Управление образования администрации
Павловского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 3 г. Павлово
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 3 г. Павлово Протокол № 1 от 30.08.19 г. | Утверждаю Директор МБОУ СШ № 3 Павлово _______________И.В. Баринов «31» августа 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В 10-11 КЛАССАХ
Возраст учащихся: 15-17 лет
Срок реализации – 1 год
Автор - составитель: Кадыров Э.Т.
Преподаватель-организатор ОБЖ
г. Павлово, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 (в действующей редакции); программой «Основы Безопасности Жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников //Москва, издательство «Просвещение» 2016 г.; Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 3 г. Павлово (в действующей редакции). Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10,11 классы: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Смирнова А.Т.// Москва, издательство «Просвещение», 2016 г.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 класса составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю 34 часа в год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект. Он включает: учебник для 10-11 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. //Москва, издательство «Просвещение», 2016 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Актуальность программы. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества, государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Отличительной особенностью данной программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, МЧС, военкомата и пожарной охраны.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 10-11 класса.
Объем программы. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 10-11 классах из расчёта 1 часа в неделю для каждой параллели в течение всего учебного года – 34 часа. Занятия проходят по 40 минут.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- подготовка индивидуальных рефератов;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия;
- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата, правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, пожарной охраны и др.).
Срок освоения, режим занятий. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 10 и 11 классах из расчёта 1 часа в неделю для каждой параллели в течение всего учебного года – 34 часа. Занятия проходят по 40 минут.
Цель программы:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки.
Ученик должен знать:
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
Наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
Законодательную и нормативно-правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;
Основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
Порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
Состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
Основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
Основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
Требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
Предназначение, структуру и задачи РСЧС;
Предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Ученик должен уметь:
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС;
Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по отношению к военной службе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность. Способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Текущий контроль и промежуточная аттестация
Текущая аттестация - это оценка усвоения содержания компонентов какой-либо темы в процессе её изучения обучающимися по результатам проверки.
Текущая аттестация включает в себя и тематический контроль знаний учащихся. Тематический контроль - это оценка усвоения обучающимися содержания какой-либо темы по окончанию их изучения по результатам проверки.
Тематический контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование пятибалльной или зачетной систем оценивания.
Текущая аттестация проводится на основании тематической аттестации путём выставления оценки преподавателем за весь курс обучения на основании оценок, полученных обучающимися при проверке усвоения изучаемого материала.
Промежуточная аттестация проводится для обучающихся после освоения учебных программ.
Формами промежуточной аттестации являются исследовательский проект, зачет, открытое занятие, собеседование, практическая деятельность.
Критерии оценки результатов освоения программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Задания для проведения промежуточной аттестации параметров развития детей социально-педагогической направленности
Учащиеся должны объяснить:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- вредные привычки и способы их профилактики;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия;
- правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Высокий уровень – учащийся полно излает материал, дает правильное определение основных понятий.
Средний уровень - учащийся полно излает материал, дает правильное определение основных понятий, но допускает 1-2 ошибки, которые сам, же исправляет.
Базовый уровень – учащийся излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировках.
Оценочный лист
№пп | ФИО | Результаты по уровням |
Выполнение заданий по разделам |
Владение предметными знаниями | Умение работать с источниками информации (практическая деятельность) | Выявление причинно-следственных связей |
1 | | Высокий | Средний | Базовый |
Оценочный лист проекта
(название проекта)
Исполнитель:_______________________________________________________________________
Ученик (ученица) ____ класса МБОУ СШ № 3 г. Павлово
№ пп | Критерии | Результаты по уровням |
| | Высокий | Средний | Базовый |
1 | Оценка содержательности и актуальности проекта | | | |
2 | Оценка публичного выступления | | | |
3 | Оценка мультимедийной презентации | | | |
4 | Оценка буклета | | | |
5 | Оценка продукта деятельности | | | |
6 | Оценка проектной папки | | | |
7 | Оценка личностных проявлений докладчика | | | |
Содержание учебного предмета ОБЖ в 10 классе
№ | Раздел | Часы |
1 | Раздел 1. Обеспечение личной безопасности повседневной жизни | 9 |
2 | Раздел 2. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны | 7 |
3 | Раздел 3. Основы медицинских знаний | 2 |
4 | Раздел 4. Основы здорового образа жизни | 4 |
5 | Раздел 5. Основы обороны государства | 4 |
6 | Раздел 6. Основы военной службы | 8 |
Всего: 34 часа |
Содержание учебного предмета ОБЖ в 11 классе
№ | Раздел | Часы |
1 | Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства | 4 |
2 | Раздел 2. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 6 |
3 | Раздел 3. Основы здорового образа жизни | 5 |
4 | Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 3 |
5 | Раздел 5. Основы военной службы | 16 |
Всего: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 10 классе
№ п/п | Наименование раздела, тема урока (типы уроков, виды контроля) | Кол-во часов | Формы |
аттестации (контроля) | организации занятий |
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности повседневной жизни (9 ч.) |
1 | Автономное пребывание человека в природной среде | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
2 | Обеспечение безопасности на дорогах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
3 | Обеспечение безопасности в криминогенных ситуациях | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
4 | ЧС природного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
5 | Обеспечение безопасности в ЧС природного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
6 | ЧС техногенного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
7 | Обеспечение безопасности в ЧС техногенного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
8 | Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 2. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны (7 ч.) |
10 | Гражданская оборона | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
11 | Основные виды оружия | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
12 | Оповещение населения о ЧС мирного и военного времени | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
13 | Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
14 | Средства индивидуальной защиты | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
15 | Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
16 | Организация ГО в школе | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 3. Основы медицинских знаний (2 ч.) |
17 | Укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и труду | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
18 | Основные инфекционные болезни | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (4 ч.) |
19 | Здоровый образ жизни | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
20 | Биоритмы | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
21 | Значение двигательной активности | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
22 | Вредные привычки | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 5. Основы обороны государства (4 ч.) |
23 | История создания ВС РФ | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
24 | Дни воинской славы | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
25 | Состав ВС РФ | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
26 | Верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 6. Основы военной службы (8 ч.) |
27 | Размещение военнослужащих | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
28 | Повседневный порядок | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
29 | Суточный наряд | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
30 | Караульная служба | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
31 | Строи | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
32 | Воинское приветствие | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
33 | ТТХ автомата Калашникова | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
34 | Неполная разборка и сборка АК | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Всего часов: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 11 классе
№ п/п | Наименование раздела, тема урока (типы уроков, виды контроля) | Кол-во часов | Формы |
аттестации (контроля) | организации занятий |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (4 ч.) |
1 | Пожарная безопасность | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
2 | Правила безопасности при пожаре | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
3 | Обеспечение безопасности на водоемах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
4 | Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 2. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (6 ч.) |
5 | Национальный антитеррористический комитет | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
6 | Контртеррористическая операция | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
7 | Правовой режим контртеррористической операции | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
8 | Место ГО в противодействии терроризму | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
9 | Применение ВС РФ в борьбе с терроризмом | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
10 | Участие ВС РФ по пресечению международной террористической деятельности за пределами страны. | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 ч.) |
11 | Правила личной гигиены | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
12 | Нравственность и ЗОЖ | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
13 | Инфекции, передаваемые половым путем | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
14 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
15 | Семья в современном обществе | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч.) |
16 | Первая помощь при ранениях | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
17 | Правила остановки кровотечения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
18 | Способы иммобилизации | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Раздел 5. Основы военной службы (16 ч.) |
19 | Правовые основы военной службы | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
20 | Статус военнослужащего | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
21 | Призыв на военную службу | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
22 | Военная присяга | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
23 | Порядок прохождения военной службы | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
24 | Общевоинские уставы | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
25 | Устав внутренней службы | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
26 | Дисциплинарный устав | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
27 | Устав гарнизонной и караульной службы | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
28 | Строевой устав | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
29 | Обязанности военнослужащих | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
30 | Военнослужащий – патриот | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
31 | Военнослужащий – специалист своего дела | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
32 | Вручение военнослужащему вооружения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
33 | Военная служба по контракту | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
34 | Альтернативная гражданская служба | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Всего часов: 34 ч. |
Календарный учебный график
рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
на 2019-2020 учебный год
Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Учебные занятия в МБОУ СШ № 3 г. Павлово начинаются с 2 сентября 2019 г. и заканчиваются 27 мая 2020 г.
В каникулярное время занятия в объединениях не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях направленные на применение полученных знаний: экскурсии, флэшмобы, круглые столы, игры и т.п.
Учебные занятия проводятся в 1 смену. Продолжительность занятий составляет 1 учебный час (академический час) в МБОУ СШ № 3 г. Павлово – 40 минут.
1 год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных недель/ часов |
02.09-07.09 | 09.09-14.09 | 16.09-21.09 | 23.09-28.09 | 30.09-05.10 | 07.10-12.10 | 14.10-19.10 | 21.10-26.10 | 28.10-04.11 | 5.11-09.11 | 11.11-16.11 | 18.11-23.11 | 25.11-30.11 | 02.12-7.12 | 9.12-14.12 | 16.12-21.12 | 23.12-28.12 | 30.12-12.01 | 13.01-18.01 | 20.01-25.01 | 27.01-01.02 | 03.02-08.02 | 10.02-15.02 | 25.02.-29.02 | 02.03-07.03 | 10.03-14.03 | 16.03-21.03 | 23.03-29.03 | 30.03-04.04 | 06.04-11.04 | 13.04-18.04 | 20.04-25.04 | 27.04-30.04 | 05.05-8.05 | 11.05-16.05 | 18.05-23.05 | 25.05-27.05 | 28.05-30.06 | 01.07-31.07 | 01.08-31.08 | |
1 год обучения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | А | А | К | К | К | 34 |
Условные обозначения: Итоговая аттестация – А, Каникулярный период – К, Ведение занятий по расписанию – 1
Методические материалы и условия реализации программы
Формы организации образовательного процесса:
1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);
2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);
3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия, юные картографы).
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.
Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.
Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.
Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.
Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютер, сканер, принтер, проектор.
Пр проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы, энциклопедии, таблицы, атласы Нижегородской области, контурные карты Нижегородской области.
Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты:
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества, государства;
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение оказать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность. Способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки:
Ученик должен знать:
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
Наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
Законодательную и нормативно-правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;
Правила поведения при угрозе террористического акта;
Государственную политику противодействия наркотизму;
Основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС;
Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Задачи оценочной деятельности:
1. Определить результаты предметных знаниях и умениях обучающегося (как в самом задании, в любой работе - в узком смысле, так и в учебном процессе в целом - в широком смысле).
2. Ориентировать на достижение результата:
а) духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
б) формирование универсальных учебных действий (метапредметные
результаты),
в) освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).
3. Обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных
результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
Список литературы:
1. А.Т. Смирнов, Б.И Хренников. Учебник по ОБЖ 10 класс. М.: «Просвещение», 2013 г.
2. А.Т. Смирнов Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 кл. поурочные разработки. М.: «Просвещение2, 2010 г.
3. Иванов А.И. Дни воинской славы России. М.: ООО «ИЦ - Военные знания», 2000 г.
4. Иванов А.И. Защита Отечества - обязанность гражданина. М.: «ООО Военные знания», 1998 г.
5. Зайцев А.П. Современная война и ГО. М.: «ООО Военные знания», 2000 г.
6. Кузнецов В.И. Основы военной службы. М.: «Ампресс», 2001 г.
7. В.В. На службе Отечеству М.: «ООО Военные знания», 1998 г.
8. Марков М.Ю. Воинская обязанность. М.: «Ампресс», 2001 г.
9. Яхновец С.Е. Верность воинскому долгу. М.: «ООО Военные знания», 1998 г.
10. Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию. М.: «Глобус» , 2010 г.
11. Нечаев М.П. День Победы в патриотическом воспитании. М.:УЦ «Перспектива», 2010 г.
12. Бартеньева В.А. Патриотический клуб. Волгоград изд. «Учитель», 2009 г.
13. Агапова И.А. Мы – патриоты. М.: «Вако», 2008 г.
14. Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина. Волгоград, изд. «Учитель» 2009 г.
15. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. М.: «Вако», 2009 г.
16. Куксенко А.Е. Памятка о ЗОЖ Соц. Фонд «Павел перевозчик», Павлово, 2009 г.
17. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. М.: «АСТ» 2000 г.
18. Зайцев А.П. Помощь пострадавшим. М.: «Военные знания», 2000 г.