Муниципальное автономное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени П.И. Чайковского» муниципального образования города Ноябрьск II- полугодие. 2 класс. ДП. «Живопись». Композиция станковая. Тема Авторский подход в станковой графике. Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк». Для рабочей программы по предмету «Композиция станковая» ПО.01.УП.03 Художественное творчество дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» Составитель: Преподаватель художественного отделения МАО ДО «Детская школа искусств имени П.И. Чайковского» Круглова С.А - преподаватель композиции.
Авторский подход в станковой графике. Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк».
При сознательном построении несложный одной или двумя фигурами человека и животного в тематике по композиции «Цирк» и «Зоопарк» требуется соблюдение определенной последовательности в работе. Распределение рисунка на его логические этапы способствует пониманию поставленной задачи, дисциплинирует внимание учеников и систематизирует работу. Поэтапное ведение рисунка в станковой композиции дает возможность ученику проследить за ходом работы. Последовательно осваивая один этап за другим, приходят к естественному возможному способу рисования. Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисования на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы.
Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:
- I. Анализ формы предметов и отдельное прорабатывания объектов.
- II. Композиционное размещение изображения на плоскости.
- III. Конструктивно - плоскостной анализ формы и плановое построение рисунка на плоскости с ведением иллюзорных мотивов.
- IV. Выявление связки формы предметов со средой в плоскости.
- V. Полная тональная и цветовая проработка фор эскиза.
- VI. Выполнение в формате в цвете.
- VII. Подведение итогов работы над рисунком в цвете.
№
Наименование раздела,
темы
Вид учебного занятия
4.
Общий объем времени (в часах).
Станковая графика.
Теоретическая
Максимальная учебная нагрузка
Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного.
Практическая
5
часть
«Цирк»,
Самостоятельная работа
«Зоопарк».
3
часть
30
Аудиторные занятия
18
2
12
II-полугодие. 2 класс. ДП. «Живопись». Композиция станковая.
Тема 4
Станковая графика.
Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк».
Основные понятия:
Знакомство с термином стилизация и трансформация.
Чтобы не допускать слепого копирования натуры, полезно поработать на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций о цирке или зоопарке. Самостоятельное восприятие, его изучение помогут сложиться определенному отношению к работе, которое создает основу для фантазии и применение стилизации.
В станковой композиции стилизация объектов (живопись, графика) и декоративном искусстве процесс обобщения формы имеет много общего. Художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.
Знакомство с графической композиции. Несложный сюжет в интерьере с использованием двух-трех фигур человека и животных «На арене». Создания динамичной композиции с использованием различных форм ритмичного движения.
Понятие «ритм», «движение», «композиционный центр», «контраст», «динамическое равновесия».
Создание целостного, эмоционального, выразительного графического листа.
Задание для самостоятельной работы : исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера арены цирка с фигурами людей и животных с различным светотональным решением.
Тема 4
Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк».
Двухплановое пространство.
Упражнение 1.
Выполнить серию стилизованных персонажей на тему «Цирк, зоопарк». Изобразить персонажей: клоун, акробат, силачей, животных.
Материал: карандаш, бумага.
Упражнение 2.
Выполнить серию эскизов карандашом опираясь на поиски стилизованных героев, добавляя детали в плоскости. Выполнение рисунка карандашом тонкими линиями. Композиционное размещение персонажей, передача движения на арене.
Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.
В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа — местом его расположения. И от того, насколько верно размещены изображения предметов на листе бумаги, во многом зависит успех работы над рисунком по станковой композиции. Прежде всего необходимо научиться видеть предметы в целом, а не по отдельности, мысленно как бы объединяя всю группу предметов в единое целое.
На рисунке выше наглядно показаны способы размещения группы предметов на плоскости бумаги, где последняя представляется чаще всего как бы заключенной в треугольник, круг или четырехугольник, в зависимости от характера группы. Здесь очень важно уравновесить группу предметов относительно листа бумаги с учетом направления движения натуры (вверх, вниз, налево, направо, по диагонали), а также в зависимости от освещенности и расположения светлых участков. Темные участки также входят в общую компоновку на листе.
Упражнение 3 .
Композиционное размещение цветных пятен на плоскости.
Выполнить серию эскизов гуашью в цвете опираясь на эскизы в карандаше, добавляя детали и пространство тоном (плановость).
Композиционное передача персонажей в движения в цветной и графической проработке.
Параллельно проводить конструктивно - плоскостной анализ формы и плановое построение рисунка на плоскости с ведением иллюзорных мотивов в цвете и графике.
Упражнение 4.
Выполнить перенос на формат опираясь на эскизы гуашью в цвете.
Композиционное передача персонажей в движения в цветной проработке учитывая освещенные части фона и персонажей.
Упражнение 4.
Выполнить детальную проработку на формате в соответствии с эскизом, добавляя детали в пространство (плановость), используя приемы иллюзии.
Проработка деталей тонкой кисточкой по сухому слою краски и завершение работы с добавлением пластических элементов – кабель, канатных дорожек, канатных лестниц, колец, шаров.
Дипломы учеников за Авторский подход в станковой графике. Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк».