Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 7 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник для 7 класса (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности».Издательство «Просвещение», 2011г.), включённый в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. №822)
Программа рассчитана на 35 часов.
В авторскую программу изменений внесено не было. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе учреждения. Она включает все темы, предусмотренные федеральным и региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций; -семинары и круглые столы; -индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности» и «Безопасное колесо», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы) и устный опрос (собеседование).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: правила безопасного поведения до и время опасных природных явлений; меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания
в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля Измери-тели | Элементы дополни тельного содержания | Домашнее Задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Город, как источник опасности | 1 | Комбиниро-ванный | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору, о чрезвычайных ситуациях | Знать об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Уметь: – владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!»; – использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности | Практическая работа: Отработка навыков действий обучающихся по сигналу «Внимание всем!» (15 мин) | Средства подачи сигнала | Службы безопасности города | 01. 09. | |
2 | Дом в котором мы живём. | 1 | Комбиниро-ванный | Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома | Знать правила безопасного использования электрических и электронных приборов; средств бытовой химии; различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Использовать полученные знания в повседневной жизни при выполнении хозяйственных работ дома | Решение ситуационных задач | | Источники опасности в доме | 08. 09. | |
3 | Поражающие факторы, причины и последствия пожаров | 1 | Комбиниро-ванный | Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. | Знать правила пожарной безопасности и поведения при пожарах. | Индивидуальный опрос | | Вред от пожаров | 15. 09. | |
4 | Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания. | 1 | Комбиниро-ванный | Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания | Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме. Уметь владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище | Решение ситуационных задач | | Правила безопасности при пожаре | 22. 09. | |
5 | Первичные средства пожаротуше-ния. | 1 | Комбиниро-ванный | Первичные средства пожаротушения. Размещение средств пожаротушения в школе. Наименование первичных средств пожаротушения. Действия пожарного расчета при использовании первичных средств пожаротушения. | Знать наименование первичных средств пожаротушения. Уметь определять и использовать первичные средства пожаротушения. Правильно действовать в случае возгорания. | Индивидуальный опрос | | Первичные средства пожаротуше-ния | 29. 09. | |
6 | Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами и оборудованием | 1 | Комбиниро-ванный | Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. | Знать правила безопасного использования электрических и электронных приборов Использовать полученные знания в повседневной жизни при выполнении хозяйственных работ дома | Индивидуальный опрос | | Правила пользования электро-приборами | 06. 10. | |
7 | Водоём. Безопасное поведение на воде. | 1 | Комбиниро-ванный | Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде | Знать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему. Владеть навыками оказания помощи утопающему. Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде | Индивидуальный опрос | | Правила безопасности на воде | 13. 10. | |
8 | Строевая подготовка | 1 | Комбиниро-ванный | Строевая подготовка: строи отделения, взвода | Знать элементы строевой подготовки Владеть навыками строевой подготовки; оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | Строй, фланги | 20. 10. | |
9 | Строевая подготовка: повороты на месте. | 1 | Комбиниро-ванный | Строевая подготовка: строи отделения, взвода | Знать элементы строевой подготовки Владеть навыками строевой подготовки; оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | Определение строя | 27. 10. | |
10 | Стихийные бедствия и безопасность человека. | 1 | Комбиниро-ванный | Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. | Знать правила безопасного поведения при стихийных бедствиях Уметь: – предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; – использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос | | Правила безопасности при землетрясении | 10. 11. | |
11 | Индивидуальные средства защиты органов дыхания. | 1 | Комбиниро-ванный | Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш); их использование | Знать о средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты: противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой | Индивидуальный опрос | | Назначение индивидуаль-ных средств защиты органов дыхания (СИЗ) | 17. 11 | |
12 | Средства индивидуаль-ной защиты: респираторы, противогазы. | 1 | Практичес-кое | Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш); их использование | Знать о средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты: противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой | Индивидуальный опрос | | Устройство противогаза | 24.11 | |
13 | Практические занятия со средствами защиты органов дыхания. | 1 | Практичес-кое | Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш); их использование | Знать о средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты: противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой | Индивидуальный опрос | | Требования норматива по одеванию ГП-5 | 01.12 | |
14 | Криминальные ситуации вне жилища. | 1 | Комбиниро-ванный | Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. | Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Уметь: – овладеть навыками поведения в криминогенных ситуациях; – использовать полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи | Индивидуальный опрос | | Безопасное поведение на улице | 08. 12 | |
15 | Безопасное поведение школьника. | 1 | Комбиниро-ванный | Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершить насильственные действия.Самооценка поведения. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества. | Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Уметь: – овладеть навыками поведения в криминогенных ситуациях; – использовать полученные знания в повседневной жизни | Индивидуальный опрос | | | 15. 12 | |
16 | Безопасное поведение на улице. | 1 | Комбиниро-ванный | Правила безопасногоповедения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте. Првила обращения с незнакомым человеком. | Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. | Индивидуальный опрос | | | 22. 12 | |
17 | Государствен-ные символы России и Татарстана. | 1 | Комбиниро-ванный | Государственные символы России и Татарстана: герб, гимн, знамя. Статус государственных символов | Знать государственные символы России и Татарстана: герб, гимн, знамя Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | История герба и флага | 29. 12 | |
18 | Строевая подготовка: одиночная подготовка. | 1 | Комбиниро-ванный | Строевая подготовка: строевая стойка; повороты на месте | Знать элементы строевой подготовки Владеть навыками строевой подготовки; оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | | 12. 01 | |
19 | Строевая подготовка отделения. | 1 | Комбиниро-ванный | Строевая подготовка: перестроения из одной шеренги в две и обратно | Знать элементы строевой подготовки Владеть навыками строевой подготовки; оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | | 19. 01 | |
20 | Строевая подготовка взвода. | 1 | Комбиниро-ванный | Строевая подготовка: движение строевым шагом | Знать элементы строевой подготовки Владеть навыками строевой подготовки; оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | Обязанности перед построением | 26. 01 | |
21 | Огневая подготовка: меры безопасности при стрельбе. | 1 | Комбиниро-ванный | Приемы изготовки для стрельбы из стрелкового оружия. Меры безопасности | Знать приёмы изготовки для стрельбы из стрелкового оружия; меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками стрелковой практики | Индивидуальный опрос | | Меры безопасности при стрельбе | 02. 02 | |
22 | Огневая подготовка: основы стрельбы из стрелкового оружия. | 1 | Практичес-кое | Стрельба из пнвматического оружия | Знать правила стрельбы из стрелкового оружия Владеть навыками стрельбы из-за укрытия; оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | Явление выстрела. | 09. 02 | |
23 | Огневая подготовка: приемы и правила стрельбы. | 1 | Практичес-кое | Стрельба из пнвматического оружия | Знать правила стрельбы из стрелкового оружия Владеть навыками стрельбы из-за укрытия; оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | Правила стрельбы. | 16. 02 | |
24 | Строевая подготовка: одиночная подготовка, строевые приемы и движения без оружия. | 1 | Комбиниро-ванный | Строевая подготовка: движение строевым шагом | Знать элементы строевой подготовки Владеть навыками строевой подготовки; оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | | | 01. 03 | |
25 | Права, обязанности и ответствен-ность военнослужа-щих. | 1 | Комбиниро-ванный | Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). | Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, налагаемых на солдат и матросов. | Индивидуальный опрос | | Ответствен-ность военнослужа-щих | 15. 03 | |
26 | Обязанности военнослужа-щего, командира отделения. | 1 | Комбиниро-ванный | Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих. Ответственность командира отделения за подчиненное отделение. Права и обязанности. | Знать права и обязанности военнослужащего. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. | Индивидуальный опрос | | Обязанности кадета | 22. 03 | |
27 | Безопасность дорожного движения: обязанности пешехода, велосипедиста. Правила дорожного движения. | 1 | Комбиниро-ванный | Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. | Знать обязанности и права пешехода и велосипедиста. | Индивидуальный опрос | | Обязанности пешехода, велосипедиста | 29. 03 | |
28 | Инженерная подготовка: оборудование одиночного окопа. | 1 | Практичес-кое | Инженерная подготовка: оборудование одиночного окопа. | Знать размеры и правила подготовки и оборудования одиночного окопа. Владеть навыками работы малой саперной лопатой, маскировкой. | Индивидуальный опрос | | Размеры одиночного окопа | 05. 04 | |
29 | Личная гигиена учащихся (военнослужа-щих). | 1 | Комбиниро-ванный | Значение личной гигиены учащихся. Элементы личной гигиены. | Знать о личной гигиене учащихся. Владеть навыками использования элементов личной гигиены. | Индивидуальный опрос | | Правила личной гигиены | 12. 04 | |
30 | Индивидуаль-ные медицинские средства профилактики, защиты и пользование ими. | 1 | Комбиниро-ванный | Медицинская аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. | Знать о перевязочных и лекарственных средствах медицинской аптечки; Уметь владеть навыками пользования медицинской аптечкой | Индивидуальный опрос | | Медицинская аптечка. Аптечка АИ-2 | 19. 04 | |
31 | Местность как элемент боевой обстановки. Топографиче-ские карты. Условные обозначения. | 1 | Комбиниро-ванный | Топографические карты. Условные обозначения объектов местности. | Знать условные обозначения местности. Владеть навыками топографии; оценки уровня своей подготовленности к военной службе. | Индивидуальный опрос | | Значение топографических карт | 26. 04 | |
32 | Определение сторон горизонта с помощью компаса. | 1 | Комбиниро-ванный | Правила ориентирования на местности | Знать способы ориентирования на местности. Владеть навыками ориентирования на местности | Индивидуальный опрос | | Устройство компаса | 03. 05 | |
33 | Движение по азимуту днем и ночью.
| 1 | Комбиниро-ванный | Правила ориентирования на местности, движение по азимуту. Определение азимута. | Знать способы ориентирования на местности. Прокладка маршрута с помощью азимута. Владеть навыками ориентирования на местности | Индивидуальный опрос | | Определение -азимут | 10. 05 | |
34 | Воинские и специальные звания Вооруженных Сил и МВД России | 1 | Комбиниро-ванный | Воинские и специальные звания Вооруженных Сил и МВД России | Знать воинские и специальные звания Вооруженных Сил и МВД России | Индивидуальный опрос | | Воинские и специальные звания | 17. 05 | |
35 | Физическая и специальная подготовка сотрудников МВД и военнослужащих российской армии | 1 | Комбиниро-ванный | Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. | Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос | | Значение двигательной активности | 24. 05 | |