Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника
Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Считаю, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно - игровой деятельностью на уроках.
Учебные задания реализуют лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на дальнейшем усвоение учебного материала.
Возможны ли счастливые лица на обычных уроках? Конечно, да.
Важным условием активизации познавательной деятельности младшего школьника, развитие их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра. Спросите детей – любят ли они сказки и игры? Все ответят – да.
Игра для младших школьников – это частица их жизни и, причем очень значимая, т.к. ведущей ролью в дошкольный период является игра. Игра на уроке вызывает у детей радость, внимание и интерес.
Известный математик А. И. Маркушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на играх, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря игре ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя игру, не только воображение, но и первые навыки критического мышления.
Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной.
На уроках обучения грамоте в 1 классе я раздавала такие рисунки, где дети должны догадаться, на что похожа буква, т.к. ассоциативно материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву; готовим ребусы, которые получают дети в “волшебном” конверте. По следующим картинкам дети выделяют звук, который встречается во всех предложенных им словах. Что касается исправления “ошибок” учителям или сказочного героя, то на уроке обучения грамоте или чтения, читаем отрывок текста, изменяя некоторые слова. Дети должны исправить их, учитывая смысл всего отрывка. На уроках математики использую “Числа, бегущие навстречу друг другу”,
“Математическая эстафета”, “Молчанка”, по теме “Состав числа 5” “Подарки Петрушки”, при изучении темы состав числа 10 игра “Украсим ёлку игрушками”, игра « Веселый счет».
На уроках окружающего мира провожу игры – путешествия, игры – экскурсии, которые способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязь в природе. Примерами таких игр могут быть: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие на родину комнатных растений”, “Путешествие по нашему организму”, “Путешествие в лиственный и хвойный лес” и т.д.
На уроках русского языка использую такие дидактические игры: «Отгадаем знаки», «Кто больше придумает», «Угадай!», «Веселый мяч» и другие.
Неизменный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, связанные с профессией, в которых ребенок действует как взрослый. В зависимости от ситуации это могут быть индивидуальные и коллективные игры. Например, “Я – учитель”, “Я – почтальон”, “Мы – путешественники”,
“Мы – строители”.
В итоге результаты работы хорошие. Многие учащиеся безошибочно и осознано читают, каллиграфически правильно пишут, свободно общаются друг с другом, высказывают собственные мысли.
На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение,
а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности.
2