СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение стихотворения. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Украинская народная сказка «Рукавичка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок учит сравнивать произведения разных жанров,наблюдать и выделять их особенности,откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок.

Просмотр содержимого документа
«Чтение стихотворения. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Украинская народная сказка «Рукавичка»»

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 1 «А»

Тема урока: Чтение стихотворения. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Украинская народная сказка «Рукавичка»

Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.

Результаты:

Предметные:. понимают содержание прочитанного; умеют отвечать на вопросы по содер­жанию текста; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, отличать стихотворный текст от про­заического, представлять отличительные особенности сказки, стихотворения, откликаться на до­брые чувства при восприятии образов героев сказок.

Метапредметные :

Познавательные: выделять особенности художественных текстов: сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые опера­ции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, сверстниками; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Оборудование: учебник «Букварь » 1 класс, мультимедийный проектор, Презентация


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

(эмоциональный настрой на урок).

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.


Литературное слушание– прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы читайте их – они учат вас!

-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения ?

(Встреча с новым произведением).

-Какие умения вам помогут  на уроке?

Посмотрите на подсказки и выберите.

( читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть, решать задачи


Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

УУД

Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..

Актуализация знаний учащихся


  • Почтальон Печкин принёс телеграмму: «Дорогие ребята! Шлю вам горячий привет и поже­лания отличного настроения. Ваш Эдуард Успенский».

  • Кто же это, Эдуард Успенский, который передаёт нам свой горячий привет? (Это детский писатель и поэт. Он написал много интересных детских книг.)

  • А какие книги он написал?

Ученики называют произведения писателя. Учитель обращается к выставке книг Э. Успен­ского.

  • Эдуард Николаевич Успенский - наш современник. Он работает во многих жанрах - ска­зочные, детективные, приключенческие, фантастические повести; учебники, комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов.

  • Успенский всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальца­ми. А сейчас уже печатает всеми десятью. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу «Год хороше­го ребёнка». А несколько лет назад начал учиться петь. До этого он не мог взять правильно ни одной ноты! Он прекрасно умеет разговаривать с животными. Рядом с ним постоянно живут две кошки, собака и попугай. Сейчас Э. Успенский изучает историю, написал книгу о Лжедмит- рии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть, потому, что фамилия у него такая - Успенский!

  • Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение, которое мне очень нравится.

Работают по презентации

Формулируют тему и цели урока.




Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: прививать интерес к устному народному творчеству.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Изучение новых знаний и способов действий


  1. Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой...».

  • Понравилось стихотворение?

  • Почему мальчик мечтал стать девочкой?

  • Как, по вашему мнению, надо читать это стихотворение?

  1. Выборочное чтение текста. Работа по вопросам учебника.

  • Что можно посоветовать герою стихотворения?

  • Как можете охарактеризовать одним словом это стихотворение? (Оно юмористическое.)

  • Вы правы, Э. Успенский написал много весёлых, озорных, но в то же время поучительных стихотворений о ребятах, таких же, как вы.

Читают произведение.

Отвечают на вопросы.


Работают по учебнику над текстом.



Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его; осознавать и объяснять понятия: любовь, зло, добро, ложь, честность, доброта.

Регулятивные: организация работы на уроке.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Познавательные: характеризовать произведение, героев по информации в таблице.

Предметные: Выделение фактов из текста «Лев и собачка».

Физкультминутка

2 мин

Зрительная гимнастика с использованием электонных физминуток

Повторяют движения глазами

Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.

Закрепление знаний и способов действий


Работа в паре

Карточка 1.

  • Прочитайте отрывок сказки, вспомните её название:

Стоит в поле теремок, теремок, Уж как по полю лягушка бежит,

Он не низок, не высок, не высок. У дверей остановилась и кричит.

Проверка работы:

  • Как называется сказка? («Теремок».)

  • Вспомните, как называли себя звери в этой сказке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок - серый бочок, Медведь - люблю реветь.)

Карточка 2.

  • Прочитайте отрывок сказки, вспомните её название:

«- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

  • Да как-нибудь!

Влез и этот - семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвётся».

Проверка работы:

2.Чтение украинской народной сказки «Рукавичка».

  • Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?

  • Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (Кабана-клыкана).

  • Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках.Мышка-норушка Мышка-поскребушка

  • Лягушка-квакушка Лягушка-поскакушка (попрыгушка) Хорошо ли, что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему?

  • Плохо ли деду без рукавички?

3.Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

  • Найдите в тексте и прочитайте:

  • Кто пришёл первым и поселился в рукавичке?

  • Как просился в рукавичку кабан?

  • Кто пришёл за мышкой?

  • Почему дед вернулся в лес?

  • Кто сломал «домик» зверей?


.

Работа в паре,

вписывают слова .

Самооценка.

Взаимооценка.

Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм.

Регулятивные: организация работы на уроке.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Предметные: Выделение фактов из текста «Лев и собачка».

Физкультминутка


«Музыкальная зарядка»

Выполняют движения

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке

Обобщение и систематизация знаний и способов действий



1.Игра «Покажи героя сказки».

  • Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить его с помощью движений. Надеюсь, музыка вам поможет.

2.Моделирование.

-Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по модели.

  • Рукавичку изобразим квадратом.

  • Животных - овалами разной величины.

  • Кто из животных самый маленький? (Мышка.) Она будет самым маленьким овалом.

  • Кто побольше? (Лягушка.) Ее обозначим овалом побольше и запомним, что это лягушка.

Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.

Пересказ сказки по модели

Выполняют задания в тетради самостоятельно.











Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: работать с разными видами информации в тетради для самостоятельной работы.


Итог урока







- Над какой темой работали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели?

- Где мы можем применить знания, полученные на уроке?

Оцените свою работу за урок.











- Где мы можем применить знания, полученные на уроке?






- Оцените свою работу за урок.

- Рассмотрите свою шкалу достижений и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели.


Отвечают на вопрос учителя

Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам


Рефлексия деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Рефлексия деятельности.

- Оцените себя по лесенке успеха.

-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?


Дети оценивают свою деятельность.




Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.