Группа 861
Тема: Учет денежных средств и расчетных операций
План:
Документальное оформление и порядок ведения кассовых операций.
Синтетический и аналитический учет операций в кассе.
Безналичные расчеты в РФ.
Порядок открытия расчетного счета.
Вопрос 1.
Прием и выдача денег из кассы являются хозяйственными операциями. Документы, которыми оформляются эти операции, служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет в организации.
Согласно п. 12 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Банком России и Минфином России.
Во исполнение вышеприведенных норм Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 утверждены следующие унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций:
1) приходный кассовый ордер (форма № КО-1);
2) расходный кассовый ордер (форма № КО-2);
3) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3);
4) кассовая книга (форма № КО-4);
5) книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера или заменяющие их документы выписываются бухгалтером организации в одном экземпляре. Заполняться эти документы могут вручную (чернилами, шариковой ручкой) или с помощью средств вычислительной техники (пишущей машины).
Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются (п. 19 указанного Порядка).
Операции с наличными средствами должны производиться только в день составления приходных и расходных кассовых ордеров.
В приходных и расходных кассовых ордерах должно быть указано основание для их составления, а также перечислены реквизиты (номера и даты) прилагаемых к ним документов.
Перечень прилагаемых документов Порядком не установлен. Организация самостоятельно определяет, реквизиты каких именно документов будут указаны в кассовых документах.
В качестве основания приводится содержание произведенной хозяйственной операции.
Например, при оприходовании в кассу торговой организации выручки, полученной от покупателя за реализованные товары, в строке «Основание» ПКО следует указать: «Оплата за отгруженные товары», а в строке «Приложение» – «Кассовый чек № __, дата; договор поставки № __, дата; накладная № __, дата; счет-фактура № __, дата».
Кассовые документы считаются надлежащим образом оформленными только после их подписания. ПКО заверяется подписью главного бухгалтера или лица, уполномоченного на это письменным распоряжением руководителя предприятия (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).
Документы на выдачу денег (расходный кассовый ордер (РКО) или заменяющие его документы) должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на то уполномоченными (п. 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).
Составленные и подписанные приходные и расходные кассовые ордера (документы, его заменяющие) регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3), а затем передаются для совершения кассовых операций в кассу.
Таков общий порядок регистрации кассовых документов. В особом порядке регистрируются платежные (расчетно-платежные) ведомости. Реквизиты РКО, указанные в штампе, проставленном на ведомости, вносятся в журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов уже после выдачи денежных средств по ведомости.
Передача приходных и расходных кассовых ордеров (или документов, их заменяющих) на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается (п. 19 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).
В пункте 20 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации перечислены требования, предъявляемые к оформлению приходных и расходных кассовых ордеров (или документов, их заменяющих).
Получив ПКО или РКО, кассир обязан проверить:
а) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе – разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или лиц, на это уполномоченных;
б) правильность оформления документов;
в) наличие перечисленных в документах приложений.
При невыполнении хотя бы одного из этих требований документы возвращаются кассиром в бухгалтерию для надлежащего оформления.
После того как деньги получены или выданы, кассир заверяет своей подписью приходный (расходный) кассовый ордер, а на приложенные к нему документы ставит штамп (или делает запись) «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года) оплаты.
Кассовые приходные и расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию.
Вопрос 2.
Синтетический учет кассовых операций – это общие данные о движении наличности в кассе организации. Они могут отражаться по различным открываемым к счету 50 субсчетам. Так, субсчет 50.1 «Касса организации» предназначен для учета непосредственно денежных средств, то есть наличности. Обычно это рубли, но если компании в силу специфики деятельности необходима валюта, то для каждой отдельной национальной единицы открывается отдельный субсчет.
Субсчет 50.2 «Операционная касса» используют, например, организации транспорта и связи. На нем учитываются денежные средства в обслуживающих клиентов кассах, то есть в данном случае речь идет о специфических денежных средствах, которые не совсем можно соотнести с самой организацией, а лишь с видом ее деятельности (например, по реализации билетов). Также исходя из определенной специфики деятельности или конкретной необходимости может быть открыт субсчет 50.3 «Денежные документы». На нем учитываются почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы - в сумме фактических затрат на приобретение.
Сам по себе счет 50 может корреспондировать с достаточно большим количеством других счетов в рамках бухучета организации. Так, переводы между кассой и расчетным счетом оформляются проводками между счетами 50 и 51 «Расчетные счета». По аналогии «Касса» может корреспондировать со счетом 52 «Валютные счета». Счет 57 «Переводы в пути» предназначен для отражения тех списаний по кредиту счета 50, которые по причинам, например, банковского характера не сразу отражаются в выписке, то есть в дебете счета 51.
Наличные расчеты с контрагентами отражаются в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Распространенная ситуация - выдача зарплаты сотрудникам наличными - оформляется проводкой по кредиту счета 50 в дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поскольку любые наличные расходы проходят в компании через подотчетных лиц – ее сотрудников, то подобные операции предполагают оформление записей между «кассовым» счетом и счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Это далеко не полный перечень счетов, двойная запись по которым в связке со счетом 50 формирует данные синтетического и аналитического учета кассовых операций. Впрочем, тут нужно отметить, что аналитика по 50 счету сама по себе является показательной как раз с точки зрения корреспонденции с теми или иными счетами бухучета. Так, открыв анализ счета 50 за определенный период, бухгалтер без труда сможет оценить объемы наличной выручки, трат, совершенных через подотчетников, прочие показатели в рамках аналитического учета расчетов наличными. Кроме того, современные бухгалтерские программы позволяют вводить более детальные параметры при оформлении тех или иных проводок, в том числе касается это и аналитического учета кассовых операций. Конечно, для небольшой компании, у которой либо не так много операций, либо все они являются однотипными, подобные возможности не имеют большого значения. Однако фирмы покрупнее вполне могут воспользоваться правом разрабатывать собственные регистры аналитического учета, чтобы иметь возможность получения более детальной информации исходя из потребностей учета и анализа.
Так, к примеру расчеты с подотчетниками, то есть записи между счетами 50 и 71 могут дополнительно разделяться на хозрасходы в рамках деятельности организации и списания на командировочные расходы сотрудников. Информация по расчетам с контрагентами может оказаться полезной с точки зрения данных о предоплатах и конечных расчетах. Если же в организации имеются несколько ККМ, то выручка по ним также может отражаться в отдельных регистрах. Словом, ограничений в данном случае нет. Использование всех подобных дополнительных данных в аналитическом учете устанавливается учетной политикой, а значит, зависит исключительно от желания и потребностей самой компании
Вопрос 3
Безналичное денежное обращение – это совокупность платежей, которые перечисляются в форме записей на банковских счетах. В чём же его преимущества? Контролируется оборот денег. Расширяются кредитные способности банковской системы. Способствование ускорению денежного оборота. Разберемся, какие бывают формы безналичных расчетов в РФ.
Задачи.
Безналичные расчёты выполняют следующие задачи:
содействуют нормальному обороту средств в народном хозяйстве;
концентрируют денежные ресурсы в банках,
соблюдение чётких границ между наличным и безналичным оборотом финансов способствует созданию условий, которые облегчают планирование безналичного и наличного оборота денег.
Принципы, лежащие в основе безналичных расчётов: правовой режим совершения платежей и расчётов; расчёты осуществляются по счетам в банке; ликвидность поддерживается на таком уровне, который позволяет платежам осуществляться бесперебойно; обязательно должно быть согласие плательщика на такой платёж; срочность платежа; осуществление контроля всеми участниками над правильным совершением расчётов, соблюдением принятых положений о порядке проведения; имущественная ответственность.
Нормативным актом, определяющим формы расчётов в Российской Федерации, является Положение №2 Центрального Банка РФ «О безналичных расчётах в РФ» . Они могут производиться посредством расчётных документов: чеков, аккредитивов, платёжных поручений и требований, инкассовых поручений. Также в России действуют пластиковые карты и векселя, регулирующиеся соответствующими документами.
Расчёты с помощью платёжных поручений. Существуют расчёты с помощью платёжных поручений, то есть распоряжений плательщика (владельца счёта) банку в письменном виде о переводе той или иной суммы на счёт получателя в этом или любом другом банке. Эта основная форма безналичных расчетов в РФ используется чаще всего. Исполняется банком вне зависимости от наличия на счёте средств. Платёжные поручения используются для следующих целей: - денежные средства перечисляются за какие-либо услуги или поставку товаров; - предварительно оплачиваются услуги, работы, товары, осуществляются периодические платежи; - переводятся денежные средства для размещения или возврата займов, кредитов, депозитов, процентных выплат; - отчисление средств в определённую систему финансов (пошлины, налоги, сборы и т.п.); - перечисление в пользу или по распоряжению физических лиц; - переводы в иных целях, которые предусмотрены договором или законодательством.
Расчёты с помощью чеков, то есть ценных бумаг, в которых содержится ничем не детерминированное распоряжение чекодателя банку осуществить платёж суммы, которая в нём указана, чекодержателю.
Чекодатель – физическое или юридическое лицо, которое имеет в банке денежные средства и может ими распоряжаться с помощью чеков. Чекодержатель – лицо, в чью пользу выдаётся чек. Плательщиком выступает банк, где размещены средства чекодателя.
Чековые книжки делятся на: лимитированные, то есть с оговорённой банком суммой лимита на специальном счёте; действует она полгода; нелимитированные, представляющиеся надёжным клиентам не больше, чем на один год; если на расчётном счёте есть денежные средства, то по чекам они снимаются с него, если же отсутствуют, то учитываются в специальном ссудном счёте, погашаются в дальнейшем клиентом. В зависимости от того, в чью пользу чек выписывается, различают ордерные, именные, предъявительские чеки.
Расчёты с использованием пластиковых карт. Под обобщённым термином «пластиковая карточка» понимаются всевозможные виды карт, различающихся как по своему назначению, так и по содержанию предоставляемых ими услуг, а также по техническим способностям и выпускающим организациям. К формам безналичных расчетов в РФ (кратко основные из них мы описали) оплата по карте также относится. Специфика любой пластиковой карты, вне зависимости от её совершенства, заключается в том, что на ней производится хранение какого-либо набора информации, который используется в прикладных программах разного рода. В области финансового оборота пластиковые карты считаются одним из самых прогрессивных способов, организующих проведение безналичных расчётов.
Вопрос 4
Порядок открытия расчетного счета.
Организации могут открывать в банках расчетные счета.
Расчетный счет является основным счетом организации, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.
Организации вправе открывать расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:
• заявление на открытие счета;
• документ о законности образования организации (решение учредителей о создании организации, заверенное нотариально);
• устав организации (копия, заверенная нотариально);
• справка о регистрации организации;
• справка налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;
• справки социальных фондов о постановке на учет;
• карточка с образцами подписи и оттиском печати (2 экземпляра).
Счет открывается по разрешению управляющего банком.
При открытии расчетного счета главный бухгалтер банка на подлинном экземпляре устава делает отметку, что расчетный счет открыт с указанием номера счета и заверяет гербовой печатью.
Между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются:
• стоимость открытия расчетного счета;
• стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию;
• стоимость наличного обращения;
• проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.
Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов, утвержденных им же. Наиболее распространенными из них являются: объявление на взнос наличными, чек денежный, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение.
Для получения наличных денег организация получает в банке чековую книжку, для чего оформляет заявление установленной формы. Чековая книжка выдается из кассы банка под расписку на заявлении. По денежному чеку деньги выплачиваются тому лицу, которое указано в чеке.
Вопросы для самоконтроля:
Назовите формы первичной учетной документации по учету кассовых операций.
Что такое синтетический учет кассовых операций?
Что такое безналичное денежное обращение?
Назовите порядок открытия расчетного счета.
Задания для закрепления темы:
№1. Составьте план лекции.
№2. Дайте определение следующим бухгалтерским терминам: расчетный счет, регулирующие счета, себестоимость полная, сертификат, собственный капитал, таксировка, товарная продукция, хронологическая запись, шахматная оборотная ведомость, финансовый учет.