Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МАОУ «Кадетская
___________ школа №4 г. Горно-Алтайска»
протокол № от ___________Красикова Г.В.
« » 2015г. Приказ № от
« » 2015 г.
«Согласовано»
на методическом совете
протокол № от
« » 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
9 класс
(ОБЖ)
(базовый уровень)
Программа разработана в 2015 г.
составитель:
Петренко Юрий Николаевич
учитель ОБЖ
г. Горно-Алтайск
ОБЖ 9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса основ безопасности жизнедеятельности для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программ общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплексная программа. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2014; авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г) Программа представляет собой часть общеобразовательной области основ безопасности жизнедеятельности и предназначена для учащихся основной школы (9 класс).
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МАОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска».
Особенностью курса «ОБЖ» по отношению к ФГОС ООО является то, что в нем содержится описание видов деятельности обучающихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление системно - деятельностного подхода к обучению, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.
Концепция программы - ознакомление обучающихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также приобретение ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса обучающиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, получат практические навыки по оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
Актуальность программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в воспитании личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Использование данной программы в Кадетской школе целесообразно, т.к.: 1)наличие большого количества информационного материала (презентаций, видеофильмов) позволяет проводить уроки, соответствующие высокому уровню знаний обучающихся; 2)материально-техническое оснащение кабинета ОБЖ и участие школьников в традиционных военизированных играх «Зарница» , олимпиадах по ОБЖ, соревнованиях по ПДД , позволяет полностью реализовать практическую часть программы.
Новизна данной программы заключается в том, что тема «Массовые заболевания» из раздела «Чрезвычайные ситуации социального характера» (9 класс) перенесена в раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера», что более соответствует классификации чрезвычайных ситуаций.
В рабочую программу добавлена тема «Автономное существование человека в природных условиях» изучение которой не предусмотрено тематическим планированием примерной программы составленным из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования для 7—9 классов из расчета 1 ч в неделю.
Данные изменения обусловлены тем, что знание содержания отсутствующих тем определено ФГОС и планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска»
В 9 классе заложено 34 часа в год в соответствии с распределением часов основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска».
Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Ряд практических работ можно проводить во время изучения соответствующих тем. Помимо этого, обучающиеся могут сформулировать оценки соматометрии, работоспособности и тренированности ритмического характера жизненных функций. Программой предусмотрены практические работы, направленные на исследование тех или иных физиологических особенностей организма человека, его здоровья; на изучение способов оказания первой доврачебной помощи при ранениях, травмах, переломах, а также правила наложения повязок. Обучающиеся могут использовать изученное на практических занятиях: в походах, на отдыхе, при различного рода чрезвычайных ситуациях. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
В основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др..
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (ОБЖ автор Смирнов А.Т., Хренников Б.О.; под общ. Ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2014 г.) и методическое пособие для учителя (программа ОБЖ, автор Смирнов А.Т., 1-11классы, Москва «Просвещение» 2014г.).
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе направлено на достижения следующей цели:
Главная цель образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования является формирование личности «безопасного типа» и культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.
Основными задачами ОБЖ на ступени основного общего образования являются освоение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков для осознания и содействия в обеспечении:
• личной безопасности при опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
• безопасности общества от воздействия негативных факторов социально-криминогенного характера;
• безопасности на государственном уровне по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, внешних и внутренних угроз, экстремизма и терроризма.
Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет ОБЖ на ступени основного общего образования нацелен на формирование у обучающихся:
• культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, исключающего употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
• антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знаний основных факторов проявления опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства, и умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, быть готовым проявить предосторожность в ситуациях неопределенности;
• знаний и умений применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую помощь пострадавшим;
• умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• основ проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу структуры и содержания рабочей программы принят блочный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Блочный принцип позволяет:
эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности с учетом местных реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать метапредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 9 классе.
Структурные компоненты программы представлены в трех учебных блоках, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый блок содержит тематику занятий с учетом целей и основных задач, решаемых ОБЖ на ступени основного общего образования.
Блок 1. «Обеспечение безопасности личности, общества и государства»
Блок 2. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» .
Блок 3. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи .
.
При изучении тематики ОБЖ можно выделить пять основных видов учебной деятельности обучающихся:
1. Учебно-познавательную, включающую:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.
4. Поисково-исследовательскую, включающую:
• наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.
5. Творческую, включающую:
• самостоятельное раскрытие новых сторон изучаемых явлений, приобретения знаний о новых фактах, умения видеть новое в уже известных фактах.
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:
Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары, демонстрация, практические занятия, соревнования, ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно- поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проект.)
Кибернетический: управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирование и мотивация.
Самостоятельная учебная деятельность.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно- поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного плана:
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется метапредметные связи с физической культурой, историей, биологией, географией, химией, физикой.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
Обязательная часть базисного учебного плана Кадетской школы, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, отводит для изучения ОБЖ 34 часа в год в 9 классах (т.е. по 1 часу в неделю).
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Реализация задач ОБЖ в рамках внеурочной деятельности организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственного, военно-патриотического, физкультурно-спортивного и оздоровительного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного) в таких формах, как:
- участие в спортивных соревнованиях, соревнования по военно-прикладным и другим видам спорта,
- участие в военно-спортивной игре «Зарница»,
- соревнования по линии МЧС « Спасение на воде», «Юный пожарный» ,
- участие в игре «Безопасное колесо»,
- участие в военно-полевых сборах в выездном лагере «Патриот» и др., реализующих программы дополнительного образования Кадетской школы;
- участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по ОБЖ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения, как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры основного общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Данная программа обеспечивает достижение учениками восьмого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов изучения курса «ОБЖ»
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Содержание тем учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях социального характера (10 ч)
Тема 1. Чрезвычайные ситуации социального характера (1 ч)
Общие понятия о безопасности человека в обществе, социальной опасности, чрезвычайных ситуациях социального характера. Классификация социальных опасностей.
Тема 2. Терроризм в современном мире (2 ч)
Общие понятия о терроризме
Понятие о терроре, терроризме, террористическом акте. Классификация терроризма. Черты, формы и методы современного терроризма.
Система борьбы с терроризмом
Система борьбы с терроризмом. Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации. Антитеррористические мероприятия.
Тема 3. Межнациональные отношения (1ч)
Многогранность культуры России. Межнациональные связи. Многонациональное государство и чувство патриотизма. Единство и дружба народов. Уважение к национальным традициям народов России.
Тема 4. Криминогенные угрозы (1ч)
Понятие о мошенничестве, хищении имущества и похищении людей. Формы мошенничества и их классификация. Мотивы совершения похищений людей. Торговля людьми и использование рабского труда. Рекомендации по защите от криминогенных угроз.
Тема 5. Обеспечение безопасности при посещении массовых мероприятий (1ч)
Понятие о толпе, панике. Состав толпы. Механизм возникновения паники. Правила подготовки к посещению мест массового пребывания людей. Обеспечение безопасности при посещении массовых мероприятий.
Тема 6. Информационная безопасность (1ч)
Средства массовой информации (СМИ). Негативные последствия воздействия СМИ на сознание человека. Способы защиты от негативного воздействия (влияния) СМИ.
Тема 7. Секты и безопасность (1ч)
Понятие о секте, адептах. Классификация сект. Негативное воздействие сект на человека. Правила безопасности и помощь человеку, попавшему в секту.
Тема 8. Игромания (1ч)
Понятие об игромании. Причины возникновения, симптомы и последствия игромании. Профилактика игровой зависимости.
Тема 9. Суицид (1ч)
Понятие о самоубийстве, суициде. Причины суицида. Суициидальное поведение. Помощь человеку в трудную минуту. Оказание помощи человеку с депрессивными мыслями.
Раздел 2. Первая помощь (9 ч)
Тема 10. Потеря сознания (1ч)
Потеря сознания (обморок). Первая помощь при обмороке.
Клиническая, биологическая смерть: понятия, признаки и способы определения.
Тема 11. Сердечно-легочная реанимация (3 ч) Правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Тема 12. Утопление (1 ч)
Способы извлечения утопленника из воды. Виды утопления и способы оказания первой помощи.
Тема 13. Поражение электрическим током (1ч)
Воздействие электрического тока на организм человека. Электротравма. Меры безопасности. Способы и порядок действий при освобождении человека от воздействия электрического тока. Оказание первой помощи.
Тема 14. Попадание инородного тела в организм человека (1 ч)
Основные причины попадания инородных тел в организм человека (трахею (дыхательное горло), пищевод, нос, ухо). Виды и последствия травм. Порядок оказания первой помощи.
Тема 15. Травмы глаз (1ч)
Виды травм и их последствия. Попадание инородного тела в глаз. Химический ожог глаз. Правила оказания первой помощи.
Тема 16. Профилактика инфекционных заболеваний (1 ч)
Понятие об инфекционных заболеваниях, их возбудителях. Меры профилактики заболеваний: повышение сопротивляемости организма (соблюдение санитарных норм, физкультура, закаливание), профилактические прививки.
Раздел 3. Формирование личностных качеств (6 ч)
Тема 17. Взаимодействие человека и общества (1ч)
Социальное развитие человека и его взаимоотношение с окружающими. Социальное благополучие.
Тема 18. Формирование личности (1 ч)
Особенности взаимоотношений детей с родителями. Положения семейного кодекса. Обязанности родителей и детей.
Особенности взаимоотношений в коллективе. Коллектив в школе. Преодоление трудностей в жизни и общении.
Тема 19. Совершенствование умственных и творческих способностей. Формирование собственного имиджа (1ч)
Развитие памяти, умственная и творческая активность. Постановка речи и ораторского мастерства. Умение одеваться и манера держаться.
Тема 20. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья (1ч)
Понятие о психологической уравновешенности. Умение управлять собой. Факторы риска нарушения психологического здоровья.
Тема 21. Духовные и нравственные качества личности (1ч)
Богатство внутреннего мира человека. Нормы, морали, ценности.
Тема 22. Личность безопасного типа (1ч)
Формирование личности безопасного типа. Роль культуры безопасности жизнедеятельности в жизни человека. Бережное отношение к себе, окружающим людям и природе.
Раздел 4. Обеспечение безопасности на государственном уровне (9 ч)
Тема 23. Правовые основы обеспечения защиты населения (1 ч)
Положения нормативных правовых актов (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и т.д.) в области обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Тема 24. Гражданская оборона (1ч)
Понятие о гражданской обороне, ее задачи, силы и средства.
Тема 25. МЧС России (1 ч)
История зарождения спасательной службы и МЧС России.
Задачи МЧС России на современном этапе.
Тема 26. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (1ч)
Понятие о РСЧС. Общие задачи, силы и средства РСЧС. Службы экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях.
Тема 27. Профессии спасателя и пожарного (1 ч)
Социальная значимость, ответственность и особенности работы спасателя и пожарного.
Тема 28. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности (1ч)
Понятие и пути формирования КБЖ. Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения.
Тема 29. Армия на защите Отечества (2 ч)
Вооруженные силы Российской Федерации
Армия на страже Отечества, сохранение суверенитета и целостности Российского государства. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе: задачи, структура.
Памятные даты воинской славы
Памятные даты воинской славы.
Тема 30. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации (1 ч)
Традиции Вооруженных Сил России.
Понятие о воинском долге и патриотизме. Честь и достоинство воина.
Требования, предъявляемые к военнослужащему.
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и письменный (контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Итоговое тестирование за 1 полугодие по теме: «Основы комплексной безопасности»
1.Режим ЧС в пределах конкретной территории вводится:
а) При угрозе возникновения ЧС.
б) При возникновении и ликвидации ЧС.
в) При устранении Последствий ЧС.
2. Для защиты от проникающей радиации нужно использовать:
а) Противогаз, укрытие;
б) Респиратор, убежище;
в) Убежище, укрытие;
г) ОЗК.
3. Экология - это:
а) Наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ друг с другом и окружающей средой.
б) Наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды и практические проблемы ее охраны.
в) Прогнозирование изменений биосферы в интересах разработки мероприятий по сохранению и улучшению среды обитания человека.
г) Сложный процесс обеспечения жизни общества за счет веществ и энергии, взятых из природы.
д) Влияние общества на природу в ходе глобальных процессов биосферы.
е) Стихийное влияние человека на использование природных ресурсов.
ё) Процесс, направленный на оздоровление природы, сохранение ее богатств, для будущих поколений.
ж) Наука о взаимоотношении живых существ между собой и окружающей средой обитания.
4.Что такое чрезвычайная ситуация?
а) синоним экстремальной ситуации;
б) экстремальная ситуация, сложившаяся в результате снижения уровня производительности труда;
в) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате проведения военных учений;
г) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
5. По масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на:
а) Локальные.
б) Федеральные.
в) Объектовые.
г) Местные.
д) Региональные.
е) Территориальные.
ё) Трансграничные.
ж) Масштабные.
6. РСЧС создана с целью:
а) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийноспасательных и других неотложных работ;
б) объединения усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) обеспечения первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.
7. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
а) повседневной деятельности:
б) прогнозирования обстановки;
в) повышенной готовности;
г) чрезвычайной ситуации;
д) оперативного реагирования.
8. Назовите закон в России определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
а) закон Российской Федерации «О безопасности»;
б) Федеральный закон «Об обороне»;
в) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
г) Федеральный закон «О гражданской обороне».
9. Назовите федеральный орган в России решающий задачи безопасности жизнедеятельности населения:
а) Министерство Обороны Российской Федерации;
б) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в) Федеральная служба безопасности;
г) Министерство труда и занятости Российской Федерации.
10. Под ликвидацией ЧС подразумевается:
а) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС;
б) локализация зон ЧС и прекращение действия характерных для них опасных факторов;
в) организация строительства жилья для пострадавшего населения.
11. К зоне чрезвычайной ситуации относится:
а) территория, на которой прогнозируется ЧС;
б) территория, на которой расположены потенциально опасные объекты;
в) территория, на которой сложилась ЧС.
12. Назовите систему созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
а) система наблюдения и контроля за состоянием окружаю щей природной среды;
б) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС;
в) система сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предлагаемая контрольная работа по ОБЖ для 9 класса служит итоговой проверкой знаний по предмету. Она поводится в конце учебного года и рассчитан на 1 урок. Контрольная работа состоит из заданий базового уровня и содержит 27 заданий.
В первой части (вопрос 1-20) – задания в тестовой форме. Из трех представленных вариантов необходимо выбрать только один,- наиболее правильный и полный.
Во второй части (вопрос 21-22) для каждого вопроса приведены 7 вариантов ответов. Учащимся надо выбрать все правильные ответы от одного до семи.
В третьей части (вопрос 23-27) задания представлены в виде вопросов, на которые учащиеся должны дать правильный ответ.
Для проверки контрольной работы разработан специальный бланк. В клетке пересечения номера вопроса и соответствующей буквы ответа, ученик ставит знак- крестик. В третьей части ученик вписывает недостающие слова напротив номера вопроса.
Число правильно выполненных заданий | менее 15 | 15-19 | 20-23 | 24-27 |
оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Загрязнение окружающей среды говорит?
а) о привнесении в среду обитания не характерных загрязнителей;
б) о нарушении экологии человека;
в) об изменении частоты сердечной деятельности.
2. К среде обитания человека относится:
а) материальное благополучие;
б) физическое воздействие солнечной радиации;
в) природная и социальная.
3. К радиационным факторам, воздействующим на здоровье человека, относятся:
а) тяжелые лучевые поражения;
б) ожоги тела;
в) массовые эпидемии.
4. К агрессивным химически опасным отравляющим веществам (АХОВ) относятся:
а) синильная кислота, сероводород, оксид углерода, аммиак;
б) хлор, фосген, сероуглерод, хлорид серы;
в) синильная кислота, хлор, фосген.
5. Асептика – это:
А) меры по предотвращению попадания болезнетворных организмов в рану;
Б) способы остановки кровотечения из раны;
В) меры по борьбе с болезнетворными организмами в ране.
6. К факторам риска, связанным с ростом городов и городского населения, оказывающим влияние на здоровый образ жизни, относятся:
а) табакокурение, наркомания, нерациональное питание;
б) шум, радиация, нарушение температурного режима;
в) изменение микроклимата, загрязнение окружающей среды.
7. Ксенобиотики – это:
а) чужеродные соединения;
б) окружение организма человека;
в) не свойственные человеку изменения на клеточном уровне.
8.Индивидуальная страховочная система – это:
а) умения, навыки и способности человека к самоспасению;
б) способность организма противостоять инфекционным заболеваниям;
в) система предохранительных поясов и обвязок.
9. Приспособление человека к новым для него условиям жизни называют:
а) интоксикация;
б) акклиматизация;
в) реакклиматизация.
10. Самая простая и наглядная система питания:
а) питание по принципу: ем все, что принимает организм;
б) сбалансированное калорийное питание;
в) кисломолочная диета.
11. Человек будущего, по мнению фантастов – это:
а) личность гармонично развитая;
б) индивид с развитыми телепатическими и телокинетическими способностями;
в) неравномерно развитый человек с огромной и умной головой и маленьким слабым телом.
12. Наличие у человека биологических часов – это:
а) природный дар узнавания времени наугад;
б) нормальное состояние организма человека;
в) состояние, которое человек может использовать для повышения своей работоспособности.
13.Возбудители инфекционных заболеваний находятся:
а) повсеместно;
б) в основном, в атмосфере;
в) в основном в воде.
14. Измерение на карте проводят с помощью:
а) циркуля, курвиметра;
б) соотношения сантиметрового промежутка на линейке жидкого компаса;
в) расчерченной самодельной линейки, полоски бумаги и натренированного глазомера.
15. Состояние, когда человеку или животному вдруг необходимо нападать или спасаться бегством, называется:
а) стресс-реакция;
б) стресс- фактор;
в) способность предугадывать дальнейшее развитие событий.
16. Очагом аварии на химически опасном объекте считается:
а) территория, в пределах которой облако, содержащее АХОВ, обладает наибольшими поражающими способностями;
б) территория, включающая в себя само место аварии и прилегающую к нему площадь растекания, разбрасывания АХОВ;
в) площадь химического заражения воздуха в результате распространения облака, содержащего АХОВ за счет ветра.
17. Пострадавшего с повреждением позвоночника следует транспортировать:
а) лежа на спине, на жестком щите;
б) лежа на боку;
в) сидя.
18. Наибольшую вентиляцию легких обеспечивает следующий способ искусственного дыхания:
а) «рот в рот», «рот в нос», в положении пострадавшего на спине;
б) методическое сдавливание грудной клетки пострадавшего спереди и сзади в положении его на животе;
в) отведение рук пострадавшего за голову и возвращение к грудной клетки в положении пострадавшего на спине.
19. правильной последовательностью оказания первой помощи пострадавшему, если у него прекратилось дыхание и сердечная деятельность. Является:
а) наружный массаж сердца, освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание;
б) освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание, наружный массаж сердца;
в) искусственное дыхание, наружный массаж сердца;
20. Самое верное ориентирование – это:
а) ориентирование по компасу и карте;
б) ориентирование по небесным телам
в) комплексное ориентирование по нескольким признакам.
21. К заблаговременным мероприятиям по снижению ущерба от ураганов, бурь и смерчей относятся:
а) ограничение в размещении на этой территории объектов с опасными производствами;
б) переход к безопасным режимам работы различных производств в условиях стихийного бедствия;
в) частичная эвакуация населения;
г) ограничение в землепользовании в районах частых ураганов, смерчей, бурь;
д) укрепление зданий и сооружений;
е) ликвидация последствий стихийного бедствия;
ж) прогнозирование пути прохождения, времени прохода и последствий урагана, бури, смерча.
22. К предметам личного снаряжения туриста относится:
а) КЛМН (кружка, ложка, миска, нож);
б) палатка;
в) лопатка;
г) туалетные принадлежности;
д) спички;
е) котелок;
ж) спальник.
23. Для защиты от неприятностей, связанных с электростатическим полем, необходимо __________________________________.
24. Заблаговременное предупреждение населения о возможных ЧС и их последствиях с помощью различных систем информации, сигнальных средств называется ___________________________.
25. Крайнее состояние организма, переход от жизни к смерти называется ______________________________.
26. Доступные каждому человеку пути и способы продления жизни – это.__________________________________
27. Если при переломе кости целостность кожных покровов не нарушена, то перелом считается________________________________
Бланк ответов
к итоговой контрольной работе по ОБЖ за курс 9 класса.
Ф. И. О.____________________________________________________
Вариант____ «____»_______________201__ г.
Часть 1.
№ | А | Б | В |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
16 | | | |
17 | | | |
18 | | | |
19 | | | |
20 | | | |
Часть 2.
Часть 3.
Тематическое планирование ФГОС ООО
№ п/п | Кол-во часов | дата | Тема урока | Формы уроков | Планируемые образовательные результаты изучения раздела | |
личностные УУД | метапредметные УУД | предметные УУД | |
| Раздел 1 Безопасность в чрезвычайных ситуациях социального характера (10 ч) |
1 | 1 | | Чрезвычайные ситуации социального характера | Урок-семинар | 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Решение ситуационных задач по безопасному поведению при посещении массовых мероприятий и в случае возникновения паники и беспорядков Использовать полученные знания в повседневной жизни. | Мультимедийные презентации |
2 | 2 | | Терроризм в современном мире | Урок-лекция |
3 | 1 | | Межнациональные отношения | Урок-лекция |
4 | 1 | | Криминогенные угрозы | Урок-лекция | видеофильм |
5 | 1 | | Обеспечение безопасности при посещении массовых мероприятий | Урок-беседа | Мультимедийные презентации, еэлектронные приложения |
6 | 1 | | Информационная безопасность | Урок-лекция | |
7 | 1 | | Секты и личная безопасность | Урок-лекция | |
8 | 1 | | Игромания | Урок-беседа | |
9 | 1 | | Суицид | Урок-беседа | |
| Раздел 2. Первая помощь (9 ч) |
10 | 1 | | Потеря сознания | Урок-лекция | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения. 2. Использовать при выполнении заданий различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Использовать полученные знания в повседневной жизни. Решение ситуационных задач по оказанию первой помощи при травме. Отработка навыков действий при освобождении человека от воздействия электрического тока. | Макеты |
11 | 3 | | Сердечно-легочная реанимация | Урок-лекция | Видеофильм, Робот-тренажер «Гоша» Видеофильм |
12 | 1 | | Утопление | Урок-лекция |
13 | 1 | | Поражение электрическим током | Урок-лекция | Мультимедийная презентация |
14 | 1 | | Попадание инородного тела в организм человека | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, электронные приложения |
15 | 1 | | Травмы глаз | Урок практических работ | Мультимедийные презентации |
16 | 1 | | Инфекционные заболевания и их профилактика | Урок-семинар | видеофильм |
Раздел 3. Формирование личностных качеств (6ч) |
17 | 1 | | Взаимодействие человека и общества | Урок-лекция | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; уметь самостоятельно искать, отбирать, моделировать нужную информацию с использованием средств ИКТ | Познавательные: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа Регулятивные: планировать пути достижения целей Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формируют образ идеального для себя человека с точки зрения морали и нравственности, то есть наделяют его теми качествами личности, которые хотели бы видеть в себе. Выясняют, почему сами не могут сформировать в себе данные качества, что мешает. Предлагают методы работы по совершенствованию в данном направлении | Видеофильм |
18 | 1 | | Формирование личности | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
19 | 1 | | Совершенствование умственных и творческих способностей | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
20 | 1 | | Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
21 | 1 | | Духовные и нравственные качества личности | Урок-лекция | Видеофильм |
22 | 1 | | Личность безопасного типа | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
Раздел 4.Обеспечение безопасности на государственном уровне (9 ч) |
23 | 1 | | Правовые основы обеспечения защиты населения | Урок-беседа | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Знакомятся с основами организации и ведения гражданской обороны в Российской Федерации. Изучают задачи, силы и средства гражданской обороны. Знакомятся с профессиями спасателя и пожарного. Посещают пожарно-спасательные формирования своего населенного пункта и знакомятся с особенностями их работы. Изучают задачи и структуру Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, дни воинской славы и памятные даты России. | Мультимедийные презентации, |
24 | 1 | | Гражданская оборона | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
25 | 1 | | МЧС России | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
26 | 1 | | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
27 | 1 | | Профессии спасателя и пожарного | Урок-семинар | Видеофильм |
28 | 1 | | Формирование культуры безопасности жизнедеятельности | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
29 | 2 | | Армия на защите Отечества | Урок-семинар | Видеофильм |
30 | 1 | | Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации | Урок-лекция | Мультимедийные презентации, |
Всего уроков Из них: | 34 |
Уроков-контрольных работ; | 4 |
Уроков-практических работ | 6 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Методическая литература:
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
Комплексная программа. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2014г.;
авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г)
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Учебные пособия
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2014.
Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006.
Электронные книги и учебники:
Мультимедийные обучающие программы по основным разделам ОБЖ.
Нормативная и правовая литература:
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон *0 гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон *0 безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Уставы вооружённых сил РФ
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
Телевизор
DVD-плеер
Мультимедиапроектор
Средства программного обучения и контроля знаний
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
Макеты, муляжи, модели
Тренажеры
• Робот-тренажер «Гоша»
Стенды, плакаты
стенды
Безопасность на улицах и дорогах
Криминогенные ситуации
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури. смерчи
Правила повеления при землетрясениях
Плакаты
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания:
Средства защиты кожи:
Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)
Средства медицинской защиты:
Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.
Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Действия населения при химически опасных авариях
Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения
Действия в зоне затопления
Стихийные бедствия
Пожарная безопасность
Интернет-ресурсы
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.
Планируемые результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать:
потенциальные опасности техногенного характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Российской Федерации;
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
приемы и правила оказания первой помощи.
знать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайных ситуаций;
первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
безопасного пользования различными бытовыми приборами;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы и.т.д);
оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Обеспечение безопасности в обществе
Выпускник научится:
- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;
- анализировать и характеризовать причины и последствия загрязнения окружающей природной среды;
- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;
- описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;
- объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства;
- моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
- прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Выпускник научится:
- классифицировать и описывать потенциально опасные объекты экономики, расположенные в районе проживания;
- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ.
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Первая помощь
Выпускник научится:
- характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;
- характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества;
- формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, составляющих.
- использовать знания о здоровом образе жизни для выработки осознанного негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков.