СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бланки для текущего контроля

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

в сборнике представлено несколько бланков по некоторым темам 6,7,8,9 классов. За основу взят текст издательства "инфоурок". материал переработан, сделаны пропуски в связанном тексте, который нужно заполнить ученику. Если подобные работы будут востребованы, добавлю ещё бланки для разных классов.

Просмотр содержимого документа
«01. Что изучает география»

Что изучает география?

География - одна из древнейших наук. В переводе с греческого гео означает "_______________", графо - "______________". Означает слово "география" - "____________________".

География как наука зародилась в Древней Греции. Греческий ученый _____________, живший в III веке до н.э., первым ввел термин "география".

В современной географии выделяются две основные отрасли: ____________________ география и ________________________.

К началу XIX века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. География из описательной науки превратилась в науку, ___________________________________________________________________.


Современная география выясняет, как ______________________________, как изменяется _____________________________, какие изменения могут произойти в результате _________________________, исследовать и объяснить все процессы, происходящие на Земле.

Источниками географических знаний служат __________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами исследований: 

-

-

-

-

-

География помогаем нам __________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________




Просмотр содержимого документа
«05. Градусная сеть, система географических координат»

Градусная сеть. Система географических координат.


Адрес — это сочетание строго определенных координат, позволяющих определить местонахождение адресата.

Древнегреческий ученый Эратосфен для определения местоположения объекта впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – ____________ и _____________.

________________ – это полуокружности, проведённые через полюса. Начальным считают __________________, проходящий через __________________.

___________________ – это окружности, проведённые параллельно экватору. Экватор – самая большая _________________. Он делит земной шар на два полушария – ____________________ и ___________________.


Первая географическая координата какой-либо точки – это расстояние от неё до экватора. Называется эта координата ____________________.

И отсчитывается она от 0° до ______° по обе стороны от экватора и соответственно называется __________________ или _________________.


Вторая географическая координата определяется с помощью линий называемых ________________________ (в переводе означает «полуденная линия»), эта линия соединяет полюса.

Чтобы определить _____________________ города либо другого пункта, нужно найти ___________________, на котором он находится.

Эта координата может иметь значения от 0° до _________°.


Рассмотрим координаты объекта:

560 с. ш.

920 в. д.

Определим объект на карте. Это __________________________


Определять географические координаты должен уметь каждый, чтобы _____________________________________________________________________





Просмотр содержимого документа
«08. Масштаб карты»

Масштаб карты

Географическая карта – это чертёж местности, выполненный ________________________с помощью ____________ и ___________________.

Слово «масштаб» немецкое и означает – «________________________». Так как карта представляет собой уменьшенный чертёж местности, значит при вычерчивании карты расстояния на местности уменьшаются в определённое количество раз. Масштаб показывает __________________________________________________________________

_________________________________________________________________

На карте в уголке масштаб обязательно указан.

Существует несколько способов записи масштаба.

Чаще всего применяется _________________ масштаб. Он указывает во сколько раз изображение уменьшено. Например, если на карте масштаб 1:10 000, это означает, что изображение уменьшено именно в ______________________ раз.

Для перевода расстояний с карты в реальные значения используют __________________ масштаб. Записывается он так: ___________________________

Третий вид масштаба – _________________.  Это графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части. С помощью него можно _________________________________________________________________

Масштаб карты может быть разным. Зависит это от того насколько уменьшены реальные размеры, в какое число раз. Чем сильнее уменьшили расстояние на местности, тем ______________ изображение на карте, тем _________________ масштаб.

Выбор масштаба зависит от размеров участка земной поверхности. Чем больше территория, изображаемая на карте, тем _______________________ должен быть масштаб.

В зависимости от масштаба карты различают: _______________, _________________ , ________________

______________________ карты способны охватить огромную территорию: страны, материки, весь мир. У __________________________ карт охват территории небольшой, но зато очень большая подробность и точность.


Задание 1. Перевести численный

масштаб в именованный.

  1. 1:1 000 -

  2. 1:10 000 -

  3. 1:100 000 -

  4. 1:25 000 -

  5. 1:50 000 000 -

  6. 1:30 000 -

  7. 1:75 000 000 -

  8. 1:1 000 000 -







Задание 2. Перевести именованный масштаб в численный.

  1. В 1см – 10м

  2. В 1см – 1км

  3. В 1см – 750км



Задание 3.

С помощью значков ˂ и ˃ соедините масштабы в каждой паре.


1:1 000 000


1:100 000

В 1см – 5км


В 1см – 10км

В 1см – 200км


1:3 000 000





Ответ:

  1. В 1см 10м

  2. В 1см 100м

  3. В 1см 1км

  4. В 1 см 250м

  5. В 1см 500км

  6. В 1см 300м

  7. В 1см 750км

В 1см 10км

Ответ:

  1. 1:1000

  2. 1:100 000

1:75 000 000






Ответ:


1:1 000 000

˂

1:100 000

В 1см – 5км

˃

В 1см – 10км






Просмотр содержимого документа
«10. Стороны горизонта»

Стороны горизонта.


Ориентирование –по латыни «ориенс» означает «_____________». Ориентированием называют __________________________________________________________________________________.

Основные стороны горизонта – это _____________, _____________, __________ и _____________ .

А ещё есть название – румбы. Кроме четырёх основных румбов, выделяют ещё четыре промежуточных:_________________ ,________________ , ______________ , ______________

Выделяют ещё восемь направлений между промежуточными румбами. Например, между направлением северным и северо-восточным называют __________________________, а между северо-восточным и восточным – _______________________________ и т.д.

Для того чтобы было просто и удобно ориентироваться на местности несколько веков назад в Китае был изобретён прибор – _________________________________.

Правила пользования прибором:

Сначала нужно установить его на __________________ поверхности.

Подождите, пока стрелка перестанет вращаться. Когда она остановится, синий конец стрелки будет указывать на ________________. Затем медленно, стараясь не потревожить стрелку. Вращайте корпус до тех пор, пока синий конец стрелки не будет указывать на букву «___» на шкале. Теперь прибор сориентирован по сторонам горизонта.

Иногда бывает необходимо определить направление с большой точностью, тут 16 румбов мало. Поэтому на помощь приходит ____________. В переводе с арабского языка это слово означает «путь, направление».

___________________– это угол между направлением на север и направлением на объект.

Он определяется с помощью _______________ и измеряется в _______________. Отсчитывается он обязательно ____________________________________.

Шкала прибора делится на ______°. Отсчёт градусов начинается от __________ направления. Направление на север - _____°, на восток - _____°, на юг - ____°, на запад - ______°.

С помощью азимута можно выбрать нужное направление движения и чётко ему следовать. Если идти на юго-восток (______°), то в обратном направлении возвращаться нужно на ____________ (_____°).

Отправляясь в путешествие, люди не всегда берут с собой приборы. Поэтому иногда можно сориентироваться по местным признакам____________________________________

_________________________________________________________________.

В полдень направление тени указывает на ____________ (она будет самая короткая).

Ориентирование по местным признакам:

  • кора большинства деревьев грубее на ____________ стороне,

  • на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с ______________стороны;

  • муравейники располагаются с ______________ стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, _______________ скат муравейников пологий, а _______________ - крутой;

  • ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с _______ стороны;

  • снег быстрее подтаивает на __________ склонах;



Просмотр содержимого документа
«12. Органический мир океана»

Органический мир океана

Жизнь зародилась в океане. На протяжении сотен миллионов лет океан оставался единственным хранителем жизни на нашей планете.

Это связано с тем, что морская вода — ___________________________________________________

В Мировом океане обитает около 160 тыс. видов животных и более 10 тыс. видов водорослей. По образу жизни и способу передвижения морские организмы делятся на три большие группы: _________________________________________________________.

____________________ — это пассивно перемещающиеся водоросли и животные .Что значит пассивно перемещающиеся? Это означает, что хотя эти организмы способны плавать, они переносится по морям

и океанам ____________________________________________________________________________.


___________________— животные, активно передвигающиеся в толще воды. К этой группе относятся рыбы, _________________, дельфины, _____________________, некоторые виды моллюсков, такие как _______________ и __________________________.


______________________— это общее название обитателей дна, донных организмов.

К этой группе относятся водоросли, _______________, морские ежи, __________________, крабы,

черви, __________________________. Плавать многие эти животные не умеют: они имеют возможность __________________________________. А некоторые представители и этого не делают, они всю жизнь проводят в _________________________ состоянии.


Жизнь в океане есть везде. Но распределена она неравномерно. Живые организмы сосредоточены в определенных зонах. Причем эта неравномерность наблюдается сразу по двум направлениям: по ________________ и по _______________. Связано это с влиянием многих факторов. Главными из них являются ___________________________, _________________________, __________________________.

Как и на суше, в океане богатство жизни зависит от _________________, __________________, ___________________________. Эти условия в океане очень контрастны, то есть сильно отличаются в разных частях океана.

Температура воды сильно меняется в зависимости от ______________________ и от ________________. Наиболее теплые поверхностные воды наблюдаются в __________________зоне.

В _____________________ районах температура воды у поверхности близка к отрицательной.

Питательные вещества попадают в океан ___________________________________________________.


________________________ поступает в воду в основном из атмосферы. Например, при _____________________________________________.

В любом случае насыщение им воды максимально _______________________________________.

Вполне очевидна одна закономерность: чем глубже, тем ________________________ условия жизни,

так как с глубиной ______________________________________________________________________.


Отсюда следует вывод: наиболее богаты жизнью _____________________________________________.


Влияние Мирового океана на природу нашей планеты огромно. С поверхности океана испаряется большая часть водяного пара, входящего в состав атмосферного воздуха. А с водяным паром связаны ____________________________, делающие климат материков _____________________. Поэтому большинство населения мира живет именно на побережьях морей и океанов, на расстоянии меньше 200—300 км от ближайших берегов. Чем дальше от океана, тем ___________________ влаги в воздухе. В центре материков климат значительно __________________________________

.


Просмотр содержимого документа
«13. Строение земной коры. Виды горных пород»

Строение земной коры. Виды горных пород.

Земная кора — самая верхняя каменная оболочка Земли. На материках и под океанами она устроена по-разному. Поэтому различают _________________земную кору и ___________________________ земную кору.


Они отличаются друг от друга по ___________________ и по ______________________.

_____________________ кора более мощная — 35-40 км, под высокими горами — до 75 км.

Она состоит из трех слоев. Верхний слой — _____________________________.

Он сложен __________________________ породами.

Второй, средний слой сложен ______________________ , а третий, нижний - ______________.

______________________ кора намного тоньше — от 0,5 до 12 км и состоит из двух слоев.

Верхний, _______________________________ слой, покрывает дно современных

морей и океанов.

Нижний ________________________ слой.

______________________________ - это вещества, из которых состоит земная кора.

___________________ - природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся  в глубинах и на поверхности Земли.

- Например, гранит состоит из: ______________, ___________________, ____________.

Все эти элементы, слагающие земную кору, различаются между собой _____________, ___________________, ___________________, _________________, _______________, температурой плавления и другими свойствами.

Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ними в земной коре и на ее поверхности.

По происхождению их можно разделить на _________________,  _________________, ____________________________.


________________________ горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности  и в глубине Земли .

Глубинные имеют свойства: ________________________________________________

Излившиеся обладают свойствами: ___________________________________________

_________________________горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.

Эти горные породы образуются под влиянием:

ветра, текучих вод, колебаний температуры и других воздействий.

Образовавшиеся породы путём выпадения из водных растворов минеральных веществ, называются ___________________________

Образовавшиеся из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов, называются _______________________________

В течение тысячелетий их слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.


___________________________ породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.

Известняк – превратился в ________________________,

Песчаник – в ______________________________,

Гранит – в ________________________________

Есть горные породы жидкие, например ___________________, и газообразные — __________________________________________.




Просмотр содержимого документа
«18. Атмосфера. Путешествие по океану, которого нет на карте. (Строение атмосферы)»

Атмосфера



Атмосфера- это __________________________________________________________________________


Воздух это – _____________________________________________________________________________

Учёные считают, что современная земная атмосфера появилась около ____________ лет назад.

 Атмосферный воздух представляет собой смесь десятков газов. К постоянным относятся _____________________ (___%), ______________________ (_____%), __________________ (_____%) .


Больше всего в атмосфере – _________________ он входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений.

21% .- ____________________—без него невозможно дыхание, горение, окислительные процессы;

___________________________ он важен для жизни на Земле: его используют зелёные растения для фотосинтеза, а ещё он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение


Принято считать, что толщина атмосферы - воздушной оболочки Земли более ____________ км.

Нижнюю границу атмосферы трудно установить, потому что ____________________________________

________________________________________________________________________________________ .

Но особенно трудно определить верхнюю границу атмосферы, так как ____________________________

_________________________________________________________________________________________

По характеру изменения температуры воздуха с высотой и другим физическим свойствам атмосферу можно разделить на слои:__________________________________________________________________ .

_____________________ - самый нижний слой, в нём сосредоточено 80% воздуха всей атмосферы, только в ней есть водяной пар, образуются облака и выпадают осадки.

На каждый километр подъёма температура понижается на _____ градусов.   Воздух нагревается от _________________________________, явления погоды происходят только в _______________________,

Второй слой – ______________________. Здесь воздуха очень мало и совсем нет водяного пара, почти не бывает облаков. Только серебристые, очень легкие и прозрачные облака. Верхняя граница этого слоя простирается до ________________ км.

Верхние слои атмосферы отличаются тем, что _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Атмосфера на Земле имеет огромное значение: _________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________




Просмотр содержимого документа
«20. Атмосферное давление»

Атмосферное давление


Атмосферное давление – __________________________________________________

_________________________________________________________________________ Прибор для измерения этой величины называется ______________________________.

Итальянский ученый ________________________________ в 1643 г. изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки, запаянной сверху и сосуда с _____________.

Атмосферное давление измеряется в ___________________________.

Средняя высота ртутного столба в приборе на уровне моря составляет _________________ – это давление называют ______________ атмосферным давлением.

Атмосферное давление зависит от ________________________________________

_____________________________________________________________________


При подъеме на _______метров атмосферное давление _______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Зная высоту любого объекта вы сможете рассчитать разницу атмосферного давления, и наоборот, зная разницу давления можно рассчитать высоту или глубину объекта.

Задача

Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 755 мм рт. ст., а на вершине 520 мм рт. ст.?

Решение: _________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________







Просмотр содержимого документа
«31 Угольная промышленность»

Угольная промышленность


Длительное время лидирующее положение занимала угольная промышленность. Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века.

Доля угля в топливном балансе страны сократилась с 59 % (в 50-е годы XX века) до 8 % (начало XXI века) потому, что __________________________________________________________________

В настоящее время лидерами являются ___________________________________________________.

Уголь используется как топливо на тепловых электростанциях и в промышленности. А уголь высокого качества — антрацит — используют как сырьё в чёрной металлургии и химической промышленности.

Глубина залегания угля определяет способ его добычи. Бывает закрытый способ — в ______________, и открытый — в ___________________. Подземный способ трудоёмкий, дорогостоящий и очень опасный.

Пустую породу ссыпают в отвалы — __________________________, искусственные холмы правильной конической формы, или засыпают ею овраги. Сейчас всё чаще породу оставляют под землей, закладывают ее назад в уже выработанные участки.

Учёные постоянно ищут новые методы разрушения пластов полезных ископаемых и способы их выемки из-под земли. Наиболее эффективный способ — это ___________________________________________

Доля добычи угля открытым способом составляет около __________%. Самый большой минус такой добычи — это __________________________. Уничтожается __________________________________,

а пустая порода, из которой образован _____________________, разносится ветром вместе с вредными примесями и пылью на огромные расстояния.

В России более 200 месторождений угля, но не все они разрабатываются. Далее чем на 600 км уголь не перевозят — это невыгодно, поскольку значительно повышается его себестоимость.

Самые крупные действующие каменноугольные бассейны страны: _______________________ ,___________________ , _______________________ , ______________________;

Самый крупный буроугольный бассейн -_________________________________________________

Крупнейшие в мире угольные бассейны находятся на территории нашей страны. Это _________________ и ______________________. Добыча угля в них в настоящее время не ведётся, потому, что __________

_______________________________________________________________________________________

Угольная промышленность загрязняет окружающую среду — это очень грязный вид топлива. Особенно сильно меняет природные комплексы ____________________ способ добычи угля. Так как ____________

_______________________________________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«32. Нефтяная и газовая промышленность»

Нефтяная и газовая промышленность


Топливно-энергетический комплекс включает отрасли: ____________________ , ____________________ и_________________________________________________. Россия богата разными видами топлива: по запасам газа страна находимся на ________ месте в мире, угля- на ______________ и нефти — на ___________.

Топливная промышленность включает в себя ___________, ____________, _____________, _____________, _____________ отрасли.

Газ занимает существенную долю в топливно-энергетическом балансе страны, прежде всего, потому, что ______________________________________________________________________________________.


Сырая нефть почти не используется – её перерабатывают в ____________, ____________, ____________, ________________. Из нефти получают _________________, ____________, _____________________.

В последнее время идёт снижение добычи нефти в России, так как _____________________________,


Добывают нефть тремя способами: _______________________, _________________________ и ___________________________. Самый дешёвый способ - _______________________ , потому, что _______________________________________________________________________________________


По запасам нефти Россия занимает _______________ место в мире после Саудовской Аравии. Главные районы добычи нефти — _____________________, ______________________________ район.


Нефть и газ транспортируют по _________________________. Основной поток идёт на ______________________________: на нефтеперерабатывающие заводы и в страны ____________________________________________________________________________________.

НПЗ - это _____________________________________________________. Чаще они расположены не в местах добычи нефти, а в районах потребления, потому что _____________________________________________________________________________________.

Строительство трубопроводов в северных районах оказывает сильное влияние на __________________

______________________________________________________________________________________

Больше всего в тундре от трубопроводов страдают ______________________________, потому, что ______________________________________________________________________________________

Самый выгодный и экологически чистый способ транспортировки нефти — это ____________________, по которым она под высоким давлением движется со скоростью около трёх метров в секунду. Впервые их использование предложил Дмитрий Иванович Менделеев.

Кроме того, нефть перевозят по морю с помощью _______________________________. Это позволяет экономить на транспортировке, поскольку перевозка маленького количества нефти невыгодна.

Газ — имеет ряд преимуществ: ____________________________________________________________. По запасам и добыче газа Россия занимает __________ место в мире.


Крупнейший нефтепровод России «____________», газопроводы — «___________», «_______________».

В настоящее время 91 % газа добывается в ________________. Это месторождения _____________, _____________, ___________________. Ещё одним крупным районом добычи газа является ____________________________Остальное количество газа добывается в иных регионах России. Шельфы морей _________________________________________________________________________

Тоже очень богаты нефтью и газом.

Чтобы нефтяная и газовая отрасли сохранили лидирующее положение в экономике, необходимо _______________________________________________________________________________________ Данные ресурсы невозобновляемы, поэтому очень важно их эффективно использовать.