Сценарий беседы по искусству для детей подготовительной группы «Семья у растений» С
Составила: воспитатель МБДОУ №455 г. Екатеринбурга Сычева Е.А.
Аннотация.
Беседа по искусству на тему «Семья у растений» актуальна. Ведь наряду с художественно-эстетическим воспитанием, развитием творческого мышления у детей, она способствует воспитанию бережного отношения к природе. Что очень важно в современном мире. Дети учатся видеть красоту в окружающей их природе и ценить ее. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Данная беседа формирует общую культуру личности детей, развивает их социальные, нравственные, интеллектуальные качества, формирует предпосылки учебной деятельности.
Происходит усвоение норм и ценностей принятых в обществе(беречь природу, приходить на помощь другому, быть чутким к проблемам других). Продолжает формироваться готовность к совместной деятельности со сверстниками. Формируется уважительное отношение к семье, взрослым.
В ходе беседы развиваются предпосылки целостно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.Формируются представления о живописи, как виде искусства.
В процессе беседы используются здоровьесберегающие технологии.
Тема: Семья у растений
Ведущий вид деятельности: коммуникативная
Интенрация областей: «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Цель перспективная: Понимание произведений мира искусства
Цель актуальная: Познакомить с картинми русских художников
Задачи
Обучающие:
- учить отличать пейзаж от других видов живописи
- учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты
- обогащение словаря
- уточнить представления детей о семье
- учить детей различать такие понятия как «роща», «бор», «поле»
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие картин
- развивать монологическую речь детей
- развивать любознательность
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к изобразительному искусству
- Воспитывать бережное отношение к природе
- Воспитывать любовь и гордость за свою семью
Оборудование к занятию:
Материалы и средства:
Зрительный ряд: картинки с изображением картин русских художников (И. Левитан «Березовая роща», И.И. Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес», Е.Е. Волков «Ромашковое поле)
Литературный ряд: стихотворение А. Прокофьева, загадка
Игровая ситуация:
Словарная работа: березовая роща, сосновый бор, ромашковое поле, близкие родственники, дальние родственники; эпитеты: солнечный, веселый, угрюмый, изумрудный.
Предварительная работа с воспитанниками: наблюдение за березой в разное время года, проведение занятий по познавательному развитию по теме «Деревья».
Работа с родителями: беседа «Искусство и дети».
Организация пространства: 1 – выставочное пространство, 2 – пространство для занятий
Предполагаемый результат:
- дети отличают пейзаж от других видов живописи
- дети знают следующих художников: И.И. Шишкин, И. Левитан, Е.Е. Волков.
- дети умеют использовать эпитеты при описании картины
- формируется рефлексивный подход к учебе
Методическое обоснование занятия:
- сюрпризный момент (письмо от березки)
- беседа воспитателя и детей
- демонстрация картин
- художественное слово
- физкультминутка
- загадка
- заключительная беседа
Технологическая карта занятия «Беседа по исскуству для детей подготовительной группы. Тема: Семья у растений»
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап – Организационно –мотивационный (2 минуты) | Педагог здоровается с детьми. Задает положительный эмоциональный настрой. Создает проблемную ситуацию и показывает свою заинтересованность. Педагог зачитывает письмо. Предлагает детям помочь Одинокой березке. | Дети здороваются с педагогом. Дети предлагают прочитать письмо. Внимательно слушают. Соглашаются помчь Одинокой Березке. |
2 этап – Содержательно-деятельностный (20 минут) Физкультминутка (1,5 минуты) Загадка | Педагог предлагает детям объяснить, что такое семья. Воспитатель обобщает ответы детей. Формулирует проблему: Есть ли семья у растений. Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей. Задает вопросы детям. Педагог демонстрирует репродукцию картины И.И.Шишкина, Е.Е.Волкова. Задает вопросы стимулирующие мышление детей. Обобщает ответы детей. Воспитатель зачитывает стих и демонстрирует движения. Воспитатель загадывает загадку. Педагог предлагает посмотреть репродукцию картины И. Левитана «Березовая роща». Инициирует обсуждение картины. | Активно вступают в диалог.Дети предлагают свои варианты ответов. Дети внимательно слушают воспитателя. Дети отвечают и обосновывают свои ответы. Дети отвечают на вопросы. Расматривают картину. Дополняют ответы друг друга. Дети внимательно слушают воспитателя. Делают вывод о том, что у растений есть семья. Дети повторяют действия педагога. Дети внимательно слушают и отгадывают загадку. Дети рассматривают картину. Выражают свое эмоциональное отношение к картине. Придумывают название картины Анализируют, доказывают свою точку зрения, отвечая при этом на вопросы воспитателя. |
3 этап-Подведение итогов. Рефлексия.(2 минуты) | Педагог побуждает детей задаваемыми вопросами вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности. | Дети включаются в диалог. Отвечают на вопросы воспитателя. Делятся своими впечатлениями о картине. |
4 этап – Заключительный этап.(1 минута) | Воспитатель зачитывает стихотворение А.Прокофьева. | Слушают стихотворение. |
1.Мотивационно-целевой этап.
- Здравствуйте ребята! Скажите, какое у вас сегодня настроение?
Утром я нашла конверт. Но без вас не стала его открывать. Посмотрите, на нем нет даже обратного адреса. Интересно, от кого это письмо?
Дети:- Давайте откроем и прочитаем его.
- Конечно,давайте прочитаем. (воспитатель открывает письмо и зачитывает его детям).
«Дорогие ребята, мне очень грустно. У вас есть мамы и папы, братья и сестры, а у меня никого нет. Мне всего лишь 10 лет, и так не хочется еще 90 лет быть одинокой. Ведь, мы березы живем до 100 лет. Помогите мне найти семью.
Одинокая Березка»
-Березка просит нас о помощи. Ну, что поможем березке найти семью?
Дети: -Да!
2.Содержательно-деятельностный этап.
- Сначала давайте разберемся, что такое семья.
Ответы детей.
-Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В семье все любят друг друга, помогают и защищают.
-Как вы думаете есть ли семья у растений. Ответы детей.
-Посмотрите на картину И.И. Шишкина. Воспитатель демонстрирует картину Ивана Ивановича Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».(Приложение 1)
Что на ней изображено?
Дети: -Сосны.
-Как называется лес где растут одни сосны. Ответы детей.
-Конечно, бор. Можно, ли назвать сосновй бор – семьей сосен?
Ответы детей. – В сосновом бору, растут и старые сосны, и молодые. Одно дерево дает жизнь другому дереву. Старые деревья засыхают. Появляются новые. Точно, так же и в семье – одно поколение сменяет другое.
Воспитатель: -Может быть сосновый бор – это семья для березки? Ответы детей.
-А теперь посмотрите на картину Е.Е. Волкова «Ромашковое поле». Что вы видите на этой картине?(Приложение 2)
Воспитатель демонстрирует картину Ефима Ефимовича Волкова «Ромашковое поле».
-Можем ли мы назвать ромашковое поле- семьей ромашек?
Ответы детей.
-Действительно, мы можем назвать ромашковое поле – семьей. Все ромашки дружно растут на поле. Среди них есть и «старые» и «молодые» цветы. Увядают одни, расцветают другие.
- Может быть ромашковое поле – семья для березки? Ответы детей.
-Значит у растений все таки есть семья?
Дети: -Да. У растений тоже есть семья.
-Давайте теперь немного отдохнем.
Физкультминутка «Деревья»
Представьте, что вы – деревья в лесу. Подул сильный, холодный, ветер и закачались деревья, затряслись веточки на них: «Ш-ш-ш-ш». (дети поднимают руки вверх и, раскачиваясь, громко произносят: «Ш-ш-ш-ш»)
Ветер затихает: «Ш-ш-ш-ш» (дети тихо повторяют «Ш-ш-ш-ш»)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки сложили, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят!
Как они сядут? Тоже покажем – руки сложили назад.
-А теперь мы познакомимся с еще одной семьей . Отгадайте загадку:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березки).
-Что это за «семья»? Воспитатель демонстрирует картину Исаака Левитана «Березовая роща».(Приложение 3)
Дети: -Это березовая роща.
- Березовая роща – семья для березки?
Ответы детей.
- Эту картина великого русского художника Исаака Левитана. Как называется картина на которой изображена природа? (Ответы детей)
-Правильно пейзаж.
1.Прислушайтесь к себе, к своей душе, вам нравится эта картина?(ответы детей)
2. Вам интересно рассматривать эту картину? А что первое вы увидели? На что обратили внимание, что вам сразу бросилось в глаза?
3.Что ты видишь на картине, перечисли предметы, изображенные на переднем плане, на дальнем?(На картине изображены березы, трава. На переднем плане 2 березы, на заднем плане тоже березы.
4.Как бы вы назвали эту картину?(Ответы детей)
(Воспитатель говорит детям как называется картина)
5. А если бы художник сделал картину темной, изменилось бы что-нибудь? ( Изменилось бы настроение картины. Березовая роща не была бы такой солнечной, веселой. Она бы стала угрюмой. Было бы ощущение холода и надвигающейся непогоды)
6. Как ты думаешь, с чего художник начал рисовать картину? Что нарисовал сначала, а что потом? Что нарисовать надо было обязательно, а что художник нарисовал для красоты? А может, можно было и не рисовать, что-то вообще? Почему ты так считаешь?
7.Подумай, почему художник использовал такие цвета на картине, какие приемы еще применяет художник (свет, композиция – расположение предметов)? (С помощью богатой палитры цветов, наложения пятен света и тени Левитан добивается совершенства в передаче световоздушной среды. Картина словно пронизана солнцем, она как будто излучает волшебный изумрудный свет.)
8.О чем нас предупреждает автор произведения, о чем хочет нам сказать, на что или кого хочет обратить наше внимание? ( Автор показывает нам красоту русской природы. И наверное, хочет чтобы мы ее сохранили).
3.Оценочно-рефлексивный этап.
-Нашли ли мы семью для нашей одинокой березки?
Дети: - Нашли. Семья для березы – березовая роща.
- На какой картине мы ее нашли.
Дети: - На картине Исаака Левитана «Березовая роща».
- Понравилась ли вам эта картина?
- Что вы почувствовали, что подумали, когда увидели картину? Каким бы звуком, репликой или восклицанием отразили, эту «встречу»: О-о! Вот это да! Не-е! Мне это не нравится! Я ничего не понял! Неинтересно!
- А какие картины мы с вами еще рассматривали во время беседы?
- Что изображено на всех картинах? (Природа).
- Ответы детей.
4. Заключительный этап
- А закончить я хочу занятие четверостишием А. Прокофьева: воспитатель читает стихотворение.(приложение 4)
Список литератуы
Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2016. – 112 с.
Подвижные тематические игры для дошкольников / Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
Приложение 1.

И. И. Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872
Приложение 2 
Е.Е. Волков «Ромашковое поле»
Приложение 3.

И. Левитан «Березовая роща», 1885-1889
Приложение 4.
Как приятна березок гряда!
Бьет зеленый прибой у дороги,
Им без устали моет вода
Без того побелевшие ноги.
А. Прокофьев