РУССКИЙ ЯЗЫК, 7 КЛАСС
Тема урока:
«Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме».
Цели урока:
- активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;
формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;
-формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество;
-воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА:
I.Оргмомент
Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.
Вот начался наш урок,
Прозвенел сейчас звонок.
Все трудитесь, не ленясь,
Не спеша, не торопясь.
Говорите, улыбаясь,
Отвечайте, не теряясь.
II. Фронтальный опрос.
– Что обозначает деепричастие?
– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?
-Не с деепричастиями?
– Каким членом предложения является деепричастие?
V. Работа с текстом. . Закрепление изученного материала.
Нет н..чегосв..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нцепосыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?
Задания.
Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.
Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.
Найти деепричастия.
– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.
– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова. Что представляет собой причастие с зависимыми словами?
– А деепричастие с зависимыми словами?
– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?
– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?
– Определите место деепричастного оборота в предложениях.
– Когда обособляется причастный оборот?
– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.
VI. НАБЛЮДЕНИЕ по учебнику: Правило на стр.173.
Не выделяются на письме запятыми слова
молча, сидя, лежа, шутя, нехотя, не глядя,
которые по значению сближены с наречиями.
Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.
– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?
Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.
IX. Работа с текстом.
-Деепричастия очень дружелюбны. Они очень часто появляются со своими слугами- зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот)
-Что мы знаем о постановке знаков препинания при причастном обороте?
К.Паустовский сказал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»
Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.
МОРЕ
Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.
Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький
4. Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).
1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.
2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.
3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
5) Потрескивая, горел костёр.
6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
7) Дробясь о мрачные скалы ,шумят и пенятся валы.
Код проверки: 3, 5,6,7.
XII. Работа по восстановлению текста.
1 Свернув( с чего? куда?)_______________________ мы направились по утоптанной тропинке.
2.Мы остановились на большой высоте и глядя (куда?)___________________любовались водной поверхностью.
3.Корабль накренившись (как? куда?)_________________ не повиновался воле людей.
4.Извиваясь (как? где?)__________________быстро текла река.
Слова для справок: между деревьями и кустарниками; быстро влево; с дороги в лес; вверх.
XIV. Игра «Подскажи словечко»
Задание: восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие из слов для справок.
1.Дружба как стекло,…. не сложишь.
2.Не …броду, не суйся в воду.
3.Не…. несчастья, счастья не увидишь.
Слова для справок: уважая, узнав, зная, разбив, посеяв.
Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой.
Задание: найдите его основу и подпишите части речи
Какое действие стало основным? (шелестели)
Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)
Таким образом, слово раскачиваясь обозначает добавочное действие. Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.
Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию.
4. Составление кластера
Известный лингвист А.М.Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства».Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.
Каждая группа получает индивидуальное задание. Вы должны изучить предложенный вам материал, выбрать основное, записав его на цветной лист. После того, как вы будете готовы, один представитель от группы выйдет к доске, кратко расскажет то, что его группа исследовала, и прикрепит лист на доску.
Задание для групп.
1 группа: признаки глагола у деепричастия
2 группа: признаки наречия у деепричастия
3 группа: виды деепричастий
4 группа: образование деепричастий совершенного вида
5 группа: образование деепричастий несовершенного вида
6 группа: деепричастный оборот
Отработка полученных знаний о деепрчастии.
Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.
Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.
1.Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»
2.Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном, Пушкин «Узник»
3.Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком. Сергей Есенин
4.Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром. Афанасий Фет
5.Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. « Весенняя гроза» Федор Тютчев
6.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя, Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»
7.Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе. Сергей Есенин
7.Работа по составлению предложений
Конечно, интересно самому писать стихи, создавать предложения, используя деепричастные обороты, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Давайте попробуем исправить эти ошибки
Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
1.Возвращаясь домой, ….
а)... мне стало грустно.
б)... уже совсем стемнело.
в) ...я вспомнил о своем обещании позвонить маме.
2.Подъезжая к станции,....
а) ... у меня слетела шляпа.
б) ... необыкновенное чувство радости охватило меня
в) ... я немного взгрустнул.
3.Пользуясь калькулятором,...
а) ... мне удалось получить точный результат.
б)... вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память.
в) ... расчет производится быстро и легко.
4.Играя в шахматы,...
а) ... развиваются мыслительные способности.
б) ...мне не было равных.
в) ... я должен быть предельно внимателен.
5.Решая задачу,..
а) ...используюся справочники
б) ...может быть несколько ответов
в)...прочитайте внимательно условие
6.Сдав экзамены, ...
а) ...нас направили сразу же на практику.
б) ...нам сразу стало легко.
в) ...мы уехали отдыхать.
Ответы ребята записывают в виде сочетания цифр и букв, а затем проверяют по ключу, записанному на доске. После проверки зачитываются правильные варианты.
Вывод: Добавочное действие, выраженное деепричастие, и основное действие, выраженное глаголом, выполняет одно лицо.
8. Подведение итогов урока
Вопросы:
С какой частью речи вы сегодня познакомились?
На какие части речи похоже деепричастие и чем?
Какие суффиксы бывают у деепричастий?
Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?
9.Домашнее задание.