Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»
Сценарий воспитательного мероприятия
«Дети – Герои Великой Отечественной войны
1941-1945 г.г.»

Луганск 2018
Актуальность
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Добро, истина и красота постепенно отодвигались на периферию жизни. В результате кризиса социальных институтов культурной преемственности существенно деформирована система духовного воспитания подрастающего поколения.
Многочисленные социологические опросы показывают, что школьники не могут вспомнить, когда началась Великая Отечественная война, назвать имена великих полководцев, имена героев Великой Отечественной войны, расшифровать аббревиатуру СССР и т. д.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех страшных военных лет, поэтому сегодня так важно собрать и сохранить каждое воспоминание, каждый документ грозного периода. Военную историю своих семей ветераны рассказывают детям и внукам, чтобы они знали, помнили, гордились погибшими и живыми, победившими в этой войне. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и изменить отношение к истории своей страны и способствовать формированию не только отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, а также развить стремление оказывать им помощь.
Наиболее ценный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки и мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.
Цель:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих близких и родственников, показать вклад детей в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
2. Сохранение памяти о подвиге детей в ВОВ.
Задачи:
1. Познакомить с героическими подвигами детей во время ВОВ о горе, которое принесла в семьи война.
2. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны и труда, к пожилым людям.
3. Воспитывать чувство гордости к традициям своего народа.
Форма проведения мероприятия: воспитательное мероприятие.
Участники мероприятия: учащиеся колледжа.
Место проведения: актовый зал колледжа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, микрофоны.
Предварительная работа: подбор выступающих, распределение информационного материала и стихов, подбор аудио и видео материалов, проведение репетиции, подготовка материала для оформления зала.
Авторы: Петрова Т.Н., Правдюк С.А., Гатина Р.Г., Лелявин А.В., Радионова В.В.
Ход мероприятия
Слайд 1.
Ведущий 1.
Последнее что я помню - это грохот взрыва и крик... леденящий душу, крик мамы «Доченька! До-чень-ка!!!», а потом - вспышка яркого света... и темнота. Когда я открыла глаза (или не открыла? Не помню), то увидела перед собой лицо брата. Я очень удивилась, потому, что четыре дня назад, мы получили похоронку. Мама тогда еще долго плакала и прижимала меня к груди, приговаривая «вот и остались мы, одни-оденешеньки, на целом свете... ни Володеньки, ни папы больше нет...».
- Володя, а разве ты не умер?
- Сестренка, я...
Но я не дала ему договорить. Мое детское сердце переполнили чувства...
- Мама! Мама, Володька жив!!! Володя, побежали, мама обрадуется... Володя, ну чего ты стоишь? Пошли скорее!
И тут я увидела маму и бросилась ей на встречу: «Мама, Володька жив!».
Я хотела ее обнять, но тут случилось что-то не понятное... я будто прошла сквозь нее... Мама шла дальше по дороге, а я смотрела ей вслед и плакала... я не могла ничего понять.
- Володя, а почему меня мама не видит?
- Катюша, сестренка, наша мама нас больше не увидит, потому что мы... мы умерли.
- Володя, как же так?! Почему?!
- Катенька, я убит, во время атаки, осколком мины. Ты - почти также.
Слова я слышала, как сквозь вату... тем временем, мама уже возвращалась обратно. У порога она встретила нашу соседку, тетю Нину.
- Ниночка, нет больше моей доченьки, Катеньки моей нет. И Володьки тоже нет. Пусть будет проклята война!!!
Надвигалось что-то черное и жуткое, оно расползалось во все стороны и, казалось, хотело поглотить все вокруг.
- Володя, а что это там?
-Это, Катенька, война! Страшная и беспощадная. Но нам с тобой ее уже нечего бояться.
- Бедная... Бедная наша мамочка! Ты осталась совсем одна. Как же ты будешь жить без нас?
Видеоролик «Дети войны»
Ведущий 1: Великая Отечественная война …
У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры — деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов — их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше нас с вами. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.
Ведущий 2: Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и бомбежек.
Как тосковали, когда наступило 1 сентября 1941 года, и не нужно было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получили раньше, чем паспорта.
Ведущий 3:
Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими…
Ведущий 1: В этой подборке лишь некоторые истории детей, которые гибли на линии фронта за собственную страну детей, которые совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было задуматься детей, которых война лишила детства, но не силы духа.
Слайд 2.
Ведущий 2: Голиков Леонид Александрович (1926-1943) 
Юный герой-партизан. Бригадный разведчик 67 отряда четвертой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.
Всегo им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Отличился в боях у деревень Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
13 августа 1942 г., возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалеку от деревни Варницы подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза.
24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза посмертно.
Слайд 2.
Ведущий 1: Портнова Зинаида Мартыновна (Зина) (1926-1944)
Юная партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители» (Витебская область).
Война застала ленинградку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед. В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.
В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, в деревне Мостище Зина была выдана предателем фашистам и задержали как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ногу. Началась череда зверских пыток. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
На последнем допросе в тюрьме гестапо в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши. Отважная юная партизанка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Ранним утром в январе 1944 года искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецким бомбами. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.
Слайд 3.
Ведущий 2: Марат Казей (1929-1944)
Партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1965, посмертно). С 1942 г. разведчик партизанского отряда (Минская область).
В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адриадной Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать - девочка отморозила себе обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения, их пришлось ампутировать. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю, чтобы мстить за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину.
Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
В мае 1944 года уже во всю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было это увидеть. Марат погиб в бою.
11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили гитлеровцы. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни. За мужество и отвагу пятнадцатилетний Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Слайд 4.
Ведущий 3: Котик Валентин Александрович (1930—1944)
Юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). С 1942 г. — связной подпольной организации в г. Шепетовка, разведчик партизанского отряда (Хмельницкая область, Украина).
Валя родился 11 февраля 1930 г. в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Обыкновенный мальчишка, которого только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Погиб Валя как герой в одном из неравных боев с фашистами.
Слайд 6.
Ведущий 1: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
Дети могут гордиться тем, что отстояли Ленинград вместе со взрослыми. Когда началась блокада, в Ленинграде оставалось 400 000 детей. Слайд 9
Блокадные мальчишки и девчонки занимались расчисткой чердаков, тушили пожары, ухаживали за ранеными, работали на заводах и фабриках. Тысячи юных ленинградцев были награждены медалями «За оборону Ленинграда»
Видео фильм «Бомбежка Ленинграда»
Ведущий 2: 27 января - день освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Этот день был и будет священным днём в истории России. Это особая дата для каждого. Это Ленинградский День Победы. 27 января 1944 года закрылась одна из самых драматических и героических страниц Великой Отечественной войны. По плану гитлеровского командования, Ленинград должен был сравняться с землёй и исчезнуть с карты мира. Оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
900 долгих дней и ночей, превозмогая голод и холод, защищали ленинградцы свой родной город. В памяти ленинградцев навсегда останутся 125 граммов хлеба – норма суточного пайка в страшном ноябре 1941 года, первый обоз с мукой, идущий по «Дороге жизни», ожесточённые сражения на подступах к городу и праздничный салют в освобождённом городе.
Тогда, погибло более миллиона человек, из них только три процента погибло от бомбёжек и артобстрелов, остальные умерли от голода.
ПОДВИГ ТАНИ САВИЧЕВОЙ
Слайд 7.

Ведущий 3: На момент объявления войны вся большая и сплоченная семья Савичевых проживала в Ленинграде. Лето 1941 года они собирались провести в деревне под Гдовом, но уехать успел только брат Тани Михаил. Неожиданно начавшаяся война помешала планам семейства, все члены которого сразу же начали помогать армии: мать-белошвейка шила обмундирование, Лека работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы, а Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Ровно 70 лет назад от тяжелой болезни скончалась 14-летняя Таня Савичева. От нее нам остался дневник, который девочка вела в блокадном Ленинграде. Сейчас дневник Тани находится в Музее истории Ленинграда в Санкт-Петербурге. Его копия выставлена в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч горожан, погибших во время 900-дневной фашистской блокады.
Ведущий 1: Старшая сестра Тани Нина однажды не вернулась с работы.
Родные посчитали, что она погибла. Однако на самом деле она была
эвакуирована вместе со своим предприятием через Ладожское озеро
на «Большую землю». Дневник, а вернее записную книжку, Таня получила
в наследство от Нины. С одной стороны он был исписан замечаниями Нины к
своей работе, а с другой стороны Таня начала вести дневник. Первая запись в нем
появилась 28 декабря 1941 году: Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г.
Сестра погибла в своей квартире на Моховой улице. Так как она работала целый день на
заводе, до которого добираться было нужно по огромным сугробам, она оказалась
слишком истощена и погибла.
Слайд 8. Менее чем через месяц в дневнике появилась новая запись. Она гласила, что из жизни ушла Танина бабушка Евдокия. Ей требовалась срочная госпитализация из-за алиментарной дистрофии, но отважная женщина понимала, что городские больницы и так переполнены ранеными солдатами, поэтому отказалась от реабилитации. Следующими на долгое время покинули семью Нина и Миша. В последствии именно Нина найдет свою записную книжку с дневником Тани у дальней родственницы. Однако исчезновение брата и сестры Таня не стала заносить в дневник
Слайд 9. В марте скончался Лёка. Он тоже погиб от дистрофии. В книге «История Адмиралтейского завода», на котором он работал, есть фото Леонида, а под ним надпись: «Леонид Савичев работал очень старательно, ни разу не опоздал на смену, хотя был истощён. Но однажды он на завод не пришел. А через два дня в цех сообщили, что Савичев умер.
Слайд 10. Менее чем через месяц в дневнике появилась новая запись. На этот раз Тане пришлось занести дату смерти дяди Васи. Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г
Слайд 11. Потом одна за другой появляется записи о смерти сначала дяди Леши, а потом и матери семейства Марии Игнатьевны. Первый погиб 10 мая. Спустя три дня не стало и Марии.
Записывая это в дневник, Таня пропускает слова «умер».
Слайд 12.
Вскоре на буквах «С», «У» и «О» появляется последняя запись, сделанная детской рукой:
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
Слайд 13.
Вскоре Таня была эвакуирована вместе с другими детьми блокадного Ленинграда. В августе 1942 года эшелон с детьми прибыл в поселок Шатки. Девочка попала в детский дом № 48. Она единственная из прибывших детей оказалась больна. Скончалась девочка в 1944 году 1 июля. Но ее дневник остался в память будущим поколениям, как напоминание об ужасах жизни в блокадном Ленинграде и зверствах нацистского режима.
Ведущий 2:
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ведущий 3: «…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах – испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда».
Это слова ветерана, участвовавшего в освобождении Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного количества детей в концентрационных лагерях.
Видеоролик «Концентрационный лагерь Освенцим».
Ведущий 2: Только в Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких пленников. Многие дети погибли также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.
Слайд 14.
Ведущий 1:
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день умирали 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту - 6 детей,
Каждые 10 секунд – 1 ребенок.
Слайд 15.
Ведущий 2:
Да, никто не забыт, ничто не забыто.
Слава вам, храбрые, слава – бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
Слайд 16.
Ведущий 3: Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 38 лет.
Объявляется минута молчания…
Слайд 17.
Ведущий 2:
Да будет светлой жизнь детей!
Как светлый мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
Земле достаточно убитых!
Слайд 18.
Исполнение песни «День победы»
Слайд 19.
Ведущий 3: Скоро наступит великий праздник всего нашего народа – День Великой Победы.
Дорогие друзья, я надеюсь, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить заботой не только ветеранов войны и тыла, но и людей, чье детство пришлось на годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя светлого дня – Дня Победы!
Заключение
Таким образом, память о войне была и будет. Важно ее не подменять, не замалчивать, не утаивать. Ведь уходят уже последние реальные свидетели: и террора и войны, как тяжелого труда так и кровавой бойни. Оставленные ими в минувшие годы свидетельства – мемуары, художественные произведения, фильмы являются культурным багажом, главным образом, старших поколений. Без специальных усилий и инициатив (образовательных, медийных), поддерживаемых обществом и государством, это наследие культурной памяти включать в современный контекст не получается. Поэтому, например, молодежный зритель, который к тому же очень мало смотрит телевизор, из фильмов о войне, скорее всего, знает лишь ежегодно повторяющийся сериал о разведчике Штирлице, а из фильмов, посвященных репрессиям, вряд ли назовет хоть один. Что же касается современного осмысления войны, то такие примеры, конечно, есть – это и новое документальное кино, и художественные фильмы. Многие трудные темы освещаются в них по-новому, так, как это невозможно было себе представить в советские времена. И репрессии в армии во время войны (телевизионный фильм «Штрафбат» 2004), и освещающие трагическую атмосферу оккупации («Свои и чужие» 2004) и уничтожение евреев, в котором принимало участие и местное население, («Из ада в ад» 1996) и трагическая судьба немецких военнопленных («Последний поезд» 2003, «Полумгла» 2005)... и многие другие.. Опубликованы и сотни книг, заполняющих лакуны и белые пятна в истории войны. Теперь не требуется особых усилий, чтобы узнать и о реальных цифрах советских потерь, и о судьбах военнопленных и угнанных, о репрессиях в годы войны и о многом другом, что прежде было неизвестно или находилось под цензурным запретом. Однако это все это, к сожалению, мало влияет на упрощенный и мифологический образ войны-победы, прочно поселившийся в массовом сознании. Тем более, что с конца 90-е х годов война стала излюбленным источником сюжетов для бесконечных телесериалов, сделанных в жанре гламурных боевиков, наполненных весьма примитивным героико-патриотическим содержанием и не имеющих ничего общего хоть с каким-то подобием реальной войны.