СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Битва под Москвой"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе мероприятия освещены основные события Московской битвы, их хронологическая последовательность, воспеты герои битвы под Москвой. Классный час сопровождается показом презентации.

Просмотр содержимого документа
«"Битва под Москвой"»

Методическая разработка классного часа для учащихся 8 - 9 классов

Разработал: учитель истории МБОУ «СОШ №30» г. Чебоксары

Иванова Любовь Аркадьевна

Тема: Битва под Москвой

Цели: углубить знания детей об истории Великой Отечественной войны;

Задачи:

  • сформировать знания о ходе, событиях, всемирно-историческом значении разгрома фашистских армий под Москвой.

  • формировать способность учащихся к творческой деятельности.

  • способствовать формированию нравственного отношения к героическому прошлому России;

  • формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, готовности защищать Родину;

  • способствовать воспитанию чувства национальной гордости, патриотизма и уважения к подвигам народа в Великой Отечественной войне.

Подготовительная работа:

- распределить фрагменты сценария между ведущими (19 учеников).

Оформление:

- фотографии, плакаты, посвященные Великой Отечественной войне, портрет Г.К. Жукова;

- компьютер, проектор, презентация;

- на доске написать тему классного часа, эпиграф.

Если выстрелишь в прошлое из пистолета,

будущее выстрелит в тебя из пушки.

Расул Гамзатов


План классного часа

I. Вступительное слово учителя.

II. Час памяти.

1. Операция «Тайфун».

2. Чудо генерала Мороза.

3. Защитники столицы.

4. Историческое значение битвы под Москвой.

5. Формирование 324 – ой ВДКСД

III. Заключительная беседа по теме «Выстрелы в память».

IV. Подведение итогов (рефлексия).


Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель: Сегодняшний классный час мы посвящаем Московской битве. Это было самое крупное сражение Великой Отечественной войны. Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. В памяти народной и поныне живы и бессмертны страдания военных лет и бессмертное мужество народа.

1 ведущий: Год 1941 – й . Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который разгорелся в Европе, не затронет нашу страну. Но тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб на нашу страну. 22 июня 1941 г началась Великая Отечественная война советского народа, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.

Обращение Левитана (Сообщение о начале войны): Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!

Звучит в записи «Священная война»

Выходят ведущие (четыре девятиклассника)

2 ведущий: В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны. Были образованы Северный, Северо – Западный, Западный, Юго – Западный, Южные фронты.

3 ведущий: К захвату СССР Гитлер готовился задолго до 1943 года. Главной своей целью они ставили уничтожение Советского Союза». Захват жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация» - так определил Гитлер в феврале 1933 года одну из центральных задач политики Германии.

4 ведущий: Летом 1940 года Верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана войны против СССР. 18 декабря 1940 года этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «Барбаросса». Согласно этому плану агрессоры рассчитывали на молниеносный исход войны. Предполагалось уничтожить основные вооруженные силы СССР еще до наступления зимы – через 5 – 6 недель после нападения - пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы.

II. Час памяти.

1. Операция «Тайфун».

5 ведущий: Фашисты рвались к сердцу нашей Родины – Москве. Они собирались завоевать ее за несколько недель. Гитлер приказал окружить город кольцом и захватить. Он так и сказал: “Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро”. План наступления на Москву получил название “Тайфун”.

6 ведущий: Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны.

1 ведущий: Первый этап битвы за Москву 30.09.1941 - 5.12.1941г. носил оборонительный характер. Второй этап 5.12.1941 - 20.04.1942 г. это контрнаступление Советской Армии, а с января 42 года и вовсе мощное наступление на врага.

2 ведущий: Гитлер бросил на Москву колоссальные силы. По численности и технике враг превосходил советские войска, прикрывавшие московское направление, в 2 раза; на двух участках прорыва - в 5-8 раз, а на третьем (под Рославлем) - даже в 13-14 раз. Наступление фашистской армии началось 30 сентября. Мощными танковыми ударами немцам удалось прорвать оборону, окружить часть советских войск в районе Брянска. В плен попали 663 тысячи советских солдат! Гитлер торопил своих солдат. Фашистам нужно было во что бы то ни стало до морозов захватить Москву.

3 ведущий: Гитлер бросил на Москву колоссальные силы. По численности и технике враг превосходил советские войска, прикрывавшие московское направление, в 2 раза; на двух участках прорыва - в 5-8 раз, а на третьем (под Рославлем) - даже в 13-14 раз. Наступление фашистской армии началось 30 сентября. Мощными танковыми ударами немцам удалось прорвать оборону, окружить часть советских войск в районе Брянска. В плен попали 663 тысячи советских солдат! Гитлер торопил своих солдат. Фашистам нужно было во что бы то ни стало до морозов захватить Москву.

4 ведущий: В течение октября шли упорные бои, наши части даже в окружении продолжали сопротивление, сдерживая крупные силы врага и тормозя его продвижение. Но фашистам все же удалось перейти в наступление и подойти вплотную к столице. Уже в середине октября они получили приказ: «Завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве». Но этот фашистский ужин в древней столице России так и не состоялся. В эти решающие дни основным лозунгом для нашего народа стал призыв: «Все на защиту родной Москвы!» На защиту столицы поднялся весь народ. Сотни тысяч москвичей строили укрепления, уходили в ополчение, тушили «зажигалки» - 1610 фугасных и 110 тысяч зажигательных бомб было сброшено на Москву! Со всех концов страны шли в Москву эшелоны с продовольствием, подкреплением, техникой. К концу октября - началу ноября противник стал выдыхаться. Его наступление на Москву было остановлено железной стойкостью и волей наших воинов.

5 ведущий: А 7 ноября 1941 г. в Москве, как всегда, состоялся праздничный парад. Принимать парад, было поручено маршалу Советского Союза С.М.Будённому. Прямо с парада воинские части уходили на фронт.

6 ведущий: Парад состоялся. Весь мир увидел: советский народ не сломлен, Москва жива.

1 ведущий: Новое наступление на Москву началось 15 ноября. Враг приблизился к Москве в некоторых местах на 60 км. У немцев было в 2 раза больше солдат и офицеров, в 2,5 раза больше артиллерии и в 1,5 раза больше танков. Ближе всего немцы подошли к Москве в районе деревни Крюково (23 км). Немецкие солдаты пытались разглядеть в бинокли улицы Москвы. Гитлер считал, что захват советской столицы является делом ближайших часов. Берлинским газетам было приказано оставить 2 декабря пустые места для экстренных сообщений о взятии Москвы. Гитлеровское командование было уверено, что советские войска обессилены и у них нет резервов. Но они жестоко ошиблись. С 12 октября оборону Москвы возглавил маршал Г.К. Жуков. За 1,5 месяца он сделал все, чтобы отбросить немцев от города. Наши войска накопили силы, пополнились подоспевшими из Сибири резервами.

2 ведущий: .5 декабря наши войска начали контрнаступление. Подобно снежной лавине, советские войска обрушились на немцев, шаг за шагом освобождая подмосковные земли от врага. Весь мир узнал о наступлении советских войск и о зверствах, которые чинили нацисты на оккупированной территории: разрушенные храмы, сожженные заживо красноармейцы и просто жители, виселицы, трупы женщин, стариков, детей. Но увидел мири первые колонны пленных гитлеровцев, огромные кладбища брошенной и разбитой военной техники, увидел первое поражение нацистской военной машины. Миф о непобедимости немецкого солдата погиб в снегах под Москвой. Ударные дивизии группы армий «Центр» были разгромлены и отброшены от Москвы на 100 и более километров.

3 ведущий: В битве под Москвой германской армии было нанесено первое за эту войну поражение: она потеряла около 500 тысяч солдат, 1300 танков, 2500 орудий и другую технику. Но и наши потери были огромны: в полях под Москвой пало около миллиона наших бойцов и командиров. Уже после войны, в своих мемуарах, прославленный полководец Жуков, руководивший сотнями важнейших операций, в том числе и взятием Берлина, писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю - битва за Москву... В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома Германии... Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице... Мы все в неоплатном долгу перед ними!..»

2. Чудо генерала Мороза

4 ведущий: Осень в Подмосковье - это дожди, грязь и бездорожье. Немцы со своей тяжелой техникой с трудом пробирались по дорогам. Даже танки и тягачи вязли в жидком грунте - 10 км проходили за 2 суток. А до Кремля каких-то 80 км - 2-3 часа пути по твердой дороге. Враг с нетерпением ждал похолодания. И вот оно пришло. Но оказалось, что это не просто похолодание, а самый настоящий генерал Мороз, который тоже не захотел пустить врага на свою территорию. Судите сами: в Подмосковье средняя температура ноября -5 °С, декабря - -12 °С и января - -19 °С. А январь 1941 г. оказался на 8° холоднее обычного. Толщина снежного покрова перевалила за полметра. А 5 и 6 декабря - в начале нашего наступления - внезапно ударил 35-градусный мороз. Наши войска хорошо знакомы с генералом Морозом, а у немцев нет теплого обмундирования - ведь Гитлер планировал до зимы уже взять Москву. Фашисты были просто парализованы холодом.

5 ведущий: Православные люди, которые в течение всей войны молились о спасении нашей страны, говорят, что только Божьей помощью можно объяснить такие температурные чудеса зимы 1941 г. Сами по себе морозы не могли, конечно, остановить фашистов, да и в Красной Армии люди страдали от морозов не меньше. Чудо генерала Мороза, как оказалось, было в другом. Как известно, у немцев было большое преимущество в технике. А эта техника требовала горючего. И горючее это было, в основном, летних сортов. Оно замерзало уже при температуре -10-15 С°. Были и смеси летнего и зимнего горючего, которые замерзали при -28 °С. А в дни наступления, как мы уже говорили, температура упала ниже -30 °С. В этих условиях техника германской армии останавливалась: в бензиновых баках машин вместо жидкого топлива оказывалась каша. А наша техника заправлялась обычным авиационным бензином, который выдерживает температуру до -45-55°. Вот так и помог Мороз нашим солдатам, а заодно наказал врагов за их самоуверенность.

3. Защитники столицы

6 ведущий: В битве за Москву бойцы и командиры нашей Армии, пехотинцы и артиллеристы, летчики и танкисты, кавалеристы и саперы проявляли чудеса храбрости. Подвиги совершали не только отдельные бойцы, но и целые взводы, роты, батальоны и дивизии.

1 ведущий: На весь мир прозвучало тогда имя летчика Виктора Талалихина. В ночном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. А всего на подступах к Москве летчики совершили 25 таранов.

2 ведущий: Зоя Космодемьянская - ученица 10 класса школы № 201 г.Москвы  в октябре 1941 года ушла добровольцем в партизаны. Она активно боролась с фашистами, но была схвачена немецким часовым. 29 ноября 1941 года после страшных пыток Зою привели к виселице. Она, обращаясь к жителям деревни, крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье — умереть за свой народ!». Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


3 ведущий: 28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова и их политрук Клочков в течение 4 часов отбивали атаки 50 немецких танков. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», - сказал политрук. Им удалось уничтожить 18 машин. Они задержали наступление немцев и не дали немецким танкам прорваться к Москве. Почти все они погибли, как и генерал Панфилов. Все стали Героями Советского Союза.

4 ведущий: В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

4. Историческое значение битвы под Москвой.

1 ведущий: Москва, которую Гитлер считал почти побежденной, внезапно оказалась недоступной. Враги получили сокрушительный удар. Никогда они еще не терпели такого поражения, не теряли столько солдат, танков, самолетов, пушек. Выиграв битву под Москвой, наши войска нарушили фашистские планы молниеносной победы:

1) развеян миф о непобедимости гитлеровских войск, первое крупное поражение, боевой дух немецко-фашистских войск падал;

2) укрепился международный авторитет СССР;

3) росла вера и уверенность советского народа в победу над врагом;

4) укреплялось мастерство советских военачальников.

5. Формирование 324 – ой ВДКСД

324-ая Верхнеднепровская Краснознаменная дивизия внесла достойный вклад в достижение Великой Победы. Она была сформирована на основании Постановления Государственного Комитета обороны от 10августа 1941г. Дивизию создавал Московский военный округ на территории Чувашской АССР с 05 сентября по 23 октября 1941 г. Командиром дивизии был назначен москвич генерал-майор Николай Иванович Кирюхин.

Боевое крещение дивизия приняла 06 декабря 1941 г. в боях за село Печерниковские Выселки Михайловского района Рязанской области.

С первых дней войны сотни чебоксарцев отправились на фронт. В боях за родину проявили мужество и отвагу сотни уроженцев Чебоксар.

В 1095-м стрелковом полку хорошо знали сержанта С.В.Петухова. Его называли «злым пулеметчиком», т.к. он метким огнем встречал вражеские полчища. Однажды разрывная пуля снайпера угодила в рукоятку, сержанта ранило в лицо , но он продолжал стрелять. Лишь когда кончились патроны, он начал пробираться ползком к своим, волоча за собой своего подбитого друга «максима». Пришлось несколько дней пролежать в санчасти, а «максим» подремонтировали в артмастерской. В 1942году вражеская мина разорвалась у самых ног Петухова. В безнадежном состоянии его отправили в медсанбат. Но и здесь отважный воин сумел победить смерть. Осенью 1941года Петухова пригласили в Кремль, где медаль «За отвагу» ему вручил лично Михаил Иванович Калинин.

IV. Заключительная беседа по теме «Выстрелы в память»

Классный руководитель. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского хорошо усвоили многочисленные агрессоры. После Второй мировой войны им стало ясно, что завоевать наш народ силой не удастся - любое вторжение только укрепит единство народа. Но можно разрушить народ изнутри. Для этого нужно просто отнять у него память. «Идет война народная, священная война» - высокие, зовущие на подвиг слова. Она, эта война, продолжается. Ныне идет такая война. Эта война с нашей памятью. Все чаще в газетах и на телевидении вместо «Великая Отечественная» произносится - «Вторая мировая». Появляются авторы, которые порочат имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев. А ведь дело здесь не в именах. Подвиг Матросова повторили более 200 бойцов! А допросы и пытки мужественно вынесли тысячи партизанок! Да и панфиловцы - что бы там ни было, но их было только 28 - против 50 танков! И они 4 часа сдерживали эти танки винтовками и гранатами. А за 4 часа танки могли бы доехать до Москвы.

Все эти приемы рассчитаны на молодежь - людей старшего поколения на этом не проведешь. Но те, кто сознательно очерняет историю Великой Отечественной, забывают мудрую заповедь: «Если стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Как вы понимаете эти слова?

Примерные ответы детей:

- Нужно уважать прошлое своей страны, пытаться понять его.

- Нужно изучать свою историю, и, если были ошибки, не повторять их.

- Если будут порочить имена героев, никто не захочет совершать подвиги, страну легко завоюют.

- Народ, который плюет на историю своей страны, не ценит ее защитников, становится рабом других народов.

- Если мы сейчас будем порочить поступки дедов и прадедов, то наши внуки и правнуки будут презирать нас еще больше, вообще откажутся от нас.

- Если народ забывает предыдущую войну, презирает ее героев, начинается новая война, и в этой войне победы уже не будет, потому что не будет новых героев.

Классный руководитель. Что же делать, чтобы будущее не выстрелило в нас из пушки?

Примерные ответы детей:

- Не читать, не слушать всяких сплетен о Великой Отечественной войне.

- Не верить кому попало, разбираться самим.

- Нужно наказывать тех, кто плохо говорит о Великой Отечественной, о наших героях.

- Изучать историю войны, читать воспоминания участников сражений.

- Хранить благодарную память о защитниках Отечества.

- Защищать память о Великой Отечественной войне, не позволять втаптывать ее в грязь.

- Нужно создать сильную армию, мощное оружие, тогда никакие пушки из будущего не будут страшны.

Классный руководитель. Запреты и наказания не помогут делу. Каждый человек имеет право на свое мнение. А сильная армия и мощное оружие помогут только тем, кто будет хранить победные традиции своего народа. Поэтому, мне кажется, нужно изучать эти традиции, изучать историю Великой Отечественной войны, помнить имена и подвиги героев. Помнить о том, что когда-то касалось всех нас... Только за одно то, что перенес русский солдат на своих плечах, он достоин священной памяти своего народа! Без сна и отдыха, голодные и в страшном напряжении, на лютом морозе и все время в снегу, под ураганным огнем немцев, передовые роты шли вперед. Вообще, Московская битва, так или иначе, касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да и жили бы вообще, неизвестно.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Оставит ли след в вашей памяти сегодняшний классный час? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)




Литература и интернет – ресурсы:

  1. ж. «Классный руководитель», Москва: № 1 - 2000 г, с.112 -118

  2. ж. «Классный руководитель», Москва: № 8 - 2004 г, с.8 -15

  3. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/03/25/vneklassnoe-meropriyatie-posvyashchennoe-bitve-pod от 25.02.2018

  4. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha/klasnyi-chas-na-temu-velikaja-bitva-za-moskvu-9-klas.html от 25.02.2018

  5. http://www.ote4estvo.ru/srazheniya-velikoj-otechestvennoj-vojny/152-bitva-za-moskvu.html от25.02.2018