Читательская культура школьников: проблемы и пути их решения.
Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «ОЦ№ 4 Майкопского района» Ударцева ЕленаВикторовна
Одной из целей обучения является воспитание высоконравственной, духовно богатой личности, с развитыми интеллектуальными, творческими способностями, чувством уважения к русскому языку, истории, культуре, традициям русского и других народов, живущих в нашей стране. В этих условиях книге, чтению принадлежит особая роль, ведь именно литература отражает ментальные особенности того или иного народа, достижения его культуры, способность к уважению толерантного общения с культурами других народов.
Актуальная проблема читательского развития школьников, в том что сегодня не все дети любят читать. Такая ситуация объясняется несколькими причинами. Во-первых, утеряна традиция семейного чтения, весь домашний досуг сводится к просмотру телевизионных передач. Во-вторых, сегодня компьютерные игры и Интернет забирают основное продуктивное время подростков. В-третьих, резкое изменение общественной жизни, возросло количество семей, где родители мало заинтересованы воспитание ребенка через чтение. В-четвертых, современные дети просто не умеют читать. Конечно, речь идет не о складывании слогов в слова, а о понимании того, что читаешь.
В ФГОС ОО особое внимание уделяется формированию читательской компетентности учащихся.
Для начального образования это:
- Овладение навыками смыслового чтения текстов;
- Осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и научно-популярных текстов.
Для основного образования это:
Воспитание квалифицированного читателя сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его письменно и устно.
Что такое смысловое чтение?
- Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Основные проблемы современного русского языка:
- Тотальная безграмотность;
- Засорение русского языка иностранными словами;
- Сквернословие, использование нецензурной лексики;
- Низкий уровень культуры речи;
- Бездумное использование слов и выражений;
- Разрушение норм русского литературного языка;
- Засорение русского языка жаргонизмами.
Именно через чтение, книгу учитель русского языка, литературы и библиотекарь вводит ребенка в мировую и национальную культуру, в социокультурную среду общества, таким образом, осуществляя задачи трансляции культуры, межпоколенческой передачи культурного опыта.
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к чтению, к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству, как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
«Очень рано дети различают два рода книг: один, который они читают, другой, который им велят читать» А. Герцен У школьников определились категории – досуговое (свободное) и учебного чтения, которые часто противопоставляются друг другу.
Работа с «Дневником чтения».
Литературные игры и конкурсы
Литературные праздники
Акция «Свидание вслепую с книгой»
Семинарные занятия, защита проектов, анкетирование.
Встреча с Иваном Васильевичем Бормотовым, автор художественных, исторических и научных книг.
Выставки книг .
В школе проводятся специальные мероприятия по продвижению чтения: - привлечение к чтению школьников учителями в рамках предметной деятельности; популяризация научно – популярной литературы; - проведению мероприятий, посвященных Дню русского языка, Всемирному Дню поэзии, День славянской письменности и культуры и т.д.; - проведение в школах литературных конкурсов; - формирование положительного общественного мнения о ценности и значимости чтения.
Ещё одна проблема: несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся – одна из ключевых проблем школьной педагогики: детям и подросткам, как правило, предлагают для освоения книги, написанные для взрослых. «Чтение на вырост» возможно и оправданно, если оно посильно для читателя.
Также растет несоответствие речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений. Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами непонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значение многих слов, неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев, жизненных установок героев, живущих в иных социокультурных условиях.
Необходимо объединение усилий сотрудников разных культурных организаций в целях создания единого поля освоения русского языка и литературы, осознанное согласование школьных педагогических стратегий с использованием образовательных и культурных ресурсов музеев, театров, библиотек, работающих в конкретно регионе (в том числе, усилия школьных библиотек).
При изучении русского языка следует использовать всё разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Необходимо комплектовать фонды школьных библиотек художественной литературой с учетом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.
Благотворительная акция «Подари книгу школе»
Прежде всего, сам учитель и школьный библиотекарь должны знать психологические особенности современных детей и подростков и быть готовыми работать с разными их группами (как одаренными, так и слабо мотивированными; с детьми мигрантов; детьми с особенностями развития и т.д.) и обучающимися разных читательских потребностей.
Можно сделать вывод , что деятельность общеобразовательного учреждения в популяризации чтения и читательской культуры школьников должна быть целенаправленной и комплексной и отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса; использование традиционных и инновационных форм и методов работы; информационно-рекламную деятельность школьной библиотеки; научно-методическое обеспечение данного вида деятельности.
Спасибо за внимание.