«Рассмотрено» Руководитель МО______ Т.А.Гришина Протокол № 1 « 19 » августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ____________ Митрофанова Н.С. « 20 » августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №144» ___________ Саидгараева Ф.А. Приказ № 330 от 27 августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
за курс 9а;9б;9в классов
Базовый уровень на 2016\2017 УЧ. ГОД
МБОУ «Школа № 144» Советского района г. Казани
Учитель: Майсейков Евгений Александрович
первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании педагогического совета, протокол №1 от 26 августа 2016 года
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения. Основная школа, рекомендованной МОиН РФ,
Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы;
Авторской программы для учебника «Основы безопасности жизнедеятельности», под редакций А.Т.Смирнова, Москва, 2013 год
Основной образовательной программы МБОУ «Школа №144»
Учебного плана МБОУ «Школа №144» на 2016-2017 г.
Данная рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в третьем концентре личной безопасности. Именно в 9 классе углубляется реализация главной цели изучения основ безопасности в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в области безопасной жизнедеятельности в учебной и социальной деятельности.
Указанная главная цель основного общего образования в области безопасности жизнедеятельности конкретизируется применительно к курсам предмета с учётом специфики изучаемого раздела.
Программа составлена исходя из целей обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в основной школе. Необходимость изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе обуславливается его познавательными и практическими направлениями. Главная задача школьного изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
Целью курса является: безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Программа также предусматривает принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.
Основные задачи в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению
Результаты освоения курса:
программа составлена исходя из следующих целей обучения в рамках основного общего образования в основной школе:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Предметные результаты обучения включают в себя:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является УУД:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
На конец 9 класса ученик научится и получит возможность научиться:
Личностные результаты обучения:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
Требования к уровню подготовки учащихся:
В ходе изучения курса ученик должен знать::
правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
правила безопасного поведения на воде;
о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;
правила поведения в криминогенных ситуациях;
правила поведения на природе;
правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;
об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;
основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
государственная система обеспечения безопасности населения
уметь:
безопасного поведения на дорогах;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе учебным планом предусмотрено 35 часов, из расчёта 1 час в неделю. Программа содержит 35 урочных тем. Контрольные работы – 2. Структурно курс разделен на три раздела:
I - Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
II - Чрезвычайные ситуации природного характера;
III - Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Безопасность дорожного движения
Учебно-тематическое планирование для 9 класса.
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
Модуль-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
Раздел-1 | Основы комплексной безопасности | 12 |
Тема 1 | Национальная безопасность России в современном мире | 4 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России | 3 |
Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 3 |
Тема 4 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 |
Раздел-2 | Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций | 12 |
Тема 5 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 |
Тема 6 | Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 5 |
Тема 7 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4 |
Модуль 2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 |
Раздел-3 | Основы здорового образа жизни | 8 |
Тема 8 | Основы здорового образа жизни | 3 |
Тема 9 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 2 |
Тема 10 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 |
Pаздел-4 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 3 |
Тема 11 | Оказание первой медицинской помощи | 3 |
| | |
| Всего часов | 35 |
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, 9 класс, под редакцией А.Т.Смирнова, Москва. «Просвещение». 2016.
Электронное приложение к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс, А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. (www.prosv.ru.)
Дополнительные материалы:
«Основы безопасности жизнедеятельности», В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И.Хабнер, Методика преподавания предмета, 5 – 11 классы, Москва, «ВИКО», 2010.
«Основы безопасности жизнедеятельности», А.В.Клюев, Тесты, практические задания, олимпиады, 8 – 9 классы, учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2011.
АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Дону: Феникс, 2008
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2005
Дубровская Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности(5-11 классы) М.: Педагогическое общество России, 2007.
Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.
Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы.: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2007
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001
Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общей ред. А.Т.Смирнова М: Прсвещение.2004г.
Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 5-9 кл. М.: Дрофа, 2006
ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. М.: Айрис- пресс, 2006
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
ОБЖ. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.
ОБЖ: Поурочные планы. 5-11кл. /авт.-сост. Г.Н.Шевченко. Волгоград: Учитель, 2005.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.
ПоддубнаяЛ.Б.Предметная неделя по Правилам дорожного движения. Волгоград ИД «Корифей», 2007
Сборник нормативных документов. ОБЖ. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.
Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и в средних специальных образовательных учреждениях: метод.пособие. М.: Айрис- пресс, 2008
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2008
Мультимедийные уроки по ОБЖ. 9 класс. www.urokicd.ru
Технические средства обучения
1.Экспозиционный экран.
2.Персональный компьютер.
3.Мультимедийный проектор
4.Экранно-звуковые пособия
5.Видеофильмы (в том числе в цифровой форме)
6.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
7.Презентации по темам раздела
8.Электронные тесты контроля знаний
Календарно – тематическое планирование 9 класс ОБЖ
9 А; 9 Б; 9 В классы
№ урока | Количество часов | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
Класс | План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Модуль I: Основы безопасности личности, общества и государства. (24 часа) |
Раздел 1: Основы комплексной безопасности. (12 часов) |
Тема 1: Национальная безопасность России в современном мире. (4 часа) |
1 | 1 | Россия в мировом сообществе. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
2 | 1 | Национальные интересы России в современном мире. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
3 | 1 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
4 | 1 | Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Тема 2: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России. (3 часа) |
5 | 1 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
6 | 1 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
7 | 1 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России. (3 часа) |
8 | 1 | Военная угроза национальной безопасности России. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
9 | 1 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
10 | 1 | Наркотизм и национальная безопасность России. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Тема 4: Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. (2 часа) |
11 | 1 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
12 | 1 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Раздел 2: Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. (12 часов) |
Тема 5: Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. (3 часа) |
13 | 1 | Единая государственная предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
14 | 1 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
15 | 1 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Тема 6: Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. (5 часов) |
16 | 1 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
17 | 1 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
18 | 1 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
19 | 1 | Эвакуация населения. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
20 | 1 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Тема 7: Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. (4 часа) |
21 | 1 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
22 | 1 | Система борьбы с терроризмом. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
23 | 1 | Государственная политика противодействия наркотизму. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
24 | 1 | Профилактика наркомании. Контрольная работа. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Раздел 3: Основы здорового образа жизни. (9 часов) |
Тема 8: Основы здорового образа жизни. (3 часа) |
25 | 1 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
26 | 1 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
27 | 1 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Тема 9: Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. (3 часа) |
28 | 1 | Ранние половые связи и их последствия. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
| | | | | |
29 | 1 | Инфекции, передаваемые половым путем. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
30 | 1 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Тема 10: Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. (3 часа) |
31 | 1 | Брак и семья. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
32 | 1 | Семья и здоровый образ жизни человека. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
33 | 1 | Основы семейного права в Российской Федерации. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Раздел 4: Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (2 часа) |
Тема 11: Оказание первой медицинской помощи. (2часа) |
34 | 1 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. (практическая работа) Контрольная работа. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
35 | 1 | Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. | 9 А | | |
9 Б | | |
9 В | | |
Всего часов | 35 | | | | |
Приложение №1
Критерий оценки качества знаний и умений по ОБЖ
(теория и практика совместно).
Отметка «5» ставится в случае:
— знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;
— умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
— отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4»:
— знание всего изученного программного материала;
— умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
— незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3»
— знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
— умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
— наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2»:
— знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале;
— отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
— наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
6.2. Устный ответ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
— показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
— умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
— самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик:
— показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
— умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
— не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если ученик:
— усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
— материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
— показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
— допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
— не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
— испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
— отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
— обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если ученик:
— не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
— не делает выводов и обобщений.
— не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
— или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
— или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
Балл «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
Балл «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
Балл «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов
Балл «2» - соответствует работа, содержащая менее 50 % правильных ответов