СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения "Права человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Час общения "Права человека"»

Классный руков.: Пономарева Т. Ю.

Классный час

Права человека

Цели:

  • формирование правовой культуры школьников,

  • ознакомление ребят со статьями «Конвенции о правах ребенка»,

  • развитие умения излагать собственную позицию, уважение к правам и свободам личности,

  • формирование общечеловеческих ценностей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Разминка

  • Должны ли люди быть равными в правах? Почему?

  • Какие международные документы защищают права детей?

  • К чему призывают эти документы?

  • Кто обязан защищать права детей и подростков?

  • Что такое дискриминация?

В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.

В этом документе говорится о том. Что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка. Пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.

- Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете. Назовите права, которые всю жизнь принадлежат человеку. (Заслушиваются детские ответы.)

Это: право на жизнь;

- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.

Учитель: Дорогие ребята, прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции о правах ребенка, предлагаю выполнить следующее задание по карточкам.

Работа по карточкам

1 группа: Составьте список потребностей  ребенка, которому 6 месяцев. Что ему необходимо для жизни?

2 группа: Ребята, вы понимаете, что потребности человека с возрастом меняются. Напишите список потребностей 15-летнего подростка.

После работы в группах идет обсуждение. Ребята приходят к выводу, что с возрастом потребности ребенка, становится более сложными и разнообразными, их становится больше.

Учитель: Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН  20.11.1959 г. Конвенция по правам ребенка в 1989 г.
С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 15 сентября 1990 г.
Познакомитесь с некоторыми статьями Конвенции

  • Статья 1. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

  • Статья 6. «Каждый ребенок имеет право на жизнь».

  • Статья 7. « С момента рождения ребенок имеет право на имя и приобретение гражданства».

  • Статья 13. «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение».

  • Статья 14. «Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии».

  • Статья 16 «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».

  • Статья 28 «Ребенок имеет право на образование»

  • Статья 31 «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг».

  • Статья 37. «Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания»…

Литературно-правовая викторина.

1.      Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)(рис. 1)

 

2.      Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)(рис. 2)

 

3.      Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

 

4.      Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)    

 

5.      В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

6.      Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

 

7.      В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

 

8.      Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

 экспресс-опрос

1. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка:

    • 1949

    • 1989

    • 1990

2. С какого возраста  граждане начинают осуществлять свои права полностью:

    • с 18

    • с 7

    • с 14

 3. Могут ли Законы РФ противоречить Конституции РФ:

    • могут

    • не могут

    • могут, если необходимо

4. Заботиться о ребёнке должны:

    • родители

    • родители и государство

    • чужие люди

5. Защитой прав детей занимается:

    • комиссия по делам несовершеннолетних

    • директор школы

    • милиция

6. Ребёнок – это человек…

    • который ходит в школу

    • не достигший школьного возраста

    • не достигший 18 лет

7. Все дети земли равны …

    • в правах

    • по росту

    • по количеству еды

8. Какие дети имеют право на особый уход и защиту:

    • дети-инвалиды и дети, лишённые семьи

    • дети в возрасте с 15 до 18 лет

    • все дети имеют такое право

9. Ребёнок имеет право на:

    • жизнь

    • общение с родителями

    • просмотр ТВ

10. Ребёнок свободен …

    • выражать своё мнение по вопросам, касающимся его

    • выбирать  религию

    • оба варианта

11. Вовлечение детей в распитие спиртных напитков:

    • запрещено

    • разрешено

    • не наказывается

12. Запрещается вовлечение детей в…

    • в игру

    • поход

    • преступление

13. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?

    • С 18 лет

    • С 14 лет

    • С 20 лет

14. С какого возраста начинается уголовная ответственность?

    • С 16 лет

    • С 14 лет в особых случаях

    • С 18 лет

15. Какой основной международный документ закрепляет права детей?

    • Конституция РФ

    • Устав школы

    • Конвенция о правах ребёнка



Вывод. Мы сегодня с вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.

- Какие документы защищают ваши права?

- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши прва?

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.