
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности
Класс/ы: 8а, 8б, 8в, 8г
Количество часов в год: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
ФИО педагога/ов: Капсевич Сергей Витальевич
г. Нерюнгри
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Примерной основной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011. – 342с.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник / С.Н. Вангородский , В.Н. Латчук, В.В. Марков; – М.: Дрофа, 2015. – 223 с.
Ориентиром для разработки данной программы явилась Примерная программа основного общего образования но основам безопасности жизнедеятельности.
В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случав их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Ситуации, связанные с воздействием па личность угроз и опасностей, в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы основного общего образования является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий:
опасность — причина опасности — последствие опасности —действие.
Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности — это событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности — негативное изменение, вызванное причиной. Действие — это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.
При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.
Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.
Программа рассчитана на 35 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока, который учитель может использовать для закрепления знаний по наиболее сложным темам.
Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
формирование способностей к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окрул«аю-щей среды, и правильного поведения в случае их возникновения;
изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;
ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;
освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;
понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;
самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния;
формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.
Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные и электронные пособия.
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //standart.edu.ru.
4. Примерной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. – 40с.
5. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник / С.Н. Вангородский , В.Н. Латчук, В.В. Марков; – М.: Дрофа, 2015. – 223 с.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
∙ безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
∙ понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
∙ принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
∙ антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
∙ отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
∙ готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
∙ формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
∙ формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
∙ выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 в учебном плане МОУ ИТЛ №24 на 2016-2017 учебный год на изучение ОБЖ в 8 классе отводится 1час. Всего 35 часов в год.
2. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Рассматриваемые темы. ЧС техногенного характера. Причины техногенных ЧС и защита от них. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре. Классификация пожаров. Причины и последствия пожаров и взрывов. Опасные факторы пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения. Пожары и паника. Виды химических аварий. Аварийно химически опасные вещества. Причины и последствия химических аварий. Защита населения от химических аварий. Правила поведения при выбросе АХОВ. Радиация вокруг нас. Аварии на радиационно опасных объектах. Последствия радиационных аварий. Защита от радиационных аварий. Гидродинамические аварии. Защита от гидродинамических аварий. Защита от гидродинамических аварий. Автомобильные аварии. Безопасное поведение на дорогах. Состояние природной среды. Изменение состава атмосферы. Изменение состояния гидросферы. Изменение состояния суши. Нормативы воздействия на природу.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
Рассматриваемые темы. Основы медицинских знаний. Первая помощь при массовых поражениях. Первая помощь при поражении АХОВ. Первая помощь при бытовых отравлениях.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Рассматриваемые темы. Основы ЗОЖ. Физическая культура и закаливание. Семья в современном обществе.
3. Тематическое планирование учебного материала по ОБЖ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в теме |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства. | 28 |
2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 4 |
3 | Основы здорового образа жизни. | 3 |
| Итого: | 35 |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебник: Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник / С.Н. Вангородский , В.Н. Латчук, В.В. Марков; – М.: Дрофа, 2015. – 223 с.
Методические пособия
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-методическая литература:
∙ Конституция Российской Федерации
∙ Правила дорожного движения Российской Федерации
∙ Семейный кодекс Российской Федерации
∙ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
∙ Уголовный кодекс Российской Федерации
∙ Федеральный закон «О гражданской обороне»
∙ Закон «Об образовании»
∙ Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
∙ Федеральный закон «О пожарной безопасности»
∙ Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
∙ Федеральный закон «О противодействии терроризму»
∙ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
∙ Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
∙ Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»
∙ Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»
∙ Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
∙ Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
∙ Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
∙ Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
∙ Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов[1]
∙ Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
Технические средства обучения
∙ Мультимедийный компьютер
∙ Цифровая фотокамера
∙ Мультимедиапроектор
∙ Экран настенный
Средства программного обучения и контроля знаний
∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
∙ Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
∙ Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
∙ Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
Макеты, муляжи, модели
∙ Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
∙ Муляжи тела человека
Стенды, плакаты
∙ Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
∙ Безопасность на улицах и дорогах
∙ Криминогенные ситуации
∙ Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
∙ Правила поведения при землетрясениях
∙ Пожары, взрывы
∙ Наводнения и затопления
∙ Правила оказания первой помощи
∙ Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
∙ Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
∙ Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
∙ Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
∙ Дорожные знаки
∙ Пожарная безопасность
∙ Безопасность в быту
∙ Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
∙ Активный отдых на природе
∙ Опасные ситуации в природных условиях
∙ Безопасность на воде
∙ Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
∙ Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
∙ Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте
∙ Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
∙ Первая помощь при массовых поражениях
∙ Правила транспортировки пострадавших
∙ Безопасность дорожного движения
∙ Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
∙ Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Средства индивидуальной защиты
∙ Средства защиты дыхания
∙ Ватно-марлевые повязки
∙ Противопылевые тканевые маски
∙ Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
∙ Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
∙ Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
∙ Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
∙ Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см
∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см
∙ Шина фанерная длиной 1 м
∙ Жгут кровоостанавливающий эластичный
Аудиовизуальные пособия
∙ Учебные видеофильмы на цифровых носителях
∙ Действия учащихся по сигналам ГО
∙ Средства индивидуальной защиты
∙ Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
∙ Гидродинамические аварии
∙ Автономное существование человека в природных условиях
∙ Промышленные пожары и взрывы
∙ Безопасность на улицах и дорогах
∙ Безопасность на воде
∙ Безопасность на природе
∙ Правила безопасного поведения в быту
- ЧС на транспорте
- Техногенные аварии и катастрофы