СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День народного единства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический классный час, посвященный Дню Народного Единства

Просмотр содержимого документа
«День народного единства»

Дедушкина Анастасия Александровна

Димитренко Лариса Валерьевна

СОВМЕСТНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС 10 С И 11 С КЛАССА НА ТЕМУ: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

За неделю до классного часа учащимся на усмотрение классных руководителей были розданы темы для подготовки сообщения и презентации.

Димитренко Л.В.: 4 ноября в нашей стране празднуется праздник, названный «День Народного Единства». Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.». Более 400 народностей насчитывается в Российской Федерации.

Сообщение Петренко Алисы: История праздника.

Димитренко Л.В.: так же хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в России в этот необычный день празднуется сразу 2 праздника, Второй праздник, которому мы бы тоже хотели уделить внимание сегодня относится к одному из самых почитаемых религиозных праздников православных христиан и посвящен Иконе Казанской Божьей Матери.

Сообщение Картаевой Дианы: Праздник иконы казанской Божьей Матери

Дедушкина А.А.: Каждый год наш Педагогический лицей проводил фестиваль народностей к этому празднику. Но в этом году, к сожалению, все массовые мероприятия запрещены, однако мы все же решили провести маленький фестиваль внутри одного классного часа. Конечно же мы не сможем ознакомится со всеми народностями, проживающими на территории нашей большой родины, но мы выбрали наиболее многочисленные народности (свыше 1 миллиона жителей) и хотели бы кратко рассказать о каждой.

И начнем мы конечно же с самой многочисленной нации 78 % – это русские.

Сообщение Клюевой Олеси и Фединой Марии: Культура Русского народа

Дедушкина А.А.: вторая по численности народность 4% - это татары.

Сообщение Швец Александра и Льва Ярослава: Татары

Дедушкина А.А.: следующая народность 2% - это украинцы.

Сообщение Пугач Галины и Мирошниченко Александры Славянский народ- Украинцы

Дедушкина А.А.: 1% населения нашей страны это башкиры.

Сообщение Айвазова Руслана Все о башкирском народе

Дедушкина А.А.: чуть меньше башкир в России проживают чуваши.

Сообщение Скородзиевской Александры Чуваши

Дедушкина А.А.: еще меньшая численность принадлежит чеченцам.

Сообщение Батычкиных Арины и Полины и Свиридова Данилы Чеченцы

Дедушкина А.А.: далее мы бы хотели рассказать вам о еще одной очень интересной народности - армяне.

Сообщение Василенко Анастасии и Ефремовой Арины Армяне

Дедушкина А.А.: ну и завершает наш сегодняшний фестиваль очень яркая и талантливая народность - цыгане.

Сообщение Беляковой Ксении и Тараник Жанны Цыгане

Димитренко Л.В.: В завершении нашего классного часа мы бы хотели поблагодарить всех, кто принял в нем непосредственное участие, отметить насколько интересна и разнообразна наша с вами страна и как много у нас поводов для гордости.

Дедушкина А.А. : Так же хотелось бы отметить, что наверное сегодня в период самоизоляции и перед свалившейся на нас неизвестной опасность (как вирус), мы как никогда нуждаемся в поддержке и опоре друг друга, и пусть физически мы не можем сейчас быть все рядом, но духом мы все должны быть едины как никогда!


Приложение 1

Сообщение Петренко Алисы: История праздника.

4 ноября в России ежегодно с 2005 года отмечается День народного единства. Праздник установлен в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году. Официальный статус дня воинской славы получил после принятия 29 декабря 2004 года поправок в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Является нерабочим днем.

Освобождение Москвы от польских интервентов

Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году - ключевое событие в истории Смутного времени в России (1598-1613). В 1598 году, не оставив наследника, скончался царь Федор Иоаннович, последний самодержец из династии Рюриковичей. Ранее, в 1591 году, при невыясненных обстоятельствах погиб младший сын Ивана IV Грозного Дмитрий. В итоге трон занял боярин Борис Годунов, фактически руководивший русским правительством с середины 1580-х годов. Он стал первым царем в России, которого избрал Земский собор. Однако права Годунова на высшую власть в стране для знати не являлись легитимными и оспаривались представителями боярских родов.

В 1604 году с территории Польши в Россию вторглась армия интервентов под руководством Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. В 1605 году, после смерти Бориса Годунова, Лжедмитрий I захватил власть в стране. Спустя год он был убит в результате заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии занял царский трон. В 1607 году в Россию из Польши вторглось войско нового самозванца, Лжедмитрия II. А в 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России прямую военную интервенцию. Значительная часть русского государства оказалась под контролем польско-литовских отрядов. В 1610 году власть в стране перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским (этот период в русской истории известен как «семибоярщина»), который присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского. В том же году север России (в том числе Новгород) был захвачен шведами.

Русское национально-освободительное движение возглавили жители городов Поволжья и севера европейской части страны. С призывом к сопротивлению иностранным захватчикам выступил патриарх Московский и всея Руси Гермоген. В октябре 1611 года в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и воеводой князем Дмитрием Пожарским. В августе 1612 года ополченцы разбили польские войска под стенами Москвы, а 4 ноября (22 октября по старому стилю) освободили Китай-город от поляков. Остатки польских войск сдались в Кремле 6 ноября. В 1613 году на Земском соборе в Московском Кремле был избран новый русский царь Михаил Федорович, первый из представителей династии Романовых. К 1618 году из России были изгнаны последние войска польских и шведских интервентов.

В 1613 году в память об освобождении Москвы от поляков царь Михаил Федорович установил 22 октября по старому стилю церковно-государственный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (с этим образом ополчение сражалось под стенами Новодевичьего монастыря, а затем освобождало Кремль). В 1649 году царь Алексей Михайлович подтвердил высокий статус праздника, постановив «празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы». В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. В России дату освобождения Москвы от интервентов официально отмечали до прихода к власти большевиков в 1917 году. Позднее, вплоть до 2005 года, день Казанской иконы Божией Матери был исключительно православным церковным праздником.

Сообщение Картаевой Дианы: Праздник иконы казанской Божьей Матери

В православной церковной традиции известно около 260 икон Богородицы, пользующихся большой народной любовью и особым уважением: Казанская, Владимирская, Тихвинская и других.

Одной из самых почитаемых считается Казанская Икона Божией Матери, ее еще называют чудотворной, так как с ней связано много преданий об удивительных чудесах. Для народа эта икона олицетворяет всю глубину православной веры, в ней вида мощь и сила, которую она вливает в целые народы. Обладала икона популярностью и у российских царей. Существует историческое предание, что по приказу Екатерины Великой для иконы сделали прекрасный бриллиантовый оклад, и впоследствии российские правители проводили в ее присутствии религиозные обряды.

На сегодняшний день нахождение оригинала этой драгоценной иконы не известно, считается, что она была варварски уничтожена во время Гражданской войны, но сохранилась масса почитаемых списков Казанской иконы.


Празднества в честь Казанской иконы Божией Матери приходятся на 21 июля и 4 ноября, в народе еще эти дни просто называют «Летняя» и «Зимняя» Казанская. Традиционно на Казанскую во всех православных храмах служат великолепные службы, во время которых к Богородице обращаются с просьбами о защите и покровительстве.

История возникновения праздника иконы очень интересна и связана с чудесными и необъяснимыми явлениями. 

Обретение чудесного образа произошло в городе Казани в конце XVI века. На тот момент коренное население исповедовало в основном ислам, встречались и язычники. Распространение православия среди людей шло очень сложно. Но один случай переломил существующую тенденцию.

 21 июля Празднование Казанской приурочено к явлению Богородицы простой обычной девочке. В 1579 году ужасный пожар свирепствовал в городе Казань, была уничтожена большая часть города. Люди терпели страшные лишения. Третья часть города выгорела дотла. Много человеческих жизней унесла огненная стихия. Были злорадства со стороны противников христианской веры. Поговаривали, что это признак неправильности православия. Однако позже даже татары уверовали в Христа.

И именно в данный день девятилетней девочке Матроне, дочери простого опричника, произошло явление Матери Божьей. Богородица во сне девочке поведала, что еще во время татарского язычества Казанская икона был зарыта христианскими исповедниками под домом Онучиных. Наутро Матрона рассказала обо всём родителям. Но на это никто не обратил особого внимания. Мало ли что могло присниться ребёнку. Тем не менее сон повторился ещё два раза. Испуганная девочка попросила мать пойти с ней на указанное Девой Марией место, и они действительно раскопали икону с ликом Богородицы. Удивительно, что он был абсолютно цел, огонь не нанёс изображению никакого вреда.

 И действительно, икону отыскали именно в означенном месте.

  Событие произошло в июле 21 числа. Этот день стал праздничным в православном мире. Даже сегодня историки не могут дать точного ответа, откуда появилась икона под землёй на месте сгоревшей избы. Предполагается, что её могли спрятать исповедники христианства, оберегая святыню от притеснителей православной религии.

Весть о чудесной иконе разнеслась быстро. На место её обретения прибыли представители духовенства во главе с архиепископом Иеремией. Образ торжественно поместили в приходском храме Николы Тульского. Список лика Богородицы переправили в Москву, к нему прилагалось также письмо с описанием чудес, свершившихся с обретением иконы.

Царь Иоанн Грозный повелел построить на том месте, где была найдена святыня, храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно в него перенесли впоследствии образ. Чуть позже возвели и женский монастырь. Там, по историческим сведениям, приняли монашеский постриг Матрона и её мать.

Вторая дата празднества, 4 ноября, приурочена к важнейшему историческому событию - полному освобождению города Москвы от польской интервенции армией народного ополчения. Считается, что в этот труднейший для страны исторический период, когда, казалось бы, спасение не предвидится, икону Казанской отправили защитнику Москвы Дмитрию Пожарскому. По преданию, князь Дмитрий Пожарский перед боем долго и усердно молился перед иконой Казанской Богородицы. В результате русское войско прогнало захватчиков, а образ стал почитаться с ещё большей любовью. 

Сообщение Клюевой Олеси и Фединой Марии: Культура Русского народа

Русский народ – представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество   7 января

  • Святки   6 - 9 января

  • Крещение   19 января

  • Масленица   с 20 по 26 февраля

  • Прощёное воскресенье   (перед наступлением Великого поста)

  • Вербное воскресенье   (в воскресенье, предшествующее Пасхе)

  • Пасха   (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)

  • Красная горка   (первое воскресенье после Пасхи)

  • Троица   (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи)

  • Иван Купала   7 июля

  • День Петра и Февронии   8 июля

  • Ильин день   2 августа

  • Медовый Спас   14 августа

  • Яблочный Спас   19 августа

  • Третий (Хлебный) Спас   29 августа

  • Покров день   14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Сообщение Швец Александра и Льва Ярослава: Татары

На просторах нашей родины его представители проживают практически везде. Встречаются они от Тамбова до Омска, от Перми до Кирова, в Астрахани. Религия этого народа – ислам. Хотя есть и обращенные в православие группы. Культура и традиции татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислим их: утренняя молитва; посещение кладбища; приготовление угощения; поздравление всех родственников и соседей, особое внимание уделяя родителям; раздача подарков.

Известным религиозным праздником является Курбан-Байрам. В этот день верующие должны обязательно принести в жертву животное, а также посетить мечеть и раздать там милостыню. Праздник в честь дня рождения Мухаммеда называется Мавлидом. Его отмечают все мусульмане, поэтому он имеет огромное значение для этой религии. 21 марта татары отмечают Навруз. Это праздник в честь дня весеннего равноденствия. В этот день принято веселиться от души, потому что чем радостнее будет людям, тем больше даров они дождутся от природы. Еще один всенародный праздник — день республики Татарстан. Празднование его похоже на наши торжества, посвященные дню города, и заканчивается салютом.

Такие семьи патриархальны. В них главная роль отводится мужчинам. В этой сфере традиции татарского народа кратко сводятся к двум праздникам, таким как свадьба и рождение ребенка. Сочетание браком — это яркое событие, имеющее свои обряды: выкуп невесты, получение приданого, Никах и другие. Ячейка общества Такая свадьба имеет ряд особенностей. Во время ее проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Никах — это обряд, принятый у мусульман, совершаемый муллой в мечети или в доме. В наше время это дань уважения предкам. Юридической силы он не имеет и требует официальной регистрации в ЗАГСе. Чтобы он был проведен, надо соблюсти некоторые условия. Жених и невеста не должны до него иметь близости и тем более жить вместе. На такой свадьбе не пьют спиртного и не едят свинины. В пищу употребляют только свежеприготовленные блюда, среди которых те, что принято есть, соблюдая обычаи и традиции татарского народа. Кратко: перемячи, губади, каймак, токмач аши, бэлеш, очпочмаки, корт, катык, чак-чак, кош-теле, хлеб из кислого теста. На самом деле угощений на стол ставят намного больше перечисленного.

Сообщение Пугач Галины и Мирошниченко Александры Славянский народ- Украинцы

Украинцы - третий по численности этнос России. Всего в нашей стране живёт около пяти миллионов представителей этой национальности.

Народная культура украинцев тесно переплетается с обрядно-религиозными традициями. Многие обычаи и суеверия связаны с природными явлениями, сельскохозяйственным календарём. Чтобы убедится в этом, достаточно перечитать ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, родившегося и выросшего в Полтавской губернии Российской империи. Зимние колядования и радостное буйство молодёжи в ночь на Ивана Купала чередуются в его рассказах цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" с мистическо-сказочными мотивами народных поверий.

Как и у других славянских народов, в праздничных традициях украинского народа сплелись язычество и православие.

Один из главных языческих праздников - связанный с днём солнцестояния день Ивана Купалы - отмечают в ночь на 7 июля. Девушки пускают венки по воде рек и водоёмов и водят хороводы вокруг большого ночного костра, через который в момент кульминации праздника перепрыгивает вся честная компания.  

Существенная часть народных традиции и обычаев украинцев - семейные обряды. Самое любимое и почитаемое торжество – свадьба. Когда-то девочек к этому знаменательному событию готовили с самого раннего возраста. Примерно тогда же будущие невесты начинали мечтать о суженом и представлять "как это будет".

Свадебный "цикл" начинался с традиционного сватовства: жених и его родственники мужского пола шли знакомиться с родственниками будущей жены загодя. С собой несли калач хлеба, который, в знак согласия, должен был быть разрезан невестой. В случае же её отказа родственники жены выносили сватам тыкву. 

Украинская помолвка также проходила по определённому народному ритуалу: руки молодожёнам завязывали над собранным зерном или свежеприготовленным хлебом. Хлеб символизировал достаток в будущей семье. А чтобы молодая семья уж точно горя не знала, выпечку свадебного каравая доверяли только счастливым в браке женщинам.

Гостей на торжество молодожены приглашали лично, причем, довольно затейливым образом: невеста шла по домам своих подружек и дарила им коржики. А те сразу догадывались – дело идет к свадьбе. Подружки тоже без работы не сидели: плели венки, которые дарили невесте и жениху.

Немало украинских традиций и примет связано с рождением детей. Например, беременным девушкам не стоит глядеть на змей и встречаться с больными людьми, заранее шить или покупать одежду будущему ребёнку. Естественно, со временем когда-то обязательные к исполнению правила смягчились. А некоторые и вовсе отошли в небытие. Так, когда-то первые 40 дней после рождения запрещено было показывать малыша мужчинам, включая его отца.

Зимние праздники украинцев начинались в декабре: 19.12 отмечался день Святого Николая, почитание которого восходит к традициям Римской империи. Со временем в странах Западной Европы Святой Николай "переродился" в Санта-Клауса, который дарит подарки в Рождественскую ночь.

В Рождественскую пору издавна было принято ещё и гадать, обращаясь к силам неподвластной человеку природы. С памятью ещё одной античной христианской святой связана дата, приходящаяся на современный Старый Новый Год. Тринадцатого января украинцы почитают Меланию Младшую (Римскую). В этот день дети и подростки ходят по домам и "меланкуют": поют песни, танцуют, изображают забавные сценки, получая от взрослых взамен сладости или мелочь. 

Сообщение Айвазова Руслана Все о башкирском народе

Башкиры или как они сами себя называют башкорты – коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия – исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты – коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия – исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен окончанию весенних полевых работ, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший окончание ранних сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Сообщение Скородзиевской Александры Чуваши

Существуют две версии возникновения чувашского народа: согласно первой, чуваши являются потомками болгар. Вторая же гласит, что данная нация относится к племенам савиров,  которым пришлось переселиться на северные земли из-за отказа от ислама, который в ту пору очень усиленно насаждался.

Так или иначе, не существует абсолютно точного мнения, откуда произошли чуваши – остается лишь теряться в догадках. Впрочем, в наши дни это уже не настолько важно. Главное, что сама народность довольно таки интересная, самобытная, обладает своей богатой культурой, обычаями и традициями.

С давних времен основным родом занятий чувашского народа было оседлое земледелие. Мало того, историки приписывают чувашам большие успехи в данном деле: поговаривают, что они продвинулись в этом намного дальше, чем русские и татары того времени.

Чуваши жили в мелких городах и селениях, выращивали рожь, полбу, гречиху, горох и многие другие культуры. Для работы на земле использовались собственные орудия труда и нехитрые приспособления.

Дома выстраивались в  ряд, в центре двора находились пурты. Избы чувашей были чем-то вроде летних кухонь, использовались для хозяйственных целей в теплое время года.

Костюмы данного народа были довольно таки интересными: женщины носили туникообразные рубахи, поверх которых одевали кафтанообразную накидку под названием «шупар», мужчины же также имели подобие шупара – разница была лишь в том, что женская одежда более изобиловала орнаментом и вышивкой.

Примечательно, что взрослые, замужние женщины носили на головах платки, а вот незамужние, юные девушки – тухъю. Данный головной убор выглядел как некое подобие шлема, что не являлось особо эстетичным, однако могло указать на положение барышни.

Зимой чувашский народ носил приталенные шубы из овчины.

К традициям своих предков чуваши относились и относятся очень бережно. Стоит отметить, что  многие из древних обрядов для них остаются живы и по сей день.

лах – таково название основного праздника данного народа. Когда родителей нет дома, незамужние девушки собирают у себя вечернее собрание. Хозяйка и ее подруги занимались рукоделием, а парни смотрели на происходящее, рассказывали истории, пели песни, шутили и веселились.

Что же было целью подобных посиделок? Естественно, выбор невесты.

Вторым знаменательным для чувашей событием, является Саварни. Данный праздник чем-то похож на нашу Масленицу, поскольку символизирует проводы зимы и встречу весны. Люди наряжали чучело, символизирующее зиму, а также лошадей,  запрягали сани, катали детей и устраивали народные гуляния.

Есть у чувашского народа и аналог Пасхи – Манкун. Отмечается он около семи дней, и также обладает светом и чистотой. Женщины убирали  в своих жилищах, приглашали гостей, развлекались песнями и играми. Также примечательно то, что в период этого праздника ставились качели, на которых катались как ребятня, так и взрослые.

В день Сурхури происходили девичьи гадания: барышни повязывали веревочку на шею овцам, а после уходили. Утром они возвращались и смотрели на цвет овец, который символизировал цвет волос суженого.

Естественно, это далеко не все обычаи и традиции чувашского народа, культура которого поистине многогранна, а лишь самые основные. Однако невозможно отрицать тот факт, что существуют как общие культурные традиции с нашим народом, так и совершенно иные, присущие только им.

Очень хотелось бы, чтобы данная нация не прекратила с годами свое существование, а осталась на территории планеты Земля.

Сообщение Батычкиных Арины и Полины и Свиридова Данилы Чеченцы

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества - языческой мифологии, нартского эпоса - были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.


Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев - имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет – он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так – мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение - мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

Сообщение Василенко Анастасии и Ефремовой Арины Армяне

Армяне – древний и самобытный народ, их культура насчитывает несколько тысячелетий. Через века они смогли пронести свою культурную идентичность, язык, веру. Национальные обычаи передают своеобразие мышления, ценностей и представлений о мире этого этноса. Расскажем про интересные традиции армянского народа, его культуру и обряды.

Армянский этнос складывался на рубеже первого и второго тысячелетия до нашей эры на территории Армянской нагорности. Народ сформировался путем ассимиляции нескольких племен: бригов, урартов, лувийцев, хурритов, а также большого количества небольших племен. Веками происходило смещение и селекция национальных отличительных черт. К 6 веку до нашей эры формирование этноса в целом завершилось. В этот период армяне расселились на землях Анатолии, Среднем Востоке и Закавказье, и сегодня народ проживает частично в своих исторических границах. Эти территории всегда были объектом вожделения захватчиков, поэтому армянам приходилось учиться обороняться, договариваться и приспосабливаться, сохраняя при этом свою идентичность. В 4 веке нашей эры армянский народ принял христианство, и ему не раз еще придется пострадать за свою веру. История армян – это бесконечная череда притеснений, захватов, гонений. Но во всех этих страданиях традиции армянского народа сплачивали людей, позволяли им сохранять свою уникальность.

Армянская церковь – одна из древнейших христианских общин. В 1 веке нашей эры на территории Армении появляются первые христианские общины. Народ принял эту религию еще в 4 веке. Догматы и культовые обряды имеют ряд самобытных черт, которые отличают эту ветвь и от католицизма и от византийского варианта христианства, хотя к православию эта разновидность ближе. В 301 году Армянское государство признало христианство государственной религией, став первым в мире христианским государством. Культура, традиции армянского народа обусловлены его представлениями об особой миссии нации, которая сохраняет древний вариант религии. За свою веру армянам не раз пришлось расплачиваться жизнями тысяч людей. Религия оказала огромное влияние на все сферы жизни народа, и сегодня Армянская апостольская церковь – важная часть национальной идентичности армян.

Древняя армянская культура, сохранившая в себе языческие истоки, впитавшая христианские традиции, отличается консерватизмом и устойчивостью. Основные обряды сложились еще в начале первого тысячелетия и имеют архаичные корни. Праздничные обряды, культура быта, костюма, архитектура, искусство в Армении имеют, с одной стороны, уникальные черты, с другой, в них улавливаются многочисленные влияния соседей и завоевателей: греков, арабов, славян, турок, римлян. Если описать традиции армянского народа кратко, то они очень самобытны. В Армении и сегодня большое значение имеют семейные ценности. Трудности выживания этноса привели к тому, что армяне очень дорожат родственными связями и большинство обрядов проводят дома, в кругу друзей и близких. Длинная уникальная история народа привела к тому, что у армян сложилось очень своеобразное искусство. Так, например, символом нации являются хачкары – необычные каменные кресты, подобных которым нет ни в одной культуре мира.

В любой культуре костюм – это отражение философии и особенностей народа. Традиции армянского народа проявляются в его национальной одежде, которая сохраняет свои черты еще с древних времен. У мужчин было несколько видов одежды: для повседневной жизни, нарядная и для войны. Костюм состоит из нательной рубахи и кафтана – архалуха. Он может быть длиной до колен или до середины бедер. Сверху талия повязывалась шарфом. Штаны могли быть широкими или узкими. Структура женского костюма такая же, но делится только на домашнюю и праздничную. Кафтан женщин всегда был причудливо украшен, юбка приветствуется максимальной длины. Голову женщины покрывали платком и шапочкой, напоминающей «таблетку».

Сообщение Беляковой Ксении и Тараник Жанны Цыгане

Вопреки убеждениям, только 1% цыган, проживающих на территории России продолжают жить кочевой жизнью. Большинство представителей народа давно осели и нашли постоянное место жительства. Именно поэтому нельзя говорить о равномерности уклада в общинах, ведь с годами кочевники перенимали традиции той земли, в которой находили пристанище.

Однако это чуть ли не единственный народ, сохранивший при таком разобщении язык, нравственные и моральные каноны, а также видимые атрибуты культуры: одежду, украшения, эталоны красоты. Традиционно цыгане живут большими семьями в общем доме, иногда в маленьких, но недалеко друг от друга, пососедству, образовывая таким образом этническое поселение.

Так как исторически это выходцы из Индии и многие до сих пор даже понимают хинди, у них также сохранилось деление на «касты» по финансовому статусу. Получить его за деньги, однако, нельзя. Улучшить свое положение можно только путем получения доверия и уважения. Главой клана выступает совет старейшин, который берет на себя обязанности распорядителя, бытового судьи, советника. В семьях прислушиваются к старшим поколениям, перенимая жизненный опыт и домашний устав.

Для женщин обязательным является ношение юбок в пол, а относительно короткие разрешается надевать только маленьким девочкам. Но носить их долго им и самим не хочется, так как длина считается признаком взросления. А чем больше украшений будет у молодой жены, тем сильнее любит ее муж и его семья — так принято считать у цыган.

Существует поверье, связанное с фартуками, которые входят в традиционный наряд: все, над чем ступит нога замужней или взрослой женщины, считается нечистым или оскверненным. Даже обувь и элементы одежды ниже пояса попадают под это правило.

Ромы носят длинные волосы. Девушки в быту заплетают их в косы и собирают в виде гульки, прячут под платок, но при любой возможности стараются показать всем красоту длинных черных локоном. Мужчины также придерживаются этих канонов. Относительно усов и бороды четких указаний никогда не было, все зависело от эпохи и места расположения табора. По природе слабых и коротких причесок у цыган быть не могло, волосы росли густо с малых лет.

Короткие стрижки являлись свидетельством осквернения, то есть временного отлучения от клана, изгнания, отрешения. Такое наказание надлежало получить только за существенный проступок, но надежда на возвращение оставалась, так как и волосы отрастали. Для девушки же такая прическа считалась страшным позором. Даже в современном мире помнят об этом написанном правиле, считая короткую стрижку «невезучей».

Как говорилось ранее, в одном сооружении живет много семей — родители, сыновья с невестками, их дети, нередко и внуки. Для такой толпы должно хватать места всем, так как цыгане не привыкли чувствовать себя в чем-то ущемленными. Поэтому и дома строят на славу — в несколько этажей, с большими окнами, с длинными галереями или колоннами. Интересно, что порой вдохновением для возведения становятся известные архитектурные памятники — их силуэт можно проследить в фасаде.

Украшают сооружение фундаментально — большими статуями, коваными изделиями, позолоченными элементами. Здесь не тратят время и финансы на мелкие детали — роскошь и изобилие должно быть видно издалека, а покраска ежегодно будет слазить или бледнеть. Видимо поэтому часто такие дома выглядят недостроенными, хотя они уже давно обжиты. Но это лучше для цыганской души, чем жить в квартирной «коробке».