Управление образования администрации
Павловского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 3 г. Павлово
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 3 г. Павлово Протокол № 1 от 30.08.19 г. | Утверждаю Директор МБОУ СШ № 3 Павлово _______________И.В. Баринов «31» августа 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В 7-9 КЛАССАХ
Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации – 1 год
Автор - составитель: Кадыров Э.Т.
Преподаватель-организатор ОБЖ
г. Павлово, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 (в действующей редакции); программой «Основы Безопасности Жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников //Москва, издательство «Просвещение» 2016 г.; Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 3 г. Павлово (в действующей редакции). Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 7, 8, 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Смирнова А.Т.// Москва, издательство «Просвещение», 2016 г.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 класса составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю 34 часа в год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект. Он включает: учебник для 7-9 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. //Москва, издательство «Просвещение», 2016 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Актуальность программы. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества, государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Отличительной особенностью данной программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, МЧС, военкомата и пожарной охраны.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 7-9 класса.
Объем программы. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 9 класс из расчёта 1 часа в неделю для каждой параллели в течение всего учебного года – 34 часа. Занятия проходят по 40 минут.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- подготовка индивидуальных рефератов;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия;
- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата, правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, пожарной охраны и др.).
Срок освоения, режим занятий. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 9 класс из расчёта 1 часа в неделю для каждой параллели в течение всего учебного года – 34 часа. Занятия проходят по 40 минут.
Цель программы:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки.
Ученик должен знать:
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
Наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
Законодательную и нормативно-правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;
Правила поведения при угрозе террористического акта;
Государственную политику противодействия наркотизму;
Основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС;
Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность. Способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Текущий контроль и промежуточная аттестация
Текущая аттестация - это оценка усвоения содержания компонентов какой-либо темы в процессе её изучения обучающимися по результатам проверки.
Текущая аттестация включает в себя и тематический контроль знаний учащихся. Тематический контроль - это оценка усвоения обучающимися содержания какой-либо темы по окончанию их изучения по результатам проверки.
Тематический контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование пятибалльной или зачетной систем оценивания.
Текущая аттестация проводится на основании тематической аттестации путём выставления оценки преподавателем за весь курс обучения на основании оценок, полученных обучающимися при проверке усвоения изучаемого материала.
Промежуточная аттестация проводится для обучающихся после освоения учебных программ.
Формами промежуточной аттестации являются исследовательский проект, зачет, открытое занятие, собеседование, практическая деятельность.
Критерии оценки результатов освоения программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Задания для проведения промежуточной аттестации параметров развития детей социально-педагогической направленности
Учащиеся должны объяснить:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- вредные привычки и способы их профилактики;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия;
- правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Высокий уровень – учащийся полно излает материал, дает правильное определение основных понятий.
Средний уровень - учащийся полно излает материал, дает правильное определение основных понятий, но допускает 1-2 ошибки, которые сам, же исправляет.
Базовый уровень – учащийся излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировках.
Оценочный лист
№пп | ФИО | Результаты по уровням |
Выполнение заданий по разделам |
Владение предметными знаниями | Умение работать с источниками информации (практическая деятельность) | Выявление причинно-следственных связей |
1 | | Высокий | Средний | Базовый |
Оценочный лист проекта
(название проекта)
Исполнитель:_______________________________________________________________________
Ученик (ученица) ____ класса МБОУ СШ № 3 г. Павлово
№ пп | Критерии | Результаты по уровням |
| | Высокий | Средний | Базовый |
1 | Оценка содержательности и актуальности проекта | | | |
2 | Оценка публичного выступления | | | |
3 | Оценка мультимедийной презентации | | | |
4 | Оценка буклета | | | |
5 | Оценка продукта деятельности | | | |
6 | Оценка проектной папки | | | |
7 | Оценка личностных проявлений докладчика | | | |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 7 классе
№ п/п | Наименование раздела, тема урока (типы уроков, виды контроля) | Кол-во часов | Формы |
аттестации (контроля) | организации занятий |
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч.) |
1 | Различные природные явления | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (7 ч.) |
4 | Землетрясения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
5 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
6 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
7 | Вулканы | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
8 | Последствия извержения вулканов | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
9 | Оползни | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
10 | Обвалы и снежные лавины | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 ч.) |
11 | Ураганы и бури | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
12 | Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
13 | Смерчи | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (7 ч.) |
14 | Наводнения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
15 | Действия населения при наводнении | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
16 | Защита населения от последствий наводнения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
17 | Сели | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
18 | Защита населения от селей | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
19 | Цунами | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
20 | Снежные лавины | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (4 ч.) |
21 | Лесные и торфяные пожары | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
22 | Защита населения при пожарах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
23 | Эпидемия | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
24 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (3 ч.) |
25 | Терроризм | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
26 | Экстремизм | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
27 | Противодействие терроризму и экстремизму | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Правила первой помощи при неотложных состояниях (4 ч.) |
28 | Общие правила оказания первой помощи | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
29 | Первая помощь при наружном кровотечении | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
30 | Первая помощь при ушибах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
31 | Первая помощь при переломах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч.) |
32 | Психологическая уравновешенность | | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
33 | Стресс | | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
34 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Всего часов: 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 8 классе
№ п/п | Наименование раздела, тема урока (типы уроков, виды контроля) | Кол-во часов | Формы |
аттестации (контроля) | организации занятий |
Основы безопасности личности, общества и государства. Пожарная безопасность | 11 3 | | |
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
3 | Ответственность граждан в области пожарной безопасности | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Безопасность на дорогах | 3 | | |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
5 | Организация дорожного движения. | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
6 | Велосипедист – водитель транспортного средства | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Безопасность на водоемах | 3 | | |
7 | Безопасное поведение на водоемах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
8 | Безопасный отдых на водоемах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
9 | Оказание помощи, терпящим бедствие на воде | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Экология и безопасность | 2 | | |
10 | Загрязнение окружающей природной среды | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 12 9 | | |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
13 | Аварии на радиационно-опасных объектах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
14 | Аварии на химически опасных объектах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики | | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Обеспечение безопасности населения от ЧС | 4 | | |
17 | Обеспечение радиационной безопасности | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
18 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
19 | Обеспечение защиты от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
20 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Организация защиты населения от ЧС техногенного характера | 3 | | |
21 | Оповещение о ЧС техногенного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
22 | Эвакуация населения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
23 | Инженерная защита населения от ЧС техногенного характера. | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Основы медицинских знаний. Здоровый образ жизни и его составляющие | 12 8 | | |
24 | Здоровье как основная ценность человека. | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
25 | Индивидуальное здоровье человека | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
26 | Репродуктивное здоровье | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие укрепления здоровья человека | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
29 | Вредные привычки | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
30 | Профилактика вредных привычек | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 | | |
32 | Первая помощь пострадавшим | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
33 | Первая помощь при отравлении АХОВ | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
34 | Первая помощь при травмах | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Всего часов: 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 9 класс
№ п/п | Наименование раздела, тема урока (типы уроков, виды контроля) | Кол-во часов | Формы |
аттестации (контроля) | организации занятий |
Национальная безопасность России в современном мире | 4 | | |
1 | Современный мир и Россия | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
2 | Национальные интересы России в современном мире | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
3 | Угрозы национальным интересам и безопасности России | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
4 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России | 4 | | |
5 | Чрезвычайные ситуации | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
8 | Угроза военной безопасности России | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени | 3 | | |
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
10 | ГО как составная часть национальной безопасности | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
11 | МЧС - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени | 4 | | |
12 | Мониторинг и прогнозирование ЧС | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
13 | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
14 | Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
15 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия | 2 | | |
16 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
17 | Виды террористической деятельности | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 3 | 3 | |
18 | Нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
19 | Общегосударственное противодействие терроризму | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
20 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ | 2 | | |
21 | Основы противодействия терроризму в РФ | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
22 | Основы противодействия наркотизму в РФ | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | 2 | | |
23 | Правила поведения при угрозе теракта | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
24 | Профилактика наркозависимости | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Основы медицинских знаний | 3 | | |
25 | Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
27 | Репродуктивное здоровье населения | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 | | |
28 | Ранние половые связи и их последствия | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Семья и здоровый образ жизни человека | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 | | |
31 | Брак и семья | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
32 | Семья и ЗОЖ человека | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
33 | Основы семейного права в РФ | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Правила оказания первой помощи | 1 | | |
34 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 | Ответы на уроках | Групповая, индивидуальная |
Всего часов: 34 |
Календарный учебный график
рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
на 2019-2020 учебный год
Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Учебные занятия в МБОУ СШ № 3 г. Павлово начинаются с 2 сентября 2019 г. и заканчиваются 27 мая 2020 г.
В каникулярное время занятия в объединениях не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях направленные на применение полученных знаний: экскурсии, флэшмобы, круглые столы, игры и т.п.
Учебные занятия проводятся в 1 смену. Продолжительность занятий составляет 1 учебный час (академический час) в МБОУ СШ № 3 г. Павлово – 40 минут.
1 год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных недель/ часов |
02.09-07.09 | 09.09-14.09 | 16.09-21.09 | 23.09-28.09 | 30.09-05.10 | 07.10-12.10 | 14.10-19.10 | 21.10-26.10 | 28.10-04.11 | 5.11-09.11 | 11.11-16.11 | 18.11-23.11 | 25.11-30.11 | 02.12-7.12 | 9.12-14.12 | 16.12-21.12 | 23.12-28.12 | 30.12-12.01 | 13.01-18.01 | 20.01-25.01 | 27.01-01.02 | 03.02-08.02 | 10.02-15.02 | 25.02.-29.02 | 02.03-07.03 | 10.03-14.03 | 16.03-21.03 | 23.03-29.03 | 30.03-04.04 | 06.04-11.04 | 13.04-18.04 | 20.04-25.04 | 27.04-30.04 | 05.05-8.05 | 11.05-16.05 | 18.05-23.05 | 25.05-27.05 | 28.05-30.06 | 01.07-31.07 | 01.08-31.08 | |
1 год обучения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | А | А | К | К | К | 34 |
Условные обозначения: Итоговая аттестация – А, Каникулярный период – К, Ведение занятий по расписанию – 1
Методические материалы и условия реализации программы
Формы организации образовательного процесса:
1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);
2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);
3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия, юные картографы).
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.
Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.
Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.
Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.
Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютер, сканер, принтер, проектор.
Пр проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы, энциклопедии, таблицы, атласы Нижегородской области, контурные карты Нижегородской области.
Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты:
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества, государства;
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение оказать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность. Способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки:
Ученик должен знать:
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
Наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
Законодательную и нормативно-правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;
Правила поведения при угрозе террористического акта;
Государственную политику противодействия наркотизму;
Основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС;
Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Задачи оценочной деятельности:
1. Определить результаты предметных знаниях и умениях обучающегося (как в самом задании, в любой работе - в узком смысле, так и в учебном процессе в целом - в широком смысле).
2. Ориентировать на достижение результата:
а) духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
б) формирование универсальных учебных действий (метапредметные
результаты),
в) освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).
3. Обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных
результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
Список литературы:
А.Т. Смирнов, Б.И Хренников. Учебник по ОБЖ 7-9 кл. М.: Просвещение, 2013 г.
А.Т. Смирнов Основы безопасности жизнедеятельности 7-9 кл. поурочные разработки М.: Просвещение 2010 г.
Учебно-методическая литература 6 Иванов А.И. Дни воинской славы России. М.:ООО ИЦ-Военные знания, 2000 г.
Иванов А.И. Защита Отечества - обязанность гражданина. М.:ТОО Военные знания, 1998 г
Зайцев А.П. Современная война и ГО. М.:ООО Военные знания, 2000 г.
Кузнецов В.И. Основы военной службы. М.: Ампресс, 2001г
В.В. На службе Отечеству М.:ТОО Военные знания, 1998 г.
Марков М.Ю. Воинская обязанность. М.: Ампресс, 2001г.
Яхновец С.Е. Верность воинскому долгу. М.:ТОО Военные знания, 1998 г.
Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию. М.: «Глобус»
Нечаев М.П. День Победы в патриотическом воспитании. М.:УЦ «Перспектива» 2010 г.
Бартеньева В.А. Патриотический клуб. Волгоград изд. «Учитель» 2009 г.
Агапова И.А. Мы – патриоты. М.: «Вако» 2008 г.
Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина. Волгоград, изд. «Учитель» 2009 г.
Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе М.: ВАКО, 2009 г.
Куксенко А.Е. Памятка о ЗОЖ Соц. Фонд «Павел перевозчик», Павлово 2009 г. Уголовный кодекс. М.: «ЭКСМО» 2010 г.
Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний М.: АСТ 2000 г.
Зайцев А.П. Помощь пострадавшим М.: Военные знания, 2000 г.