«Ребенка надо ценить, а не оценивать» А.Г. Асмолов доктор психол.наук
В сопровождении ребенка велика «себестоимость» каждой недели, а в раннем возрасте даже каждого дня, чтобы увидеть позитивные продвижения и поддержать их, не опоздать заметить признаки отставания –выявить их природу и вовремя откорректировать работу с ребенком.
ФГОС: особо выделяет требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП и отмечает, что педагогическим работником для реализации ООП может проводиться оценка индивидуального развития детей.
В Стандарте конкретизируется, что оценка проводится «в рамках педагогической диагностики(оценка индивидуального развития)детей дошкольного возраста» (п.3.2.3).
Педагогическая диагностика – это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.
Ее главное предназначение- анализ и устранение причин порождающих недостатки, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.
Принципы педагогической диагностики Объективность –научно обоснованное содержание тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном дружеском отношении педагога ко всем воспитанникам, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний и умений.
Систематичность – необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса- от начального восприятия знаний и до их практического применения
Наглядность – проведение открытых просмотров всех воспитанников по одним и тем же критериям.
Цели педагогической диагностики- 1. Выявление особенностей (объекта или предмета диагностики) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/ или способы развивающей (коррекционной по необходимости) работы со всеми, чьё состояние (развитие) являлось объектом изучения, предполагает составление индивидуальной программы развития (рекомендаций по способам реализации)
2.Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения. Профилактический характер, предполагает рекомендации (кто и что нуждается в углубленном обследовании или консультации специалиста)
3.Выявление изменений в развитии (объекта или предмета диагностики)для определения эффективности педагогической деятельности. Рекомендации определяют, какие изменения нужно внести в деятельность педагогов.
Педагогам необходимо овладеть:
Методами психолого-педагогической диагностики развития детей;
Методами изучения особенностей педагогической культуры родителей;
Методами психолого-педагогической самодиагностики;
Умениями оценивать материальную среду и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ;
Способами анализа и обобщения материалов диагностики педагогического процесса.
Виды педагогической диагностики:
Основная первичная (н. уч.года).выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз).
Основная итоговая (к.уч.года)оценивание результатов освоения ООП воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в н.года и определения перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.
Промежуточная (м.б не со всеми детьми, а с теми у кого существенные проблемы развития). Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им ООП.
Оперативная диагностика (в рамках конкретной образовательной работы с детьми) оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми. Для этого необходим набор педагогических методов (способ сбора, обработки и анализа полученных данных) и методик педагогической диагностики (совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь).
Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку. Результаты не должны получать эмоциональную или этическую окраску. Они доступны для анализа, прогнозирования и пропедевтики лишь узкому кругу педагогов, работающих с детьми. Это конфиденциальная информация, ее не стоит полностью сообщать даже родителям. Для родителей тактичный педагогически грамотный стиль общения, с оптимистическим взглядом на решение проблемы, на необходимость совместных усилий.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, изучение детских работ и др.
Технология наблюдения
1.Определение темы, цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности со сверстниками и т.д.)
2.Определение 3-5детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, т.к. наблюдение за всеми детьми группы практически невозможно.
3.Выбор ситуации наблюдения (когда наиболее целесообразно проводить)
4.выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, технологических картах ит.п.)
Что то из наблюдаемого может педагог запомнить, но фиксация фактов дает возможность выявить динамику и тенденцию развития ребенка.
Методика спонтанного фокусированного наблюдения (чаще без фиксации результатов, цели на планируются) Суть: внимание педагога притягивается к внезапно возникшей «острой» ситуации. Важно предотвратить их, проанализировав истоки и наметить повороты в организации детского сообщества, создать условия препятствующие возникновения подобных ситуаций, чтобы остановить накопление отрицательного опыта. Наблюдаются и позитивные формы взаимодействия детей: выражение сочувствия, оказание помощи, предложение интересного сюжета, проявление позитивной инициативы и самостоятельности. Они особенно нуждаются в поддержке и требуют прямой или опосредованной оценки педагога, привлечения внимания детей, всеобщего эмоционального одобрения.
Методика структурного наблюдения -фиксация условно выделенных показателей. Используется для определения устойчивости сформированных навыков (культ-гиг, трудовых, игровых, самостоятельности, культуры еды). Разрабатывается бланк протокола : по вертикали - объекты наблюдения (действия, составляющие навык),определяется шкала оценки (=,-,1-5); по горизонтали- имена всех детей.
Методика срезового наблюдения (одномоментные срезы) -фиксация выделенных параметров через равные непродолжительные отрезки времени.
Помогает выявить структуру игровых объединений, их состав, стабильность и динамику игровых групп; выделить детей, играющих в одиночестве, определить игровые предпочтения воспитанников. Подготовка: определение цели, места проведения, продолжительности временных интервалов, способов графической фиксации и разработке бланка протокола. Организация среза: в период свободных игр в группе или на улице. срезы повторяются на протяжении 3дней в одних и тех же условиях, что подтверждает достоверность результатов наблюдения. Замеры проводить целесообразно когда в группе ¾ постоянного состава группы. Суть: воспитатель одномоментно фиксирует в протоколе количество микрогрупп, их численный и гендерный состав, а также детей, не включенных в играющую подгруппу, используя условные записи: кружок с буквой имени девочки, треугольник с буквой имени мальчика, или т.п. Процедура как стоп-кадр. В протоколе время начала каждого среза. Через 10минут следующий срез и результаты в протокол. Обзор группы ведется слева направо
Помогает выявить структуру игровых объединений, их состав, стабильность и динамику игровых групп; выделить детей, играющих в одиночестве, определить игровые предпочтения воспитанников. Подготовка: определение цели, места проведения, продолжительности временных интервалов, способов графической фиксации и разработке бланка протокола. Организация среза: в период свободных игр в группе или на улице. срезы повторяются на протяжении 3дней в одних и тех же условиях, что подтверждает достоверность результатов наблюдения. Замеры проводить целесообразно когда в группе ¾ постоянного состава группы. Суть: воспитатель одномоментно фиксирует в протоколе количество микрогрупп, их численный и гендерный состав, а также детей, не включенных в играющую подгруппу, используя условные записи: кружок с буквой имени девочки, треугольник с буквой имени мальчика, или т.п. Процедура как стоп-кадр. В протоколе время начала каждого среза. Через 10минут следующий срез и результаты в протокол. Обзор группы ведется слева направо