СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басни И.А. Крылова. Герои басни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - привлечь учащихся к чтению художественной литературы, расширить их представление о своеобразие басен И. А. Крылова. Ученики учатся общаться, высказывать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Басни И.А. Крылова. Герои басни.»

Конспект урока литературного чтения в 3 «В» классе

Учитель: Семенова Ю.А.

Дата: 17.11. 2016 г.

Тема: Басни И. А. Крылова. Герои басни.

Цель: привлечение учащихся к чтению художественной литературы, расширение их представления о своеобразии басен И.А.Крылова, активизация творческой активности, развитие творческих способностей.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Формирование умения выполнять действия по саморегуляции, формировать характер через привычку

Регулятивные:

- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат;

- учить целеполаганию как постановке учебной задачи. делать обобщения, выводы

Познавательные:

- способствовать умению строить речевые высказывания;

- упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.

Коммуникативные:

- воспитание любознательности, культуры труда; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе.

Технологии:

- здоровьесберегающие;

- информационно-коммуникационные;

- сотрудничество;

- игровые

Оборудование: учебник, портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням И.А. Крылова.



В баснях Крылова всем есть уроки.
Н.В. Гоголь

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

- Здравствуйте, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством великого баснописца И. А. Крылова. Дедушка Крылов – так ласково прозвали Крылова в народе. С его баснями мы знакомы с детства, они сопровождают нас всю жизнь. Многие строки басен Крылова превратились в пословицы и поговорки, имена героев его басен стали нарицательными. К этому уроку вы должны были прочитать басни Крылова. Давайте проверим, как хорошо вы знакомы с ними.

Внимание, сегодня мы отправляемся в мир Басен, мы повстречаемся с жителями замечательной и очень мудрой страны Басня-ленд. Для этого активизируем силы нашего организма, выполним точечный массаж, разминку для глаз. Разомнем наш речевой аппарат. Слайд 2 (скороговорки, разминка для речевого аппарата)

2. Проверка домашнего задания. Викторина ( Слайды 3 -14)

  1. В какой басне отразились события войны 1812 года? (“Волк на псарне”.)

  2. В какой басне прогулка к ручью закончилась трагедией? (“Волк и Ягнёнок”.)

  3. Сколько тарелок съел Фока, прежде чем убежал от Демьяна? (4.)

  4. Обезьяны в баснях Крылова вступают в конфликт с предметами, не зная, как ими пользоваться. В каких баснях и с какими предметами? (Зеркало и очки.)

  5. Мораль каких басен соответствует пословицам:

Не потопаешь, так и не полопаешь. (“Стрекоза и муравей”.)
Не руби сук, на котором сидишь. (“Свинья под дубом”.)
В чужом глазу соринку видит, а в своём бревно не замечает (“Зеркало и обезьяна”.)
Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться (“Свинья под дубом”.)
Готовь сани летом, а телегу зимой (“Стрекоза и муравей”.)

  1. Сколько очков достала себе Мартышка для исправления зрения? (“Очков с полдюжины она себе достала”.)

  2. Лисица предлагает Вороне спеть, а другой герой басни предлагает героине станцевать. Кто и в какой басне? (“Так поди же, попляши”, басня “Стрекоза и Муравей”.)

  3. Одна из героинь басни решила прославиться, “без драки попав в большие забияки”. назвать басню, объяснить, как она решила прославиться. (“Слон и Моська”.)

  4. В каких баснях Крылова упоминаются продукты питания? (“Лиса и виноград”,
    “Свинья под дубом”, “Кот и Васька”, “Ворона и Лисица”.)

  5. Сколько времени провела Лисица в саду, пытаясь добраться до винограда? (“Час целый”.)

  6. В какой басне Крылова рассказывается о грузе, который так и не был доставлен по адресу? Почему? (“Лебедь, Рак и Щука”.)

  7. Какие строки из басен Крылова стали пословицами?

В случае затруднения можно зачитать крылатые выражения и предложить угадать, в каких баснях Крылова они употреблялись.

  • Видит око, да глаз неймёт (“Лиса и виноград”.)

  • А Васька слушает да ест (“Кот и повар”.)

  • Ах. Моська, знать, она сильна, раз лает на слона (“Слон и Моська”.)

  • А ларчик просто открывался (“Ларчик”.)

  • Да только воз и ныне там (“Лебедь, Рак и Щука”.)

  • У сильного всегда бессильный виноват (“Волк и Ягнёнок”.)

  1. В каких баснях Крылова герои предаются неумеренным восхвалениям вокальных данных своих собеседников? (“Ворона и Лисица”, “Кукушка и петух”.)

  2. Рассмотреть иллюстрации к басням и угадать, к каким басням относятся эти иллюстрации.

Работа с эпиграфом. Какие уроки мы можем извлечь из басен Крылова ?

3. Физминутка. Молодцы, вы очень внимательно читали басни. Жители этой мудрой страны прислали нам странные письма, нам нужно подумать и справится с очень сложными задачками. Но сначала поиграем в веселую и полезную игру-Перевоплощение, я называю басню, а вы стоя изобразите главного героя этой басни. Ну что, отдохнули, теперь внимание, открываем загадочное письмо....

4. Творческие задания

Учащиеся делятся на группы по 5–6 человек.

  1. Придумать и инсценировать историю, которую можно было бы озаглавить строками из басен Крылова:

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.

Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться.

Всё кажется в других ошибкой нам,
А примешься за дело сам,
Так напортачишь вдвое хуже.

Видит око, да зуб неймёт.

У сильного всегда бессильный виноват.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.

  1. Попробуем доказать, что мораль басен Крылова не устарела, что она применима и к нашей школьной жизни. Придумать и инсценировать следующие истории:

  • Петя выманивает жвачку (конфету, шоколадку, яблоко и т. д.) у Васи (басня “Ворона и Лисица”)

  • Маша и Даша хвалят друг друга (басня “Кукушка и Петух”)

  • Директор школы и Петя (басня “Слон и Моська”)

  • На уроке труда (басня “Стрекоза и Муравей”)

  • Петя получил двойку. Серёжа смеётся над ним (басня “Чиж и Голубь”)

  • Петя порвал учебник, а потом... (басня “Свинья под дубом”)

  • Выпуск стенгазеты (Лебедь, Щука и Рак”)

  1. Показать, как мог бы проходить суд над героями басен Крылова.

Басня “Ворона и лисица”
Пострадавшая: Ворона
Обвиняемая: Лиса
Свидетели: кусок сыра, ель
Приговор:

Басня “Лебедь, Щука и Рак”
Пострадавший: получатель груза
Обвиняемые: Лебедь, Щука и Рак
Свидетель: воз с поклажей
Приговор:

Басня “Мартышка и Очки”
Пострадавший: Очки
Обвиняемая: Мартышка
Свидетель: камень (О камень так хватила их, что только брызги засверкали).
Приговор:

Басня “Свинья под Дубом”
Пострадавший: Дуб
Обвиняемая: Свинья
Свидетели: Ворон, жёлуди
Приговор:

Басня “Волк и Ягнёнок”
Пострадавший: Ягнёнок
Обвиняемый: Волк
Свидетель: ручей
Приговор:

Выступление каждой группы, оценивают работу герои басен ( на экране слайды с положительными оценками и комментариями

5. Подведение итогов

  1. Какие придуманные вами истории показались наиболее интересными?

  2. Кто из исполнителей понравился вам?

  3. Как и что можно было бы улучшить?

  4. Что нового вы открыли для себя в баснях Крылова на сегодняшнем уроке?

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Посмотрите, опять сообщение из мира Басен. Откроем, да это приказ страны Басен «Каждого ученика 3 В класса наградить орденом «Знаток басен», наиболее активным ученикам — выставить 5, чтоб не забывали творчество И. А. Крылова — на завтра прочитать незнакомую басню и нарисовать героя этой басни. С наилучшими пожеланиями ваш И. А. Крылов. Слайд 17.

  • Дети, вам ясно домашнее задание, выполним приказ и получим отличные оценки.

Урок окончен.