Занятие 1. Что такое медиация?
Цель: создание условий по формированию у учащихся представлений о понятии медиация, школьная служба примирения, ее целях и задачах.
Задачи:
Обучающая. Дать учащимся представления о медиации и школьной службе примирения.
Развивающая. Ознакомить учащихся с работой школьной службы примирения и техниками работы медиатора.
Тип занятия: лекционное, репродуктивное.
Продолжительность 40 минут.
Этапы занятия.
Организационный.
В нашей школе начинает работу школьная служба примирения. Об особенностях работы этой службы мы с вами сегодня поговорим. И начнем наш разговор со знакомства с понятием медиация.
Знакомство с понятием медиация. Показ презентации Коновалова Антона.
Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров в помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны- медиатора(посредника).
Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.
Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора
При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.
Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Историкам хорошо известно, что издревле медиация применялась при разрешении международных, межэтнических и просто многосторонних споров. Называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг». Подобные методы разрешения споров все чаще использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно было заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга. Уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий взаимовыгодного, а, главное, жизнеспособного и решения проще добиться переговорами, нежели используя нормы или иерархический порядок.
В настоящее время медиация активно используется в странах Европы, США и в Австралии.
Области применения:
коммерческие споры
меж- и внутрикорпоративные споры
споры в банковской и страховой сфере
сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон
конфликты на работе
семейные споры
споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью
медиация в образовании
межкультурные конфликты, и многое другое
Когда медиация возможна:
главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе;
речь идет о длительных, значимых отношениях;
на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта;
стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность;
необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы.
Преимущества медиации
Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.
Почему стоит использовать примирительные процедуры?
ЭФФЕКТИВНО: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения.
БЫСТРО: при желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов.
СОХРАНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
ЗАЩИТА «СЛАБОЙ» СТОРОНЫ, которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов.
ВСЕ В РУКАХ СТОРОН: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНО: примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.
ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРЕСЫ СТОРОН: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.
ВЫБОР ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.
КОМФОРТ, ДОВЕРИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.
Знакомство с профессией медиатора. Показ презентации.
В своей деятельности Медиатор должен прилагать все усилия для того, чтобы в соответствии с принципами медиации, помочь сторонам решить Спор, консультируясь со Сторонами по мере необходимости.
Медиатор может назначать индивидуальные встречи сторонам для уточнения информации, прояснения обстоятельств и подготовки к переговорам.
Знакомство с работой школьного медиатора. Просмотр фильма предоставленного центром «Диалог».
Список литературы
Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2001. № 1. – с. 14.
Постановление правительства РФ от 21.09.2006 №и583 «О федеральной целевой программе «Развития судебной системы России» на 2007 – 2012 годы» // СЗ РФ 09.10.2006 № 41 ст. 4248.
Российская газета. – 30.07.2010 № 168.
Третейский суд – 2009. №6 – с. 16-22.
Материалы предоставленные городским психологическим центром «Диалог».
11