12.00
12.00-12.10
12.10-12.14
12.14-12.16
12.16-12.23
12.23-12.28
12.28-12.34
12.34-12.36
12.36-12.37
12.37-12.45 | Организ-й
Новая тема
Закрепление
Повторение
Итог | Метод: слово учителя Прием: вводное слово учителя Мы продолжаем с вами работу, на данном уроке мы начнем изучение новой темы. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Дата у вас записана, запишите тему урока: «Антонимы и их употребление вречи» Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Для начала выполним полный синтаксический разбор предложения. В заданиях ЕГЭ могут встретиться сложные синтаксические конструкции (ССК), сегодня научимся делать полный синтаксический разбор ССК. Я буду работать у доски, вы - в тетрадях, на следующем уроке вы будете разбирать подобные предложения самостоятельно. Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Записываем предложение: Капитан мигнул Грушницкому, и он, думая, что я трушу, принял гордый вид, хотя до сей поры тусклая бледность покрывала его щеки.Записываем порядок разбора. Это ССК сочинительной и подчинительной связями, повествовательное, невосклицательное. Состоит из 4-х предикативных частей и 2-ух смысловых. Рассмотрим первую смысловую часть. Она представлена простым предложением, утвердительным, двусоставным, полным, распространенным, неосложненным. Рассмотрим 2-ую смысловую часть. Она представлена СПП с несколькими видами придаточных: а) состоит из 3 предикативных частей: 2 п.ч. – главная, 3,4 п.ч. – придаточные б) в этом предложении 2 и 3 п.ч. образуют между собой СПП, изъяснительное. Средство связи – союз что, придаточное находится в постпозиции. 2 и 4 п.ч. образуют между собой СПП с придаточным уступки (с придаточным уступительным), средства связи – союз хотя, придаточное находится в постпозиции. 2 и 3 п.ч. и 2 и 4 п.ч. связаны между собой параллельным неоднородным подчинением (неоднородным соподчинением). В этой ССК 1 и 2 смысловые части образуют между собой ССП.Чертим схему: [], и , [, (с. что), ], (с. хотя). Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Тема «Антонимы» вам знакома. Давайте вспомним, какие слова называются антонимами? Приведите примеры. Какие виды антонимов вам известны? Приведите примеры.
Метод: слово учителя Прием: сообщающее слово учителя Также выделяют внутрисловную антонимию (энантиосемия) – способность слова выражать антонимичные значения в пределах одной лексемы, т.е. совмещение противоположных значений в одном слове , напр.: «бесценный»— 1) не имеющий никакой цены; 2) имеющий очень высокую цену); одолжить – дать в долг, взять в долг. Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но он же может означать «умирать, прощаться с жизнью». Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент .Выделяют антонимы-конверсивы –это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию. — Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера. — Стажер сдает зачет профессору. В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте, например: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи: не мать, а дочь; солнечный свет — лунный свет; один год — вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально. Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Чтобы закрепить знания по данной теме, выполним следующее задание. Послушайте, как будем работать, я буду читать пословицы, ваша задача – записать предложения и определить тип антонима, указать узуальный – окказиональный антоним. Один человек работает у доски, остальные - в тетрадях, кто не понял, как работаем? Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает. Труд кормит, а лень портит. Откладывай безделье, а не откладывай дела. Препарат, в основе которого целебные травы, уже запущен. Этот сад был, по обыкновению, страшно запущен. Правда рано или поздно восторжествует. «Сам себе казался я таким же кленом, только не опавшим, а совсем зеленым» (Есенин) Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Выполним задание на повторение. Вам предложены предложения, выписанные из сочинений школьников, ваша задача – выбрать из 2-ух паронимов подходящий по смыслу, устно дать толкование данным паронимам. Работаем у себя в тетрадях, один человек с места будет комментировать. Кто не понял задание? Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни. Кабаниха показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой. ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.
Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Закрепим еще раз знания о паронимах. Работаем устно. Ваша задача – выбрать из 4-х вариантов ответа один правильный. Дать толкование паронимам. А1. В каком примере вместо слова реальный нужно употреблять слово реалистический? 1) реальное направление в живописи 2) реальная действительность 3) проводить реальную политику 4) добиться реальных успехов А2. В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный? 1) Собирательные существительные обозначают совокупность единичных однородных предметов. 2) Единичное доброе дело останется всегда, потому что оно есть потребность личности. 3) Главная, единичная его страсть была любовь к науке. 4) Это было далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись. А3. В каком предложении вместо слова жесткость нужно употребить слово жестокость? 1) Он поражал жесткостью черных волос, местами до времени поседевших. 2) Я вспомнил выражение его лица, когда на него находили минуты жесткости. 3) Неприятная жесткость появилась в лице и голосе его. 4) Жесткость сроков всех насторожила. А4. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый? 1) В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца. 2) Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу. 3) В каменную пыль впечатались следы босых ног. 4) На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз. А5. В каком предложении вместо слова костный нужно употребить слово костяной? 1) Костный панцирь черепахи очень прочен. 2) Живая костная ткань человеческого организма пропитана неживым веществом — минеральными солями. 3) Мы увидели красивый костный нож. 4) В ежедневный рацион животных должна входить костная мука. А6. В каком предложении вместо слова цветной нужно употребить слово цветовой? 1) У детей были в руках цветные флажки. 2) Эти цветные и световые особенности драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. 3) Цветные лампочки тускло поблескивали в полумраке. 4) В книге было множество фотографий и цветных рисунков. А7. В каком предложении вместо слова царственный нужно употребить слово царский? 1) Это был почти царственный подарок. 2) Царственное течение Волги в этих местах впечатляет. 3) Она прошла мимо своей царственной походкой. 4) На картине хорошо передана царственная стать сосен. А8. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить? 1) Начинающий писатель представил свой роман на суд читателей. 2) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки. 3) И она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождем. 4) Русский язык — это громаднейшая сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности. А9. В каком предложении вместо явный нужно употребить слово явственный? 1) Я увидел явные очертания гор. 2) Это была явная ложь. 3) Полковник испытывал ко мне явную неприязнь. 4) Ребенок этот был явным вундеркиндом. А10. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить слово эффективный? 1) Конечно, валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка. 2) Белая пена моря создавала чрезвычайно эффектную картину. 3) Поза ее был весьма эффектна. 4) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.
Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Дайте определение антонимам, приведите примеры. Какие типы антонимов вам известны? Приведите примеры. Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Запишем домашнее задание. Дома вам нужно обобщить знания по темам: «Синонимы», «Антонимы», «паронимы» и «Омонимы». Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Поработаем с очерком Горького «Пожары», в котором встречаются синонимы. Я прочту текст, ваша задача - найти в тексте и выписать синонимы, обозначающие красный цвет, определить, чем отличаются эти синонимы по значению, какова их роль. А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери. Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели, ухали, и лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. Вот, неуклюже подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за медом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождем золотых искр; вот зверь легко переметнулся на соседнее дерево, а там, где он был, на черных, голых ветвях зажглись во множестве голубые свечи, по сучьям бегут пурпуровые мыши, и при ярком движении их хорошо видно, как затейливо курятся синие дымки и как по коре ствола ползут, вверх и вниз, сотни огненных муравьев. Иногда огонь выползал из леса медленно, крадучись, точно кошка на охоте за птицей, и вдруг, подняв острую морду, озирался - что схватить? Или вдруг являлся сверкающий, пламенный медведь-овсяник и полз по земле на животе, широко раскидывая лапы, загребая траву в красную огромную пасть. Выбегала из леса толпа маленьких человечков в желтых колпаках, а вдали, в дыму, за ними, шел кто-то высокий, как мачтовая сосна, дымный, темный, шел, размахивая красной хоругвью, и свистел. Прыжками, как заяц, мчится куда-то из леса красный ком, весь в огненных иглах, как еж, и сзади его машет по воздуху дымный хвост. И по всем стволам на опушке леса ползают огненные черви, золотые муравьи, летают, ослепительно сверкая, красные жуки. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Приведите пример, чтобы слово “пламенный”стало метафорическим эпитетом Какую функцию выполняют данные синонимы?
Метод: слово учителя Прием: оценочное слово учителя Мы продуктивно поработали, молодцы, спасибо за урок. | Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое
Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое
Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое Ответ ученика: Антонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение, например: молодой - старый, горячий - холодный, быстро - медленно. Различают разнокоренные и однокоренные антонимы. Пара разнокоренных антонимов (составляют группу собственно лексических) включает слова с разными корнями, например: день - ночь, короткий - длинный. Пара однокоренных антонимов (составляют группу лексико-грамматических) включает слова с одним корнем, различающиеся лишь противоположными по значению приставками, например: недолет - перелет, ввоз – вывоз, вложить — выложить, приставить — отставить, закрыть — открыть. Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое
Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое Ответ ученика: Счастье – несчастье – узуальные, однокорневые; труд-лень – узуальные, разнокорневые, дела – безделье – однокорневые, узуальные, откладывать – не откладывать- однокорневые, узуальные, рано – поздно – разнокорневые, узуальные. Запущен – 1. Знач. Развития; 2. Упадок – однокорневые, узуальные, внутрисловная антонимия (энантиосемия).. Опавший – зеленый – разнокорневые, окказиональные.
Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое Ответ ученика: Тяжести Тяготы - то, что утомляет, причиняет заботы, гнетет, бремя, тяжесть. Запасный - запасная, запасное, и (устар.) ЗАПАСНЫЙ, запасная, запасное. 1. Находящийся в запасе, заготовленный про запас. Запасные часы. Запасной нож. Запасной экземпляр. || Имеющийся на случай нужды, особой необходимости. Запасной выход Запасливый - любящий запасаться, умеющий вовремя запастись нужным. Запасливая хозяйка Духовное - прил. к дух в 1 знач., нематериальный, нетелесный (книжн.). Духовные интересы. духовная близость. Душевное - 1. прил. к душа. Душевная тревога. Душевные движения. С душевным прискорбием. 2. Искренно-дружелюбный, отзывчивый. Душевный человек. Душевное отношение. Душевные болезни - то же, что психические болезни, см. психический.
Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое Ответ ученика: Реальный - действительный, объективно-данный, не воображаемый. Реальная жизнь. || Жизненный, сильный, действенный....только в России существовала реальная сила, могущая разрешить противоречия империализма революционным путем. Сталин. 2. Осуществимый, возможный для выполнения. Поставить себе вполне реальную цель. Реальный план. 3. Трезво-практический, основанный на учете действительных условий, соответствующий действительному положению. Реальный взгляд на жизнь. Реальная политика. Реалистичный - 1. следующий реализму, основанный на принципах реализма. Реалистический писатель. Реалистический стиль. Реалистический роман. Реалистическая живопись. Единичный - 1. При сущ. в ед. ч. Единственный, один. Даже единичный случай холеры требует санитарных мероприятий. Единичный факт. 2. При сущ. во мн. ч. Отдельный, редкий. Аплодировали единичные зрители. Единичные случаи. 3. Индивидуальный, частный, делающийся в одиночку. Переход от мелкого, единичного крестьянского хозяйства к общей обработке земли. Ленин. Единственный - 1. Только один. У него единственный сын. Это единственный выход из положения. 2. перен. Исключительный, замечательный. Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку - верх искусства. Гоголь. Единственный в своем роде. Жесткость - Отвлеч. сущ. к жесткий. Жесткость характера. Излишняя жесткость воды делает ее негодной для питья. Жестокость - 1. только ед. Отвлеч. сущ. к жестокий в 1 знач. Человеческая жестокость. 2. Жестокое обращение, жестокий поступок. Жестокостями усмиряли непокорных. Каменный - 1. Сделанный, состоящий из камня или из кирпича. Каменная лестница. Каменный дом. Каменная гора. 2. перен. Неподвижный, застывший, безжизненный (книжн.). Каменное лицо. 3. перен. Бессердечный, невозмутимый, такой, у к-рого трудно пробудить чувство, жестокий. Его ничто не трогает - каменный какой-то. Каменное сердце. 4. Составная часть ботанических, зоологических и минералогических названий. Каменный лук. Каменный дрозд. Каменное масло. Каменный уголь (см. уголь). Каменистый - состоящий целиком или частью из камней, обильный камнями. Каменистая почва. Каменистый берег. Каменистое дно. Костный – Прил. к кость; из костей. Костный мозг. Костный туберкулез. Костный клей. Костяной - 1. Сделанный из кости (в 1 знач.). Костяной ножик. 2. Добываемый из кости, костей (спец.). Костяная мука (вываренная и обезжиренная кость, измельченная в порошок, употр. для удобрения). Костяной клей (получаемый вывариванием из костей, то же, что столярный клей). Цветной - окрашенный в какой-н. цвет, не черный и не белый. Цветовой - прил., по знач. связанное с восприятием цвета (см. цвет в 1 знач.). Цветовая слепота (то же, что дальтонизм). Царственный - перен. Величавый, горделивый Царский - 1. Прил. к царь в 1 знач. Ребенок году, хотя б он царский был, и глуп, и слаб, и мал. Крылов. У царского престола стану первый... Пушкин. Алёха! при тебе ли царский указ? Пушкин. Царская корона. Царский поезд. Царский титул. 2. перен. Роскошный, замечательный (устар.). Ну, скажу, подарок царский. Пушкин. Царская водка - см. водка. Царские врата (церк.) - средние двери в церковном иконостасе. Представить - показать, предъявить Предоставить - 1. кого-что кому-чему и во что. дать в пользование, сделать доступным для пользования, дать кому-н. возможность обладать кем-чем-н. Евгений, тяжбы ненавидел,...наследство предоставил им (заимодавцам). Пушкин. Предоставить кому-н. все удобства. Предоставить возможность. Предоставить место. Временно предоставить. свою комнату в чье-н. распоряжение. Явный - не скрываемый, не тайный, открытый. || Совершенно очевидный, ясный для всех. Явная ложь. Явное недоразумение. Явственный - хорошо различимый, ясный, отчетливый Эффектный -(в 1 знач.), сделанный с целью произвести эффект. Эффективный - дающий эффект (во 2 знач.), приводящий к нужным результатам, действенный. Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое Ответ ученика (см. начало конспекта)
Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое
Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое
Ответ: Синонимы, обозначающие красный цвет: красные звери рыжий медведь огненная шерсть багровые лапы огненные муравьи пламенный медведь - овсяник (медведь, истребляющий овес на полях) пурпуровые мыши красная пасть красной хоругвью (хоругвь - войсковое знамя) красный ком огненные иглы огненные черви красные жуки “красный” - 5 раз “огненный” - 4 раза. Значение цвета: рыжий - красно-желтый; огненный - цвет огня, красный (искрящийся); багровый - красный густого, темного оттенка; пламенный - цвет огня (оттенок возвышенности, это цветовой эпитет)
Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое Ответ: пламенная любовь (сильная, страстная, горячая, пылкая) Являются цветовыми эпитетами; вместе с существительными образуют метафоры: “красные звери”, “рыжий медведь” и т. д.Синонимы-прилагательные помогают создать яркий, поэтический образ пожара. Кроме того, оттенки красного цвета позволяют более точно нарисовать предмет, избежать неоправданных повторов. Метод: слушание Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое
| Круговая тетрадь! ОТМЕТКИ
|