тем.

Положительным в обучении первому, второму и третьему языкам является введение единого рече-тематического режима, позволяющего расширить  словарный запас, отрабатывать коммуникативные навыки в рамках интегрированной речевой тематики. Обучение предметам «Казахский/ русский язык» (Я2) как второй и «Английский язык» (Я3) осуществляется согласно CEFR ( общеевропейской рамке владения языками).

Сразу следует отметить, что обновленная программа – это не только новые учебники, новая сетка часов, новые подходы, методы, стратегии, но, что самое главное, изменение в содержании образования, новое видение долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, а также новые подходы в оценивании детей (формативное, суммативное оценивание).

По окончанию курсов  могу с ответственностью заявить, что задачи, поставленные перед учителями школы выполнимы; методы, приемы и стратегии способствуют активному вовлечению в учебный процесс на иностранном языке и предметное преподавание на трех языках, при условии плавного, пошагового введения, это веяние времени для современного, конкурентноспособного выпускника. Сейчас очень много говорят о CLIL, как одной из наиболее эффективных форм ведения урока, которая основывается на интеграции основного предмета и английского языка и мы точно знаем, что эффективная дифференциация – это больше чем наблюдение как ученики работают в течение урока совместно с учителем, это смена и постоянная модификация деятельности со смешением различных методов и приемов.

Основную трудность при овладении иностранным языком представляет выработка навыков и умений аудирования и говорения. Причем, говорению невозможно научиться без аудирования. Они вместе образуют один акт устного общения. Аудирование является производным, вторичным в процессе коммуникации, оно сопровождает говорение и синхронно ему. Развитие навыков аудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку. Начинать обучение аудированию следует с таких упражнений, когда учащиеся не только слышат, но и видят говорящего. На начальном этапе они нацеливают на повторение услышанного, а не на проверку понимания. Не всегда обязательно требовать ответную реакцию. Это даже может иногда помешать обучению аудированию – ученик будет стараться обдумать ответ вместо анализа услышанного и более глубокого его понимания. Воспроизведение речи – это уже конечный результат, т.к. говорение является самым сложным аспектом языка. Хороший результат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения, сопоставления.

На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. “Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету” (В.Г. Белинский).

Нужно, чтобы особенно на начальном этапе обучения иностранному языку предмет или рисунок с его изображением непосредственно стоял перед глазами учащихся и сильно врезался в память

Использование картинной наглядности на уроках иностранного языка в средних учебных заведениях очень эффективно. Она помогает учителю на начальном этапе организовать работу по расширению словарного запаса учащихся, создать языковую атмосферу на уроке и вне его, использовать лексику для развития устной иноязычной речи. Наглядность на уроке иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности детей, расширению их кругозора, повышает интерес к изучаемому языку, значительно обогащает лексический запас учащихся. Наглядность должна предполагать овладение наиболее употребительной лексикой английского языка, которая предусмотрена программой для начального этапа обучения иностранному языку.

Отбор картинок наглядности производится нами с учетом специфики интересов учащихся. Это такие темы, как: School, School – things, At the dining – room, House, Flat, The Family, Clothing, Meals, Animals.

Работа с “Картинным словарем” побуждает учащихся бережно относиться к слову, воспитывает у них стремление употреблять лексические единицы осмысленно, в точном соответствии с их значением.

Наглядность на уроке иностранного языка и вне его способствует, прежде всего обогащению лексического запаса учащихся, совершенствует знания, умения, навыки детей в изучаемом иностранном языке, повышает заинтересованность школьников в данном предмете, помогает раскрытию более полного творческого потенциала учащихся младших классов. Наглядность вызывает интерес к занятиям языком, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, расширяет объем материала, который подлежит усвоению, тренирует творческое воображение учащихся младших классов.

Принцип наглядности обучения – это один из самых интуитивно понятных принципов обучения, которой вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения материала учащимися.

Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности обучаемого. Известно, что органы зрения обладают большей чувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит русская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в овладении информацией в пять раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти человека легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом учителя способствует более прочному усвоению материала.

Средства наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка.

Рисунки, фотографии, схемы, таблицы, картинки являются внешним видом наглядности. Существует и наглядность внутренняя, которая вытекает из конкретного контекста, непосредственного языкового окружения. Наглядность есть проявление психических образов этих предметов, изображенных на фотографиях, рисунках и т.д. когда говорят о наглядности, то имеют в виду образы этих предметов. Яркая наглядность создает представление о живых образах, вызывает соответствующие ассоциации, так как восприятие наглядности оказывает эмоциональное воздействие на обучаемого. Существует слуховая, зрительная и предметная наглядность. Использование предметной наглядности способствует развитию мышления на иностранном языке.

Например, используя картины на уроках, можно заметить, что дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут себя на уроках. Картина всегда вносит оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картинке, которая помогает им понять смысл иностранной речи, они сами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы по содержанию картины.

При объяснении материала можно размещать на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении. Пользуясь картинками, мы заставляем учащихся работать и активизируем их моторную память.

Также желательно использовать принцип наглядности и на начальном этапе урока (в фонетической зарядке). Например, при работе со стихотворениями учащиеся имеют возможность наглядно представить, о чем идет речь. Помимо стихотворений, можно проводить игры, цель которых – проверить на сколько хорошо учащиеся знают слова и могут составлять с ними предложения. Для игр раздаются листки с изображением маленьких картинок, размещенных так, что новое слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Также можно раздать картинки, под которыми написаны слова, задание учащихся составить как можно больше предложений с этими словами.

Переход  на обновление содержания предъявляет новые требования к кадровому ресурсу.  Поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.

Структура новой модели школьного образования должна разворачиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?» вместо традиционного «Чему учить в школе?». Решению этих вопросов как раз  и  способствуют данные курсы, в ходе которых учителя ознакомились с нормативно-правовыми документами, обновленными учебными программами по русскому языку, учебником и раздаточным материалом. Хочется отметить, что во время курсов педагоги  отрабатывали не только навыки речевой деятельности:  слушание, говорение, чтение и письмо, но и цели обучения, критерии оценивания учебных достижений учащихся, возрастные особенности  первоклассников, стратегии обучения языку, особенности организации обучения в контексте «сквозных» тем, использование которых позволяет интегрировать знания из разных предметных областей и способствует тому, что учащийся, взаимодействуя с миром, познает сам себя, самоопределяется в системе жизненных отношений

В наше время английский язык входит в число обязательных предметов, изучаемых в начальной школе. Это очень важный этап в обучении детей, т.к. в начальных классах закладываются базовые знания языка, навыки его применения и, конечно, желание его дальнейшего изучения. Практикуемая школой  методика преподавания английского языка в начальных классах должна основываться на играх, активной деятельности, визуальных методах,  быть наглядной и понятной детям.