Рабочая программа по учебному предмету ОБЖ для 8 класса разработана на основе Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (в сборнике Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2008. с.16-50)
формирование умений принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения тематики программы.
1. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2008.
2. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2012
3.Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки 5-9классы под редакцией А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2008
Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 35 учебных часов в соответствии с авторской программой. На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во всех восьмых классах предусматривается выделение одного часа в неделю за счет федерального компонента базисного учебного плана. Отдельных часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий рабочей программой, как и авторской, не выделяется.
Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской программе.
Основной формой организации учебного процесса при реализации данной рабочей программы является урочная деятельность. Преобладающий тип уроков - комбинированные. Продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучающихся в соревнованиях «Школа безопасности», военно-спортивной игре «Зарница», объектовых тренировках по гражданской обороне, в работе кружков, секций и клубов, профилактических операциях «Внимание - дети!», «Внимание! Дорога!», в туристических походах и спортивных соревнованиях.
Основной формой текущего контроля знаний являются устные ответы обучающихся на теоретические вопросы. С целью выявления уровня освоения программы в рамках комбинированных уроков проводятся также предметные диктанты, тестирования, письменные проверочные и самостоятельные работы. В формы контроля обучающихся 8 классов, согласно локальных актов, добавлены 2 проверочные работы (входной и итоговый контроль) в форме тестов, которые проводятся в рамках комбинированных уроков.
Аттестация учащихся 8 классов проводится на основании текущих оценок за первое и второе полугодия и за учебный год.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении.
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.
Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях хлором и аммиаком.
Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Медицинские средства индивидуальной защиты. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)
Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение. Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении.
Тесты предназначены для проверки качества знаний и умений учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с программой для учащихся общеобразовательной школы. Они отражают вопросы различной степени сложности, что требует от ученика не только хороших знаний, но и умение логически мыслить, сравнивать, анализировать и делать правильные выводы. Тесты помогут учащимся лучше усвоить основы курса ОБЖ и подготовиться к экзамену по данному предмету.
Для оценки усвоения школьниками содержания учебного материала отдельных разделов 7 класса предлагается проведение письменной проверочной работы в форме тестирования (20 мин.) на первых уроках 1 четверти (входная проверочная работа).
1. Внимательно прочитайте текст теста (и, если есть, короткую справку к нему, что может служить своеобразным ориентиром в поиске правильного ответа на предложенное задание).
2. Ознакомьтесь со всеми вариантами ответов и лишь после этого сделайте свой выбор.
3. Тесты предполагают наличие одного правильного ответа.
4. Если школьник во время письменного опроса с использованием тестов набирает в совокупности:
Основной формой текущего контроля знаний являются устные ответы обучающихся на теоретические вопросы.
Учащийся логично строит монологическое высказывание в связи с прочитанным текстом и в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Учащийся демонстрирует умение сообщать факты/события, связанные с обсуждаемой проблемой, в том числе используя информацию из текста; выражает и аргументирует свое отношение к данной теме.
Учащийся логично строит монологическое высказывание в связи с прочитанным текстом и в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Учащийся демонстрирует умение сообщать факты/события, связанные с обсуждаемой проблемой, в том числе используя информацию из текста; выражает свое отношение к данной проблеме, но не аргументирует его. Ошибки практически отсутствуют. Речь отвечающего понятна.
Учащийся строит монологическое высказывание в связи с прочитанным текстом и в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не содержит аргументации; не всегда логично, имеются повторы. Используется ограниченный словарный запас, допускаются ошибки в употреблении лексики, которые затрудняют понимание ответа.В ответе имеются многочисленные ошибки. Речь отвечающего в целом понятна, учащийся в основном соблюдает интонационный рисунок. Социокультурные знания неточно использованы в соответствии с ситуацией общения.
Учащийся не понял содержание текста и не может сделать сообщение в связи с прочитанным, выразить и аргументировать свое отношение к проблеме, затронутой в тексте
Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2008.
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2011.
№ п/п Дата план/ факт | Тема, тип урока, форма проведения | Элемент содержания | Требования к уровню достижения | Контрольно- оценочная деятельность | Средства обучения | Дом Задание |
иметь пред- став- ление | знать | уметь/ иметь опыт применять на практике | вид | форма | демонстрации, опыты | интернет ресурсы |
Модуль №I Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) | |
Раздел № 1 «Основы комплексной безопасности» (16 часа) | |
Пожарная безопасность (3 часа) | |
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия (комб) | Пожары , их характеристика, пожароопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах | Иметь представление о пожарах, | правила безопасного поведения при пожарах. | Уметь использовать приобрет. знания повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 1.1 | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения (комб) | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | Профилактике пожаров в повседневной жизни и организации защиты населения | Методы профилактики пожаров | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 1.2 |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах (комб) | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | О правах, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 1.3 |
Безопасность на дорогах(3 ч) | |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей (комб) | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | Причинах дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 2.1 |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров (комб) | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | | | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 2.2 |
6 | Велосипедист — водитель транспортного средства (комб) | Велосипедист — водитель транспортного средства | Правилах безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. | Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 2.3 |
| Безопасность на водоемах(3 ч) | | | | | | |
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях (комб) | Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. | Иметь представление об особенностях состояния водоемов в разное время года.. Уметь оказывать само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде. | правила безопасного поведения на воде и меры предосторожности на льду | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 3.1 |
8 | Безопасный отдых на водоемах (комб0 | | | | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 3.2 |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде (комб) | | | | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 3.3 |
| Экология и безопасность( 2 ч) |
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (комб) | Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах | О загрязнении окружающей природной среды. О понятии о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. | о влиянии деятельности человека на окружающую среду. | Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ | опрос | устный | презентации | | 4.1 |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке (комб) | Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах | О мероприятиях, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой | правила поведения в экологически неблагоприятных районах. | Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | опрос | устный | презентации | | 4.2 |
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия ( 5 ч) |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера (комб) | ЧС техногенного характера, их классификация. | | Виды ЧС,правила безопасного поведения при радиационных, химическихгидродинамических авариях. | Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | опрос | устный | презентации | | 5.1 |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия (комб0 | Понятие о радиационно опасном объекте. Классификация аварий на радиационно опасных объектах. Причины и фазы аварий на объектах с ядерными компонентами. Зоны радиоактивного заражения (загрязнения) местности при авариях на АЭС | о радиационно опасных объектах, классификации и причинах аварий на этих объектах, зонах радиоактивного заражения местности при таких авариях | опрос | устный | презентации | | 5.2 |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия (комб) | Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. | Об Авариях на химически опасных объектах и их возможные последствия | опрос | устный | презентации | | 5.4 |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия (крнтрольная работа) | Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Классификация аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах | о причинах и видах аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах | Контрольная работа | письменно | тест | | 5.6 |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия (комб) | Понятие о гидродинамической аварии. Причины гидродинамических аварий и их классификация. Понятие о зонах затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Гидродинамически опасные объекты и их классификация. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий | о гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях, их классификации, причинах, поражающих факторах и последствиях | опрос | устный | презентации | | 5.8 |
| Раздел II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций(7 ч) | | | | | |
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения (4 ч) | | | | | |
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения (комб) | Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. | О действиях при авариях на радиационно опасных объектах. Изучают правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности | Меры обеспечения защиты населения при авариях техногенного характера | Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | опрос | устный | презентации | | 5.3 |
18 | Обеспечение химической защиты населения (комб) | Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. | Об основных способы защиты населения от АХОВ. Учатся изготавливать ватно-марлевые повязки, проводить герметизацию помещений | Меры обеспечения защиты населения при авариях техногенного характера | Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | опрос | устный | презентации | | 5.5 |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах (комб) | Использование первичных средств пожаротушения в начальной стадии развития пожара. Общие правила безопасного поведения: при возникновении пожара в здании, эвакуации через задымленный коридор, если надвигается огненный вал. Правила безопасного поведения при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Первоочередные действия по тушению горящей на человеке одежды. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося после взрыва в завале | о правилах безопасного поведения при пожарах и взрывах, применения первичных средств пожаротушения | Меры обеспечения защиты населения при авариях техногенного характера | Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | опрос | устный | презентации | | 5.7 |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях (комб) | Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. | О мерах по уменьшению потерь от гидродинамических аварий. Учатся правильно действовать при внезапном затоплении и после схода воды | Меры обеспечения защиты населения при авариях техногенного характера | Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | опрос | устный | презентации | | 5.9 |
| Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) | | | | | |
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера (комб) | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях. | Об организации оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | Сигнал «Внимание всем!», правила поведения при проведении эвакуации, Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 6.1 |
22 | Эвакуация населения (комб) | Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 6.2 |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (комб) | Инженерная, радиационная и химическая защита населения. | Об Мероприятиях по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | опрос | устный | презентации | | 6.3 |
| Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) | | | | | |
| Раздел III Основы здорового образа жизни (8 ч) | | | | | |
| Здоровый образ жизни и его составляющие(8 ч) | | | | | |
24 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека (комб) | Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение - естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена | о здоровье как основной ценности человека | о здоровье как основной ценности человека | Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | опрос | устный | презентации | | 7.1 |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность (комб) | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | Индивидуальном здоровье человека, его физической, духовной и социальной сущности | Знать определения что такое: Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. | Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | опрос | устный | презентации | | 7.2 |
26 | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества (комб) | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества | Репродуктивном здоровье. | Состовляющие репродуктивного здоровья | Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | опрос | устный | презентации | | 7.3 |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества (комб) | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | Об условиях сохранения и укрепления здоровья | Условия сохранения здоровья | Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | опрос | устный | презентации | | 7.4 |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний (комб) | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | Об основных инфекционных заболеваниях | Меры профилактикнеинфекционных заболеваниях | Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | опрос | устный | презентации | | 7.5 |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье (комб) | Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки | о вредных привычках | примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. | Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | опрос | устный | презентации | | 7.6 |
30 | Профилактика вредных привычек (комб) Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности (комб) | Методы и формы профилактики вредных привычек Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | о вредных привычках и их профилактике | Меры профилактики вредных привычек Состовляющие здорового образа жизни | Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | опрос | устный | презентации | | 7.7 7.8 |
| Раздел IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 ч) | | | | | |
| Первая медицинская помощь при неотложных состояниях ( 4 ч) | | | | | |
31 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (комб) | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | О первой медицинской помощи | Значение оказание ПМП | Владеть навыками оказания ПМП | опрос | устный | презентации | | 8.1 |
32 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (комб) | Пути попадания ядовитых веществ в организм человека. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие принципы и правила оказания первой помощи пострадавшим: при поступлении АХОВ через дыхательные пути, при попадании АХОВ на кожу, при поступлении АХОВ через рот. Оказание первой помощи при ожоге кислотой. Оказание первой медицинской помощи при ожоге щелочью | О правилах оказания первой помощи при отравлении АХОВ. при ожогах кислотой и щелочью | Правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ | Владеть навыками оказания ПМП при отравлениях АХОВ | опрос | устный | презентации | | 8.2 |
33 | Первая медицинская помощь при травмах (контрольная работа) | Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших | травмах, переломах и кровотечениях. правилах и способах транспортировки пострадавших. | Знать правила оказания и уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах, переломах и кровотечениях. Знать правила и способы транспортировки пострадавших. | Владеть навыками оказания ПМП | контрольный | письменно | тест | | 8.3 |
34 | Первая медицинская помощь при утоплении (комб) | Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. | О утоплении и удушении; | Знать правила ПМП при утоплении и удушении; | Владеть навыками оказания ПМП при утоплении, удушении | опрос | устный | презентации | | 8.4 |
| | Всего 35 часов | | | | | | | | |