Открытый урок по «Окружающему миру» 3 класс 12.04.2023
Тема: «Что такое деньги»?
Цель: Организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование представления о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа;
способствовать развитию навыка выделять и называть части монеты;
содействовать воспитанию интереса к изучаемому материалу, культуры учебного труда на уроке.
Ход урока
Организационный момент
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо?
(Видеть Вас мы очень рады)
Раздать детям листы самоконтроля, листы распечатки тетради.
Актуализация знаний
«Волшебная шкатулка» (дети должны угадать, что лежит в коробке)
Загадки про деньги
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем.
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорит на уроке?
-Деньги.
-Ребята, что же такое деньги?
Давайте обратися к словарю Ожегова.
- В словаре С.И.Ожегова дается такое определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметов накопления»
-Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, земледельцы – зерно, скотоводы – быков, овец и шерсть. Но обменивать товары было сложно. Почему, давайте узнаем.
Задание 1
Давайте с вами инсценируем ситуацию по обмену.
Кто мне поможет?
У меня есть игрушка, у тебя тоже игрушка. Мы можем поменяться? (Да) (равноценный обмен)
У меня карандаш, у тебя книга. Мы здесь можем поменяться? (Нет) (неравноценный обмен).
Но как вы убедились, обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. И чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, важные для этих мест. Самыми первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских остров в Индийском океане. Маленькие, удобные , прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы-Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
-И все-таки у металлических денег нашелся один важный недостаток – они были очень тяжелы и занимали много места. И люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой бумажные расписки на это золото. Так и появились на свет первые бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Долгое время денежными единицами служили на Руси шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебрянные слитки различной формы – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам, такую половинку называли «рубль» (от слова «рубить»). Отсюда пошло название российских денег. Позже стали выпускать копейки – монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые купюры.
Работа по теме урока
Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Что же происходит с ними дальше? Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Есть 2 способа обмена: бартер и купля-продажа.
Прочитайте в учебнике текст на с.62-63.
-Назовите два способа обмена.
-Что же такое бартер?
-Приведите пример бартера.
Сценка:
- Ура! Привет, Лера!
-Чему ты радуешься, Саша?
-Наконец- то мне удалось выменять у Артёма рыбок для аквариума, пришлось ему за это отдать видеокассету.
Намучился с этим обменом, ужас!
-Это почему же ужас? Дал кассету – получил рыбок.
-Дело в том, что сначала эту кассету мне пришлось выменять у Алёны на наклейки.
-А при чём тут Алёна?
-Как ты не понимаешь? У меня наклеек-то не было, а Диана меняла свою кассету только на наклейки. Вот и пришлось выменять наклейки на свой фонарик. Ладно, хоть Алёна на это согласилась. А то бы мне не видать рыбок.
-Да уж. эти мальчишки. Всё, что хочешь, могут запутать! А всего-то нужно найти одну вещь, которая нужна всем и всегда. И на неё всё выменивать. Мы с девчонками всегда так делаем.
Кажется всё просто и удобно, но на самом деле это жутко неудобно, представь, что тебе придётся выменивать у кого-то всё что тебе нужно, одежду, средства личной гигиены. Гораздо удобнее другой способ обмена купля-продажа.
-Что такое купля-продажа?
-Приведите пример обмена купля-продажа
Задание 2
«Дети берут деньги и необходимые товары, и покупают их за деньги.
-Что такое деньги?
Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметов накопления.
-Как называют металлические деньги?
(монеты)
-Как называются бумажные деньги?
(банкноты)
-Назовите денежные единицы разных стран мира.
В России – рубль, в США – доллар, во многих странах Европы действует единая единица – евро.
-Как называются денежные единицы у нас в России?
Физкульминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Монетки , видно, не нашёл.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.
Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. Эти деньги человек может потратить на нужные ему товары, а часть может отложить на будущее, это называется сбережения. Человек использует их тогда, когда это будет необходимо.
Задание 3
(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 рубль, 10 рублей.)
– Что изображено и написано на монетах? Сравните.
– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка?
Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.
Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».
– Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.
– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)
– Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков).
Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
Вы слышали про таких людей как коллекционеры? Кто это за люди?
А вы знаете как называются люди, которые коллекционируют монеты?
Таких людей называют «НУМИЗМАТЫ»
Люди которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматами( от латинского слова «нумисма» - монета. Старинные и современные монеты могут очень много рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
Первичное закрепление
Задание 4
-Каждой группе я выдала кубики. Я зачитываю высказывание, если оно верное, поднимаете зеленый цвет, если нет, то красный.
1.Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. ( - )
2.Плата за работу – заработная плата. ( + )
3.Деньги, которые откладываются на будущее – сбережения. ( + )
4.Оборотная сторона монеты – гурт. ( - )
5.Надпись на монете называется легендой. ( + )
Рабочий лист
«Палитра моих знаний»
Тест.
1. Что использовали раньше в качестве денег?
А) телевизоры и чайники
Б) морские раковины и шкурки пушных зверей
В) рисунки на бумаге
2.Как называется прямой обмен одних товаров на другие?
А) бартер
Б) купля-продажа
В) замена
3.Как называется денежная единица России?
А) рубль
Б) доллар
В)евро
4.Как называется сторона монеты, на которой изброжён герб?
А) лицевая
Б) оборотная
В) номинал
5) Как назівается денежная еденица Америки?
А) евро
Б) доллар
В) злоты
Рефлексия
Я узнал….
Я научился….
Было самое интересное….
Было самое трудное….
Всё ли можно купить за деньги?
Что нельзя купить за деньги? (здоровье, дружбу, уважение ветер, дождь)
Домашнее задание с.62-65 раб тетр.