СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обж 9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЖ 9 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса основ безопасности жизнедеятельности для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программ общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплексная программа. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2014; авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г) Программа представляет собой часть общеобразовательной области основ безопасности жизнедеятельности и предназначена для учащихся основной школы (9 класс). Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МАОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска». Особенностью курса «ОБЖ» по отношению к ФГОС ООО является то, что в нем со¬держится описание видов деятельности обучающихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление системно - деятельностного подхода к обучению, на организацию разно¬образной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование со¬временных технологий. Концепция программы - ознакомление обучающихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также приобретение ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса обучающиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, получат практические навыки по оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни. Актуальность программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в воспитании личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Использование данной программы в Кадетской школе целесообразно, т.к.: 1)наличие большого количества информационного материала (презентаций, видеофильмов) позволяет проводить уроки, соответствующие высокому уровню знаний обучающихся; 2)материально-техническое оснащение кабинета ОБЖ и участие школьников в традиционных военизированных играх «Зарница» , олимпиадах по ОБЖ, соревнованиях по ПДД , позволяет полностью реализовать практическую часть программы. Новизна данной программы заключается в том, что тема «Массовые заболевания» из раздела «Чрезвычайные ситуации социального характера» (9 класс) перенесена в раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера», что более соответствует классификации чрезвычайных ситуаций. В рабочую программу добавлена тема «Автономное существование человека в природных условиях» изучение которой не предусмотрено тематическим планированием примерной программы со¬ставленным из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования для 7—9 классов из расчета 1 ч в неделю. Данные изменения обусловлены тем, что знание содержания отсутствующих тем определено ФГОС и планиру

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обж 9 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска»




«Рассмотрено» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор МАОУ «Кадетская

___________ школа №4 г. Горно-Алтайска»

протокол № от ___________Красикова Г.В.

« » 2015г. Приказ № от

« » 2015 г.


«Согласовано»

на методическом совете

протокол № от

« » 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

9 класс

(ОБЖ)

(базовый уровень)



Программа разработана в 2015 г.

составитель:

Петренко Юрий Николаевич

учитель ОБЖ


г. Горно-Алтайск





ОБЖ 9 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса основ безопасности жизнедеятельности для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программ общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплексная программа. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2014; авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г) Программа представляет собой часть общеобразовательной области основ безопасности жизнедеятельности и предназначена для учащихся основной школы (9 класс).

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МАОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска».

Особенностью курса «ОБЖ» по отношению к ФГОС ООО является то, что в нем со­держится описание видов деятельности обучающихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление системно - деятельностного подхода к обучению, на организацию разно­образной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование со­временных технологий.

Концепция программы - ознакомление обучающихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также приобретение ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса обучающиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, получат практические навыки по оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.

Актуальность программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в воспитании личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Использование данной программы в Кадетской школе целесообразно, т.к.: 1)наличие большого количества информационного материала (презентаций, видеофильмов) позволяет проводить уроки, соответствующие высокому уровню знаний обучающихся; 2)материально-техническое оснащение кабинета ОБЖ и участие школьников в традиционных военизированных играх «Зарница» , олимпиадах по ОБЖ, соревнованиях по ПДД , позволяет полностью реализовать практическую часть программы.

Новизна данной программы заключается в том, что тема «Массовые заболевания» из раздела «Чрезвычайные ситуации социального характера» (9 класс) перенесена в раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера», что более соответствует классификации чрезвычайных ситуаций.

В рабочую программу добавлена тема «Автономное существование человека в природных условиях» изучение которой не предусмотрено тематическим планированием примерной программы со­ставленным из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования для 7—9 классов из расчета 1 ч в неделю.

Данные изменения обусловлены тем, что знание содержания отсутствующих тем определено ФГОС и планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска»

В 9 классе заложено 34 часа в год в соответствии с распределением часов основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска».

Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Ряд практических работ можно проводить во время изучения соответствующих тем. Помимо этого, обучающиеся могут сформулировать оценки соматометрии, работоспособности и тренированности ритмического характера жизненных функций. Программой предусмотрены практические работы, направленные на исследование тех или иных физиологических особенностей организма человека, его здоровья; на изучение способов оказания первой доврачебной помощи при ранениях, травмах, переломах, а также правила наложения повязок. Обучающиеся могут использовать изученное на практических занятиях: в походах, на отдыхе, при различного рода чрезвычайных ситуациях. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.

В основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др..

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (ОБЖ автор Смирнов А.Т., Хренников Б.О.; под общ. Ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2014 г.) и методическое пособие для учителя (программа ОБЖ, автор Смирнов А.Т., 1-11классы, Москва «Просвещение» 2014г.).

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе направлено на достижения следующей цели:

Главная цель образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образова­ния является формирование личности «безопасного типа» и культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

Основными задачами ОБЖ на ступени основного общего обра­зования являются освоение обучающимися определенного уров­ня знаний, умений и навыков для осознания и содействия в обеспечении:

• личной безопасности при опасных, экстремальных и чрез­вычайных ситуациях различного характера;

• безопасности общества от воздействия негативных факто­ров социально-криминогенного характера;

• безопасности на государственном уровне по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, внешних и внут­ренних угроз, экстремизма и терроризма.

Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Предмет ОБЖ на ступени основного общего образования нацелен на формирование у обучающихся:

• культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и госу­дарства посредством осознания значимости безопасного пове­дения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техно­генного и социального характера;

• убеждения в необходимости безопасного и здорового обра­за жизни, исключающего употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

• понимания роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстре­мизма и терроризма;

• понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

• антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимания необходимости сохранения природы и окружа­ющей среды для полноценной жизни человека;

• знаний основных факторов проявления опасных и чрезвы­чайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства, и умения предвидеть воз­никновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, быть готовым проявить предосторожность в ситуациях неопределенности;

• знаний и умений применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умения оказывать первую помощь пострадавшим;

• умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• основ проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на терри­тории проживания.

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу структуры и содержания рабочей программы принят блочный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведе­ния.

Блочный принцип позволяет:

  • эффективнее организовать учебно-воспитательный про­цесс в области безопасности жизнедеятельности с учетом местных реальных особенностей в облас­ти безопасности, а также более полно использовать метапред­метные связи при изучении тематики ОБЖ;

  • структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 9 классе.

Структурные компоненты программы представлены в трех учебных блоках, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый блок содер­жит тематику занятий с учетом целей и основных задач, решае­мых ОБЖ на ступени основного общего образования.

Блок 1. «Обеспечение безопасности личности, общества и госу­дарства»

Блок 2. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» .

Блок 3. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи .

.

При изучении тематики ОБЖ можно выделить пять основ­ных видов учебной деятельности обучающихся:

1. Учебно-познавательную, включающую:

• изучение нового учебного материала на уроках;

• выполнение домашней работы с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жиз­ни и его составляющих.

2. Аналитическую, включающую:

• установление причинно-следственной связи между явле­ниями и событиями, происходящими в окружающей среде;

• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формиро­вание современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жиз­ни; воспитание антитеррористического поведения.

4. Поисково-исследовательскую, включающую:

• наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.

5. Творческую, включающую:

• самостоятельное раскрытие новых сторон изучаемых явлений, приобретения знаний о новых фактах, умения видеть новое в уже известных фактах.

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:

Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары, демонстрация, практические занятия, соревнования, ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно- поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проект.)

Кибернетический: управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирование и мотивация.

Самостоятельная учебная деятельность.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика

В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно- поисковой, исследовательской деятельности учащихся.

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного плана:

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется метапредметные связи с физической культурой, историей, биологией, географией, химией, физикой.

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

Обязательная часть базисного учебного плана Кадетской школы, реализующей основ­ную образовательную программу основного общего образования, отводит для изучения ОБЖ 34 часа в год в 9 классах (т.е. по 1 часу в неделю).

Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Реализация задач ОБЖ в рамках внеурочной деятельности организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственного, военно-патриотического, физкультурно-спортивного и оздоровительного, социального, общеинтеллектуального, общекуль­турного) в таких формах, как:

- участие в спортивных соревнованиях, соревнования по военно-прикладным и другим видам спорта,

- участие в военно-спортивной игре «Зарница»,

- соревнования по линии МЧС « Спасение на воде», «Юный пожарный» ,

- участие в игре «Безопасное колесо»,

- участие в военно-полевых сборах в выездном лагере «Патриот» и др., реализующих программы дополнительного образования Кадетской школы;

- участие в научно-практических конференциях, олимпиа­дах по ОБЖ.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения, как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры основного общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Данная программа обеспечивает достижение учениками восьмого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов изучения курса «ОБЖ»

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) навыки смыслового чтения;

Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.


Содержание тем учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

9 класс (34 часа)

Раздел 1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях социального характера (10 ч)

Тема 1. Чрезвычайные ситуации социального характера (1 ч)

Общие понятия о безопасности человека в обществе, соци­альной опасности, чрезвычайных ситуациях социального харак­тера. Классификация социальных опасностей.

Тема 2. Терроризм в современном мире (2 ч)

Общие понятия о терроризме

Понятие о терроре, терроризме, террористическом акте. Классификация терроризма. Черты, формы и методы современ­ного терроризма.

Система борьбы с терроризмом

Система борьбы с терроризмом. Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации. Антитеррористические мероприятия.

Тема 3. Межнациональные отношения (1ч)

Многогранность культуры России. Межнациональные связи. Многонациональное государство и чувство патриотизма. Един­ство и дружба народов. Уважение к национальным традициям народов России.

Тема 4. Криминогенные угрозы (1ч)

Понятие о мошенничестве, хищении имущества и похище­нии людей. Формы мошенничества и их классификация. Мотивы совершения похищений людей. Торговля людьми и использование рабского труда. Рекомендации по защите от криминогенных угроз.

Тема 5. Обеспечение безопасности при посещении массовых мероприятий (1ч)

Понятие о толпе, панике. Состав толпы. Механизм возник­новения паники. Правила подготовки к посещению мест массо­вого пребывания людей. Обеспечение безопасности при посе­щении массовых мероприятий.

Тема 6. Информационная безопасность (1ч)

Средства массовой информации (СМИ). Негативные по­следствия воздействия СМИ на сознание человека. Способы защиты от негативного воздействия (влияния) СМИ.

Тема 7. Секты и безопасность (1ч)

Понятие о секте, адептах. Классификация сект. Негативное воздействие сект на человека. Правила безопасности и помощь человеку, попавшему в секту.

Тема 8. Игромания (1ч)

Понятие об игромании. Причины возникновения, симптомы и последствия игромании. Профилактика игровой зависимости.

Тема 9. Суицид (1ч)

Понятие о самоубийстве, суициде. Причины суицида. Суициидальное поведение. Помощь человеку в трудную минуту. Оказание помощи человеку с депрессивными мыслями.


Раздел 2. Первая помощь (9 ч)

Тема 10. Потеря сознания (1ч)

Потеря сознания (обморок). Первая помощь при обмороке.

Клиническая, биологическая смерть: понятия, признаки и спо­собы определения.

Тема 11. Сердечно-легочная реанимация (3 ч) Правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Тема 12. Утопление (1 ч)

Способы извлечения утопленника из воды. Виды утопления и способы оказания первой помощи.

Тема 13. Поражение электрическим током (1ч)

Воздействие электрического тока на организм человека. Электротравма. Меры безопасности. Способы и порядок дей­ствий при освобождении человека от воздействия электрического тока. Оказание первой помощи.

Тема 14. Попадание инородного тела в организм человека (1 ч)

Основные причины попадания инородных тел в организм человека (трахею (дыхательное горло), пищевод, нос, ухо). Виды и последствия травм. Порядок оказания первой помощи.

Тема 15. Травмы глаз (1ч)

Виды травм и их последствия. Попадание инородного тела в глаз. Химический ожог глаз. Правила оказания первой помощи.

Тема 16. Профилактика инфекционных заболеваний (1 ч)

Понятие об инфекционных заболеваниях, их возбудителях. Меры профилактики заболеваний: повышение сопротивляе­мости организма (соблюдение санитарных норм, физкультура, закаливание), профилактические прививки.


Раздел 3. Формирование личностных качеств (6 ч)

Тема 17. Взаимодействие человека и общества (1ч)

Социальное развитие человека и его взаимоотношение с ок­ружающими. Социальное благополучие.

Тема 18. Формирование личности (1 ч)

Особенности взаимоотношений детей с родителями. Поло­жения семейного кодекса. Обязанности родителей и детей.

Особенности взаимоотношений в коллективе. Коллектив в школе. Преодоление трудностей в жизни и общении.

Тема 19. Совершенствование умственных и творческих способностей. Формирование собственного имиджа (1ч)

Развитие памяти, умственная и творческая активность. Пос­тановка речи и ораторского мастерства. Умение одеваться и ма­нера держаться.

Тема 20. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья (1ч)

Понятие о психологической уравновешенности. Умение уп­равлять собой. Факторы риска нарушения психологического здоровья.

Тема 21. Духовные и нравственные качества личности (1ч)

Богатство внутреннего мира человека. Нормы, морали, цен­ности.

Тема 22. Личность безопасного типа (1ч)

Формирование личности безопасного типа. Роль культуры безопасности жизнедеятельности в жизни человека. Бережное отношение к себе, окружающим людям и природе.


Раздел 4. Обеспечение безопасности на государственном уровне (9 ч)

Тема 23. Правовые основы обеспечения защиты населения (1 ч)

Положения нормативных правовых актов (Конституция Рос­сийской Федерации, федеральные законы и т.д.) в области обес­печения безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Тема 24. Гражданская оборона (1ч)

Понятие о гражданской обороне, ее задачи, силы и средства.

Тема 25. МЧС России (1 ч)

История зарождения спасательной службы и МЧС России.

Задачи МЧС России на современном этапе.

Тема 26. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (1ч)

Понятие о РСЧС. Общие задачи, силы и средства РСЧС. Службы экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях.

Тема 27. Профессии спасателя и пожарного (1 ч)

Социальная значимость, ответственность и особенности ра­боты спасателя и пожарного.

Тема 28. Формирование культуры безопасности жизнедеятель­ности (1ч)

Понятие и пути формирования КБЖ. Формирование совре­менного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения.

Тема 29. Армия на защите Отечества (2 ч)

Вооруженные силы Российской Федерации

Армия на страже Отечества, сохранение суверенитета и целостности Российского государства. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе: задачи, структура.

Памятные даты воинской славы

Памятные даты воинской славы.

Тема 30. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Феде­рации (1 ч)

Традиции Вооруженных Сил России.

Понятие о воинском долге и патриотизме. Честь и достоин­ство воина.

Требования, предъявляемые к военнослужащему.


Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.


Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и письменный (контрольное тестирование).

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку « получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

Итоговое тестирование за 1 полугодие по теме: «Основы комплексной безопасности»


1.Режим ЧС в пределах конкретной территории вводится:

а) При угрозе возникновения ЧС.

б) При возникновении и ликвидации ЧС.

в) При устранении Последствий ЧС.

2. Для защиты от проникающей радиации нуж­но использовать:

     а) Противогаз, укрытие;

     б) Респиратор, убежище;

     в) Убежище, укрытие;

     г) ОЗК.

3. Экология - это:

а) Наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ друг с другом и окружающей средой.

б) Наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды и практические проблемы ее охраны.

в) Прогнозирование изменений биосферы в интересах разработки мероприятий по сохранению и улучшению среды обитания человека.

г) Сложный процесс обеспечения жизни общества за счет веществ и энергии, взятых из природы.

д) Влияние общества на природу в ходе глобальных процессов биосферы.

е) Стихийное влияние человека на использование природных ресурсов.

ё) Процесс, направленный на оздоровление природы, сохранение ее богатств, для будущих поколений.

ж) Наука о взаимоотношении живых существ между собой и окружающей средой обитания.

4.Что такое чрезвычайная ситуация?

а) синоним экстремальной ситуации;

б) экстремальная ситуация, сложившаяся в результате снижения уровня производительности труда;

в) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате проведения военных учений;

г) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

5. По масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на:

а) Локальные.

б) Федеральные.

в) Объектовые.

г) Местные.

д) Региональные.

е) Территориальные.

ё) Трансграничные.

ж) Масштабные.

6. РСЧС создана с целью:

а) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийноспасательных и других неотложных работ;

б) объединения усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечения первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

7. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответству­ющих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

а) повседневной деятельности:

б) прогнозирования обстановки;

в) повышенной готовности;

г) чрезвычайной ситуации;

д) оперативного реагирования.

8. Назовите закон в России определяющий правовые и организ­ационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуа­ций:

а) закон Российской Федерации «О безопасности»;

б) Федеральный закон «Об обороне»;

в) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

г) Федеральный закон «О гражданской обороне».

9. Назовите федеральный орган в России решающий задачи безопасности жизнедеятельности населения:

а) Министерство Обороны Российской Федерации;

б) Министерство Российской Федерации по делам гражданс­кой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос­ледствий стихийных бедствий;

в) Федеральная служба безопасности;

г) Министерство труда и занятости Российской Федерации.

10. Под ликвидацией ЧС подразумевается:

а) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС;

б) локализация зон ЧС и прекращение действия характерных для них опасных факторов;

в) организация строительства жилья для пострадавшего насе­ления.

11. К зоне чрезвычайной ситуации относится:

а) территория, на которой прогнозируется ЧС;

б) территория, на которой расположены потенциально опас­ные объекты;

в) территория, на которой сложилась ЧС.

12. Назовите систему созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

а) система наблюдения и контроля за состоянием окружаю­ щей природной среды;

б) Единая государственная система предупреждения и ликви­дации ЧС;

в) система сил и средств для ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций.


Предлагаемая контрольная работа по ОБЖ для 9 класса служит итоговой проверкой знаний по предмету. Она поводится в конце учебного года и рассчитан на 1 урок. Контрольная работа состоит из заданий базового уровня и содержит 27 заданий.

В первой части (вопрос 1-20) – задания в тестовой форме.  Из трех представленных вариантов необходимо выбрать только один,- наиболее правильный и полный.

Во второй части (вопрос 21-22) для каждого вопроса приведены  7 вариантов ответов. Учащимся надо выбрать все правильные ответы  от одного до семи.

В третьей части  (вопрос 23-27) задания представлены в виде вопросов, на которые учащиеся должны дать правильный ответ.

  Для проверки контрольной работы разработан специальный бланк. В клетке пересечения номера вопроса и соответствующей буквы ответа, ученик ставит знак- крестик. В третьей части ученик вписывает недостающие слова напротив номера вопроса.

 

Число правильно выполненных заданий

 

менее 15

 

15-19

 

20-23

 

24-27

оценка

2

3

4

5

 

1.  Загрязнение окружающей среды говорит?

а) о привнесении в среду обитания не характерных загрязнителей;

б) о нарушении экологии человека;

в) об изменении частоты сердечной деятельности.

 2. К среде обитания человека относится:

а) материальное благополучие;

б) физическое воздействие солнечной радиации;

в) природная и социальная.

3. К радиационным факторам, воздействующим на  здоровье человека, относятся:

а) тяжелые лучевые поражения;

б) ожоги тела;

в) массовые эпидемии.

4. К агрессивным химически опасным отравляющим веществам (АХОВ) относятся:

а) синильная кислота, сероводород, оксид углерода, аммиак;

б) хлор, фосген, сероуглерод, хлорид серы;

в) синильная кислота, хлор, фосген.

 5. Асептика – это:

А) меры по предотвращению попадания болезнетворных организмов в рану;

Б) способы остановки кровотечения из раны;

В) меры по борьбе с болезнетворными организмами в ране.

6. К факторам риска, связанным с ростом городов и городского населения, оказывающим влияние на здоровый образ жизни, относятся:

а) табакокурение,  наркомания, нерациональное питание;

б) шум,  радиация, нарушение температурного режима;

в) изменение микроклимата, загрязнение окружающей среды.

7. Ксенобиотики – это:

а) чужеродные соединения;

б) окружение организма человека;

в) не свойственные человеку изменения на клеточном уровне.

8.Индивидуальная страховочная система – это:

а) умения, навыки и способности человека к самоспасению;

б) способность организма противостоять инфекционным заболеваниям;

в) система предохранительных поясов и обвязок.

9. Приспособление человека к новым  для него условиям жизни называют:

а) интоксикация;

б) акклиматизация;

в) реакклиматизация.

10. Самая простая и наглядная система питания:

а) питание по принципу: ем все, что принимает организм;

б) сбалансированное калорийное питание;

в) кисломолочная диета.

11. Человек будущего, по мнению фантастов – это:

а) личность гармонично развитая;

б) индивид с развитыми телепатическими и телокинетическими способностями;

в) неравномерно развитый человек с огромной и умной головой и маленьким слабым телом.

12. Наличие у человека биологических часов – это:

а) природный дар узнавания времени наугад;

б) нормальное состояние организма человека;

в) состояние, которое человек может использовать для повышения своей работоспособности.

13.Возбудители инфекционных заболеваний находятся:

а) повсеместно;

б) в основном, в атмосфере;

в) в основном в воде.

14. Измерение на карте проводят с помощью:

а) циркуля, курвиметра;

б) соотношения сантиметрового промежутка на линейке жидкого компаса;

в) расчерченной самодельной линейки, полоски бумаги и натренированного глазомера.

15. Состояние, когда  человеку или животному вдруг необходимо нападать или спасаться бегством, называется:

а) стресс-реакция;

б) стресс- фактор;

в) способность предугадывать дальнейшее развитие событий.

16.  Очагом аварии на химически опасном объекте считается:

а) территория, в пределах которой облако, содержащее АХОВ, обладает наибольшими поражающими способностями;

б) территория, включающая в себя само место аварии и прилегающую к нему площадь растекания, разбрасывания АХОВ;

в) площадь химического заражения воздуха в результате распространения облака, содержащего АХОВ за счет ветра.

 17. Пострадавшего с повреждением позвоночника следует транспортировать:

а) лежа на спине, на жестком щите;

б) лежа на боку;

в) сидя.

18. Наибольшую вентиляцию легких обеспечивает следующий способ искусственного дыхания:

а) «рот в рот», «рот в нос», в положении пострадавшего на спине;

б) методическое сдавливание грудной клетки пострадавшего спереди и сзади в положении его на животе;

в) отведение рук пострадавшего за голову и возвращение к грудной клетки в положении пострадавшего на спине.

19. правильной последовательностью оказания первой помощи пострадавшему, если у него прекратилось дыхание и сердечная деятельность. Является:

а) наружный массаж сердца, освобождение дыхательных путей,  искусственное  дыхание;

б) освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание, наружный массаж сердца;

в) искусственное дыхание, наружный массаж  сердца;

20. Самое верное ориентирование – это:

а) ориентирование по компасу и карте;

б) ориентирование по небесным телам

в) комплексное ориентирование по нескольким признакам.

21. К заблаговременным мероприятиям по снижению ущерба от ураганов, бурь и смерчей относятся:

а) ограничение  в размещении на этой территории объектов с опасными производствами;

б) переход к безопасным режимам работы различных производств в условиях стихийного бедствия;

в) частичная эвакуация населения;

г) ограничение в землепользовании в районах частых ураганов, смерчей, бурь;

д) укрепление зданий и сооружений;

е) ликвидация последствий стихийного бедствия;

ж) прогнозирование пути прохождения, времени прохода и последствий урагана, бури, смерча.

22. К предметам личного снаряжения  туриста относится:

а) КЛМН (кружка, ложка, миска, нож);

б) палатка;

в) лопатка;

г) туалетные принадлежности;

д) спички;

е) котелок;

ж) спальник.

23. Для защиты от неприятностей, связанных с электростатическим полем, необходимо  __________________________________.

24. Заблаговременное предупреждение населения о возможных ЧС  и их последствиях с помощью различных систем информации, сигнальных средств называется  ___________________________.

25. Крайнее состояние организма, переход от жизни к смерти называется ______________________________.

26. Доступные каждому человеку пути и способы продления жизни – это.__________________________________

27. Если при переломе кости целостность кожных покровов не нарушена, то перелом считается________________________________
















Бланк ответов

к итоговой контрольной работе по ОБЖ за курс 9 класса.

Ф. И. О.____________________________________________________

Вариант____                                        «____»_______________201__ г.



Часть 1.

А

Б

В

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

18

 

 

 

19

 

 

 

20

 

 

 

















Часть 2.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

21 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 










Часть 3.


23


24

 

25

 

26

 

27

 













Тематическое планирование ФГОС ООО

п/п

Кол-во часов

дата

Тема урока

Формы уроков

Планируемые образовательные результаты изучения раздела



личностные

УУД

метапредметные

УУД

предметные

УУД



Раздел 1 Безопасность в чрезвычайных ситуациях социального характера (10 ч)

1

1


Чрезвычайные ситуации социального характера

Урок-семинар

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


Решение ситуационных задач по безопасному поведению при посещении массовых мероприятий и в случае возникновения паники и беспорядков

Использовать полученные знания в повседневной жизни.


Мультимедийные презентации


2

2


Терроризм в современном мире

Урок-лекция

3

1


Межнациональные отношения

Урок-лекция

4

1


Криминогенные угрозы

Урок-лекция

видеофильм

5

1


Обеспечение безопасности при посещении массовых мероприятий

Урок-беседа

Мультимедийные презентации, еэлектронные приложения

6

1


Информационная безопасность

Урок-лекция


7

1


Секты и личная безопасность

Урок-лекция


8

1


Игромания

Урок-беседа


9

1


Суицид

Урок-беседа



Раздел 2. Первая помощь (9 ч)

10

1


Потеря сознания

Урок-лекция

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

2. Использовать при выполнении заданий различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Использовать полученные знания в повседневной жизни.

Решение ситуационных задач по оказанию первой помощи при травме. Отра­ботка навыков действий при освобождении человека от воздействия электрическо­го тока.

Макеты

11

3


Сердечно-легочная реанимация

Урок-лекция

Видеофильм,

Робот-тренажер «Гоша»

Видеофильм


12

1


Утопление

Урок-лекция

13

1


Поражение электрическим током

Урок-лекция

Мультимедийная презентация

14

1


Попадание инородного тела в организм человека

Урок-лекция

Мультимедийные презентации, электронные приложения

15

1


Травмы глаз

Урок практических работ

Мультимедийные презентации

16

1


Инфекционные заболевания и их профилактика

Урок-семинар

видеофильм

Раздел 3. Формирование личностных качеств (6ч)

17

1


Взаимодействие человека и общества

Урок-лекция

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

уметь самостоятельно искать, отбирать, моделировать нужную информацию с использованием средств ИКТ

Познавательные: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа

Регулятивные: планировать пути достижения целей

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


Формируют образ идеального для себя человека с точки зрения морали и нравствен­ности, то есть наделяют его теми качествами личности, которые хотели бы видеть в себе. Выясняют, почему сами не могут сформировать в себе данные качества, что мешает. Предлагают методы работы по совершенствованию в данном направлении

Видеофильм

18

1


Формирование личности

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

19

1


Совершенствование умственных и творческих способностей

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

20

1


Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

21

1


Духовные и нравственные качества личности

Урок-лекция

Видеофильм

22

1


Личность безопасного типа

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

Раздел 4.Обеспечение безопасности на государственном уровне (9 ч)

23

1


Правовые основы обеспечения защиты населения

Урок-беседа

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Знакомятся с основами организации и ведения гражданской обороны в Российской Федерации.

Изучают задачи, силы и средства гражданской обороны.

Знакомятся с профессиями спасателя и пожарного. Посещают пожарно-спасательные формирования своего населенного пункта и знакомятся с особенностями их работы.

Изучают задачи и структуру Вооруженных Сил Российской Федерации на современ­ном этапе, дни воинской славы и памятные даты России.


Мультимедийные презентации,

24

1


Гражданская оборона

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

25

1


МЧС России

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

26

1


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

27

1


Профессии спасателя и пожарного

Урок-семинар

Видеофильм

28

1


Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

29

2


Армия на защите Отечества

Урок-семинар

Видеофильм

30

1


Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации

Урок-лекция

Мультимедийные презентации,

Всего уроков

Из них:

34

Уроков-контрольных работ;

4

Уроков-практических работ

6







Учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:

Методическая литература:

Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  1. Комплексная программа. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2014г.;

  2. авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г)

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  4. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  5. Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  6. Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Учебные пособия

  1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2014.

  2. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

  3. Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006.


Электронные книги и учебники:

  • Мультимедийные обучающие программы по основным разделам ОБЖ.

  • Нормативная и правовая литература:

  • Конституция Российской Федерации

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон *0 гражданской обороне»

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон «О радиационной безопасности на­селения»

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон *0 безопасности дорожного движе­ния»

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

  • Уставы вооружённых сил РФ


Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

  • Телевизор

  • DVD-плеер

  • Мультимедиапроектор


Средства программного обучения и контроля знаний

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситу­аций»

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой медицинской помощи»

  • Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на ули­цах и дорогах»

  • Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

Макеты, муляжи, модели

  • Макеты фильтрующих, изолирующих и других противо­газов, респираторов в разрезе

  • Муляжи тела человека

Тренажеры

• Робот-тренажер «Гоша»

Стенды, плакаты

стенды

  • Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Криминогенные ситуации

  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури. смерчи

  • Правила повеления при землетрясениях

  • Пожары, взрывы

  • Наводнения и затопления

  • Правила оказания медицинской помощи


Плакаты

  • Безопасность дорожного движения

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой медицинской помощи

Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания:

  • Ватно-марлевые повязки

  • Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

  • • Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. П

Средства защиты кожи:

  • Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)

  • Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)

  • Средства медицинской защиты:

  • Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)

  • Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.

Аудиовизуальные пособия

Учебные видеофильмы

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой медицинской помощи

  • Действия населения при химически опасных авариях

  • Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения

  • Действия в зоне затопления

  • Стихийные бедствия

  • Пожарная безопасность

Интернет-ресурсы

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

  2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;

  3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

  4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты; 

  5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;

  2. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

  3. http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

  4. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

  5. http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;

  6. http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

  7. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

  8. http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;

  9. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;

  10. http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;

  11. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

  12. http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; 

  13. http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

  14. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;

  15. http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;

  16. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;

  17. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

  18. http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

  19. http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

  20. http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.  


Планируемые результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятель­ности ученик должен

знать:

  • потенциальные опасности техногенного характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Российской Федерации;

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

  • приемы и правила оказания первой помощи.

  • знать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда);

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

  • перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайных ситуаций;

  • первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы и.т.д);

  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.


Обеспечение безопасности в обществе

Выпускник научится:

- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;

- анализировать и характеризовать причины и последствия загрязнения окружающей природной среды;

- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;

- описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;

- объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства;

- моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

- прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам.


Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Выпускник научится:

- классифицировать и описывать потенциально опасные объекты экономики, расположенные в районе проживания;

- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

- анализировать и характеризовать причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ.

Выпускник получит возможность научиться:

- формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.


Первая помощь

Выпускник научится:

- характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.


Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;

- характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества;

- формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, составляющих.

- использовать знания о здоровом образе жизни для выработки осознанного негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!