Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: (эмоциональный настрой на урок). Звенит звонок, зовёт звонок, Пора нам начинать урок. Литературное слушание– прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих это будет, сказка, рассказ – Вы читайте их – они учат вас! -Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения ? (Встреча с новым произведением). -Какие умения вам помогут на уроке? Посмотрите на подсказки и выберите. ( читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть, решать задачи | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | УУД Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.. |
Актуализация знаний учащихся | Почтальон Печкин принёс телеграмму: «Дорогие ребята! Шлю вам горячий привет и пожелания отличного настроения. Ваш Эдуард Успенский». Кто же это, Эдуард Успенский, который передаёт нам свой горячий привет? (Это детский писатель и поэт. Он написал много интересных детских книг.) А какие книги он написал? Ученики называют произведения писателя. Учитель обращается к выставке книг Э. Успенского. Эдуард Николаевич Успенский - наш современник. Он работает во многих жанрах - сказочные, детективные, приключенческие, фантастические повести; учебники, комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов. Успенский всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальцами. А сейчас уже печатает всеми десятью. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу «Год хорошего ребёнка». А несколько лет назад начал учиться петь. До этого он не мог взять правильно ни одной ноты! Он прекрасно умеет разговаривать с животными. Рядом с ним постоянно живут две кошки, собака и попугай. Сейчас Э. Успенский изучает историю, написал книгу о Лжедмит- рии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть, потому, что фамилия у него такая - Успенский! Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение, которое мне очень нравится. | Работают по презентации Формулируют тему и цели урока. | Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: прививать интерес к устному народному творчеству. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Изучение новых знаний и способов действий | Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой...». Понравилось стихотворение? Почему мальчик мечтал стать девочкой? Как, по вашему мнению, надо читать это стихотворение? Выборочное чтение текста. Работа по вопросам учебника. Что можно посоветовать герою стихотворения? Как можете охарактеризовать одним словом это стихотворение? (Оно юмористическое.) Вы правы, Э. Успенский написал много весёлых, озорных, но в то же время поучительных стихотворений о ребятах, таких же, как вы. | Читают произведение. Отвечают на вопросы. Работают по учебнику над текстом. | Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его; осознавать и объяснять понятия: любовь, зло, добро, ложь, честность, доброта. Регулятивные: организация работы на уроке. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Познавательные: характеризовать произведение, героев по информации в таблице. Предметные: Выделение фактов из текста «Лев и собачка». |
Физкультминутка 2 мин | Зрительная гимнастика с использованием электонных физминуток | Повторяют движения глазами | Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке. |
Закрепление знаний и способов действий | Работа в паре Карточка 1. Стоит в поле теремок, теремок, Уж как по полю лягушка бежит, Он не низок, не высок, не высок. У дверей остановилась и кричит. Проверка работы: Как называется сказка? («Теремок».) Вспомните, как называли себя звери в этой сказке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок - серый бочок, Медведь - люблю реветь.) Карточка 2. «- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. Влез и этот - семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвётся». Проверка работы: 2.Чтение украинской народной сказки «Рукавичка». Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»? Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (Кабана-клыкана). Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках.Мышка-норушка Мышка-поскребушка Лягушка-квакушка Лягушка-поскакушка (попрыгушка) Хорошо ли, что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему? Плохо ли деду без рукавички? 3.Выборочное чтение сказки «Рукавичка». Кто пришёл первым и поселился в рукавичке? Как просился в рукавичку кабан? Кто пришёл за мышкой? Почему дед вернулся в лес? Кто сломал «домик» зверей? | . Работа в паре, вписывают слова . Самооценка. Взаимооценка. | Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм. Регулятивные: организация работы на уроке. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Предметные: Выделение фактов из текста «Лев и собачка». |
Физкультминутка | «Музыкальная зарядка» | Выполняют движения | Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке |
Обобщение и систематизация знаний и способов действий | 1.Игра «Покажи героя сказки». 2.Моделирование. -Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по модели. Кто из животных самый маленький? (Мышка.) Она будет самым маленьким овалом. Кто побольше? (Лягушка.) Ее обозначим овалом побольше и запомним, что это лягушка. Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки. Пересказ сказки по модели | Выполняют задания в тетради самостоятельно. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: работать с разными видами информации в тетради для самостоятельной работы. |
Итог урока | - Над какой темой работали на уроке? - Какую цель мы ставили на уроке? - Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели? - Где мы можем применить знания, полученные на уроке? Оцените свою работу за урок. - Где мы можем применить знания, полученные на уроке? - Оцените свою работу за урок. - Рассмотрите свою шкалу достижений и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели. | Отвечают на вопрос учителя | Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам |
Рефлексия деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. | Рефлексия деятельности. - Оцените себя по лесенке успеха. -На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили? | Дети оценивают свою деятельность.
| Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |