
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки 17 декабря 2010 г. № 1897/ в ред. от 29 декабря 2014 г. № 1646, от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Примерной программы основного общего образования по ОБЖ Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011
Авторской программы Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Данная программа ориентирована на использование учебника Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Смирнов А.Т. Хренников Б.О./ под редакцией Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2015 г.
Цели и задачи курса
Рабочая программа имеет цели:
усвоение знаний:
-об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
-о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
-об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
-о здоровом образе жизни,
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
-формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
-выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей
Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ»
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения»
Содержание программы выстроено по следующим линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени образовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях и мероприятиях проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, безопасности на водоемах.
Место курса в учебном плане
Учебный план предусматривает в 9 классах 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты :
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты
Основы безопасности личности общества и государства
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
- характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриоти-ческой проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
- характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функ-циональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
- характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
- анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использова-нию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
- моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
- формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
- обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
- различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
- негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
- характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
- анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
- воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
- обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
- характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
- моделировать последовательность своих действий при угрозе террорис-тического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
- формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
- формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
- использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
- анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;
- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
- характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
Выпускник получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи.
Содержание курса
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч)
Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)
Современный мир и Россия. Потенциальные возможности России. Роль России в Мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России.
Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России. Национальные интересы России во внутриполитической экономической и духовных сферах. Национальные интересы России в международной и военной сферах.
Основные угрозы национальным интересам
и безопасности России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасного населения страны и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч)
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности человека на Земле. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных ситуаций природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Угроза военной безопасности России Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспечения национальной безопасности России в современном мире. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
Организационные основы в защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). РСЧС, её предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.
МЧС России МЧС России. Его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Терроризм как идеология насилия. Особенности террористической деятельности России. Международный терроризм –угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч)
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Общегосударственное противодействие терроризму. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции.
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1997г. в организации противодействия в нашей стране. Наказание, в УК РФ, за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч)
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч)
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Профилактика наркозависимости Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. - Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества .Ответственность родителей государства за воспитание и развитие.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (1 ч)
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни – надежная профилактика раннего вступления в половую связь.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)
Брак и семья. Общие понятия о брак семье. Значения культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения супругов.
Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.
Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.
Основы семейного права в Российской Федерации Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в РФ. Основные положения Семейного кодекса РФ.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)
Оказание первой помощи (2 ч)
Первая помощь при массовых поражениях Извлечение пострадавшего из-под завала, из убежища, укрытия; тушения на нём горящёй одежды; введение обезболивающих средств при помощи щприц-тюбика; освобождение верхних дыхательных путей от слизи, крови, предмета; придание телу правильного положения, проведение ИВЛ и непрямого массажа сердца.
Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психотропных веществ.
Учебно-медодическое обеспечение
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Смирнов А.Т. Хренников Б.О./ под редакцией Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2015 г.
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Тема урока | Основное содержание урока | Виды деятельности обучающихся | Количество часов | Дата |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) |
Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч) |
1 | Современный мир и Россия | Потенциальные возможности России. Роль России в Мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России. | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. | 1 | |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России. Национальные интересы России во внутриполитической экономической и духовных сферах. Национальные интересы России в международной и военной сферах. | Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. | 1 | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России. | Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. | 1 | |
4 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасного населения страны и национальная безопасность России. | Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России | 1 | |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) |
5 | Чрезвычайные ситуации и их классификация. | Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности человека на Земле. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. | Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. | 1 | |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. | Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных ситуаций природного характера. | Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. | 1 | |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. | Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. | 1 | |
8 | Угроза военной безопасности России | Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспечения национальной безопасности России в современном мире. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России. | Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России | 1 | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
Организационные основы в защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) |
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | РСЧС, её предназначение и задачи. Структура РССЧ. Силы и средства РЧСЧ. | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | 1 | |
10 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны. | Характеризуют основные силы и средства РСЧС для зашиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. | 1 | |
11 | МЧС России. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | МЧС России. Его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. | Объясняют роль МЧС России по защите населения or чрезвычайных ситуаций в современных условиях | 1 | |
12 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. | систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. | 1 | |
13 | Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций. | Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны. | Анализируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | 1 | |
14 | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. | Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. | Составляют перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации. | 1 | |
15 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Подбирают примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации | 1 | |
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) |
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч) |
16 | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. | Терроризм как идеология насилия. Особенности террористической деятельности России. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России, | 1 | |
17 | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях | 1 | |
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч) |
18 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму. | 1 | |
19 | Общегосударственное противодействие терроризму. | Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. | Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. | 1 | |
20 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1997г. в организации противодействия в нашей стране. Наказание, в УК РФ, за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму. | 1 | |
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч) |
21 | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. | 1 | |
22 | Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | Объясняют организационные основы системы противодействия наркотизму в Российской Федерации. | | |
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч) |
23 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. | 1 | |
24 | Профилактика наркозависимости | Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании. | Выражают отрицательное отношение к приёму наркотиков. | 1 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 ч) |
Здоровье — условие благополучия человека (3 ч) |
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. | Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье. | Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. | 1 | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни. | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. | 1 | |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. - Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей государства за воспитание и развитие. | Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России | 1 | |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (1 ч) |
28 | Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни – надежная профилактика раннего вступления в половую связь. | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция) | 1 | |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч) |
29 | Брак и семья. | Общие понятия о брак семье. Значения культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения супругов. | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. | 1 | |
30 | Семья и здоровый образ жизни человека. | Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг. | Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. | 1 | |
31 | Основы семейного права в Российской Федерации | Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в РФ. Основные положения Семейного кодекса РФ. | Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации | 1 | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч) |
Оказание первой помощи (2 ч) |
32 | Первая помощь при массовых поражениях | Извлечение пострадавшего из-под завала, из убежища, укрытия; тушения на нём горящёй одежды; введение обезболивающих средств при помощи щприц-тюбика; освобождение верхних дыхательных путей от слизи, крови, предмета; придание телу правильного положения, проведение ИВЛ и непрямого массажа сердца. | Знакомятся с приёмами в оказании первой помощи при массовых поражениях населения, различные способы транспортировки пострадавших | 1 | |
33 | Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ | Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психотропных веществ. | Знакомятся с приёмами в оказании первой помощи при передозировке в приеме психоактивных веществ | 1 | |
34 | Промежуточная аттестация | | | 1 | |