Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Северный педагогический колледж»
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Арктические пустыни»
4 класс
Разработчик:
Мелехина Александра Константиновна,
Студентка 346 группы,
специальность
«Преподавание в начальных классах»
Педагог-наставник /Гарипова Раиса Геннадьевна/
Методист /Есаулкова Татьяна Александровна/
Руководитель практики /Афанасьева Нина Анатольевна/
Серов
2020
Дата проведения урока: 13.10.2020
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: «Арктические пустыни»
Цель урока: Ознакомление обучающихся с природной зоной, арктическая пустыня в процессе изучения нового материала в группах.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать знания обучающихся о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике.
Показать обучающимся роль человека в негативных изменениях окружающего мира через использование беседы и показ презентации.
Учить обучающихся ориентироваться на карте природных зон России, описывать особенности природной зоны и узнавать её на иллюстрации.
Развивающие:
Развивать умения у обучающихся осуществлять самооценку и взаимооценку в ходе выполнение заданий.
Развивать умение у обучающихся работать с учебником и рабочей тетрадью посредством выполнения заданий.
Развивать умения и навыки у обучающихся обсуждать проблемные вопросы в группе.
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к природе в ходе беседы о вреде человека на Арктику.
Ключевые понятия: природные зоны, мороз, пустыня, Арктика, пустыня, арктическая пустыня.
Планируемые результаты:
Предметные:
- у обучающихся формировались знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике;
- обучающиеся увидели роль человека в негативных изменениях окружающего мира через использование беседы и показ презентации;
- обучающиеся учились ориентироваться на карте природных зон России, описывать особенности природной зоны и узнавать её на иллюстрации.
2. Метапредметные:
- у обучающихся развивались умения осуществлять самооценку и взаимооценку в ходе выполнение заданий;
- у обучающихся развивалось умение работать с учебником и рабочей тетрадью посредством выполнения заданий;
- у обучающихся развивались умения и навыки обсуждать проблемные вопросы в группе.
3. Личностные:
- обучающиеся будут уважительно относиться к природе в ходе беседы о вреде человека на Арктику.
Оборудование учителя: ИКТ-технологии (презентация), учебник, карточки (Приложение 1-5).
Оборудование обучающихся: Учебник, рабочие тетради, карточки (Приложение 1-5).
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Форма контроля и оценки | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Организационно-мотивационный | Организовать детей на урок | Словесный (беседа) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Ф | Контроль учителя, самоконтроль | - |
Этап актуализации знаний, целеполагание | Обеспечить осознание необходимости в новом знании Сформулировать задачи урока. | Словесный (беседа) | На доске карточка со словом «пустыня». - Вы знаете значение этого слова? - Вот этого слова? (мороз) - Могу ли я поставить между ними знак «=» ? Вы со мной согласитесь? Почему? - Хотите разобраться в этом? - Какую же цель поставим? Разобраться – может ли в пустыне быть мороз? И где это бывает? - Мы начали изучать природные зоны России. - Кто как понял – что это такое? - Природные зоны располагаются с севера на юг. Почему? Вспоминаем схему прошлого урока. | Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей -Зависит от расположения Солнца над горизонтом и от длительности освещения земной поверхности летом и зимой | Ф | Контроль учителя | Презентация |
Открытие нового знания | Построить новый способ действий | Словесный (беседа) | - Если мы посмотрим на карту России, то к какой территории мы можем отнести понятие «мороз»? -Откройте стр.71 и познакомьтесь с планом изучения природной зоны. -Для того, чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в 4 группах. У каждой группы будет роль (на доске): 1)географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны; 2)синоптики будут изучать климат; 3)зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера; 4)ботаники будут искать информацию о растительном мире. -Посмотрите на все вопросы, записанные на доске и определите, какие из них можно задать ботаникам, зоологам, синоптикам, а какие – географам. -Мы знаем, что отправляемся в царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции? -Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке (Приложение 1): - Синоптики, пользуясь картинами «Северное сияние» и «Ледяная пустыня», учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке (Приложение 2). - Ботаники, используя гербарий, учебник, атлас-определитель, карточки с изображением растений (мхи, полярный мак, лишайник, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли)), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке (Приложение 3). -Зоологи, используя учебник, атлас-определитель, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке (Приложение 4). | -Северный полюс и Южный полюс -читают план -меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки… Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте. Дети вставляют пропущенные слова и читают рассказ, сопровождая показом картин. Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений. Дети выбирают карточки и читают рассказ, сопровождая показом. | Ф, Г | Контроль учителя | Презентация, карточки, учебник |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обеспечить первичное запоминание знаний и способов действий. | Словесный (беседа) | Учитель дополняет ответы обучающихся, подсказывает, если возникает трудности. -Прослушайте рассказ и назовите две причины, по которым белый медведь погружается в воду. -Белый медведь — отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинную шею, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему при охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2 °C. — Так что же заставляет белого медведя погружаться в воду? — Итак, все научные группы мы заслушали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? -Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в проруби, называют моржами? Чтобы стать моржом, нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаляться. Физкультминутка. | Сообщение обучающихся у доски. Отчет синоптиков Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10—11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3—5 м и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Отчет ботаников К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелки водоросли, плавающие у поверхности воды. Отчет зоологов Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря — перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв. Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнезда, а откладывают свои яйца грушевидной формы на голые уступы скал. Они, как груша, вращаются вокруг себя и поэтому не скатываются со скал. Но на птичьем базаре у кайр, тупиков есть враги. Около базара гнездятся крупные чайки — длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу: он преследует свою жертву, пока птица не бросит добычу, и подхватывает ее на лету! За это прозвали поморника разбойником. Кроме птиц, в Арктике прекрасно себя чувствует белый медведь. Помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает. Слушают речь учителя - Охота и лютый мороз -В Арктике совсем непусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей Ответы детей | Г | Контроль учителя | Презентация, сообщения обучающихся |
Включение в систему знаний и повторение | Повторить изученный способ действий | Словесный (беседа) | -Выполним задание 3 в тетради на с. 40. Следует составить схему цепи питания, характерную для Арктики. Водоросли — рачки — рыбы — птицы. Водоросли — рачки — рыбы — тюлени. -Поменяйтесь с соседом тетрадями. Проверяем. (Коллективная проверка) -Поставьте оценку: «5» - если не было ошибок; «4» - одна ошибка; «3» - 2 и более ошибок. — Выполним задание 4 на с. 40. О каких экологических проблемах говорят эти знаки-рисунки? | Выполняют задание Оценивают деятельность одноклассников - 7. С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор. 2. Хищнический отлов рыбы, человек не заботится об охране рыбных богатств. 3. Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими видами, занесенными в Красную книгу | Ф, И | Контроль учителя, взаимооценка | Рабочая тетрадь, презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обеспечить самостоятельную работу с применением новых знаний и способов действий | Словесный (беседа), практический (работа на карточках) | -Выполните кроссворд в группах. -Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «... — царство льда и снега». (Приложение 5) Коллективная проверка | Разгадывают кроссворд. Обучающиеся сверяются ответами с другими группами. | Г | Контроль учителя, самооценка | Учебник, карточки, презентация |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Зафиксировать достижение поставленных целей. | Словесный (беседа), практический (самооценка) | — С какой природной зоной познакомились на уроке? — Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли интересующую вас информацию? — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? — Где могут пригодиться в жизни новые знания? — Смогла ли ваша группа справиться с заданием? — Что помогло? — Что помешало? — Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями? — Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы? — Как вы оцениваете свою работу в группе? | -Арктическая пустыня Ответы детей Оценивают работу в группах | Ф | Контроль учителя | Презентация |
Домашнее задание | | Словесный (беседа) | -стр. 76-82 читать, стр.82. Проверь себя | Записывают домашнее задание | Ф | Контроль учителя | Учебная доска |
Приложение 1.
1. Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.
2. Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?
3. К северу или югу от нашего края расположена Арктика?
Арктика - это район Земли, примыкающий к... (Северному полюсу). Это огромное пространство ... (Северного Ледовитого) океана, с ... (морями) и ... (островами). На карте Арктика обозначена ... цветом. Острова, которые относятся к этой зоне:... (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Арктика расположена ... (к северу) от нашего края.
Приложение 2.
1. Почему здесь царство снега и льда?
2. Погодные условия зимой.
3. Погодные условия летом.
4. Почему здесь такие суровые условия?
Солнце направляет на эту зону ... (косые) лучи. Оно ... (светит), но не ... (греет). Зимой в Арктике ... (полярная ночь). Темноту освещают луна, звезды и ... (северное сияние). Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (—60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от географического ... (положения) арктической зоны. Температура лишь на ... (несколько градусов) выше... (нуля).
Приложение 3.
1. Какие растения прижились в Арктике?
2. Почему живут только эти растения?
3. Как они приспособились к таким условиям?
4. Каково значение растений данной зоны?
На островах прямо на голых... (камнях) встречаются ... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большее количество ... (планктонных растений - водорослей).
Приложение 4.
1. Какие животные обитают в арктической зоне?
2. Чем они питаются?
3. Как приспособлены к таким суровым условиям?
4. Что такое птичьи базары?
Животных арктической зоны кормит... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими — ... (рыбы). Основная пища птиц и животных — это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери — прекрасные ... (пловцы). От холода их защищает... (слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ... (белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).
П
риложение 5.
I. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют птичьи базары. Их можно увидеть около реки и в нашей местности. (Чайка.) 2. Близкий родственник тюленя. (Морж.) 3. Птицы, откладывающие яйца на голых камнях. (Кайры.) 4. Это животное бывает добычей белого медведя. (Тюлень.) 5. Растения полярной зоны. (Лишайники.) 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит.) 7. Пища рыб северных морей. (Рачки.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: Арктика.)