Конспект урока литературного чтения в 3 «В» классе
Учитель: Семенова Ю.А.
Дата: 17.11. 2016 г.
Тема: Басни И. А. Крылова. Герои басни.
Цель: привлечение учащихся к чтению художественной литературы, расширение их представления о своеобразии басен И.А.Крылова, активизация творческой активности, развитие творческих способностей.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Формирование умения выполнять действия по саморегуляции, формировать характер через привычку
Регулятивные:
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат;
- учить целеполаганию как постановке учебной задачи. делать обобщения, выводы
Познавательные:
- способствовать умению строить речевые высказывания;
- упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.
Коммуникативные:
- воспитание любознательности, культуры труда; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникационные;
- сотрудничество;
- игровые
Оборудование: учебник, портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням И.А. Крылова.
В баснях Крылова всем есть уроки. Н.В. Гоголь |
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
- Здравствуйте, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством великого баснописца И. А. Крылова. Дедушка Крылов – так ласково прозвали Крылова в народе. С его баснями мы знакомы с детства, они сопровождают нас всю жизнь. Многие строки басен Крылова превратились в пословицы и поговорки, имена героев его басен стали нарицательными. К этому уроку вы должны были прочитать басни Крылова. Давайте проверим, как хорошо вы знакомы с ними.
Внимание, сегодня мы отправляемся в мир Басен, мы повстречаемся с жителями замечательной и очень мудрой страны Басня-ленд. Для этого активизируем силы нашего организма, выполним точечный массаж, разминку для глаз. Разомнем наш речевой аппарат. Слайд 2 (скороговорки, разминка для речевого аппарата)
2. Проверка домашнего задания. Викторина ( Слайды 3 -14)
В какой басне отразились события войны 1812 года? (“Волк на псарне”.)
В какой басне прогулка к ручью закончилась трагедией? (“Волк и Ягнёнок”.)
Сколько тарелок съел Фока, прежде чем убежал от Демьяна? (4.)
Обезьяны в баснях Крылова вступают в конфликт с предметами, не зная, как ими пользоваться. В каких баснях и с какими предметами? (Зеркало и очки.)
Мораль каких басен соответствует пословицам:
Не потопаешь, так и не полопаешь. (“Стрекоза и муравей”.)
Не руби сук, на котором сидишь. (“Свинья под дубом”.)
В чужом глазу соринку видит, а в своём бревно не замечает (“Зеркало и обезьяна”.)
Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться (“Свинья под дубом”.)
Готовь сани летом, а телегу зимой (“Стрекоза и муравей”.)
Сколько очков достала себе Мартышка для исправления зрения? (“Очков с полдюжины она себе достала”.)
Лисица предлагает Вороне спеть, а другой герой басни предлагает героине станцевать. Кто и в какой басне? (“Так поди же, попляши”, басня “Стрекоза и Муравей”.)
Одна из героинь басни решила прославиться, “без драки попав в большие забияки”. назвать басню, объяснить, как она решила прославиться. (“Слон и Моська”.)
В каких баснях Крылова упоминаются продукты питания? (“Лиса и виноград”,
“Свинья под дубом”, “Кот и Васька”, “Ворона и Лисица”.)
Сколько времени провела Лисица в саду, пытаясь добраться до винограда? (“Час целый”.)
В какой басне Крылова рассказывается о грузе, который так и не был доставлен по адресу? Почему? (“Лебедь, Рак и Щука”.)
Какие строки из басен Крылова стали пословицами?
В случае затруднения можно зачитать крылатые выражения и предложить угадать, в каких баснях Крылова они употреблялись.
Видит око, да глаз неймёт (“Лиса и виноград”.)
А Васька слушает да ест (“Кот и повар”.)
Ах. Моська, знать, она сильна, раз лает на слона (“Слон и Моська”.)
А ларчик просто открывался (“Ларчик”.)
Да только воз и ныне там (“Лебедь, Рак и Щука”.)
У сильного всегда бессильный виноват (“Волк и Ягнёнок”.)
В каких баснях Крылова герои предаются неумеренным восхвалениям вокальных данных своих собеседников? (“Ворона и Лисица”, “Кукушка и петух”.)
Рассмотреть иллюстрации к басням и угадать, к каким басням относятся эти иллюстрации.
Работа с эпиграфом. Какие уроки мы можем извлечь из басен Крылова ?
3. Физминутка. Молодцы, вы очень внимательно читали басни. Жители этой мудрой страны прислали нам странные письма, нам нужно подумать и справится с очень сложными задачками. Но сначала поиграем в веселую и полезную игру-Перевоплощение, я называю басню, а вы стоя изобразите главного героя этой басни. Ну что, отдохнули, теперь внимание, открываем загадочное письмо....
4. Творческие задания
Учащиеся делятся на группы по 5–6 человек.
Придумать и инсценировать историю, которую можно было бы озаглавить строками из басен Крылова:
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться.
Всё кажется в других ошибкой нам,
А примешься за дело сам,
Так напортачишь вдвое хуже.
Видит око, да зуб неймёт.
У сильного всегда бессильный виноват.
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
Попробуем доказать, что мораль басен Крылова не устарела, что она применима и к нашей школьной жизни. Придумать и инсценировать следующие истории:
Петя выманивает жвачку (конфету, шоколадку, яблоко и т. д.) у Васи (басня “Ворона и Лисица”)
Маша и Даша хвалят друг друга (басня “Кукушка и Петух”)
Директор школы и Петя (басня “Слон и Моська”)
На уроке труда (басня “Стрекоза и Муравей”)
Петя получил двойку. Серёжа смеётся над ним (басня “Чиж и Голубь”)
Петя порвал учебник, а потом... (басня “Свинья под дубом”)
Выпуск стенгазеты (Лебедь, Щука и Рак”)
Показать, как мог бы проходить суд над героями басен Крылова.
Басня “Ворона и лисица”
Пострадавшая: Ворона
Обвиняемая: Лиса
Свидетели: кусок сыра, ель
Приговор:
Басня “Лебедь, Щука и Рак”
Пострадавший: получатель груза
Обвиняемые: Лебедь, Щука и Рак
Свидетель: воз с поклажей
Приговор:
Басня “Мартышка и Очки”
Пострадавший: Очки
Обвиняемая: Мартышка
Свидетель: камень (О камень так хватила их, что только брызги засверкали).
Приговор:
Басня “Свинья под Дубом”
Пострадавший: Дуб
Обвиняемая: Свинья
Свидетели: Ворон, жёлуди
Приговор:
Басня “Волк и Ягнёнок”
Пострадавший: Ягнёнок
Обвиняемый: Волк
Свидетель: ручей
Приговор:
Выступление каждой группы, оценивают работу герои басен ( на экране слайды с положительными оценками и комментариями
5. Подведение итогов
Какие придуманные вами истории показались наиболее интересными?
Кто из исполнителей понравился вам?
Как и что можно было бы улучшить?
Что нового вы открыли для себя в баснях Крылова на сегодняшнем уроке?
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Посмотрите, опять сообщение из мира Басен. Откроем, да это приказ страны Басен «Каждого ученика 3 В класса наградить орденом «Знаток басен», наиболее активным ученикам — выставить 5, чтоб не забывали творчество И. А. Крылова — на завтра прочитать незнакомую басню и нарисовать героя этой басни. С наилучшими пожеланиями ваш И. А. Крылов. Слайд 17.
Урок окончен.