СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Как стать уверенным педагогом?"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемое мероприятие содействует развитию профессиональной культуры педагогических работников, повышению уровня самооценки личности педагога, места в рейтинге профессиональной успешности.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Как стать уверенным педагогом?"»

Деловая игра

«Как стать уверенным педагогом?»


Введение.

Сегодня перед учреждениями дополнительного образования детей остро встает вопрос: «Как сделать образование в наших учреждениях конкурентоспособным?». На этот вопрос можно дать положительный ответ, если определить важные факторы, влияющие на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.

Несомненно, одним из таких факторов является профессионализм педагога, поскольку от профессионализма педагогических кадров зависит уровень подготовки учащихся. Американский писатель Уильям Артур Уорд считает: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Усилия методической службы нашего учреждения направлены на создание условий для профессионального роста педагогов, повышение уровня их профессиональной компетентности, чтобы они в свою очередь вдохновляли учащихся на творческие открытия. Этому в полной мере способствует такая форма активной методической деятельности как деловая игра, содействующая личностному самосовершенствованию, развитию теоретического и практического мышления педагогов, формированию у них профессиональных качеств, креативности, уверенности в себе.

        Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности для каждого, максимальной занятости всех участников и неограниченной перспективы творческой деятельности. Для них характерны следующие положительные моменты: активизация мышления и поведения участников, высокая степень вовлеченности в процесс игры и обязательность взаимодействия участников между собой.

        Цель игры: содействие развитию профессиональной педагогической культуры педагогов дополнительного образования, уверенности в своих силах.

Задачи:

  • повысить уровень самооценки личности педагога, место в рейтинге профессиональной успешности;

  • совершенствовать профессионально-значимые качества педагога в ходе коллективного взаимодействия;

  • обучать педагогов навыкам и приемам уверенного поведения.


Оборудование и реквизит: 

  • клубок ниток;

  • лист ватмана, маркер;

  • , карточки-кирпичики, листы бумаги А4 разного цвета; карточки, на которых написаны роли участников, ручки, фломастеры.

Время проведения игры: 30 минут.


Ход игры

Добрый день, уважаемые коллеги!

В течение учебного года мы неоднократно говорили о том, как важно знать самого себя, свои особенности, обсудили, что это довольно непросто и многие люди не могут адекватно оценивать свою личность. Мы выполняли задания и упражнения, направленные на самопознание и сегодня продолжим узнавать о себе и других что-то новое. Но для начала давайте поприветствуем, друг друга.

1) Вводная часть.

1.1. Приветствие. Упражнение «Круги».

Участникам предлагается на листах формата А5 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.

1.2. Психологическая разминка. Упражнение «Паутина».

Зажмите свободный конец нити крепко в руке и передайте клубок педагогу напротив, только после того, как закончите предложение.

Предложения:

1. У меня вызывают симпатию люди, которые…

2. Самая большая радость для меня – это…

3. Я люблю, когда…

4. Я горжусь тем, что….

5. Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...

6. Наше учреждение для меня – это …

7. Самое большое достижение в моей жизни…

8. Я ценю в людях…

9. Я чувствую себя уверенно, когда ….

10. Человек считается успешным, если…

11. Когда мне говорят комплементы…

12. У меня хорошее настроение, если…

13. Музыка для меня …

14. В любом празднике главное…

15. Я огорчаюсь, если …

16. Когда мне грустно, то я ….

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.

Вопрос:

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

Одна из главных задач современной системы образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого обучающегося. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, уверенный в себе, являющийся примером человеколюбия, порядочности, мастер своего дела.

Педагог имеет дело с развивающейся личностью – самой сложной системой из всех известных до сих пор систем. Для того, чтобы вторгаться в процесс развития личности, регулировать его, педагогу мало быть хорошим человеком. Ему еще нужны специальные знания и умения, которые делают его компетентным, образуя его педагогическое мастерство. И не последнее место в ряду профессионально-значимых качеств педагогического работника занимает уверенность в себе.


2) Основная часть.

2.1.Информационный блок

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Этап «мозговой штурм»

Предлагается в ходе коллективного обсуждения обозначить основные черты уверенного в себе человека.

(фиксируются на листе ватмана)

Секретарь записывает любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от уча­стников группы. После группового обсуждения выби­раются 10 наиболее значимых и важных качеств, со­ставляющих характеристику уверенного в себе человека.

Время работы - 5 минут.

Выводы:

  • Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат.

  • Часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами.

  • Всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную.

  • Умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров.

  • Способны ясно и четко выражать свои мысли.

  • Говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием.

  • Часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения.

  • Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

  • От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения.


Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением. Этому и будет посвящена основная часть нашей сегодняшней встречи.


2.2. Игры и упражнения на отработку уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.


2.2.1. Упражнение «Уверены ли вы в себе?»

Цель: осознание личностных ресурсов, возможностей.

Мы много говорили о самоотношении, самопознании, как важно знать свои особенности, ресурсы, хорошо относиться к себе, ценить свое «Я». Теперь мы попробуем посмотреть, как непосредственно положительное самоотношение влияет на нашу реальную жизнь, поведение, общение с окружающими. Сейчас я предлагаю провести небольшой тест, чтобы понять, насколько вы уверены в себе.


2.2.2.Упражнение «Зато я».

Цель: осознание ресурсов своей личности, возможностей для саморазвития.

Идеальных людей не бывает, у всех нас есть свои недостатки или какие - то качества, которые мы воспринимаем как таковые. Сейчас возьмите лист бумаги, и напишите какие, по вашему мнению, у вас есть недостатки или то, что вам в себе не нравится, начиная со слова «Я». Запишите их.

Почему вы думаете, что это недостатки? Чем эти качества мешают вам?

А сейчас продолжите каждое предложения, начиная со слов: «зато я….».

Обсуждение: как можно компенсировать свои недостатки? Все ли, что нам в себе не нравится, является недостатками? Почему?


2.2.3. Упражнение «Карлики и великаны».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».


2.2.4. Упражнение «Если бы я был»

Цель: развитие навыков самопрезентации.

Теперь вам нужно будет подключить свою фантазию. Выберите себе какой - либо предмет или вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.). Погрузитесь в ее мир, вообразите себя этой вещью, ощутите ее «характер». От лица этой вещи расскажите, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Выбирайте только те, предметы, которые не шокируют других.

Обсуждение: по какому принципу вы выбирали предмет? Трудно ли самораскрываться? Трудно ли было проникать в смысл, прогнозировать будущее?

2.2.5. Упражнение «Бумажные мячики».

Цель: эмоциональная разрядка.

А сейчас я предлагаю вам сделать из старых газет мячики. Поделитесь пополам и постройтесь в две линии на расстоянии 4 - 5 метров друг напротив друга. На полу мелом проведена «граница», за которую переступать нельзя, иначе можно оказаться в стане противника. По команде бросайте свои мячики в сторону «противника». Задача: перебросить все мячи через границу. По команде «Стоп» вы перестаете бросаться мячами. Выигрывает та команда, на стороне которой оказалось меньше мячей. Необходимо соблюдать технику безопасности, не цельтесь друг другу в лицо и голову


2.2.6. Упражнение «Чемодан».

Цель: осознание личностных ресурсов, возможностей.

Мы завершаем нашу работу. И, чтобы не забыть все, чем мы сегодня занимались, чтобы вы были всегда уверены в себе, своей жизненной успешности, я предлагаю каждому собрать чемодан в жизнь с новыми знаниями. У каждого из вас лист бумаги, нарисуйте на нем чемодан, который вам хочется. Подпишите свой чемодан. А сейчас, вы будете передавать свои чемоданы по кругу, и каждый участник группы должен написать в нем одно качество, который он хотел бы вам дать, которое, на его взгляд, у вас недостаточно развито, но оно вам обязательно пригодится и поможет в жизни. Таким образом, в конце упражнения каждому участнику соберется «чемодан» с теми качествами, которые являются его личностным ресурсом.



3) Заключительная часть


3.1.Рефлексия. «Притча про ворону и павлина»

Цель: создание мотивации к формированию самоотношения на основе внутренней системы ценностей, взглядов, убеждений.

В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась чёрная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк?

Он выступает так важно, что можно подумать – это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой свой хвост, как будто он лиса».

Ворона перестала делать замечания и выжидательно замолчала.

Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся, и на шее появляется второй подбородок.

В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне».


Коллеги, долгий путь самопознания, саморазвития, самосовершенствования продолжается. Надеюсь, сегодняшнее занятие не прошло для вас даром. Вы получили новую информацию, которая, я надеюсь, будет полезна для вас.

3.2. Упражнение «Что я почти забыл?»

Цель: Это упражнение помогает участникам осознать всё, что осталось незавершенным, невысказанным. Предоставляется возможность довести дело до логического конца.

Прежде, чем все мы расстанемся, я хотела бы дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы.

Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее…

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете сегодняшнюю встречу. В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то… Вы жалеете об этом… Что же осталось невысказанным или недоделанным? (1 минута).

Теперь откройте глаза… Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели сделать раньше.

Я в свою очередь хочу поблагодарить вас за приятное общение, за то, что вы старались, успешно выполняли задания и, в соответствии с названием темы нашей игры, хочу пожелать вам: Будьте собой! Будьте уверенными в себе! Будьте лучшими!


Список литературы

  1. Деловая игра как средство формирования компетенций [Электронный ресурс] /  informio.ru - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id744/Delovaja-igra-kak-sredstvo-formirovanija-professionalnyh-kompetencii, свободный.

  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.

  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

  4. Профессионализм педагога дополнительного образования [Электронный  ресурс] / Образовательный портал  Prodlenka – Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/1838.htmlсвободный.

  5. Формирование профессиональных компетенций средствами деловых игр [Электронный  ресурс] / http://www.informio.ru/publications/id744/Delovaja-igra-kak-sredstvo-formirovanija


Приложение 1

Опросник «Уверенность в себе».

Выберите один из предложенных ответов.

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите:

а) поищете удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.


2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперед;

е) ждете, пока все войдут, и тогда, если, получается, заходите сами.


3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.


4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд.


5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

д) нет;

е) да.


6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

д) нет;

е) да.


7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

б) нет;

в) да.


8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

д) нет;

е) да.


9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

б) нет;

в) да.


10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:

д) используете эту возможность;

е) не используете.


11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

б) под любым предлогом избегаете этого;

в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих, мучительных колебаний.


12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

б) молча переживаете;

г) спорите с тем, кто оценивал, по поводу этой оценки.


13. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.


14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;

е) молча терпите.


15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете про себя обиду;

д) даете ему отпор.


16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно; не знаю, что сказать;

в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.


17. Умеете ли вы торговаться:

а) да;

б) нет.


18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

б) да;

д) нет.


19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ;

д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.


20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный

экзамен:

а) устный;

б) письменный;

в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.



Ответ «а» - 3 балла

Ответ «б» - 0 баллов

Ответ «в» - 5 баллов

Ответ «г» - 2 балла

Ответ «д» - 4 балла

Ответ «е» - 1 балл



Теперь подсчитаем полученные баллы.

Ответ «а» — 3 балла, «б» — 0 баллов, «в» — 5 баллов, «г»— 2 балла, «д» — 4 балла, «е» — 1 балл.

Определите общую сумму.

Оценка: менее 12 баллов - сильная неуверенность в себе,

12 - 32 балла — низкая уверенность в себе,

33 - 60 баллов — средний уровень уверенности в себе,

61 - 72 балла — высокая уверенность в себе,

более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.


12